Ленар Габдурахманов: «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас отмечено снижение числа ДТП на 10 фактов, но при это отмечается рост погибших детей на 5. Не смотря на то, что есть определенные снижения, ситуация очень сложная» Ленар Габдурахманов: «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас отмечено снижение числа ДТП на 10 фактов, но при этом отмечается рост погибших детей на пять. Несмотря на то что есть определенные снижения, ситуация очень сложная»

С начала года на дорогах погибло на пять детей больше: «Стоимость детского кресла — 3 тысячи, это не повод экономить»

По итогам 9 месяцев 2021 года Татарстан достиг лучшего результата в ПФО по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», начал сегодня с хороших новостей свой брифинг начальник ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. Показатель «социального риска» (число погибших на дорогах на 100 тыс. населения) в республике равен 6,67. В сравнением с аналогичным периодом прошлого года, по данным на 28 октября, число ДТП снизилось на 429 происшествий. На дорогах республики погибли на 16 человек меньше, на 489 человек было меньше раненых.

Один из самых больных для инспекции вопросов — наезд на пешеходов. Проблема на теряет актуальности, заметил Габдурахманов, четверть всех происшествий приходится на эту категорию ДТП. Основная доля погибших — наезд на людей вне пешеходных переходов. За 9 месяцев в Татарстане в результате 378 случаев наездов погибли 42 пешехода, 341 был ранен. «Основная причина таких ДТП — переход дороги в не предусмотренном для этого месте и нахождение на проезжей части без цели перехода», — заметил начальник инспекции. При этом в темное время суток происходит бо́льшая часть ДТП — 233 случая наезда, в которых погибли 37 пешеходов, ранены 188 человек.

В 2021 году было пресечено более 49 тыс. таких нарушений. Помимо надзорных мер, инспекция движется по пути установки ограждений перед проезжей частью и высадки кустарников. Еще один способ снизить число подобных ДТП — разделение транспортных и пешеходных потоков через строительство переходов разных уровней. В пример Габдурахманов привел 1043-й км автодороги Москва – Уфа, который находится в черте Набережных Челнов. «Он был местом концентрации ДТП — с одной стороны садоводческие объединения и сады, а с другой — автобусная остановка, — объяснил он. — На следующей неделе ожидается открытие пешеходного перехода, что повысит безопасность на этом участке».

Увы, не радует статистика детской смертности. С начала года зарегистрировано 344 ДТП, в которых погибли 11 детей и 370 получили ранения. «По сравнению с аналогичным периодом 2020-го у нас отмечено снижение числа ДТП на 10 фактов, но при это отмечается рост погибших детей на пять. Несмотря на то что есть определенные снижения, ситуация очень сложная», — констатировал Габдурахманов.

Каждое второе ДТП с пострадавшими детьми произошло, когда они находились на пассажирском сиденье. Более половины ДТП с погибшими детьми произошло по вине водителей, перевозивших их с грубыми нарушениями ПДД, среди которых выезды на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора и т. д. Кроме того, в 6 случаях водитель был нетрезв.

«Имел место вопиющий случай, когда в Альметьевском районе 29 июня нетрезвый водитель, лишенный прав, перевозил ребенка без детского устройства. В салоне автомобиля LADA находился двухлетний пассажир, который, к сожалению, от полученных травм скончался на месте», — рассказал Габдурахманов. В 12 ДТП машины не были оборудованы детскими креслами. Трое детей в итоге погибли и 10 пострадали. Причем были случаи, когда специальные кресла у водителей имелись в машине, но они их не использовали. 24 января в Тукаевском районе произошла такая авария, двухмесячный ребенок погиб. «Я призываю водителей со всей серьезностью отнестись к безопасности собственных детей! Штраф за отсутствие детского кресла составляет 3 тысячи рублей. Это стоимость одного такого устройства. Это не тот случай, чтобы экономить», — сказал Габдурахманов. За год в Татарстане было выявлено почти 13 тыс. нарушений правил перевозки детей.

Больше половины ДТП с погибшими детьми произошло по вине водителей, которые перевозили их с грубыми нарушениями ПДД, среди которых выезды на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора и так далее Более половины ДТП с погибшими детьми произошло по вине водителей, перевозивших их с грубыми нарушениями ПДД, среди которых выезды на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора и т. д.

«Во все времена будут те, кто считает, что нарушать ПДД — это модно»

Глава дорожной инспекции напомнил, что ГИБДД постоянно мониторит соцсети, где публикуют различные фото и видео нарушений ПДД. При выявлении таких случаев сотрудники ведомства проводят проверку, после чего решается вопрос о привлечении водителя к ответственности. В этом году благодаря соцсетям штрафов было выписано на сумму более 350 тыс. рублей.

«Медиаконтент делится условно на две категории. Первая — это когда водители сами публикуют свои нарушения, так называемый хайп. Данная категория характеризуется роликами, когда водитель перевозит пассажиров на крыше, в багажнике или высунувшимися из окна автомобиля. В зимний период они буксируют любителей покататься на сноубордах и лыжах. Вторая категория — это когда неравнодушные граждане публикуют нарушения водителей», — пояснил Габдурахманов.

Первых примеров хватает. Напомним, в декабре 2018 года татарстанский блогер Булат Закиров, известный как Болт, прокатился на сноуборде по Кремлевской дамбе, зацепившись тросом за машину. А летом этого года он вышел на сапборде на проезжую часть площади Тысячелетия. Видеоролики в обоих случаях стали поводом для ГИБДД выписать экстремалу административный протокол.

Есть и другие примеры — в соцсетях сейчас создаются отдельные паблики, посвященные выявлению нарушителей. За прошлую неделю, изучая материалы одного из них, инспекторы привлекли к ответственности 16 автомобилистов. «Во все времена будут те, кто считает, что нарушать ПДД — это модно. Но, как мы выясняем, сейчас девиз отдельных пабликов — это нулевая терпимость к нарушителям», — рассказал Габдурахманов.

По его словам, таких аккаунтов становится все больше. «В моем понимании, у нас 99 процентов граждан сознательные. Но есть 1 процент, который нарушает и подобным хвастается. Это даже больше ради того, чтобы на них лишний раз посмотрели. Любой нарушитель ПДД, кроме негатива, ничего не вызывает. Понимание общества к нетерпимости к нарушителям становится все больше и больше», — добавил начальник ГИБДД.

Всего в Татарстане произошло 13 ДТП с самокатами, в которых один человек погиб, 14 пострадало Всего в Татарстане произошло 13 ДТП с самокатами, в которых один человек погиб, 14 пострадали

Среднюю скорость поставили на паузу, а камеры на ремни настраивают на интернет-зависимых

Первый вопрос от журналистов касался прекращения взимания штрафов по принципу средней скорости — за превышение скоростного режима, которое фиксируется на участке дороги между двумя камерами. «Мы приостановили выявление средней скорости на протяженных участках дорог, — признал Габдурахманов. — Но этот вопрос (практика штрафов за нарушение средней скоростиприм. ред.) в ближайшее время будет рассмотрен, и по результатам мы примем решение, выносить или не выносить [штрафы]. Пока временно приостановили, но техническая возможность осталась такая же, поэтому станем ждать решения». Напомним, сообщения о том, что ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение средней скорости во всех регионах страны, появились в сентябре 2021-го. Ряд субъектов отменил данную практику еще в начале этого года.

Как принятые исполкомом Казани и республиканской ГИБДД ограничения для кикшеринговых компаний сказались на числе ДТП с участием самокатов? В ответ на этот вопрос Габдурахманов напомнил статистику: всего в Татарстане произошло 13 ДТП с самокатами, в которых один человек погиб, 14 пострадали. «Но не все происшествия с участием самокатов — это ДТП, — заметил он. — Хочу напомнить, что лицо, управляющее электросамокатом мощностью до 0,25 киловатта, — это пешеход. Если два таких пешехода разгоняются и врезаются друг в друга — это не ДТП. Но мы знаем, насколько самокаты опасны. Летом при взаимодействии с минздравом мы ежедневно фиксировали обращения — кто-то падал с самоката, на кого-то наезжали».

Габдурахманов подчеркнул, что в снижении рисков микромобильного транспорта заинтересованы и сами прокатчики. «У кикшеринговых организаций есть своя служба безопасности, которая выявляет нарушителей и привлекает их к ответственности в виде штрафов, — добавил он. — Но, чтобы самокат идентифицировать, нужен номер. И мы со следующего года увидим их на самокатах».

Плохие новости для любителей позависать в телефоне за рулем. «БИЗНЕС Online» уже сообщал о том, что в Татарстане устанавливают камеры для выявления водителей и пассажиров, которые не пристегиваются ремнями безопасности. Начальник дорожной инспекции напомнил, что до конца этого года в республике установят еще 125 камер с той же способностью. Однако их функционал будет шире — руководство ГИБДД РТ научит их выявлять интернет-зависимых водителей. Госавтоинспекция Москвы с прошлого года использует эту практику, а теперь ее готовятся внедрить и в РТ.

«Число правонарушений, выявленных по статье 12.36.1. КоАП РФ, растет» — заявил Габдурахманов. Отметим, максимальное наказание за нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства — 1,5 тыс. рублей. «Мы помним трагический случай, когда во время прямой трансляции в Зеленодольском районе девушка попала в ДТП, — заметил начальник ГИБДД. — При определенных ДТП, когда человек совершает опрокидывание или вылетает на встречку, мы проверяем телефон, и часто оказывается, что именно в это время водитель был в соцсетях или кому-то звонил».

Новые камеры будут настроены именно на активное использование смартфонов за рулем. Ожидается, что в следующем году устройства начнут фиксировать этот тип нарушений. «Мы активно работаем над тем, чтобы тех, кто при управлении автомобилем использует телефон не так, как положено, автоматом привлекать. Это очень серьезная проблема. Чем дальше мы идем, тем больше понимаем, что зависимость от телефонов становится все больше и больше, сейчас уже многие телевизор не смотрят, вполне достаточно телефона, там вся жизнь. Будем отрабатывать», — пообещал Габдурахманови призвал высылать в ГИБДД информацию о водителях, пользующихся телефоном за рулем, для привлечения их к ответственности.