Газета «БИЗНЕС Online» дает читателям возможность ознакомиться с образцом объективной западной журналистики в переводе ИноСМИ. Заметим в скобках, что переводчики российского портала смягчили заголовок, написав «Казань протестует против фальсификаций выборов и московской власти» вместо более точного «Антипутинские протесты и возрождение национализма в Татарстане».

«Лесник Геннадий, который следит за просеками в лесах Республики Татарстан, многое повидал на своем веку. Но сейчас и он не может скрыть удивления: «То, что Казань взбунтовалась против Путина, очень странно. Обычно митинги - это в Москве, а не у нас. Сейчас нет таких волнений, как в конце СССР, но ситуация становится серьезной. Что вообще значит заменить Путина демократическим правительством? Закончить, как Европа с рухнувшей валютой и притоком иммигрантов? Спасибо, не надо».

Тем не менее, не все в Казани (900 километров на восток от Москвы) разделяют его опасения. С момента оглашения результатов парламентских выборов, на которых одержала спорную победу партия Владимира Путина «Единая Россия», несколько сот человек время от времени собираются недалеко от местной копии Кремля (так в тексте - прим. ред.), которая возвышается над татарской столицей (1,2 миллиона жителей). Новое собрание намечено на пятницу. «80% протестующих - молодежь. Они настроены очень решительно и не боятся, что их задержит полиция», - заявил AFP несколько дней назад один из лидеров местного движения Рамиль Хайруллин.

Даже восемнадцатиградусный мороз не способен охладить накал страстей. «С нас хватит компромиссов, - уверен 29-летний Валерий, студент и будущий IT-специалист. - Пусть проваливают. Все деньги держит в руках элита Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь мы их не видим. За исключением трех чистых улиц в центре города все дороги разваливаются. Кое-где нет люков, а домам нужен ремонт. Москва не способна должным образом управлять регионами».

Хотя централизация власти и кооптация богатств являются важными аргументами, в нынешней мятежной атмосфере наблюдается и другое явление: подъем татарского национализма. Последние несколько лет это течение, которое поддерживают видные местные деятели, выступает за отказ от кириллицы и возвращение к латинскому алфавиту татарского языка. Если Борис Ельцин смотрел на все это сквозь пальцы, Владимир Путин неоднократно заявлял о своем несогласии. В частности он опасается, что рост политической и культурной автономии региона может способствовать распространению салафизма, как это было в случае Дагестана.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что небольшие группы таких активистов участвуют в организации протестов против нарушений на выборах, чтобы затем использовать их в своих целях. Так, 41-летняя Юлия входит в число тех татар, которые из чувства гордости отказываются говорить по-русски: «Московские власти у нас все украли. Наше самосознание, независимость, самобытность, язык. Пришло время вернуть их обратно». Но, чтобы услышать лозунги на татарском, придется еще немного подождать…»

Отметим, что это не первый за последнее время случай интереса западной прессы к межнациональному миру в республике. В июле прошлого года в Süddeutsche Zeitung («Южногерманская газета», считается газетой №1 в Германии) вышла статья «Казанский мир» с подзаголовком «В Татарстане мирно живут вместе христиане и мусульмане. Однако недоверчивое правительство в далекой Москве повсюду видит экстремизм».

В статье столицу Татарстана справедливо называют «бастионом толерантности», однако «все это не уменьшает опасений российских властей относительно того, что протесты – даже экстремистского характера – могут возникнуть, и в конце концов ситуация может оказаться неуправляемой».

Далее приводится пример: «Наиль Наби стал жертвой этих опасений, говорит он сам. Наби – молодой человек, который вышел из тюрьмы всего несколько часов назад, и теперь он с трудом сдерживает свой гнев. Милиция отобрала у него флаги и плакаты, с помощью которых он выступал в поддержку татарского языка и протестовал против закрытия татарских школ. Его держали в заключении три дня. Этого было достаточно для того, чтобы не дать ему возможности принять участие в митинге против президента Дмитрия Медведева, который как раз в тот момент посещал Казань».

Что касается Liberation, то это тоже далеко не последнее СМИ во Франции. Издание, основанное Жан-Поль Сартром, входит в число пяти наиболее влиятельных национальных газет. До вчерашнего дня Татарстан упоминался в нем лишь дважды.

Во-первых, 10 декабря в статье «Россия: антипутинские протесты захватывают провинцию». В отличие от других городов, издание не приводит никаких цифр по числу митинговавших в Казани, зато цитирует сразу двух митингующих в передаче агентства France-Presse (оказывается, и его представители пришли в тот день на пл. Свободы).

Во-вторых, в сентябре вышла статья «Европейский футбол встает на востоке». Главную причину благополучия «Рубина» газета находит в том, что президентом клуба является Александр Гусев, который, «как и Владимир Путин, из КГБ», и вообще является одним из самых богатых и влиятельных людей в Татарстане. На фоне таких сведений совсем простительным выглядит тот факт, что на момент публикации Гусев уже две недели не занимал пост президента «Рубина», уступив его Дмитрию Самаренкину.