Рамис Гилметдинов:  «У меня изначально цель была другой. Я опять же хотел набить руку на монтаже, научиться классно монтировать видео. Даже не думал, что блогеры размещают рекламу и за нее могут платить» Рамис Гилметдинов:  «У меня изначально цель была другой. Я опять же хотел набить руку на монтаже, научиться классно монтировать видео. Даже не думал, что блогеры размещают рекламу и за нее могут платить» Фото: Олег Спиридонов

«Я подумал: «Ну ладно, стану блогером пока. Нормально, никто не обижает, никто не бьет»

— Рамис, я знаю, чтобы вы служили в ВДВ. И как же так получилось, что затем вас затянуло на темную сторону силы и вы примкнули к рядам вайнеров?

— Все началось в 2014 году. Я тогда только-только начал заниматься монтажом, даже снял, назовем его так, минифильм, который, правда, так и не увидел свет. Все-таки это было самое мое начало, и лента получилась такой дешевой (я имею в виду качество монтажа). Но пока над ним работал, очень полюбил процесс монтирования, съемок.

Если помните, блогеров особо тогда не существовало. Был YouTube, «Инстаграм» вообще выступал как платформа для еды, никаких вайнов. Но были в моде большие 20-минутные ролики. А дело в том, что я такой человек, который ждет пинка под зад, просто так не возьмусь ни за что. В итоге этим пинком стали мои друзья. Я тогда еще чисто для них снимал смешные видео в несколько секунд, отправлял им, развлекал. В итоге они мне сказали: «Рамис, у тебя много роликов, соедини их в один и выложи на YouTube». Я ответил: «Окей, давай попробую». Но с YouTube у меня не получилось, он очень сложный в плане регистрации, нужно было чуть ли не паспортные данные вводить и так далее. То есть я мог заливать видео туда, были просмотры — 5–10 тысяч (на тот момент это было большой цифрой для меня), — а вот подписчиков еле как за год-полтора набрал тысячу. 

Ну, а дальше появился «Инстаграм». Опять же подумал: «Ладно, зарегистрируюсь, посмотрю, что это». В 2017-м он вдруг становится сверхпопулярным у нас, люди активно начинают заливать туда вайны — короткие смешные видеоролики. И я решил, что лучше мне тусоваться в «Инстаграме». Кроме того, снимать 10-минутные ролики очень тяжело. Скажем, минутные видео я снимал по четыре часа, так как сам по себе дотошный, не люблю, когда что-то криво снято, со звуком не то, плохая склейка между кадрами и так далее. Лучше я пересниму и переделаю. В «Инстаграме» все технически проще и быстрее. Собственно, потому я его и полюбил. Хотя и там первое время было тяжело. Все-таки расположить аудиторию, чтобы они смотрели тебя, подписывались, очень непросто.    

— Вы решили, что татароязычный контент привлечет больше подписчиков?

— У меня изначально цель была другой. Я опять же хотел набить руку на монтаже, научиться классно монтировать видео. Даже не думал, что блогеры размещают рекламу и за нее могут платить. Я вообще дальше хотел устроиться видеоператором на свадьбы. Мой знакомый за одну свадьбу получал 20–25 тысяч рублей. А я работал грузчиком и получал столько за две недели.

И знаете, у меня не получилось (смеется). Пару заказов было, конечно, на день рождения даже позвали, но, как оказалось, очень много изначально нужно в этой работе вложиться в технику. Аппаратуры надо было тысяч на 200 рублей купить, плюс нужен был мощный компьютер, это еще тысяч 100. И это еще средняя сумма, люди по 500 тысяч вкладывали, какие-то нереальные объективы покупали и так далее. У меня столько денег не было.

Поэтому я подумал: «Ну ладно, стану блогером пока. Нормально, никто не обижает, никто не бьет». Тогда, конечно, не шло и речи о том, что я буду зарабатывать на этом.

В итоге я продолжил снимать рекламу для заказчиков просто в качестве оператора. Работал за копейки, но нарабатывал опыт, набивал руку.

Возвращаясь к вашему вопросу, о том, что татарский — мой родной язык. Я понимал, что, снимая вайны на русском, охват аудитории будет шире. Но для русскоязычной публики контента и так достаточно, куча блогеров работают для нее. Плюс пробиться сюда просто нереально. А татарская тематика мне ближе, я понимаю ее тонкости. Интереснее и легче с этим работать.

«Сейчас у меня 127 тысяч подписчиков. Хотя я, глядя опять же на Булата Браво, думал, что 60 тысяч подписчиков — это потолок. Но каждый раз я этот потолок пробиваю» «Сейчас у меня 127 тысяч подписчиков. Хотя я, глядя опять же на Булата Браво, думал, что 60 тысяч подписчиков — это потолок. Но каждый раз я этот потолок пробиваю» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Те же самые люди, что сидели в зале и улыбались тебе, потом говорят: «Ведущий — такое дерьмо»

— Сейчас много татарских блогеров, следите ними?

— Очень много. И с каждым днем становится все больше. Когда я начинал, их по пальцам можно было пересчитать. Человек 6–7. Сейчас многие из них этим не занимаются или сменили тематику. Скажем, мне нравился Булат Браво, но он после 60 тысяч подписчиков перешел на русскоязычную аудиторию и на другой формат работы.

У меня подписчики, несмотря на исключительно татарский контент, пусть не быстро, но расти продолжают. Сейчас у меня 127 тысяч подписчиков. Хотя я, глядя опять же на Булата Браво, думал, что 60 тысяч подписчиков — это потолок. Но каждый раз я этот потолок пробиваю (смеется).

Думаю, мне помогает смена жанра. У меня есть правило: раз в год-полтора менять жанр. Юмор ведь такой — кого-то один анекдот может конкретно пробить на «ха-ха», а у других от него фейспалм.

Знаете, я даже встречаю людей, пусть и редко, которые прямо так мне и говорят: «Раньше ты хорошо снимал, а сейчас я от тебя отписался». А есть наоборот, которые подписываются как раз из-за другого формата. Конечно, сложно угодить и тем и другим, но я стараюсь. 

— А часто вообще подходят? Все-таки Набережные Челны — город не слишком большой. Там легче быть узнаваемым?

— Сейчас начали, да. Здороваются, говорят: «Молодец, подписан на тебя», «Я тебя смотрю». С негативном не подходят, он весь в комментариях. Кстати, никнейм «Харизматищный татарин» придумали как раз мои подписчики. Многие писали: «Бывает, что несмешно, но ты с харизмой, вытягиваешь видео и от этого становится смешно». Постоянно говорили: «Харизматищный татарин». Я подумал: «Оставлю». Чтобы не писали постоянно это в директ, чтобы писали уже другие слова (смеется). 

— А на корпоративы, свадьбы, но уже в качестве приглашенной звезды или ведущего приглашают?

— Да. Какие только деньги не предлагали, но у меня нет опыта ведения мероприятий. Сцены-то я не боюсь, участвовал и в КВН, пел, танцевал, хоть и плохо получалось (смеется). Но тут главное — юмор. А вот ведущим на праздники, юбилеи — боюсь, отказываюсь. Плюс видел со стороны, как это все проходит… Набуханные гости, кто-то без настроения, а ведь это все надо держать под контролем, следить, чтобы все веселились, кривляться. А бывает, что те же самые люди, что сидели в зале, хлопали, улыбались тебе, потом за кулисами говорят: «Ведущий — такое дерьмо». Слишком много негатива, по-моему. Плюс, если что-то с первых минут пошло не так, вряд ли можно потом исправить.

— Ну какие суммы вам предлагали?

— Неплохие, точно их называть все-таки не буду. А вот соведущим — тысяч за 15 рублей, просто постоять рядом, помочь, — могу согласиться. Но основным — нет. Могу за 2–3 тысячи рублей прийти в качестве гостя на полчаса (смеется).

«Я 9 лет проработал грузчиком. Здоровье уже начало пропадать, сложная работа все-таки. Чтобы заработать 50–65 тысяч рублей в месяц, приходилось чуть ли не ночевать на работе иногда» «Я 9 лет проработал грузчиком. Здоровье уже начало пропадать, сложная работа все-таки. Чтобы заработать 50–65 тысяч рублей в месяц, приходилось чуть ли не ночевать на работе иногда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда люди узнавали, где я работаю, приезжали специально сфоткаться»

— Вы не так давно у себя на странице рассказывали, что уволились с работы и начальство некрасиво себя там повело, деньги не выплатило…   

— Да, я 9 лет проработал грузчиком. Здоровье уже начало пропадать, сложная работа все-таки. Чтобы заработать 50–65 тысяч рублей в месяц, приходилось чуть ли не ночевать на работе иногда. Деньги там так и не выплатили, кстати. По крайней мере пока.

Но я уже нашел новую работу, правда, о ней не рассказываю. Просто скажу, что это связно с автомобилями. Не говорю, потому что, когда люди узнавали, где я работаю, приезжали специально сфоткаться. Это не очень приятно, я же на работе, в грязной одежде, сам грязный, неопрятный…

— А зачем вам работать? «Инстаграм» не приносит того дохода, который бы позволил не ходить на работу пять дней в неделю?

— Дело не в этом. Я деревенский человек, и для меня деньги должны зарабатываться как-то осязаемо. Мне нужно физически работать, чтобы я их ценил. Те, что приходит из «Инстаграма», как будто легкие. Так считать неправильно, конечно, как уже сказал, на видео я трачу по четыре часа, но здесь больше работает мозг. Поэтому эти деньги не имеют для меня такой ценности, они быстро уходят: мебель купил, ипотеку заплатил и так далее. А те деньги, которые я заработал физическим трудом, более ценные для меня. Поэтому есть основная работа, а блогерство — это хобби.

— И сколько времени уходит на хобби?

— Как уже говорил, я слишком дотошный. Кто-то просто снял и выложил, а я сторисы переснимаю раз по 10, наверное. И никак не могу приучить себя относиться к этому проще. Другие блогеры в основном просто берут, нажимают красную кнопку, снимают сторис и сразу заливают его. Я же сначала снимаю на основную камеру, потом переснимаю, монтирую и только потом выкладываю.

Однажды раз 70 переснимал один и тот же ролик. Психовал, вышел прогулялся даже. То со звуком что-то не то — сосед мешает со своим перфоратором, то свет не тот — солнце слишком ярко или, наоборот, темно и так далее. В общем, много всего.

Но, возможно, это меня и выделяет. Многие блогеры ленятся после определенного уровня успеха и перестают стараться. Смотришь, думаешь: «Господи, ты же мог это переснять. Зачем ты это выложил?» Ругаю их у себя в голове.

«Люблю ностальгические ролики, высмеивать стереотипы, связанные с жизнью в деревне» «Люблю ностальгические ролики, высмеивать стереотипы, связанные с жизнью в деревне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Люблю ностальгические ролики, высмеивать стереотипы, связанные с жизнью в деревне»

— Как находите темы для вайнов? Наверняка же нужно снимать ролики на какие-то актуальные, злободневные темы?

— Да, исходя из ее актуальности, информационных поводов, происходящее вокруг тоже влияет. Я веду календарь того, какие у нас есть праздники и так далее, чтобы заранее подготовить актуальный ролик. Вообще стараюсь опережать события. Например, еще в прошлом году я снял ролик на эту осень, на случай ливней. Правда, их не было в этот раз (смеется). Зато видос откладывается на следующий год. Короче, на каждый сезон уже есть готовый ролик.

Люблю ностальгические ролики, высмеивать стереотипы, связанные с жизнью в деревне. У меня была шутка о деревенских банях. Это когда в доме живут три человека, а в бане мочалок штук 15. Наверное, это не так смешно читать, но мы не замечаем эти моменты, а они есть. Просто я их проговариваю, а люди потом такие: «Блин, это же реально так!»

Или видео о старой одежде, которую люди увозят в деревню. Не надо, зачем? Там есть что носить. Более того, в деревне люди даже круче и моднее одеваются порой, чем городские. Между прочим, ролик оказался довольно наболевшим, многие ругались, мол, почему так говоришь? Но это на самом деле так. После этого видео даже пару тысяч человек подписались на меня.

— А вообще часто бывает негатив?

— Конечно. Опять же сколько людей, столько и мнений. Не все ведь соглашаются с моим мнением. Скажем, на ролик о том, что в деревне нет времени отдыхать, что там всегда нужно работать, многие писали, что надо просто уметь это делать. Хотя я имел в виду лишь то, что деревня — это место, где всегда в целом не до отдыха. А мне писали: «Ты че, на улицу не выходишь? После бани, что ли, не отдыхаешь?» Душнилы короче, — так их называю. Сразу таких в бан отправляю, по 10–15 человек блокирую сразу.

Я даже блокирую тех, кто не меня оскорбляет, а в комментариях между собой ругается. Причем мои подписчики до такой степени стали мощными, что они сами отвечают на негативные комментарии, заступаются. Так накидываются на человека, что одни перья от него остаются. Хотя раньше сам ругался с такими, оправдывался.

Не хочу читать этих душнил, не желаю, чтобы они смотрели мой аккаунт. Такие люди негативную энергию распространяют не только на меня, но и на моих подписчиков. Поэтому за злобную подпись сразу закидываю в «блок».    

Кстати, другие блогеры меня ругают, мол, почему я по 15 человек в день блокирую, это же тоже люди, подписчики и дают просмотры, статистику. Но они о цифрах думают, а мне нужно, чтобы было атмосферно, как дома, уютно, если можно так сказать.

«Затем вышел Snapchat с масками, и у меня появилась серия «Талиповы» о семье. И вот это как раз был первый мощный поток подписчиков» «Затем вышел Snapchat с масками, и у меня появилась серия «Талиповы» о семье. И вот это как раз был первый мощный поток подписчиков» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Первый рост подписчиков начался после ролика, где я с автомобильным номером пробегаю мимо видеорегистратора»

— Когда начали расти подписчики?

— Это очень цикличный процесс, который зависит в том числе от жанра. Первый ощутимый рост начался после ролика «Матур штраф». Это видео, где я с номерным знаком автомобильным пробегаю мимо видеорегистратора… да, да, абсурдное видео. Суть тут в том, что, даже пробежав мимо него, мне приходит штраф. У меня была серия подобных видео: то на лошади пробегу, то еще как-то. Но потом активность утухла.

Затем вышел Snapchat (мобильное приложение обмена сообщениями с прикрепленными фото и видео — прим. ред.) с масками, и у меня появилась серия «Талиповы» о семье. И вот это как раз был первый мощный поток подписчиков. В «сериале» главные герои — муж-алкоголик и жена-тиран, которая обижает мужа. Это дало около 30 тысяч подписчиков. Следующий поток был, наверное, после «Авыл тормышы» («Деревенская жизнь»). Деревенский быт просто «уничтожил» все рейтинги. Они настолько выросли… Сейчас просмотры доходят до 200 тысяч. Кажется, это был ролик о молитве, чтобы завелась машина. В среднем один пост просматривают 70–80 тысяч людей.

— Что сейчас дает самые большие просмотры?

— По-прежнему «Авыл тормышы». Это близко всем, у всех нас деревенская душа, даже если мы родились в городе. В конце концов, большинство проводили время в деревне. И люди в этом видят тепло, пробуждаются воспоминания о бабушке, дедушке, о лете, проведенном там. Это такая ностальгия по деревне. Калоши, которые әби заставляла надевать, когда прошел дождь и так далее, помните? 

Кстати, если верить геолокации, есть подписчики из Германии, Франции. Это татары, которые давно там уже живут. Они и сами пишут, что смотрят меня, им нравится. Ну и, конечно, Татарстан, Башкортостан. Кстати, русских тоже очень много. Они даже часто просят снять что-то на русском или хотя бы выпускать ролики с субтитрами. Конечно, тогда на них будет уходить технически больше времени, но я к этому приду.

«Самый дорогой бартер был за подержанный 11-й iPhone»

— Как я поняла, серьезные деньги вам начали предлагать уже на довольно большом количестве подписчиков. 

— Серьезные деньги начались с 70 тысяч подписавшихся. Но тут есть свои тонкости. Некоторые рекламодатели смотрят именно на количество подписчиков, не обращая внимания на то, обновляется ли на странице контент, актуален ли этот блогер. То есть он может вообще годами не заливать новых видео, постов, а цифра подписчиков висит серьезная, например 300 тысяч. И ему все равно предложат рекламу. Это неправильно. На мой взгляд, активность блогера важнее. Есть такие, у которых аудитория всего 10–15 тысяч, но они очень хорошо зарабатывают, потому что активны, у них активное, живое обсуждение идет в комментариях, несколько постов в день, сторисы. При этом их публикации репостят в группы, паблики.

Грамотный рекламодатель это фиксируют. Он просматривает самые популярные паблики, изучает, каких блогеров больше репостят, какие набирают лайки, просмотры. И такому  предлагают рекламу.

У меня, кстати, первые три рекламы ушли в мусорку. Я тогда еще грузчиком работал и жестко поругался с рекламодателями. За первую мне предложили 1,5 тысячи рублей,  у меня тогда 15 тысяч или 20 тысяч подписчиков было. Я согласился для одной автомойки снять рекламу. Так хотел снять красивые ролики, потратил много часов, вышел за рамки бюджета даже, то есть своих денег потратил больше, чем эти 1,5 тысячи, заплатил актерам, этим, тем, друзьям заплатил 2 тысячи, чтобы они помогли. В итоге все отсняли, а рекламодатель сначала две недели денег не выплачивал, отмалчивался, а потом сказал, что нужно переснять. Я думаю: «Здравствуйте, чего мурыжил-то голову?». А ведь реклама получилась реально красивой, обо всем мы договорились. Оказался вот таким жадным. Я не оценил себя тогда. Надо было деньги взять заранее, быть наглее, грубее.

— Сейчас-то заранее деньги берете?

— (Смеется.) Да, но бывают такие торгаши, знаете… Не так давно тоже снимал видео и до такой степени у людей был подвешен язык, что я согласился взять деньги после. И опять пришлось переснять (смеется), так уболтали. Боюсь теперь даже с торгашами работать, как-то красиво они это делают. Блин, как они это сделали, я же уже наступал на эти грабли (смеется).

Кстати, самый дорогой бартер был за 11-й iPhone — подержанный, не переживайте… Мой друг ко мне как-то пришел и сказал, что есть фирма, которая бэушные телефоны продает, мол, попроси бартером рекламу. Я говорю: «Сам пиши». Сам стесняюсь у людей просить. Он так нагло взял и с моего телефона им написал: «Здравствуйте, я такой-то блогер, хочу у вас получить iPhone за рекламу». Минут 30 я, наверное, ходил краснел, потел… В итоге они ответили: «Давайте». Я такой: «Вуху!»

— Так сколько денег все-таки приносит «Инстаграм» сейчас?

— Не буду говорить, но на жизнь хватает.

«Равиль Гайнутдин мог прийти раз в месяц и провести открытое занятие»

— Семья как-то помогает вам с блогерством?

— Заниматься вайнами я стал еще до жены. Она даже не была на меня подписана, когда мы познакомились. Я спросил: «Почему ты на меня не подписана?» — и заставил это сделать (смеется). Вообще, я первый на нее подписался, а она так: «Ну ладно, давай и я на тебя». На самом деле, она не знала, чем я занимаюсь. А сейчас она, так скажем, главный менеджер моего аккаунта. Следит за тем, чтобы там было тихо, спокойно. Прежде чем залить видео, сначала показываю ей. Она смотрит, оценивает, если чуть-чуть хотя бы улыбнулась, значит, видео зайдет и войдет в топ. Если просто посмотрела и сказала: «М-м, смешно», — значит, это не стоит даже выкладывать. И я этого не делаю (смеется).

Кстати, ее я тоже склонил к блогерству, и сейчас у нее 15 тысяч подписчиков. Она в декрете, и ей тоже надо чем-то заниматься. За бартер, например, она ходит в парикмахерскую, ногти красит и так далее.

Мне легко с ней работать. Она единственная, кому я доверяю. Я ее научил всему, что касается моего аккаунта, от, а до я.  

— А если поклонницы напишут?

— Она знает, как ответить (смеется). Раньше писали, кстати, правда, сейчас уже нет такого. Я даже боялся немного, девушки же разные. Предлагали ли встретиться? Наверное, уже не знаю. Жена удаляет такие предложения (смеется).

— Вы ведь закончили Московский исламский университет и даже работали в мечети.  

— Да, все так. Я 7-й ребенок в семье, а всего нас 11. Родился в Актанышском районе, где отучился 9 классов, а потом переехал в Набережные Челны и доучился уже тут. Затем сам решил поступать в Московский исламский университет. Бабушка с дедушкой, родители мамы, были очень религиозными, читали намаз, и мне это тоже было интересно. Причем никто нас не заставлял, не навязывал, мы сами интересовались. Учеба в Москве тоже очень понравилась. Мы ведь изучали не только новый язык, религию и читали Коран. Мы изучали культуру, историю, толерантность, философию, а не только предметы, связанные с религией. К нам приезжали преподаватели из Турции, МГУ и так далее. Мне нравилось то, как там все общались между собой, отношение друг к другу. Равиль хазрат Гайнутдин, Дамир хазрат Мухаметдин могли прийти раз в месяц, провести открытое занятие, встречу. Я в то время у себя в деревне даже параллельно работал имамом. Потом в 2011-м меня забрали в армию, а затем учебу я уже забросил. По разным причинам.

— Так сильно повлияла на вас армия?

— Нет. Я действительно служил в ВДВ, в Омске. Знаю, есть стереотип, будто туда одних отморозков направляют, но это не так. Сам удивился, когда туда попал. Со мной служили такие приятные молодые ребята, умные, причем совершенно разных профессий. У кого-то был свой бизнес, какой-то завод.

Мне кажется, раньше, когда еще служили по два года, когда ребят из универа сразу закидывали туда и лупили, когда была дедовщина, не секрет, что у людей просто пропадало желание заниматься после армии чем-то, что хоть как-то относится к творчеству. Сейчас только год — и мальчишки не забывают то, что было в гражданской жизни. А раньше, да, оттуда возвращались уже вот эти, которые бутылку об голову били и в фонтанах купались, быдло. Нет сейчас такого. Нас вообще с первого дня учили, что те, кто прыгает в фонтаны, — дураки.