Автосалон «Делфо-Авто» в Казани, на ул. Беломорской, 69а, нашел нового хозяинаФото: Андрей Титов

Автосалон покупают Меджидовы

Как стало известно «БИЗНЕС Online», автосалон «Делфо-Авто» в Казани, на ул. Беломорской, 69а, нашел нового хозяина. Как сказано в документах ЕФРСБ, 10 октября на банкротных торгах его купила казанская компания ООО «Мегарус-М». Сумма сделки составила 158,2 млн рублей. В лот вошел имущественный комплекс из нескольких зданий общей площадью свыше 10 тыс. кв. м и земельного участка площадью 18,5 тыс. кв. м, а также машины и оборудование.

Изначально же, в апреле, имущественный комплекс выставлялся на продажу за 439 млн рублей. Т. е. в ходе торгов автосалон подешевел втрое.

Как следует из документации единого реестра сведений о банкротстве, «Мегарус-М» стал единственным желающим приобрести имущество «Делфо-Авто». Компания зарегистрирована в Казани в 2012 году и, согласно базе «Контур.Фокус», на 100% принадлежит Меджидову Рустаму Мамедали Оглы. Ранее собственником компании значился Меджидов Гафур Мамедали Оглы, который владеет ООО «Зорге молл». Эта компания выкупила обанкротившийся торговый комплекс «Олимп» в Казани, ранее принадлежавший семье известного бизнесмена и депутата Казгордумы Ильгиза Минкина. К слову, «Мегарус-М» и прописан по адресу «Олимпа» на Зорге, 66.

Как говорят наши источники на рынке недвижимости, семья Меджидовых — самостоятельный и опытный игрок в Казани, владеет торговыми объектами, стрит-ретейлом. Мы связались с «Мегарус-М» и запросили комментарий о судьбе купленного автосалона, но на момент публикации ответа нам не поступило.

В 2018 году ООО «Делфо-Авто» было признано банкротом, в его отношении ввели конкурсное производство. А автосалон на Беломорской попал в конкурсную массуФото: Андрей Титов

Закат автоимперии

Напомним, что автосалон «Делфо-Авто» на Беломорской — последний актив известного и влиятельного автодилера Айдара Гафурова. В начале 2000-х его бизнес включал в себя казанские салоны «Делфо-Авто» и «Делфо-Парк», специализировавшиеся на продаже автомобилей американской корпорации General Motors — прежде всего таких марок, как Opel и Chevrolet. Корпорация в 2015 году ушла из России. В 2015-м Гафуров  закрыл автосалон на улице Габдуллы Тукая, продав здание, и оставил второй автосалон — на Беломорской, в Авиастроительном районе.

Дальше автодилер терпел неприятности уже из-за кредитора. Казанский Рост-банк, которому «Делфо» был должен порядка 650 млн рублей, оказался под санацией Бинбанка. В июле 2018 года была завершена процедура присоединения Рост-банка к банку «Траст». Сам «Траст», в котором имелись счета ЮКОСа, обанкротился. Санатором выступила ФК «Открытие». Эта финансовая группа также разорилась и в 2017-м оказалась в собственности Банка России. И хотя к 2018 году Гафурову удалось погасить бо́льшую часть задолженности перед банком, выплатив из 650 млн порядка 500 млн, остатки кредитор ждать не захотел и подал на банкротство фирм «Делфо».

Тогда же, в 2018-м, ООО «Делфо-Авто» было признано банкротом, в его отношении ввели конкурсное производство. А автосалон на Беломорской попал в конкурсную массу. До последнего момента Гафуров боролся за свой бизнес, пытаясь закрыть долги и повернуть процедуру банкротства вспять. «Со сменой банков каждый раз приходили новые люди, и с ними нужно было начинать вести переговоры заново. С кем-то удавалось найти общий язык. К сожалению, с приходом „Траста“ переговоры зашли в тупик, банк требовал погашения задолженности немедленно», — рассказывал «БИЗНЕС Online» Гафуров.

В 2020 году ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана написала письмо в поддержку Гафурова председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. «Просим вас взять на личный контроль процедуру банкротства ООО „Делфо-Авто“, инициированную банком „Траст“, который всячески препятствует оздоровлению предприятия, хотя реальные возможности для этого есть. А продажа помещений и оборудования, находящегося в залоге у банка, незамедлительно приведет к остановке пяти действующих предприятий и потере 180 рабочих мест. К сожалению, законодательство о банкротстве на сегодняшний день не на стороне предпринимателей и работает им в ущерб», — говорилось в письме. Ассоциация просила на примере оздоровления «Делфо-Авто» выработать новый алгоритм банкротства, позволяющий сохранять бизнес, и закрепить его законодательно.

Но никакого спасения «Делфо-Авто» не последовало, и последний автосалон предприятия закономерно ушел на торги. Сам Гафуров продажу актива нам комментировать не стал.

Вячеслав Зубарев: «Мы в торгах не участвовали, значит, не нашли объекту применение. Хороший автосалон или плохой — спорить можно до посинения. Чтобы понимать бизнес-план по автосалону, нужно понимать, что в этом автосалоне нужно делать. Видимо, для наших целей он не подошел» Вячеслав Зубарев: «Мы в торгах не участвовали, значит, не нашли объекту применение. Хороший автосалон или плохой — спорить можно до посинения. Чтобы понимать бизнес-план по автосалону, нужно понимать, что в этом автосалоне нужно делать. Видимо, для наших целей он не подошел» Фото: «БИЗНЕС Online»

Автосалон или новый жилой комплекс?

Насколько автосалон «Делфо-Авто» отвечает современным требованиям? И может ли он продолжить свою работу в этом качестве? Владелец крупнейшей татарстанской сети автосалонов ТТС Вячеслав Зубарев оценивать объект посчитал некорректным. «Мы в торгах не участвовали, значит, не нашли объекту применение. Хороший автосалон или плохой — спорить можно до посинения. Чтобы понимать бизнес-план по автосалону, нужно понимать, что в этом автосалоне нужно делать. Видимо, для наших целей он не подошел», — лишь отметил он.

Зам генерального директора консалтинговой компании A-Development Владимир Шайхиев считает, что автосалон на Беломорской при новом хозяине будет перепрофилирован. «Объект довольно крупный. Первое, что приходит в голову на первый взгляд, — это применение купленного земельного участка под жилую застройку. Локация вполне уместна: рядом соседствуют и ЖК „Салават Купере“, и ЖК „Радужный“. Цена жилья в этом районе невысокая, будет высокий спрос. Снести 14 зданий — это, конечно, дорого, однако экономически целесообразно. В рамках нынешних потребностей в земельных участках под жилую застройку стоимость получится весьма адекватная, — сказал он „БИЗНЕС Online“. — С точки зрения экономической целесообразности и выгоды, это самый оптимальный вариант. В зависимости от класса жилья, его этажности, доли коммерческих площадей и многих других факторов покупку можно окупить в течение нескольких лет».

Второй вариант — возможно использовать комплекс как торгово-офисный кластер, под сдачу в аренду, рассуждает Шайхиев. Для этого потребуется реконцепция или, возможно, местами реконструкция зданий.

Третий вариант — учитывая соседство с «Казаньоргсинтезом», можно рассмотреть возможность использования комплекса для промышленности. «Так, рядом есть индустриальный парк М7 со своими направлениями деятельности, пролегает трасса М7. Комплекс „Делфо-Авто“ можно использовать под складские площади или какое-то производство. С точки зрения логистики это может быть очень уместно», — заключил Шайхиев.