Торговля ТЦ и их арендаторов из-за введения QR-кодов оказалась, мягко говоря, серьезно затруднена Торговля ТЦ и их арендаторов из-за введения QR-кодов оказалась, мягко говоря, серьезно затруднена

Стрит-ретейл перетягивает трафик у ТЦ: спасибо борьбе с ковидом

Торговля ТЦ и их арендаторов из-за введения QR-кодов оказалась, мягко говоря, серьезно затруднена. Как рассказывали «БИЗНЕС Online» представители центров, трафик в первые дни введения «куаризации» упал сразу на 60–70%. На этом фоне участники рынка коммерческой недвижимости фиксируют повышенный интерес арендаторов к объектам стрит-ретейла. Магазины площадью до 400 кв. м работают в обычном режиме, трафик там не упал, а даже вырос, считают брокеры. Как минимум поток не попавших в ТЦ в ближайшие месяц-два будет направлен именно туда — если, конечно, вновь не сменится политика антиковидных мер.

«Беспокоит отсутствие четких правил игры»: в ТЦ не знают, можно ли им пускать без QR-кода уборщиц

«Если брать положение вещей на данный момент, то однозначно можно говорить о том, что объект качественного стрит-ретейла находится сейчас в более выигрышном положении по сравнению с торговыми центрами», — считает директор казанского офиса компании «Регион.Бизнес.Недвижимость» Олег Кабиров. Интерес к стрит-ретейлу будет сохраняться длительное время и после «ковидных» ограничений. Кроме того, идет тенденция к росту в связи с меньшим влиянием политических рисков, нежели на крупные торговые объекты, отмечает эксперт.

Повышенный спрос сегодня на малоформатные помещения для аренды под магазины одежды, обуви, пункты выдачи интернет-заказов, алкогольные «бутики» и магазины «у дома», говорит брокер по коммерческой недвижимости DiGroup Константин Иванов. На рынок стрит-ретейла могут выйти и те сети, что до этого были представлены только в ТЦ. И они будут развиваться в малом формате на первых этажах жилых домов. Требования к таким помещениям минимальные — площади до 100 кв. м на первой линии, витражные окна, место для вывески и «мокрая точка» (выход для санузла).

«Собственники уже готовы повышать цены на 100–150 рублей за „квадрат“. Идет такая „подковерная война“ между владельцами франшиз, которые работают под брендами известных маркетплейсов. Они выходят на собственников и предлагают им бо́льшую арендную плату, чтобы выселить конкурента, сесть туда под тем же брендом, но уже по более дорогой ставке!» — рассказывает Иванов.

Он прогнозирует, что на фоне спроса собственники помещений будут повышать стоимость аренды, т. к. большинство самых проходимых трафиковых помещений уже занято. Второе дыхание могут получить и те точки, у которых была завышена стоимость аренды, либо те, что стояли долгое время без арендаторов.

По словам Иванова, в Казани средняя ставка «трафиковых» мест — от 1,6 тыс. до 2 тыс. рублей за квадратный метр. Снять можно площади и за 1,1–1,3 тыс. рублей за «квадрат». Популярные локации — «золотой» квартал на улицах Чистопольской и Сибгата Хакима, а также на Декабристов, туристические локации и по соседству с метро. «Активно стали развиваться те бренды, которые продают ширпотреб и гонятся за дешевой арендной ставкой, от 600 до 1 тысячи рублей, то есть в 2 раза ниже», — добавляет брокер.

Общепит, как наиболее пострадавшая отрасль из-за локдауна-2020, в последнее время возвращала свои позиции на рынке, забирая все больше качественных помещений стрит-ритейла Общепит, как наиболее пострадавшая отрасль из-за локдауна-2020, в последнее время возвращал свои позиции на рынке, забирая все больше качественных помещений стрит-ретейла

«Читая вести с фронта по обязательности вакцинации, можно говорить об огромной неопределенности для бизнеса»

Дефицит качественного стрит-ретейла, по мнению участников рынка, наблюдается сегодня в центральной части Казани. Торговые сети, а также активно развивающиеся сетевые и несетевые кафе и рестораны с удовольствием поглощали вакантные площади. Общепит, как наиболее пострадавшая отрасль из-за локдауна-2020, в последнее время возвращал свои позиции на рынке, забирая все больше качественных помещений стрит-ретейла. «Но сегодня, смотря на кафе и рестораны Казани, мы видим, что посетителей там нет. Нет и понимания того, как далеко данная ситуация может зайти», — отмечает Кабиров.

В выигрыше окажется онлайн-направление, для многих остальных будет гораздо грустнее, считает гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров. По его словам, стрит-ретейл никогда не был в упадке. Основные проходимые места всегда были, есть и будут вне конкуренции как для ведения бизнеса арендаторов (многие помнят удобство местонахождения объектов у дома, отсутствие дополнительных ковид-ограничений), так и спрос на подобные объекты со стороны инвесторов (более доступный бюджет, высокая ликвидность объектов).

«Исходя из скорости принятия решений по ограничительным мерам, следует одно: уже поздно пить боржоми. Читая вести с фронта по обязательности вакцинации по видам деятельности, можно с уверенностью говорить об огромной неопределенности для бизнеса, — добавляет эксперт. — На текущий день в переговорах по большей части находятся сделки с длительным циклом принятия решений. Рост цен на аренду и покупку подобных помещений однозначно будет». Ключевым фактором оценки стоимости таких объектов являлось и теперь еще в большей степени становится их доходность и сроки окупаемости, считает Чикиров. Недооцененность же коммерческой недвижимости по отношению к жилой в целом также способствует росту цен в этом сегменте рынка.

Что касается остальных объектов недвижимости Казани, в «Регион.Бизнес.Недвижимость» отмечают явную нехватку помещений небольшой площади под бьюти-услуги в офисном сегменте. Большое количество запросов на крупноформатные высококлассные офисы остается без удовлетворения из-за сложности с парковочными местами для сотрудников арендатора. Самым же дефицитным продуктом на рынке коммерческой недвижимости города здесь считают среднеформатные склады высокой классности площадью от 1 тыс. до 2 тыс. кв. метров.