DSCN2362.jpg
Главный переговорщик России в ВТО Максим Медведков и министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов

МАКСИМ МЕДВЕДКОВ И ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

В Казань вчера прибыл главный переговорщик России в ВТО Максим Медведков, который в течение нескольких дней, находясь в столице РТ, будет встречаться с представителями бизнеса и, как заявил сам директор департамента торговых переговоров МЭРТ РФ, «развенчивать мифы». Кстати, вчера прошла его встреча с президентом РТ.

Как заявил сегодня Медведков на пресс-конференции в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям, России, доля экспорта в ВВП которой составляет 45%, выгоднее торговать по правилам ВТО, чем без них. Если же России почему-либо надоест в ВТО, она может из нее выйти в течение 30 дней. Однако прецедента пока такого еще не было – ни одна из 153 стран-участников из ВТО не выходила.

Кроме того, как выяснилось, Медведков читает «БИЗНЕС Online», так как процесс развенчания мифов чиновник начал, цитируя материал нашей газеты. Напомним, на прошлой неделе татарстанским бизнесменам в ТПП прочитали «лекцию» о плюсах и минусах вступления в ВТО. Тогда же, как глава ТПП РТ Шамиль Агеев, так и руководитель рабочей группы консультантов по ВТО центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) при кабмине РТ Ильдус Биктагиров высказал недовольство нехваткой информации по конкретным положениям соглашения, которое Россия подписывала в ВТО. Газета «БИЗНЕС Online» напомнила тогда, что МЭРТ РФ обещало выложить в открытый доступ на своем сайте документы с условиями присоединения России к ВТО еще 19 декабря. Медведков высказал в свою очередь удивление, что кто-то считает договоренности с ВТО «тайной за семью печатями», и заявил, что все соответствующие документы, включая копии документов, доклад рабочей группы, обязательства по тарифам и услугам, выложены на сайте министерства (похоже, все эти документы хорошо «зарыты» - краткий поиск по сайту дает только «Протокол по присоединению РФ к ВТО» и «Доклад рабочей группы по присоединению РФ к ВТО» - ред.).

«СЕРАЯ ПОРА»

Медведков признал, что вокруг присоединения в ВТО ходит много слухов, которые оказывают «негативное влияние, мягко говоря, преувеличивая» минусы. В частности, отметил чиновник, его коллеги из министерства сельского хозяйства РФ полагают, что вхождение в ВТО приведет к росту ввоза импорта, сокращению субсидий АПК, и для всего сельского хозяйства наступит «серая пора».

«Это не так! – уверенно заявил Медведков. – Во-первых, уровень пошлин по большинству товарных позиций сохранится. А по птице условия ввоза станут еще жестче, чем сейчас или были четыре года назад». Что касается субсидирования, то, по словам Медведкова, Россия на АПК сможет тратить в два раза больше даже, чем тратит сейчас («если, конечно, найдутся на это деньги»). Все инвестпрограммы АПК до 2014 года будут выполняться в полном объеме из бюджетов РФ и регионов. Однако так, как выяснилось, будет продолжаться еще не более пяти лет. Медведков не уточнил, насколько упадет поддержка АПК после 2019 года, аграриям придется, по-видимому, вычислять самостоятельно. Впрочем, власти Татарстана он, похоже, убедил, что ничего страшного не произойдет. Во всяком случае, присутствовавший на брифинге министр экономики РТ Мидхат Шагихаметов признал, что «много вопросов по сельскому хозяйству было, но Медведков все популярно объяснил».

Любопытно, что главный переговорщик РФ в ВТО считает, что вступление в организацию позволит вернуть России статус крупнейшего экспортера продовольственных товаров! Так как ВТО в том числе снимет ограничения, которые наложили на ввоз нашей продукции некоторые страны-участники ВТО (это и есть та самая дискриминация, которая, по мнению российских сторонников ВТО, исчезнет после ратификации соглашения – ориентировочно в августе этого года - ред.). «Мы не считаем, что есть угрозы для АПК. В настоящий момент РФ продает продовольствия на 1,5 млрд. евро, и объемы, напротив, будут расти. Тем более что европейские страны взяли на себя обязательства по снижению уровня господдержки собственных агропредприятий. В случае же, если России удастся сохранить хотя бы половину собственных дискриминационных барьеров, то вступление в ВТО может дать «дополнительно 25 тыс. рабочих мест, так как мы вернемся на те экспортные рынки, откуда нас в свое время выгнали». И это, заметил он, касается не только АПК.

«АЛАБУГЕ» ОПЯТЬ ВЕРНУЛИ ПРЕИМУЩЕСТВО

Далее Медведков процитировал заголовок статьи «БИЗНЕС Online» - «Как Россия «забыла» на переговорах с ВТО об особой зоне «Алабуга» - и заявил, что это миф и что он не понимает, кто распространяет эту «утку». Отвечаем: «утку» (если это действительно «утка», конечно - ред.) «БИЗНЕС Online» не распространяет. Это цитата из выступления руководителя рабочей группы консультантов по ВТО центра экономических и социальных исследований при кабмине РТ Ильдуса Биктагирова, который заявил в ТПП, что «резиденты ОЭЗ «Алабуга» потеряют свое преимущество».

Несколько странно, что региональные и федеральные эксперты по ВТО не могут прийти к единому мнению по таким ключевым вопросам, владея, судя по всему, совершенно разной информацией…

Так или иначе, Медведков заверил, что «никаких изменений по особым экономическим зонам в России не будет». «Эта зона как действовала, так и продолжит функционировать в соответствии с российским законодательством. Вчера мы уже общались с руководством «Алабуги» и объяснили им, что вхождение в ВТО, скорее, создаст плюсы для деятельности их резидентов и будет способствовать привлечению инвестиций», - заявил Медведков.

Третий миф, который поспешил развеять гость, - это якобы обязательство РФ об отказе от регулирования цен естественных монополий (что, соответственно, могло бы означать взрывной рост цен на газ для всех слоев населения - ред.). «Мы можем регулировать цены на энергоресурсы и ограничивать цены на природный газ для внутреннего потребления так, чтобы прибыль у компании была (это необходимо по нормам ВТО - ред.). Но у «Газпрома», как известно, она и сейчас есть, - отметил Медведков. - Да и для социальной сферы мы можем устанавливать цены на газ на любом уровне».

ПОШЛИНЫ НА НЕФТЕХИМИЮ НЕ ОБНУЛЯТ

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», коснутся ли обязательства РФ перед ВТО автопрома и нефтехимии ключевых отраслей Татарстана, Медведков признался, во-первых, что в соответствии с требованиями организации в течение семи лет Россия обязана снизить пошлины на импортные авто до 15%. Кроме того, некоторые инвестиционные соглашения, в частности, касающиеся совместных производств, будут не соответствовать нормам ВТО. «Вот у вас в Елабуге есть совместное производство «Соллерса» (с Ford - ред.). Пока они не соответствуют нормам. Но до 2019 года можно не беспокоиться, а к тому времени мы надеемся конвертировать такие соглашения под нормы ВТО», - пообещал Медведков. Во-вторых, Медведков гордо заметил, что Россия не вошла в так называемую тарифную инициативу по химической гармонизации, которая предполагала бы обнуление пошлин (что стало бы тогда с нефтехимией РТ - большой вопрос - ред.).

В рамках подписанных соглашений тарифы на ввоз импортной нефтехимической продукции окажутся на уровне 6,5 - 8 - 9% в зависимости от товарной позиции. Медведков выразил надежды, что предприятия РТ будут конкурентоспособны и при низких тарифах. Шагиахметов, в свою очередь, заявил, что Татарстану будет необходимо расширить товарный ассортимент экспорта с помощью не только продуктов нефтехимии глубокой переработки, но и приборостроения и машиностроения.

ЧТО БУДЕТ С САМОЛЕТАМИ И КОМБАЙНАМИ

Кроме того, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Медведков заверил, что Россия сохранила за собой право применять меры по защите отечественного производства, если увеличение импорта будет наносить ему ущерб. К настоящему моменту существует уже 20 подобных мер, и все они в скором времени будут перенесены на уровень Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан - ред.), который тем самым будет защищать рынок трех стран. «Это важнейший элемент подстраховки», - признался чиновник.

Наконец, Медведков прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» возможные изменения в инвестиционной политике РФ и РТ, на которые необходимо будет пойти, вступая в ВТО в части госкомпаний (была информация, что РФ обязана отказаться от субсидий госпредприятиям - ред.).

По его словам, нормы ВТО коснутся в этом плане только одной компании с государственным участием – "Газпрома". Другие компании с госучастием «под зону влияния ВТО не подпадают». С точки зрения же форм государственно-частного партнерства, 99,9% из них, заявил Медведков, прошли экспертизу МЭРТ РФ и не противоречат обязательствам ВТО. Впрочем, оставшаяся доля процента мало утешительна для программ, связанных с производством и продажей сельхозтехники и авиатехники. Однако объемы их поддержки федеральный центр пообещал не сокращать, будут изменены лишь ее формы (как – пока неизвестно - ред.).

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ: ЧЕГО ЖДЕМ?

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к татарстанским компаниям с предложением прокомментировать их перспективы в условиях вступления РФ в ВТО.

Вадим Беспалов - заместитель генерального директора по экономике «Казаньзернопродукт»:

- Без последствий, скорее всего, не обойдется. Но сейчас российское зерно можно назвать нефтью для Запада, у нас намного больше запасов, я думаю, мы сможем занять хорошую нишу. Главное сейчас - чтобы государство поддерживало именно наших производителей, хотя, конечно, это будет тяжелее, наступят новые правила игры, о которых пока не все известно. Если продукты пойдут в виде импорта, может произойти удешевление. Запад давно работает без соблюдения традиций, использует большое количество различных химических добавок, но и себестоимость продукции, например, хлеба, у них намного ниже. Да и оптимизация производства на более высоком уровне.

Нияз Галяутдинов - генеральный директор «Агрохим Компани-М»:

- Поскольку таможенные пошлины будут постепенно снижаться, цены на импортные товары будут ниже. Естественно, это очень ударит и по сельскохозяйственной продукции тоже. У нас до сих пор нет хорошей поддержки от государства, дотации у нас не такие большие, как в Европе. Тут нужна грамотная политика власти, чтобы поддержать российских производителей. Хорошо еще, что все изменения произойдут не сразу, и мы сможем выиграть время. Если смотреть глобально, то, конечно, вступление в ВТО нужно для потребителей - цены снизятся, выбора будет больше. Для наших товаропроизводителей это может послужить стимулом, чтобы выпускать более качественный, конкурентоспособный товар.

Ильдар Никифоров - председатель правления союза хлебопроизводителей РТ:

- По производству хлеба у нас нет никаких опасений. Мы конкурентоспособны с Западом, у нас дешевле хлеб, хорошее оборудование и качественное сырье. Проблемы могут возникнуть, если только при поддержке правительства будет проводиться демпинговая политика. Волнение может возникнуть только по кондитерским изделиям. В мире очень много крупных холдингов, которые занимаются этим производством, так что нам придется готовиться к серьезной конкурентной борьбе.

Ринат Халиуллин - генеральный директор «Чистопольский хлебозавод»:

- Нашей пищевой промышленности будет очень тяжело! Мы пока абсолютно не готовы конкурировать с западными компаниями. У них лучшее оборудование, они очень активно развиваются, даже маркетинг у этих компаний на высоком уровне. Нам нужно больше времени, больше ресурсов. Я был на заводе одной из финских компаний - там все роботизировано, оборудование постоянно совершенствуется и обновляется. Нам еще далеко до этого.

Булат Кутдусов, генеральный директор Булочно-кондитерский комбинат:

- Считаю вхождение нашей страны в ВТО необходимым, рано или поздно это должно было произойти, так как ранее при развитии торговых отношений, установлении правил, между странами-участниками ВТО интересы нашей страны никто не представлял и не учитывал, и, соответственно, наши интересы сильно ущемлены. Ожидаем, с одной стороны, усиление конкуренции продукции на рынке нашей страны, с другой стороны, должен выиграть потребитель, который получит дополнительное право выбора продукции по всему ассортименту и в разных отраслях. На рынке смогут сохранить свои позиции производители с очень стабильным качеством и гарантированной безопасностью продукции. И производители с наиболее оптимальными ценами, которые смогут уменьшить себестоимость продукции за счет автоматизации и уменьшения свои издержек на производство и доставку продукции. В связи с этим уменьшиться количество контрафактной, нелегальной и подпольно произведенной продукции, опасной для здоровья. Думаю, что изменения будут происходить постепенно, поскольку по многим отраслям установлен переходный период.

На нашей работе это отразится в четырех направлениях. Во-первых, изменится система получения разрешительной документации и сертификации продукции, к чему мы готовились не один год и уже работаем по новым правилам.

Во-вторых, станет обязательным сертификация по стандартам ИСО. Мы уже внедрили международные стандарты менеджмента качества и безопасности продукции ИСО 9001, ИСО 22000.

В-третьих, необходимо реализовать программу энерго- и ресурсосбережения, которую планируем в ближайшее время. Это серьезные вложения - порядка 50 млн. руб.

В-четвертых, развитие системы продаж и логистики, чем мы активно занимаемся последние два года.

Опасения для нас связаны только с возможным повышением мировых цен на зерно и необходимостью выравнивать внутренние цены до мировых. По остальным направлениям - в улучшении своей работы, снижении себестоимости и в том, что зависит от нас, - мы сделаем и в этом уверены.