Госдума на пленарном заседании во вторник приняла закон об исполнении бюджета за кризисный 2020 год. В поддержку документа из 450 «штатных» депутатов проголосовали 337 человек, против — 81 Госдума на пленарном заседании во вторник приняла закон об исполнении бюджета за кризисный 2020 год. В поддержку документа из 450 «штатных» депутатов проголосовали 337 человек, против — 81 Фото: duma.gov.ru

Вакцинированы две трети депутатов, переболело 30% Госдумы

Госдума на пленарном заседании во вторник приняла закон об исполнении бюджета за кризисный 2020-й. В поддержку документа из 450 «штатных» депутатов проголосовали 337 человек, против — 81. Если сравнивать с предыдущим годом, число противников утверждения бюджета выросло, но улучшилась и дисциплина парламентариев (если исключить возможность голосования чужими карточками). Бюджет-2019 Дума утвердила следующим образом: за — 272 голоса, против — 53 при одном воздержавшемся. То есть тогда более сотни законодателей прогуляли заседание, в то время как сейчас отсутствовали лишь три десятка человек. И кто-то из них — отнюдь не по своей воле.

Ковид продолжает косить депутатов наравне с рядовыми избирателями. В самом начале пленарки спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин озвучил статистику по коронавирусу.

«У нас на сегодняшний день 13 депутатов больны ковидом, увеличивается количество заболевших. Всего у нас переболели вместе с теми, кто болеет [сейчас], 30 процентов депутатов Государственной Думы VIII созыва. 62 процента вакцинировано. Выводы делайте сами. Потому что, когда начинаешь говорить [о необходимости вакцинирования], некоторые коллеги считают это давлением… Это забота о жизни, здоровье вашем и ваших коллег», — провел эпидемиологическую пятиминутку Володин.

Вячеслав Володин: «У нас на сегодняшний день 13 депутатов больны ковидом, количество увеличивается тех, кто болеет. Всего у нас переболело вместе с теми, кто болеет, 30% от депутатов Государственной Думы восьмого созыва. 62% вакцинированы» Вячеслав Володин: «У нас на сегодняшний день 13 депутатов больны ковидом, увеличивается количество заболевших. Всего у нас переболели вместе с теми, кто болеет [сейчас], 30 процентов депутатов Государственной Думы VIII созыва. 62 процента вакцинировано» Фото: duma.gov.ru

«Если бы не ФНБ, мы столкнулись бы с катастрофой»

Как говорится в принятом Думой документе, доходы казны за 2020 год составили 18,7 трлн рублей, хотя изначально ожидалось, что они будут выше на 1,8 триллиона. Свои коррективы внесла не только непосредственно пандемия коронавируса, но и падение мировых цен на нефть. Суммарно экспорт углеводородов принес бюджету в прошлом году 5,2 трлн рублей, или 28% от общего объема бюджетных поступлений. Для сравнения: в 2019-м на долю нефти и газа приходилось 39,3% поступлений.

Пандемия привела не только к снижению доходов, но и к резкому росту бюджетных расходов, которые составили порядка 23 трлн рублей против 18 трлн годом ранее. В результате дефицит бюджета составил 4,1 триллиона.

Первыми по традиции и логике заседания слово взяли гости парламента — глава минфина Антон Силуанов и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, отец-основатель той самой «кубышки», где аккумулируются резервные средства. Силуанов напомнил собравшимся о бедствиях 2020 года. По мнению министра, спасением стало предоставление парламентом беспрецедентных полномочий кабмину для оперативного перераспределения средств. Как отметил Силуанов, для поддержки граждан и бизнеса были дополнительно сконцентрированы ресурсы на сумму 4,5 трлн рублей.

«В первую очередь за счет увеличения заимствований. Объем заимствований на валовой основе составил 5,2 триллиона рублей», — пояснил министр.

Кудрин поздравил собравшихся с «победой» и рассказал, как она ковалась. Точнее, о том, что в рамках прошлогоднего бюджета Счетная палата выявила нарушений на 338 млрд рублей. Кроме того, во время самих проверок инспекторы СП помогли исправить нарушения на сумму 445 млрд рублей (в основном в части отчетности).

Перейдя от скучных бумажных дел к вещам по-настоящему волнительным, Кудрин напомнил о ценовом обвале на нефтяном рынке в начале 2020 года, когда по некоторым контрактам цены достигли отрицательных значений. «Что говорит о том, что нам всегда нужно иметь запас прочности», — председатель СП не упустил возможности похвалить накопительную тактику, некогда заведенную им же. И огласил параметры заветной «кубышки».

Алексей Кудрин поздравил собравшихся с «победой» и рассказал, как она ковалась. То чнее, о том, что в рамках прошлогоднего бюджета Счетная палата выявила нарушений на 338 млрд рублей Алексей Кудрин поздравил собравшихся с «победой» и рассказал, как она ковалась. Точнее, о том, что в рамках прошлогоднего бюджета Счетная палата выявила нарушений на 338 млрд рублей Фото: duma.gov.ru

«Объем ФНБ на 1 января составил 13,5 триллиона рублей, или 12,7 процента ВВП. За 2020 год совокупный объем фонда в рублевом эквиваленте увеличился на 5 триллионов 772 миллиарда. Но из них 1,8 миллиарда — за счет курсовой переоценки. Еще 942 миллиарда — это рост цены акций Сбербанка и „Аэрофлота“, которые были приобретены на средства ФНБ», — такие цифры привел Кудрин.

Одновременно государство занимало на внутреннем рынке, объем этих займов в 2020 году составил 5,2 трлн рублей — рекордная за 10 лет сумма.

Озвученные главой СП цифры возмутили оппозиционных депутатов. Представитель КПРФ Олег Смолин задался вопросом, почему правительство наращивает долги вместо того, чтобы использовать средства ФНБ. «Как Счетная палата оценивает эффективность политики, при которой осуществляется экономия на людях, заимствования под высокие проценты, но любой ценой накопление резервного фонда?» — обратился он к главе СП.

Но Смолин не на того напал. Кудрин защищал «тактику Плюшкина» еще в те времена, когда его атаковали с этим вопросом куда более серьезные люди (начиная с Германа Грефа) и, наверное, теперь может дать отпор, даже если его внезапно разбудить ночью и прислонить к теплой стенке. На сей раз бывший глава минфина просто напомнил о взлелеянном им бюджетном правиле: если нефтяные котировки превышают определенный уровень — в 2020 году, напомним, это $42,4 за баррель нефти Urals, в 2021-м — $43,3, — то все «излишки» отправляются в резервный фонд. И тратятся в случае, если цены на энергоносители упадут — зависимость российского бюджета от экспорта энергоносителей слишком велика, чтобы можно было обойтись без запаса средств на случай таких ценовых колебаний.

«ФНБ выполняет и вторую роль. Он уменьшает предложение валюты на рынке. Если вся эта сумма попадает на рынок, то рубль быстро укрепляется. А когда цена [на энергоносители] снижается в 2–3 раза, то рубль обрушивается. Это одна из причин нестабильности рубля», — растолковывал Кудрин очевидные для него вещи.

Однако такое объяснение парламентариев не убедило. Депутат от фракции «Справедливой России» Михаил Делягин фактически повторил вопрос коллеги-коммуниста, адресовав его уже Силуанову. Тему подхватила и внефракционный депутат Оксана Дмитриева — она напомнила о росте задолженности регионов и спросила, уместно ли вообще в такой ситуации наращивать ФНБ?

«Мы сейчас говорили о природе ФНБ. И о том, что если нам не хватает денег, а цена на нефть выше базовой, то мы могли в кризисные годы увеличивать заимствования. Поэтому не совсем правильно сравнивать пополнение средств резервного фонда и увеличение дефицита бюджетов субъектов. (…) Прибыль упала в первую очередь там, где были сильные регионы — нефтегазовые, с экономической базой. А в среднем субъекты РФ не так чувствовали изменения 2020 года, как Федерация», — отвечал Силуанов. Параллели со «средней температурой по больнице» явно напрашивались.

Далее в ход пошла группа поддержки правительства — за его тактику заступился депутат от «Единой России» Андрей Исаев.

«Нам говорили, продолжали говорить — давайте ликвидируем „кубышку“, потратим эти деньги, увеличим социальные обязательства государства. Но вот начался 2020 год — одновременно пришла пандемия и резко упала цена на нефть. Я утверждаю, что, если бы не ФНБ, мы столкнулись бы с катастрофой», — заявил единоросс.

В текущем году, уверяет глава Минфина, ситуация намного лучше: суммарно по регионам наблюдается бюджетный профицит в размере около 1 трлн рублей, и только 13 регионов имеют сегодня дефицитные бюджеты В текущем году, уверяет глава минфина, ситуация намного лучше: суммарно по регионам наблюдается бюджетный профицит в размере около 1 трлн рублей, и только 13 субъектов имеют сегодня дефицитные бюджеты Фото: duma.gov.ru

«Регионы-доноры поставим в отдельную группу»

Силуанов высказался о ситуации в субъектах РФ. Он отметил, что в 2020 году были приняты беспрецедентные меры поддержки региональных бюджетов как в форме целевых, так и нецелевых трансфертов. «Общий объем трансфертов увеличился на 55 процентов и составил 3,7 триллиона рублей. Из общего объема поддержки 300 миллиардов были направлены в виде нецелевой поддержки в виде дотаций на сбалансированность, обеспечение устойчивости бюджета. При этом, как показало исполнение бюджетов регионов за 2020-й, снижение налоговых доходов составило около 200 миллиардов рублей. У 48 субъектов по итогам года все-таки восстановилась экономика, они показали рост собственных доходов», — легко оперировал цифрами министр.

В качестве конкретных мер поддержки Силуанов, в частности, привел льготные бюджетные кредиты на 224 млрд рублей: «Мы перекредитовали казначейские кредиты, эти средства перешли с погашением на текущий год, которое мы реструктурировали».

По его словам, все социальные обязательства регионами в итоге были исполнены. Кроме того, оплата труда выросла на 14%, капитальные вложения увеличились на 11%. Ну в среднем по больнице.

Благостную картину испортили бюджеты регионов с суммарным дефицитом около 700 млрд рублей. Профицит показали лишь 28 субъектов РФ.

При этом в 2021 году, уверяет глава минфина, ситуация намного лучше: суммарно по регионам наблюдается бюджетный профицит в размере около 1 трлн рублей, и только 13 субъектов имеют сегодня дефицитные бюджеты. «Вы видим, что в текущем году регионы перевыполнили свои плановые задания примерно на 1,5 триллиона рублей», — похвалил Силуанов «подопечных».

Володин подхватил тему региональных финансов, сказав, что важно сделать выводы по итогам 2020-го. Спикер парламента предложил разбить все субъекты РФ на группы по уровню бюджетной обеспеченности.

«Давайте те регионы, которые имеют доходную часть хорошую, регионы-доноры, поставим в отдельную группу выстраивания отношений в рамках межбюджетного процесса, чтобы они и дальше развивались, чтобы могли реализовывать проекты. Но у нас есть субъекты, у которых средств недостаточно, реципиенты. И их также правильно было бы разделить на группы, которым нужна бо́льшая помощь, меньшая… Это все должно быть прозрачно. Критерий один — бюджетная обеспеченность гражданина, который проживает в регионе», — заявил Володин.

В свою очередь Кудрин рассказал, что дефицит финансов в прошлом году испытывали 57 субъектов РФ, а суммарная нехватка средств составила 729 млрд рублей.

«Выросла задолженность у 48 регионов на 419 миллиардов, в 24 субъектах снижение долга на 25 миллиардов», — добавил глава СП.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров выступил с эмоциональной речью, в которой также затронул региональную проблематику. «Это вопрос бюджетов субъектов Федерации. Да, действительно очень большая поддержка оказана. Но посмотрите: 2016-й и 2020-й — бюджетная обеспеченность регионов, разница в ней не сокращается, а растет. Дифференциация социально-экономического развития субъектов остается огромной», — заявил Макаров.

«Выросла задолженность у 48 регионов на 419 миллиардов, в 24 субъектах снижение долга на 25 миллиардов» «Выросла задолженность у 48 регионов на 419 миллиардов, в 24 субъектах снижение долга на 25 миллиардов» Фото: duma.gov.ru

Депутат от ЛДПР Алексей Диденко задался вопросом, насколько справедлива применяемая правительством методика выравнивания доходов регионов, если разница между ними не сокращается, а растет. «Если богатые богатеют, а бедные беднеют, может, с методикой что-то не так?» — спросил он Кудрина. На что тот напомнил, что Дума принимала непосредственное участие в выработке методики, и объяснил неравенство субъектов РФ в духе Капитана Очевидность.

«Ряд регионов, имеющих промышленную и сельскохозяйственную базу для экономической деятельности, обычно растут быстрее тех, у которых эта база меньше. На федеральный уровень в части дотаций на выравнивание ложится задача дотягивать эти субъекты», — отметил глава Счетной палаты.

Единоросс Евгений Вяткин тоже поднял тему дисбаланса региональных бюджетов, но гораздо осторожнее, чем коллеги из других фракций, не забыв мимоходом похвалить исполнительную власть. «Сегодня не раз уже говорили о сохраняющемся дисбалансе в бюджетной обеспеченности регионов. Конечно, те меры беспрецедентной поддержки, которые были приняты в прошлом году, показывают свою эффективность. Какие меры поддержки вы считаете наиболее актуальными, эффективными, какие стоит сохранить?» — спросил депутат Силуанова.

Глава минфина напомнил о дополнительных бюджетных трансфертах, которые идут субъектам РФ в целевом порядке. «Объем именно таких трансфертов существенно возрос, в разы, за последние годы. Наша логика в межбюджетных отношениях заключается в том, чтобы вовлечь регионы в федеральную повестку», — заявил Силуанов. И тут же пояснил, что подразумевает под федеральной повесткой национальные цели развития и госпрограммы.

Самым эмоциональным стало выступление по теме Макарова. Он тоже отметил растущий разрыв между субъектами РФ в плане бюджетной обеспеченности.

«Налоговая база неравномерно размещается по регионам. Сегодня все налоги и сборы, поступающие в консолидированный бюджет РФ, — 62 процента приходится на 10 крупнейших субъектов. И когда нам начинают говорить: „Давайте больше оставлять в регионах“ — да давайте, конечно. Просто перераспределять надо, потому что, если у одних все нормально, остальным-то что делать — лапу сосать?!» — воскликнул Макаров, словно отвечая на регулярные реплики некоторых читателей «БИЗНЕС Online».

На сегодняшний день только 12 регионов из 77, предоставивших информацию, получили полную компенсацию На сегодняшний день только 12 регионов из 77, представивших информацию, получили полную компенсацию Фото: duma.gov.ru

«Решать эти вопросы в индивидуальном порядке. Мы готовы к такой работе»

Тема региональных доходов спустя пару часов после думского заседания была поднята и в Совете Федерации в рамках «Открытого диалога» с участием все того же Силуанова. Это своего рода разминка-репетиция перед сегодняшним рассмотрением в Совфеде исполнения бюджета-2020. Здесь глава сенатского комитета по экономической политике Андрей Кутепов спросил министра о компенсации выпадающих доходов регионов по налогу на имущество организаций (в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения этим налогом). Напомним, налог на движимое имущество организаций был отменен еще в начале 2019 года.

Сенатор отметил, что на сегодняшний день только 12 регионов из 77, представивших информацию, получили полную компенсацию. «Вопрос четкого разграничения движимого и недвижимого имущества до сих пор не определен», — добавил он.

В ответ Силуанов заявил, что судебных споров по этому вопросу сейчас нет.

 «ФНС четко определяет, что относится к категориям движимого и недвижимого имущества, и каких‑либо дискуссий не возникает», — сообщил министр.

По его словам, вопрос дополнительных компенсаций регионам за отмену налога на движимое имущество нужно рассматривать в комплексе, с учетом разных видов мер поддержки регионов со стороны федерального центра. То есть можно даже не начинать этот бесполезный разговор.

Сенатор от Вологодской области Елена Авдеева задала вопрос о реструктуризации бюджетных кредитов субъектов РФ и немедленно рассказала о двух инвестиционных проектах своего региона, прошедших согласование в министерстве экономического развития. Однако один из них, экспортно ориентированный, не удалось включить в программу кредитной реструктуризации. «Так как, согласно постановлению правительства РФ от 12 октября, в перечень федеральных налогов НДС учитывается за минусом платежей, возмещаемых из федерального бюджета, в том числе при экспорте. Вопрос: просьба рассмотреть методики подсчета НДС», — пожаловалась сенатор.

В ответ Силуанов напомнил, что вообще-то при экспорте уплаченный НДС всегда возвращается экспортеру.

«Наша логика была в чем? НДС при экспорте возвращается. Поэтому мы собираем налоги с таких предприятий, которые работают либо в промышленных парках, либо в рамках тех средств, которые инвестируются по реструктурированным кредитам. Эти деньги к нам попадают, в федеральный бюджет, но мы их не получаем, возвращаем обратно экспортеру. Поэтому, по справедливости, мы эти деньги ни в промпарках не учитываем, ни здесь (в описанном Авдеевой случае — прим. авт.) не учтена возможность возврата НДС по экспортным поставкам. Согласитесь, что это был бы дополнительный расход из бюджета», — заявил Силуанов.

Представитель Костромской области в Совфеде Николай Журавлев поднял тему индексации дотаций регионам. «Мы с вами индексировали на инфляцию дотации, но мы прекрасно понимаем, что [официальная] инфляция отстала [от реальности]. Даже сейчас по прогнозам минэкономразвития это более 7 процентов, а индексация — на 5 с небольшим», — отметил он.

На это глава минфина возразил, что объем дотаций растет быстрее, чем темпы инфляции.

«На следующий год 5,6 процента дотаций (предусмотрено) на выравнивание. Увеличивается инфляция, мы планируем 4 процента. Но в последующие годы темпы роста ниже, чем инфляция. Мы договорились, что дотацию — как и раньше это было — будем определять на уровне не ниже, чем прогноз уровня инфляции», — чуть скомкано ответил Силуанов.

Крайне важную тему для всех регионов затронул сенатор от Карачаево-Черкесии Ахмат Салпагаров. Он спросил, планирует ли правительство скорректировать подходы к заключению соглашений с регионами по реализации нацпроектов в связи с ростом цен на строительные ресурсы. «С точки зрения учета реальной стоимости мероприятий национальных проектов», — уточнил он.

Однако Силуанов разочаровал сенаторов, заявив, что никакие дополнительные средства на корректировку данных трат в бюджете не предусмотрены.

«Давайте подумаем, как нам выходить из этой ситуации? Потому что, например, строительство или капитальный ремонт школ с учетом роста стоимости стройматериалов, безусловно, может подорожать. Поэтому, как и по ассигнованиям, которые идут на федеральные стройки, мы уточняем сводный сметный расчет. Соответственно, корректируем и наше финансирование — я говорю о федеральной части», — рассказал Силуанов.

Министр предположил, что на региональном уровне тоже нужно пересмотреть ценовые параметры, а центру надо индивидуально подходить к отдельным субъектам РФ, которые сами затрудняются выделить дополнительные ресурсы на завершение строек в рамках национальных проектов.

«И тогда уже решать данные вопросы в индивидуальном порядке. Мы готовы к такой работе», — пообещал министр финансов.

Возражений у сенаторов это не вызвало.