1. «Внутри города — труха», — оценил накануне мэр Казани Ильсур Метшин состояние подземного хозяйства столицы РТ. «Сверху мы видим красивый, современный город. По некоторым позициям это уже умный город, совершенно новые технологии применяются. Но под землей, к сожалению, мы видим абсолютно обратное. Под землей еще один город коммуникаций — тепловые, электрические сети, газ, вода, канализация», — говорил сегодня о масштабах изношенности сетей водоснабжения в Казани директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров.

    «Водоканал» показал провал коллектора на улицах Чистопольской и Фатыха Амирхана — эту аварию сейчас устраняют. Часть места провала сейчас перекрыта забором как со стороны проезжей части, так и пешеходного прохода. Вокруг распространяется непередаваемое амбре содержимого лопнувшей трубы. На участке трудятся 5–6 рабочих в касках и фирменной экипировке. Работать приходится на глубине около 7 м — в такую яму спокойно уместится деревенский дом. Чтобы не делать широкий раскоп и не перекрывать дорогу, на месте провала пришлось установить шпунтованное ограждение. Рядом стоит экскаватор, гудит насос для откачки грунтовых вод — чтобы добраться до трубы, приходится проводить водопонижение. Гул такой, что на время общения с гендиректором «Водоканала» оборудование отключили.

  2. «Мы находимся на 3-м северном коллекторе, который был построен в 1985 году. Вроде бы как молодой, 36 лет, но за 10 лет на этом коллекторе было более 34 провалов. Аварии все чаще, только в этом году зафиксировали 19 прорывов. В прошлую субботу произошло еще два провала — один чуть повыше, второй здесь», — пояснил Егоров. Так что теперь этот мартиролог насчитывает 21 случай ЧП. Егоров добавил, что недавно на данном участке делали съемку с помощью робота. Так вот, на части трубы полностью отсутствует верхний слой. Поэтому на участке улицы введено жесткое ограничение движения, чтобы предотвратить несчастные случаи.

  3. В целом на капитальный ремонт одного лишь северного коллектора №3, который протягивается от проспекта Ямашева до улицы Несмелова, нужно около 6,6 млрд рублей. Проведение работ запланировано в два этапа. На первый, протяженность которого составляет 3,2 км, необходимо около 2 млрд рублей. На второй — еще 4,6 млрд (протяженность — 4,6 км). Только этот коллектор транспортирует стоки от 1 050 многоквартирных домов, 50 детских садов, 25 школ, 154 административных зданий и 4 больниц.

    К слову, примерно в этом же районе в 2013 году случилась крупная авария. Тогда ПСО «Казань» повредило коллектор, оставив на три дня без воды 600 тыс. человек.

  4. Однако источник финансирования ремонтных работ, так же, как и сроки, пока не определен. «Не все зависит от компании и ее руководства, нужна поддержка государства», — призывает директор «Водоканала». В целом по городу подобных коллекторов, требующих капитального ремонта, около десятка. «Во всех районах такая беда, — констатировал Егоров. — Магистральных коллекторов более 10, диаметр их более 800 миллиметров. Один из самых древних коллекторов — 1939 года рождения — в районе улицы Марджани».

  5. Еще один не менее проблемный, чем 3-й северный, но также очень значимый для города коллектор, — 2-й северный. «Ему 62 года, протяженность его составляет 5,8 километра, износ практически 100 процентов», — пояснил Егоров.

  6. Данные по изношенности сетей и необходимому бюджету на устранение всех проблем «подземного города» Егоров озвучил накануне на утреннем совещании в мэрии Казани. Так, предприятие обслуживает 3 тыс. км сетей, из которых 70% — ветхие и аварийные с истекшим сроком эксплуатации более 10 лет назад. Даже чтобы облететь эти сети, понадобится 2,5 часа — все равно что расстояние от Казани до Праги. Ежегодно длина аварийных сетей увеличивается на 2–3%. За 10 лет на баланс предприятия также приняли 1,3 тыс. бесхозных сетей, изношенных на 90%.

    Причина всех аварий, по его словам, — ветхость. На необходимый капремонт труб и инфраструктуры требуется 65 млрд рублей, что сопоставимо с двумя городскими бюджетами, включая безвозмездные перечисления РТ.

  7. Согласно тем тарифам, которые устанавливает государство, организация получает 260 млн рублей в год. «По нормативу, исходя из того, сколько у нас сетей, в год мы должны привлекать на капитальный ремонт не менее 2 миллиардов рублей. А у нас есть всего лишь 260 миллионов», — объяснил Егоров накопление недоремонта. Беда в том, что те деньги, которые вроде как запланированы на капитальный ремонт, приходится направлять на незапланированные цели — для оперативного устранения большого количества аварий. «Сейчас мы делаем ремонт на те деньги, которые у нас есть на капремонт. Мы вместо капремонта устраняем аварию. В этом тоже есть проблема: мы не можем перейти на плановые работы», — сообщил Егоров.

  8. При этом проблему с сетями жители города особо на себе не ощущают, заметил Егоров. Это все благодаря технологиям, которые позволяют работать без отключения воды и прерывания работы в системе канализации. Также в организации стараются применять технологии, которые в меньшей степени портят асфальт. «Для ремонта коллекторов есть три общеизвестные технологии. Это метод „труба в трубе“: протягивают участками по 50 метров, не вскрывая аварийный участок. Метод „санация чулком“, тоже по 50–70 метров. И навивка, такая технология тоже есть, она позволяет работать без нарушения инфраструктуры», — пояснил Егоров.

  9. Даже с учетом огромного количества построенных объектов за последние годы сети все равно не загружены на 100%. Однако есть сети, к которым уже нельзя подключать новые объекты. «Застройка идет в этом месте, наши сети проходят здесь, логично подключить тут. Но мы этого не можем сделать, потому что сети ветхие, некуда подключать. Нам приходится искать другие точки врезки», — пояснил собеседник.

  10. Такая проблема характерна не только для Казани, но и для всей коммунальной отрасли Российской Федерации. «Этот накопительный эффект имеет тенденцию копиться и копиться. Денег больше не становится, а проблема ширится. Так происходит по всей Российской Федерации. Мы еще в более-менее лучшей ситуации находимся. Есть тот момент, что у нас сети имели запас прочности, а в других городах, с кем мы общались, нет запаса мощности, прочности материалов, которые когда-то были применены, ситуации еще хуже есть», — внес немного позитива Егоров.

    Однако если все-таки не обращать на эту проблему внимания и оставить все на произвол, то, видимо, по всему городу будет происходить, как на Чистопольской.