«Вячеслав Зубарев о «коронадефиците»: «Машин не хватает, клиент раздражен»» Вячеслав Зубарев: «Рынок бы купил больше автомобилей, но их нет. Продаем не такое количество машин, сколько хотят купить клиенты, а сколько дали производители. Производство не восстановилось. Идет октябрь, а мы до сих пор не знаем, сколько машин придет в этом месяце» Фото: «БИЗНЕС Online»

На рынке дефицит, цены растут даже на подержанные авто. Виноваты полупроводники и пандемия?

Минувшая интернет-конференция «БИЗНЕС Online» с председателем совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“» Вячеславом Зубаревым началась с вопроса об обязательной вакцинации в Татарстане и других регионах. Как к этому относятся в ТТС?

«Увы, но в масштабах страны это единственная мера, которая остановит вымирание. Конечно, ограничения никому не нравятся», — сказал Зубарев и добавил, что в ТТС число вакцинированных чуть выше, чем в среднем по РТ. Напомним, к началу октября в РТ привили 44% населения, а для коллективного иммунитета необходимо 80% жителей с антителами.

От эпидобстановки перешли к бизнесу. Спрос на машины оправился от «коронавирусного» шока, но производители все еще не набрали обороты. «Рынок бы купил больше автомобилей, но их нет, — говорит Зубарев. — Продаем не такое количество машин, сколько хотят купить клиенты, а сколько дали производители. Производство не восстановилось. Идет октябрь, а мы до сих пор не знаем, сколько машин придет в этом месяце».

На рынке дефицит, главную причину которого гость интернет-конференции видит в мировой нехватке полупроводников из-за «ковидных» ограничений и пожара на заводе в Японии. Ситуация с коронавирусом по-прежнему влияет и на производство других автокомпонентов. 

«Почти за 30 лет в автобизнесе я не припоминаю такой ситуации. Дефицит по всем брендам и моделям! Машин не хватает, клиент раздражен, — говорит Зубарев, рассчитывая на то, что ситуация исправится в 2022 году: — По мановению руки миллионы машины не привезут, но поставки будут нарастать».

В сентябре 2021 года продажи новых автомобилей в ТТС сократились на 37% до 2,8 тыс. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Авто с пробегом в сентябре продали на 15% больше — 2,3 тысячи. Хуже, чем в 2020 году, оказались и показатели августа.

«Будущее за моделью автомобилей с пробегом, — говорит Зубарев. — Для кого-то, для какого-то рынка это дешевая покупка. Для российского рынка — покупка значимая, она почти ничем не отличается от покупки нового автомобиля».

Но стоимость подержанных авто тоже выросла. По словам Зубарева, цены машин с пробегом зависят от стоимости новых, которые ощутимо подорожали по причине все того же дефицита. «Меня эта ситуация не устраивает, потому что это снижает базу для будущей работы. Сегодня мало продано, а завтра мало приедет на сервис», — говорит владелец ТТС.

Стоимость подержанных авто тоже выросла. По словам Зубарева, цены машин с пробегом зависят от стоимости новых, которые ощутимо подорожали по причине все того же дефицита «Будущее за моделью автомобиля с пробегом. Для кого-то, для какого-то рынка это дешевая покупка. Для российского рынка — покупка значимая, она почти ничем не отличается от покупки нового автомобиля» Фото: «БИЗНЕС Online»

Дефицит разлагает работников, а продажи автомобилей с завода полюбились перекупам

Коронакризис и «коронадефицит» подтолкнул ТТС к реорганизации, изменению мотивации работников. На первое место Зубарев ставит задачу улучшить работу с клиентом, т. к. дефицит ведет к деквалификации. «Да, у нас много проблем, но особенно — в общении с клиентом. Лучшая мотивация — когда надо продать товар, а дефицит товара действует на людей разлагающе», — говорит Зубарев.

«Скорее бы уже заводы начали полноценно продавать автомобили через интернет и все официалы позакрывались бы…» — прислал пожелание читатель издания.

«Блажен, кто верует, — ответил Зубарев, которого, как и других дилеров, настораживают интернет-продажи автомобилей. — Представьте, кто-то вложился в строительство автоцентра, надеялся окупить за 7 лет — и вдруг объем продажи снижается. Бизнес-план летит к чертовой матери. Но хорошо все, что хорошо для клиента. Сопротивляться нельзя, надо способствовать и участвовать в этом».

«Значительная часть коммуникаций уйдет в онлайн, но без офлайн не обойтись»Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Зубарева, покупка автомобиля — по-прежнему штука эмоциональная. Клиент хочет посмотреть, потрогать, посидеть, поездить, поэтому будущее за комбинированными сделками. «Значительная часть коммуникаций уйдет в онлайн, но без офлайн не обойтись», — говорит Зубарев.

Например, доля онлайн-продаж на американском рынке составляет 5–7%. Не менее 10% в обход дилеров продает машины российский дистрибьютор Hyundai. Продает не массово, поэтому купить получается не с первого раза, но и эти авто все равно выдают автодилеры. «По нашим замерам, 95 процентов прямых продаж автомобилей идет перекупам», — сказал Зубарев. Эти ребята просто куда быстрее, чем обычный покупатель, давят на кнопки и бронируют машины. Доходит до того, что прямые продажи отслеживают специальные программы-роботы, так что пока прямому потребителю удача улыбается редко. 

С ностальгией на интернет-конференции вспомнили соревнования дилеров в скидках. «Тогда никакие онлайн-продажи не были нужны, — говорит Зубарев. — От прайсовой цены все требовали скидку! И это считалось нормальным. Теперь нормальной считается прайсовая цена».

Немало вопросов читателей касалось того, что дилеры, в том числе ТТС, навязывают дополнительное оборудование. «Запрещаем навязывать. Надо разбираться в каждом случае, — сказал Зубарев и добавил, что с проблемой позволит справиться опять-таки преодоление ситуации дефицита: — Проблема отпадет сама собой».

Это лишь часть вопросов, на которые ответил на интернет-конференции председателем совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“», президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Подробную стенограмму встречи читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».