IMG_1471.jpg
Как сообщили в пресс-службе управления ГИБДД, пока контролировать исполнение закона таксистами никто не торопится

ЛИЦЕНЗИЯ ВЫПИСАНА НА КАЖДОЕ ДЕСЯТОЕ ТАКСИ

С 1 января нынешнего года вступили в силу изменения в законодательство, касающиеся такси. В соответствии с новыми правилами, каждый таксист теперь обязан иметь лицензию, стаж вождения - пять лет, машина должна каждые полгода проходить техосмотр и иметь оранжевый плафон (таксометр и шашечки необходимо установить после выдачи разрешения). Водителям без лицензии, чье авто украшено всеми атрибутами такси, грозит штраф в пять тыс. рублей, юрлицам – до 30 тыс. рублей. Контролировать наличие всех этих документов имеют право ГИБДД, Ространснадзор и министерство транспорта.

Минтранс РТ начал выдачу лицензий на пассажирские перевозки легковым транспортом еще с 8 декабря 2011 года. Какова общая численность парка такси в Татарстане, никто не знает. Однако, по приблизительным подсчетам минтранса, около 18 тыс. автомобилей категории Б заняты в таксомоторных перевозках – из них около 9,5 тыс. машин работают в Казани.

За месяц минтранс выдал 905 разрешений, а фактически выписано 1608 документов – об этом вчера сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Заявления от перевозчиков продолжают поступать – ведомство готово выдать лицензию любому желающему, лишь бы заявитель соответствовал всем необходимым требованиям. Мало того – сведения о том, кто получил разрешение, есть в открытом доступе: на сайте минтранса опубликован перечень, где указаны и госномера, и марки машин официальных такси.

Самой первой казанской фирмой, получившей лицензию, было ООО «Туран-Авто» - в его автопарке более 50 такси. Владелец ООО Алишер Мавлонов уверенно заявил газете «БИЗНЕС Online», что с лицензированием для его водителей «ничего, по сути, не изменилось». Даже наоборот – они стали работать спокойнее… Более того, Мавлонов считает, что после изменения законодательства с рынка уйдут лишь те, кто не хочет работать «в белую». Оптимистично он настроен и по поводу цен на услуги такси – считает, что нет причин повышать тарифы...

IMG_1489.jpg
Обязательные требования для такси, которые диктует закон: у водителя должны быть лицензия и справка о предрейсовом медосмотре, на машине — шашечки, в салоне – таксометр

«ТАК БЫВАЕТ, КОГДА НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ПРЕВЫШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА»

Куда более пессимистично смотрит на тот факт, что в результате необходимого для легализации рынка такси закона тысячи людей оказались в «серой» зоне нарушителей, председатель торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online»:

«У нас очень хорошо пишутся решения в тиши кабинетов, но те сотрудники, что их пишут, сами зачастую не прошли производственную школу, - сказал Агеев. – Вроде бы принимается решение, на бумаге все получается гладко – а на практике, в жизни все идет немножко по-другому. И это, к сожалению, системная болезнь органов власти. Было понятно, что и в случае с такси возникнет непростая ситуация, – с подобным мы всегда сталкиваемся, когда налоговое бремя оказывается выше возможностей бизнеса. Поэтому всегда нужны переходные периоды и разъяснительная работа, а не драконовские меры».

По мнению Агеева, нашим чиновникам необходимо научиться, прежде всего, работать с людьми. Безусловно, такси должны отвечать определенным требованиям безопасности – но при этом данные услуги должны оставаться доступными для населения. Естественно, назад пути нет – однако для нормальной реализации закона необходима разъяснительная работа.

Впрочем, пока контролировать исполнение закона таксистами никто не торопится. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе управления ГИБДД, таксисты гаишникам пока неинтересны. Задачи ведомства – безопасность дорожного движения, и сейчас особое внимание постовых акцентировано на правилах проезда перекрестков.

В минтрансе РТ тоже неоднократно заявляли, в том числе в ходе недавней встречи с таксистами, что кошмарить их бизнес никто не собирается – важно лишь, что называется, выйти из тени. Чиновники считают, что введение новых правил не отразится на стоимости услуг такси.

IMG_1488.jpg
Новый закон позволит больше зарабатывать официальным такси, а вот так называемые "бомбилы" в идеале должны и вовсе исчезнуть

ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬ РАСХОДЫ, ПРИДЕТСЯ ПОВЫСИТЬ РАСЦЕНКИ

Мнения самих таксистов разделились. Одни из опрошенных «БИЗНЕС Online» участников рынка говорят о росте издержек, которые им, скорее всего, придется перекладывать на клиента. Другие утверждают, что работать будет спокойнее и цены на услуги такси не поднимутся.

Андрей Королев - такси «Доброе»:

- Пока на весь Татарстан выдано несколько сот лицензий - и таксисты в большинстве своем продолжают работать, как работали. А вообще, новые порядки могут серьезно повлиять на стоимость услуг такси. Если сейчас в среднем в Казани клиент платит 100 рублей за посадку и 10 рублей за 1 км пути, то при средней поездке в 7 км он заплатит 170 рублей. По новым правилам, вводится таксометр, отчетность, предрейсовый медосмотр, осмотр автомобилей механиком. Это значит, что владелец должен за эти штампики платить, нанимать бухгалтера, чтобы ежеквартально сдавать бумажки в налоговую. Дважды в год такси обязаны проходить техосмотр, стоимость полиса ОСАГО для такси – дороже. Все это – расходы, которые ложатся на официальные такси. Как вы думаете, смогут ли компании с официальными лицензиями работать по тем ценам, которые есть? Это будет работа, в лучшем случае, «в ноль».

Расиль Зималиев – такси «Мотор-сервис»:

- Думаю, не стоит связывать введение новых требований с ростом цен. Чтобы поднимать тарифы, необходимо учитывать требования рынка.

Владимир Чернов - такси «Девяточка»:

- Изменятся ли цены в лицензированных такси? Я думаю, да - это просто неизбежно. Мы пока не просчитывали детально расходы – но уже сейчас ясно, что они серьезно возрастают. Пока, похоже, сами власти не до конца «раскачались» и не готовы к применению нового закона, но мы, конечно, готовимся, оформляем документы… Какие потери понесет рынок такси? Сказать сложно, все зависит от контролирующих органов. Понятно ведь, что тормозить будут, прежде всего, те машины, которые, что называется, видно, – с «шашечками», а нелегалов еще поймать надо! Поэтому опять-таки оценивать, как вся возможная активность контролеров скажется на нашем бизнесе, по-моему, еще рано.

IMG_1493.jpg
Для клиентов изменения пойдут только на пользу – передвижение станет безопаснее, а вот у таксистов проблем прибавилось: все расходы легли на их плечи

С РЫНКА УЙДУТ ТЕ, КТО НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ «В БЕЛУЮ»

Наиля Сибгатуллина - такси «Хорошие манеры»:

- Конечно, не все таксисты хотят открывать свое ИП. Люди не хотят бегать по налоговым и нести дополнительные расходы - они предпочитают устроиться по трудовым соглашениям, допустим, «аренда с экипажем». Но, по сути, если водителя остановят без лицензии – ответственность несет он сам. В целом, думаю, в результате вступления в силу новых правил этот бизнес станет более цивилизованным. Меньше будет «бомбил» - ведь тем, кто брал клиентов с «улицы», просто невыгодно будет работать. Потому что внутри все равно будет сидеть страх: не дай Бог остановят, проверят. А проверки рано и поздно начнутся… Что изменилось для нас с получением лицензий? В принципе, работаем, как работали, – единственное, стараемся не забирать клиентов с улицы. И планируем набирать водителей с белыми автомобилями на постоянной основе - мне не нужны те, кто пришли просто на подработку на пару часов, потому что работать мы должны в интересах клиента.

Алишер Мавлонов – ООО «Туран-Авто»:

- Для нас с лицензированием ничего, по сути, не изменилось – мы работаем как работали, разве что более спокойно. Нет проблем ни со стороны властей, ни со стороны клиентов. Закон есть закон, порядок есть порядок – мы были первыми, кто получил лицензию. У нас для этого все было готово – свой автопарк, свой комплекс…И таксометры, и машины были готовы, поэтому никаких дополнительных расходов не было. Единственное – расходы будут на оформление свидетельств индивидуальных предпринимателей, но это, уж извините, не такие большие деньги. Для таксиста, который работает несколько лет, 2 - 3 тысячи рублей – не те расходы, чтобы поднимать цены. Уйдут ли с рынка таксисты? Те, кто не хочет работать «в белую», или те, для кого-то это просто подработка, – думаю, да. Останутся только профессионалы. А сейчас – каждый дилетант садится за руль, так же тоже не должно быть! Если пять лет назад ежедневно такси принимали 5 - 7 тысяч заявок в Казани, то сегодня принимается по 30 - 40 тысяч заявок. Это говорит о доступности услуг, о росте доверия к такси в целом.