«Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной, всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью», «Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной, всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью» Фото: «БИЗНЕС Online»

Театр им. Камала как градообразующая доминанта и пространство для творчества

Сегодня в Доме правительства РТ расскажут о результатах первого этапа открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра им. Камала. О тех конкурсантах, что дошли до финала, и о том, что их ожидает, доложат помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина и главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Камала Фарид Бикчантаев.

Как ранее писал «БИЗНЕС Online», финалистами стало 8 консорциумов. Их имена определились после заседания жюри под председательством мэра Казани Ильсура Метшина. Были рассмотрены заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран мира. Эксперты оценивали участников по нескольким критериям, в том числе по степени реализации прошлых проектов, представленных в портфолио, а также по содержанию эссе и предлагаемых идей будущего театра. Изначально же желающих оказалось так много, что организаторам пришлось продлить прием заявок: регистрацию прошли 537 архитекторов.

В чем суть конкурса?
Президентом республики Рустамом Миннихановым поставлена задача максимально ответственно подойти к реализации данного проекта. Ключевая архитектурная концепция должна учитывать концепцию устойчивого развития исторического центра Казани. Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной и всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью, как в свое время ею стало нынешнее здание.
Ильсур Метшин мэр Казани
Ильсур Метшин мэр Казани

Каким архитекторы-финалисты видят театр им. Камала в будущем? Как он должен вписаться в город и его архитектуру? Каково его функциональное наполнение и как театр будет отражать идентичность? Ответы на эти вопросы конкурсанты дали в своих эссе, которые изучило жюри.

Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», практически все подчеркивают важные тезисы.

  • Театр должен сохранить преемственность и традиции, но в то же время быть современным и технологичным.
  • Нужны экспериментальные, репетиционные площадки.
  • Здание должно быть вписано в природный ландшафт и местную архитектуру.

Для кого-то из проектантов театр — часть композиции парка на Кабане. Некоторые предложили построить на одной площадке несколько зданий, разбив на территории садово-парковый ансамбль. Татарский театр также должен нести в себе как культурную, так и образовательную и общественную функции. Важно учесть и особенность местности — близость озера, визуальную просматриваемость здания из разных уголков города, чтобы сделать узнаваемый архитектурный ансамбль и культурную точку в центре города. Кто-то даже вспомнил и о былой «славе» конкурсной территории неподалеку от перекрестка улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа. В 90-е она была известна мрачными историями, связанными с казанскими группировками! Остается надеяться, что это не подвигнет гуру архитектуры на эпатаж вроде барельефов героев «тяп-ляповских», «хадитакташевских» или «новотатарских». Впрочем, такое вряд ли согласуют.

Предлагаем ознакомиться с консорциумами и их детищами поближе. Среди участников консорциумов есть представители Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Барселоны, Лондона, Вены, Шанхая, Токио и Штутгарта. В портфолио конкурсантов такие известные проекты, как центр Алиева в Баку, бизнес-центр «Урбан» в Казани, набережная Кабана, электротеатр «Станиславский», центр искусств и культуры в Безансоне, Норвежский национальный театр оперы и балета в Осло, Центральный парк Валенсии, оперный театр в Гуанчжоу и др.

Лидер консорциума — «Архитектурная практика Новиковых» родом из Казани. Специализируется на общественных зданиях и сооружениях Центральный парк Валенсии (Borgos Pieper LTD) Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 1. «Архитектурная практика Новиковых» из Казани, Borgos Pieper из Барселоны и Theatre Projects из Лондона

Лидер консорциума — «Архитектурная практика Новиковых» — родом из Казани. Специализируется на общественных зданиях и сооружениях. Озеро Кабан, можно сказать, словно родное детище: среди реализованных проектов Центр гребных видов спорта на берегу озера, бюро также участвовало в первой очереди реализации проекта общественных пространств набережной на участке от театра им. Камала до центра «Планета Фитнес». Одна их последних работ в семейном портфолио семьи архитекторов Новиковых — Николая, Анны и Ольги — участие в разработке концепции устойчивого развития исторического поселения Казани.

В консорциум вошли известные иностранные архитекторы. В частности, это Borgos Pieper из Барселоны и Theatre Projects из Лондона. Архитектурная и дизайнерская студия Borgos Pieper уже была замечена в конкурсе на концепцию развития территории на правом берегу Казанки, получив второе место (и, добавим, симпатии профессиональной части жюри). Бюро основано в 2007 году, в их портфолио есть проекты различного масштаба: от вилл до мастер-планов и Центрального парка в Валенсии.

А Theatre Projects — компания с 40-летней историей. Она предоставляет консультационные услуги от дизайна света до процессов менеджмента. Реализовала множество известных концертных площадок в мире. В частности, Dolby Theatre в Лос-Анджелесе, где ежегодно проводится церемония вручения премии «Оскар». Известные проекты участников — набережная озера Нижний Кабан в Казани, Центральный парк в испанской Валенсии, а также Норвежский национальный театр оперы и балета в Осло.

Центр искусств и культуры в Безансоне (Kengo Kuma & Associates)Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 2. Metropolis из Москвы и Coop Himmelb (l)au из Вены

Консорциум сработался уже несколько лет назад. Компании совместно трудились над Севастопольским театром оперы и балета, прозванным в народе «стеклянной чайкой» благодаря визуально открытому и прозрачному зданию с витражном остеклением. На сайте театра сказано, что миссия театра — включить Севастополь и Крым в современный мировой культурный контекст. «Метрополис» основан в 2005 году. Основные проекты — реконструкция стадиона «Лужники», стадион ФК «Краснодар», дворец художественной гимнастики Винер-Усмановой, МФК Neva Towers.

Австрийская Coop Himmelb (l)au — один из старейших финалистов. Фирма основана в 1968 году и причисляет себя к деконструктивистам: проекты с многочисленными изломами, острыми углами, а также поворотом и сдвигом этажей по вертикальной оси. Проектирует аэропорты, небоскребы. В списке есть даже алтарь папы римского! Из известных общественно-культурных проектов —  академия художеств в Мюнхене, музей в Гронингене, мир BMW (выставочный центр), художественный музей в Акроне, музей Конфлуанс в Лионе, Европейский центральный банк в Франкфурте-на-Майне и др. А Пусанский киноцентр в Южной Корее даже внесен в книгу рекордов Гиннесса в качестве постройки с самой длинной консольной крышей — ее размеры составляют 62 на 120 м, а вынос — порядка 85 метров.

Театр оперы и балета, Севастополь (Metropolis, Coop Himmelb(l)au)Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 3. Kengo Kuma & Associates из Токио, бюро Wowhaus из Москвы и Werner Sobek из Штутгарта

Данный консорциум — настоящая сборная солянка из архитекторов Японии, России и Германии. Московское архбюро Wowhaus основано в 2007 году. За плечами — несколько театральных проектов — зеленый театр ВДНХ, театр «Практика», центр документального кино, кинотеатр «Пионер», электротеатр «Станиславский», инновационный культурный центр в Калуге.

Японское Kengo Kuma & Associates занимается проектированием общественно-культурных зданий с 1990 года. В копилке — национальный стадион в Японии, музей искусств в Нагасаки, концертный зал Gakuen Munetsugu в Того. Германский Werner Sobek специализируется на разработке конструктивных решений общественных зданий. Среди работ также международные аэропорты, небоскребы, музей Mercedes-Benz в Штутгарте и другие проекты.

Культурный центр в Бордо, Франция (КГАСУ) Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 4. «Восточный ветер»: КГАСУ, Da! Architects, Dialog Urban Planning

Казанский архитектурный университет (КГАСУ) объединил силы с Da! Architects — российско-китайской компанией, в составе также подразделение казанского Dialog Urban Planning. Вряд ли стоит особо представлять КГАСУ — архитектурно-строительный вуз готовит и архитекторов, и строителей. Архитектурно-образовательная студия Tiarch является частью КГАСУ и работает по направлению архитектуры. Местные архитекторы упомянули в портфолио вторую очередь благоустройства набережной озера Кабан, а китайцы — цветочный ресторан и экоцентр «Цветущие души Чэнду» в Китае (Da! Architects с институтом Чэнду и HAPPEN architects). Еще один проект архитекторы КГАСУ разрабатывали для культурного центра во французском Бордо. Ну а Dialog Urban Planning работает с 2019 года.

В числе консорциума — всемирно известное бюро Zaha Hadid Architects, названное в честь основателя ирако-британского архитектора арабского происхождения Заха Хадид Большой театр Рабата (Zaha Hadid Architects) Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 5. Zaha Hadid Architects, Atelier ten, Theatre Projects, ТПО «Прайд»

В числе консорциума — всемирно известное бюро Zaha Hadid Architects, названное в честь основателя ирако-британского архитектора арабского происхождения Захи Хадид. В 2004 году представительница деконструктивизма стала первой в истории женщиной, награжденной Притцкеровской премией. Среди известных работ — большой театр Рабата в Марокко, центр Гейдара Алиева в Баку, а также оперный театр Гуанчжоу.

Российское ТПО «Прайд» основано в 2013 году. Компания реализует как авторские концепции, так и проектное сопровождение реализации проектов. Основные работы — территория олимпийского комплекса «Лужники», дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, МФК iCITY.

Atelier Ten Ltd — это консалтинговое бюро в сфере экологического дизайна, созданное в 1990-м. Среди проектов в качестве специалистов-консультантов: обновление королевского театра в Лондоне (вместе с Харворт Томпкинс), музей Boola Bardip в Перте, национальный театр Шотландии, музей академии киноискусств в Лос-Анджелесе.

Архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой не впервые работает с казанскими объектами «Площадь 1000-летия Алма-Аты», административное здание (бюро «Рождественка») Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 6. «Лаборатория Театра»: бюро «Рождественка» и BURO SMART

Архитектурное бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой не впервые работает с казанскими объектами. По ее руководством разработан мастер-план развития Старо-Татарской слободы, который презентовали президенту РТ в начале года. Поэтому здесь особенно глубоко знают местную архитектуру, колорит местности и то, как театр может быть вписан в город. Основные театральные проекты — реставрация с приспособлением «Московского театра Олега Табакова», театр «Школа драматического искусства», перестройка зрительного зала, фойе ДК «1-го ГПЗ» для мюзикла «Норд-Ост», соучастие в проектировании нового здания «ШДИ» на Сретенке, театр МГУ «Мост» на Большой Садовой, реконструкция и реставрация театра им. Пушкина.

В членах консорциума также BURO SMART из Санкт-Петербурга и Москвы. Ранее бюро входило в состав компании ARUP и было его российским офисом. Основные проекты российского офиса ARUP: «Сколково», Институт науки и технологий, Центр водных видов спорта в Казани, дворец танцев Бориса Эйфмана. 

Британские связи Сафарова сохраняет и сейчас — в консорциуме она с британским  архитектором Асиф Ханом Порталы для входа в общественные пространства в Dubai Expo 2020 (Асиф Хан) Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 7. Asif Khan Studio и Bespoke

Bespoke создано в 2014 году выпускницей лондонской архитектурной ассоциации Элиной Сафаровой (дочь руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова). В Казани бюро известно проектом бизнес-центра «Урбан», обновленными раздевалками хоккейного клуба «Ак Барс» на «Татнефть Арене» и реконструкцией санатория «Форос» в Крыму.

Британские связи Сафарова сохраняет и сейчас — в консорциуме она с британским  архитектором Асиф Ханом. Он известен своими оригинальными работами с использованием новых материалов и технологий. Среди ярких проектов — музей Лондона, павильон в Олимпийской деревне в Южной Корее, входной портал ЭКСПО-2020 в Дубае. Архитектор также входит в  состав жюри третьей Российской молодежной архитектурной биеннале.

«Мегабудка» основана в 2012-м, занимается дизайн-проектами и благоустройством общественных пространств и проектированием жилых комплексов. В 2019 году «Мегабудка» стала победителем Молодежного архитектурного биеннале в Казани Здание Музея современного искусства «Гараж» (FORM совместно с OMA) Эскиз предоставлен оргкомитетом конкурса на разработку концепции театра им. Камала

Консорциум 8. MEGABUDKA, бюро FORM и ZARF architects

Этот консорциум представляют достаточно молодые команды из Москвы и Казани. «Мегабудка» основана в 2012-м, занимается дизайн-проектами и благоустройством общественных пространств и проектированием жилых комплексов. В 2019 году «Мегабудка» стала победителем Молодежного архитектурного биеннале в Казани.

Московское Form известно по реализованным проектам здания музея современного искусства «Гараж», а также летнего павильона Еврейского музея.

ZARF Аrchitects — казанская компания, основанная в 2018 году. Занимается интерьерами частных пространств и благоустройством, среди проектов — парк в ЖК «Салават Купере», в копилке также проект лаишевско-семрукского парка «Белые горы».

Конкурс продолжится очными встречами с труппой театра и знакомством с местностью

Работа с финалистами продолжится в очно-заочном формате. В конце ноября их пригласят в Казань на установочный семинар, в ходе которого они осмотрят конкурсную территорию. Также финалистов ждут лекции о художественной культуре татар, посещение театров, спектакли театра горожан, рабочие встречи и круглые столы.

Конкурсные предложения по новому зданию театра финалисты будут готовить до января 2022 года. В феврале жюри выберет три лучших проекта и назовет победителя. Как ранее писало наше издание, в жюри конкурса по разработке концепции нового здания театра им. Камала вошли 25 экспертов. В составе — всемирно известные архитекторы, художественные руководители европейских и российских театров, специалисты в области культуры. В частности, международным куратором стал директор премии Ага Хана Фаррух Дерахшаниэксперт в сфере архитектуры, градостроительства и театрального экспозиционного дизайна. 

Директор премии Ага Хана стал куратором международного конкурса на проект театра им. Камала: публикуем список жюри

Напомним, старт открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра им. Галиасгара Камала был дан 23 июля на большой сцене театра. Инициаторы конкурса — президент Татарстана Рустам Минниханов и Татарский государственный академический театр им. Камала. За первое место предусмотрено вознаграждение в 2,5 млн рублей, за второе и третье — по 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно.

Здание театра на озере Кабан (улица Татарстан) открыли в 1987 году — к 90-летию театра. Однако сейчас помещения не отвечают требованиям нового времени: актеры работают в стесненных условиях, инициатива о смене локации исходит от самого театра. «У нас нет репетиционных помещений, — пояснял главный режиссер театра Фарид Бикчантаев. — Под соответствующие цели мы были вынуждены отдать кабинет бывшего главного режиссера театра Марселя Салимжанова. Артистам приходится делить гримерки… Некоторые гримерные кабинеты мы были вынуждены отдать под парикмахерские и редакционные помещения».

Изначально рассматривались варианты пристройки или реконструкции. Однако на совещании 11 июля было принято решение о строительстве нового здания неподалеку от перекрестка улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа, рядом с уже благоустроенной набережной озера Кабан.