Несмотря на иносказательность, в поэме Олеси Балтусовой «Архитектор» прослеживаются сюжеты и персоналии из мира казанского градостроительства: и циничный девелопер, и подневольный архитектор, и эксперты, способные затоптать любую идею. И город, вопрошающий — архитектор ты, или лицемер? «Риторика, которую мы уже слышали неоднократно, только в прозе и более цинично», — резюмирует Балтусова Несмотря на иносказательность, в поэме Олеси Балтусовой «Архитектор» прослеживаются сюжеты и персоналии из мира казанского градостроительства: и циничный девелопер, и подневольный архитектор, и эксперты, способные затоптать любую идею. И город, вопрошающий: архитектор ты или лицемер?

О чем эта поэма

Сегодняшний блог довольно необычен для читателя «БИЗНЕС Online» — он написан в стихотворной форме. В недавнем интервью помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала, что создала поэму «Архитектор». По ее словам, написано произведение в формате городской притчи. Владимир Даль толковал притчу как поучение в примере. Притча — жанр иносказательный и образный, содержащий намеки и уроки. Буквально воспринимать притчу нельзя, ведь она сказка.

Внимательный читатель увидит, что бесправный зодчий не более бесправен, чем условный горожанин. Но, в отличие от горожанина, который может подать голос, если будет знать факты, современный архитектор должен обладать известной смелостью и авторитетом, чтобы спорить с заказчиком. Однако зачастую архитектор подать своего собственного голоса практически не может, ведь он связан обязательствами. Этот момент четко прослеживается в притче. 

Но, конечно, есть и другие смыслы, более глубокие, и все равно каждый увидит свое. «Ведь смысл жизни не в счетах эскроу», — намекает автор. Несмотря на иносказательность, в поэме прослеживаются сюжеты и персоналии из мира казанского градостроительства: и циничный девелопер, и подневольный архитектор, и эксперты, способные затоптать любую идею. И город, вопрошающий: архитектор ты или лицемер? «Риторика, которую мы уже слышали неоднократно, только в прозе и более цинично», — резюмирует Балтусова.

Все имена вымышлены, а совпадения случайны. Наберемся же терпения и прочтем до конца, пытаясь узнать того или иного героя казанской стройки в узорчатом, порой неожиданном ритме иносказательности.

«Архитектор». Поэма-притча в 12 частях с прологом и эпилогом

Пролог

Дорогой горожанин! «Народный контроль»
Не выдает полноценный ответ.

Ни активист, ни порядочный тролль
Не обнаружит на карте просвет.

Вязнут колеса твои в колее,
Ты опоздаешь на корпоратив.

Просто бесплатный почтовый клиент
Не подгружает тебе позитив.

Трудно разведать, когда градсовет
Выдаст согласие или запрет
На павильоны, ТЦ и дворцы.
Всё без тебя продают продавцы.

Девелопер рулит, а зодчий творит,
У мэра земля под ногами горит,
Отели, кафе, дорогое жилье, —
Каждый причастный получит свое.

Я никого за собой не веду
И ничего не имею в виду.

Нет за душой у меня ни гроша,
Только сухие копирки шуршат.

Но для поэмы о том, кто творил,
Я наскребу терабайты чернил.

Часть 1

Пространство — это музыка, но кто
Писал ее, пока он рос в «хрущобе»,
Прилежный и покладистый в учебе,
И аккуратный в новеньких пальто?..

Теория развития генплана
Сложилась у проектных институтов
Задолго до взросления элит.

Дух города — хранитель неустанный
Считал шаги героя поминутно,
Носил за ним простой теодолит.

Герой старался и учил матчасть,
Осваивая Max и Archicad,
Он научился спорить и молчать,
Отлично проектировать ЖК.

И звонкая фамилия звучала
Среди ценителей и знатоков.
Гарантия успешного начала —
Когда за дело взялся Каблуков!
И критики Калугин и Петров
Приветствовали дерзкого нахала.

Успех, заказы городских масонов,
Внимание особо важных лиц,
Особенности стиля и фасона…
Он искушенный в моде гедонист.

Заказчики любили отличиться,
Портфолио росло как на дрожжах.
Над городом царили вечный Джа
И выгода, богиня инвестиций.

Часть 2

Что небоскреб? Надменность высоты,
Вместилище энергии и власти,
Роняет тень на старые сады,
Опережает время на контрасте.

От вертикали ярче силуэт,
Как говорят эксперты-подхалимы.
Неутомимо спорит градсовет.
И жажда высоты — неутолима.

Но если город — это книга судеб,
То архитектор — не герой Талмуда.
Властителей — и тех не помнят люди,
А зодчего помянут и забудут.

Часть 3

Заказчик объявляет конкурс века:
Строительство заоблачной высотки!

У микрофона знойные красотки
Перечисляют правила забега:
Пять миллионов стоимость земли,
И столько же — победного пакета.
Пять миллионов — это не рубли,
Пять миллионов долларов, с макетом!

На градсовете прения такие,
Что хоть умри, но обоснуй идею.
Эксперты Шишкин, Мышкин и другие
Раскритикуют всякую затею.

У нас любой и гений, и стратег,
Все мастера боев отраслевых,
Все бьются на морально-волевых,
Но Каблуков опередил коллег
И обошел по баллам остальных.

Жюри впечатлено суперэффектом,
Желает сил в строительстве объекта. 

Часть 4

Заказчик ждал, а архитектор спал,
Вставал, работал, снова засыпал.
Заказчик ждал, а архитектор думал.
Но сроки вышли. Наступил аврал.

…Печален зодчий в натиске ТЗ!
Он достает живительный НЗ,
И, вне себя от сложного заказа,
Шатаясь, возвращается на базу.

Все улицы его ведут к реке,
Он медленно спускается к воде.
Горит костер у кромки на песке,
И никого в кромешной темноте.

Колышется костер береговой,
Он вздрагивает, крутит головой —
Где костровой? и почему темно,
И тихо, как в мистическом кино…

Он чует холодеющей спиной,
Что смотрит из огня никто иной,
Как сам Дракон, хранитель берегов,
Герой легенд, парламентер богов.

Крылатый змей выходит из огня
И говорит знакомым языком:
«Я, может быть, тебе и незнаком,
Но ты с рожденья важен для меня.

Тебе дано влиять на панораму —
Я наблюдаю за житьем-бытьем.
Ты будешь проектировать объем —
Я должен обеспечивать охрану.

Кто я такой, — в глазах твоих вопрос.
Рассказываю коротко и честно:
Я тот, кто в эти берега пророс.
Дух города, пульс жизни, гений места.

Зачем я здесь? Чтобы озвучить весть,
Что смысл жизни не в счетах эскроу.
Рассчитывать на выгоду не ново,
Но так не станешь круче, чем ты есть.

Не нарушай масштаб и горизонт,
И аппетит застройщика умерь.
Ведь моцарты не слушают шансон.
Ты архитектор или лицемер?

Великий зодчий этот мир создал —
А для тебя оставил пустоты,
Чтоб ты придал ей точные черты,
Как настоящий профессионал.

Однако помни: создавать объем
И музыку, застывшую в бетоне,
Не можешь ты, как алчное жулье —
Мансарды расширяя и балконы.

Ни схемы типового этажа,
Ни красных линий в творчестве не надо:
Чтобы сыграть великую сонату,
Тут нужен тонкий инструмент –
Душа.

Она чужда земного естества,
Она в масонской ложе не жилец.
Сумевший заключить ее в ларец
Услышит о секретах мастерства.

Пророчество предписывает мне
Беречь того, кто сможет красоту
Творить с душой, не помня о цене.
Кто отречется — навлечет беду». 

«— Душа?.. Я так хотел ее найти,
Я так давно о ней не вспоминал». —
Герой очнулся у костра один.
Обычный человек, не идеал.

— Душа?.. И как я прожил эту жизнь?
И как сумел такое проморгать?
Что это было?..  — Он домой бежит,
А поутру идет ее искать.

Часть 5

Душа… Кому расскажешь, не поймет,
Зачем ее ловить по переулкам,
И так ли нужен творчеству полет
Под музыку в загадочной шкатулке.

Душа. Она и призрак, и творец,
И птица с нереальным опереньем,
Она тишайший маленький певец,
Игрец на перепонке вдохновенья.

Душа витала в городском саду,
И он сначала принял не за ту.
Она летела словно на пожар,
Она была влюбленная душа.

Поймал в ларец… И были у души
Способности входить в карандаши
И в цифровые стилусы планшета,
В рабочие часы и кабинеты.

Часть 6

Пространство — это музыка, но как
Она перед масскультом беззащитна!..
Девелопмент стейкхолдерам не враг,
Хотя война позиций очевидна.

Герой сюжета быстро овладел
Приемами по типу «свой-чужой».
Симфония звучит на высоте
У зодчего с волшебною душой.

На градсовете спорят и кричат,
А Каблуков играет на SketchUP:
Стаккато неклассических колонн,
Легато геометрии окон
И нонлегато кровель и террас, –
Звучат его творенья, и Дракон
Оберегает городской романс.

Но главные масоны — не фанаты,
И требуют высотность за оплату,
Сажают вместо сквера небоскреб,
И им неважно, кто вокруг орет:
«Все это сор, гнилье и пустота,
А с нами польза, прочность, красота!»

И архитектор вынужден смириться,
Что выгода — хозяйка инвестиций.
Он должен доработать этажи,
Идти на это легче без души.

Он выдает объемы по ТЗ,
Приканчивает спрятанный НЗ:
— За что глоток последний, мой Дракон?
За небоскреб, за город, за закон?..

Но голос не звучал ему в тиши,
Из ларчика не слышалось ни звука.
Он взял простые инструменты в руки,
И отвернулся от своей души.

Не слышал на закате городок:
В звенящей тишине,
Едва дыша,
Волшебный музыкальный коробок
Покинула влюбленная душа.

Часть 7

У архитектора дымятся чертежи,
В криптовалюте гонорар лежит.
Он не сдается никому живьем,
Он просто сам себя сдает внаем.

Всё дорожает около участка.
Растет цена дворца и гаража,
Масонам импонируют маржа
И выгода, рисковая гимнастка.

Эксперты согласовывать спешат,
И градсовет не смеет возражать.
Калугин и Петров сидят-мычат,
А ГИП и ГАП уверенно звучат.

Вот выданы комплекты разрешений,
Вот экспертиза — всё без нарушений,
Вот нулевой, а вот — до облаков.
И на проекте имя — Каблуков.

Над центром возвышается объем
И морщит исторический район.

Поникли журналисты и молчат.
Возникли активисты и кричат,
Штурмуют министерство ЖКХ
И подают петиции в верха.

А небоскреб над городом растет,
И выглядит как откровенный стеб.

Когда в него вселяются жильцы,
Ликуют наглецы и продавцы.

У архитектора исполнено ТЗ,
Получен ввод, возобновлен НЗ,
Долг выполнен! И кто же виноват,
Что этим огорчен электорат?..

Такие наступили времена,
Что в коллективе спрятана вина.
На градсовете новая пора,
Девелоперам нравится игра,
И главный архитектор очень рад.

Часть 8

Герою не до мыслей о душе.
Лишь иногда мерещится в окне,
Когда танцуют тени на стене,
И мысли выползают в неглиже.

Каков творец, таков его уют.
Расстроенные струны не звучат.
Длинноты выдают по мелочам,
И черноту частоты выдают.

Он поседел от приступов хандры
И сочинял бездушные миры,
Немые типовые этажи,
Конторы, павильоны, гаражи.

Кому нужна вся эта красота,
Кому нужна вся эта чистота,
Когда все дело только в ремесле,
Квадратном метре и его числе?..

Часть 9

Не заложил в фундамент серебра
Обрядовых монет — не жди добра.
А если всё построил без души,
Готовь нерядовые платежи.

От тяжести и хитрого расчета,
Давления невыносимых масс
Под небоскребом затрещал каркас
Однажды утром. Словно проклял кто-то.

Три сотни свай и прочные грунты
Не выдержали, дрогнули столбы,
Трещит устройство обсадной трубы,
Еще немного, и всему кранты.

Земля дрожит и ходит ходуном,
Грядет геологический разлом,
Гремит и раздвигается плита,
Внезапный тектонический разрыв…

И город разрывается навзрыд –
Где дом стоял, теперь бежит вода.
Где был проспект — подземная река
Разъединяет руслом берега.

Часть 10

Пророчество исполнено вполне,
Качается купюра на волне.

Подешевела рваная земля,
У мэра не осталось ни рубля.

На градсовете траурный молчок.
Девелопер с инфарктом миокарда.
Министры пишут экстренный отчет
И выпивают крепкий коньячок.
Спасательных работ — на миллиарды.

Поникли активисты и молчат,
Возникли журналисты и кричат:
«Кто подписал проект? Кто налажал?
Оштрафовать! Оставить без гроша!»

Герой идет к обрыву не спеша.

Часть 11

Он видел это в фильмах о конце
Времен, когда герои на лице
Не вытирают слезы и пьяны
На фоне галактической войны.

Он понимал в начале, что к чему,
Что поступает тот не по уму,
Кто раздает земельные участки,
И предает гармонию в зачатке,
Минуя исторический уклад.

Здесь никогда не будет город-сад.

Он знал о том, что гений и злодейство
Играют свою роль наоборот,
Прочувствовал, как ловко гений места
Всех обыграл на разнице высот.
Что тяжелее духа естество.

Что воля выбирать — не для того,
Кто по причине трусости большой
Идет за долгом, а не за душой. 

Часть 12

Душа. Она витала на виду,
Собою заполняя немоту.
И он опять подумал не на ту.

Он на нее задумчиво глядел,
Но между ними был водораздел.

Теперь они два полюса во тьме,
Мерцающие точки невозврата.

Теперь он знает цену реноме,
Всё на кону  — и ничего взамен.
А что душа? Она не виновата.

Эпилог

Горожане привычно встают по утрам,
По вечерам принимают бишграм,
Бегают в парке и ходят в кино,
Делают вид, что не все им равно.

Пишут петиции, пишут в сетях,
Часто мелькают в теленовостях.
Каждый способен спасти от всего,
Знак ВООПИК на груди у него.

А небоскребы растут как грибы.
В чем же причина неравной борьбы?
Ты, горожанин, спроси у меня,

И приходи, посидим у огня.
Я ни о чем не смогу промолчать,
Слишком давно изучаю матчасть.

Правду пророк напророчил тебе,
Строгий дракон у тебя на гербе,
Так что тебе отвечать за объем,
Я присмотрю за житьем и бытьем.

Олеся Балтусова. Казань, 2021