Тимур Мустаев: «Мы готовим водителей уже 15 лет, и совершенно точно могу сказать: даже при таком уровне цен в автошколах есть деньги, чтобы платить инструкторам» Тимур Мустаев: «Мы готовим водителей уже 15 лет, и совершенно точно могу сказать: даже при таком уровне цен в автошколах есть деньги, чтобы платить инструкторам»

У автошкол есть деньги, чтобы нормально платить инструкторам

— Тимур Ратнерович, недавно много шума наделали высказывания руководителей казанских автошкол о необходимости повышения цен, в УФАС РТ даже сказали, что такие заявления недопустимы. На взгляд человека, знакомого с этим бизнесом изнутри, за 26 тысяч (минимальный уровень в Казани) можно нормально подготовить к сдаче на права?

— Абсолютно, если грамотно распоряжаться этими деньгами и не ждать от своей работы сверхприбыли. Мы готовим водителей уже 15 лет, и совершенно точно могу сказать: даже при таком уровне цен в автошколах есть деньги, чтобы платить инструкторам. На что автошкола тратит деньги клиентов? Обучает ПДД — раз, регистрирует ученика на сдачу экзамена в ГИБДД — два, платит инструкторам — три. Сегодня инструкторы получают на руки в среднем 15–20 тысяч рублей за одного обучающегося. Если перевести процессы обучения теории в онлайн и за счет этого сократить административные расходы, постоянные затраты на аренду, ЖКХ, связь, то оставшихся денег вполне хватает на функционирование.

Проблема большинства автошкол в том, что они открывают по 15–20 филиалов, причем в таком сравнительно небольшом городе, как Казань. Сейчас у нас действует порядка 130 классов! Откуда столько желающих учиться, чтобы обслуживать всю эту инфраструктуру, содержать менеджмент? Если тебе 26 тысяч от каждого ученика не хватает, чтобы качественно работать, значит, ты просто не умеешь вести бизнес. Перестраивайся или закрывайся.

Сегодня инструкторы получают на руки в среднем 15–20 тысяч рублей за одного обучающегося. Если перевести процессы обучения теории в онлайн, и за счет этого сократить административные расходы, постоянные затраты на аренду, ЖКХ, связь, то оставшихся денег вполне хватает на функционирование «Сегодня инструкторы получают на руки в среднем 15–20 тысяч рублей за одного обучающегося. Если перевести процессы обучения теории в онлайн и за счет этого сократить административные расходы, постоянные затраты на аренду, ЖКХ, связь, то оставшихся денег вполне хватает на функционирование»

 А как перестраиваться?

— Мировой тренд — перевод образовательных процессов в онлайн. Мы спокойно изучаем иностранные языки по скайпу, удаленно овладеваем новыми профессиями (кстати, Центральный учебный центр участвовал в 2020 году в проекте федеральной программы «Кадры для цифровой экономики», который позволяет гражданам России получить дополнительное профессиональное образование в IT* дистанционно). Теоретическая подготовка будущих водителей не исключение. Все можно перевести на обучающую платформу: лекции по ПДД на YouTube, тренажеры по решению задач — в «Телеграм», обратную связь от преподавателя — через Zoom. Мы запустили в городах-миллионниках, в том числе в Казани, «Телеграм» бота GetPrava. В нем можно записаться в автошколу пока только в миллиониках, пройти всю теорию для сдачи на права онлайн и, что важно для комфортности обучения, самому выбрать автомобиль и автоинструктора.

 Если с авто примерно понятно, то на что ориентироваться при выборе инструктора?

— У нас введена система баллов, основанная на отзывах предыдущих учеников. Войдя в сервис, вы получаете доступ к рейтинговой базе автоинструкторов в разных городах страны, в том числе в Москве и Казани. Когда сделали выбор, через наш сервис записываетесь в автошколу, к которой этот инструктор прикреплен. Причем вы тоже участвуете в составлении рейтинга — фиксируете время занятий, оставляете отзывы. Надо, чтобы инструкторы переживали за свою репутацию, делали работу на совесть.

 Ваш проект уникален?

— В России такого сервиса, насколько мне известно, нет. Аналоги есть в США, Франции, Германии, Великобритании. Мы с моим партнером Сергеем Арутюновым, так же, как и я, выпускником бизнес-школы «Сколково», работаем по венчурной модели развития бизнеса, прошли акселерационную программу в стартап-школе технопарка «Сколково». Планируем вырастить платформу, в будущем включающую в себя все необходимое — от желания получить права до покупки автомобиля.

Теория, программа обучения едина для всех, и на этом этапе трудности у курсантов возникают редко: вызубрил — сдал, тем более площадку сейчас отменили. Срезаются, в основном, на «городе» «Теория, программа обучения едина для всех, и на этом этапе трудности у курсантов возникают редко: вызубрил — сдал, тем более площадку сейчас отменили. Срезаются в основном на «городе»

GetPrava для автошкол выступает лидогенератором учеников

 Как родилась идея платформы GetPrava?

— У меня сеть офлайновых автошкол в Москве, основной контингент — студенты. В пандемию, когда все вузы ушли на «дистант», офлайновая автошкола на это время просто перестала существовать. Восстановились, наверное, только к ноябрю. Тогда и родилась идея, что залог успешной сдачи на права не в бренде автошколы, а в конкретном инструкторе. Теория, программа обучения едина для всех, и на этом этапе трудности у курсантов возникают редко: вызубрил — сдал, тем более площадку сейчас отменили. Срезаются в основном на «городе». По статистике, почти 40 процентов выпускников автошкол не могут сдать практическую часть в течение полугода, а это значит, что через 6 месяцев тебе опять надо сдавать теорию. Некоторые даже отказываются от идеи получать права.

Или берут дополнительные уроки в частном порядке.

— В том-то и загвоздка! В автошколах все устроено таким образом, что инструкторы не заинтересованы в результатах своей работы. Наоборот даже. К ним ученики и так приходят, причем у курсантов автошкол нет выбора — кого назначили, к тому и пойдешь. Если попался терпеливый, ответственный — повезло. Инструктор был груб, «химичил» с часами, в основном катал по площадке вместо более затратных по расходу топлива городских улиц? Договариваешься о «допах». Сами же директора автошкол в комментариях вашему изданию признали, что почти во всех школах есть проблема недокатов. То есть имеет место быть негласная договоренность: инструкторы соглашаются работать за небольшие деньги, а администрация учебного заведения закрывает глаза на их недобросовестную работу. И если система рейтингов автошкол есть, то оценка инструкторов пока идет только на уровне сарафанного радио. Это приводит к такому печальному итогу, как провал экзамена на права.

Наша задача — увеличить процент сдающих практическую часть с первого раза.  Это возможно только за счет качественного отношения инструктора к своей работе «Наша задача — увеличить процент сдающих практическую часть с первого раза.  Это возможно только за счет качественного отношения инструктора к своей работе»

 И как ваш сервис может повлиять на ситуацию?

— Мы живем в мире, где цифровая революция уже свершилась и на смену привычным организациям приходят платформенные, экосистемные решения. Никого не удивляет, что интернет-сервис такси, не имея собственного таксопарка, за считанные минуты подаст вам машину. Так и мы — приглашаем к партнерству автошколы России, заводим их инструкторов на платформу совершенно бесплатно. GetPrava для автошкол выступает лидогенератором учеников, сокращает их затраты на маркетинг, отдел продаж, обучение теории в классах. Договор учащийся заключает с нами, а мы, в свою очередь, заключаем договор с автошколами, инструкторы которых будут с нами работать.

Уверен, такая система приведет к упорядочиванию рынка. Появится реальный выбор, кого взять в наставники. Инструкторы будут стараться учить на совесть, потому что от этого будет зависеть их рейтинг, их стоимость на рынке. Тогда и безопасность дорожного движения улучшится, и коррупционные связи станут бессмысленными. Наша задача — увеличить процент сдающих практическую часть с первого раза. Это возможно только за счет качественного отношения инструктора к своей работе.