Власти могут установить контроль над рекомендательными алгоритмами «Фейсбука», «ВКонтакте», «Инстаграма», YouTube и других ресурсов. Рабочая версия одного из первых законопроектов, который будет внесен на рассмотрение в Госдуму нового созыва, оказалась в распоряжении «Ъ».

Согласно документу, поставщики контента должны будут раскрыть подробности работы рекомендательного алгоритма и то, какие данные для этого используются, предупреждать пользователей о его работе, а также предоставить возможность его отключить. Идею предложили прошлой весной в ассоциации юристов России: там посчитали, что алгоритмы создают аномальный интерес к определенным темам и повышают риск конфликтов в обществе.

Разработкой документа занимается комитет Госдумы по информполитике под руководством Александра Хинштейна. Представители поставщиков контента считают, что принятие этого закона равносильно запрету мерчандайзерам выкладывать товары на полках в зависимости от частоты их покупки и может сказаться на финансовых показателях бизнеса.

Ранее экс-сотрудница «Фейсбука» заявила, что «рекомендательные алгоритмы настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации, буллинг». В компании это отрицают.