1. Концерт ГСО РТ и Александра Князева

15 октября


Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением маэстро Александра Сладковского представляет настоящий музыкальный праздник. Вместе с известным виолончелистом Александром Князевым, органисткой Вероникой Лобаревой и Государственным камерным хором республики под управлением Миляуши Таминдаровой исполнят произведения Шостаковича — Праздничную увертюру и Концерт № 2 для виолончели с оркестром, Густава Холста «Планеты», симфоническую сюиту для хора и оркестра.

6+

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


2. #Адиляпрокино (с 14 октября)

Заголовки

«Герда» (реж. Наталья Кудряшова)


Сюжет фильма разворачивается вокруг провинциальной девушки, которая пытается изменить свою жизнь к лучшему. Знакомая всем история обычного человека, который устал от своего окружения и не знает, что делать.

Это второй полнометражный фильм режиссера, актрисы и сценаристки Натальи Кудряшовой. Премьера ее дебютного фильма «Пионеры-герои» прошла на Берлинском кинофестивале, а также стала лауреатом диплома гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр». А премьера новой картины  Кудряшовой «Герда» прошла в августе 2021 года на международном кинофестивале в Локарно. Фильм удостоился приза молодого жюри, а актриса-дебютантка Анастасия Красовская, исполнившая главную роль, получила приз за лучшую женскую роль.

«Герда», казалось бы, показывает все те же томные, бесперспективные, безрадостные скитания провинции, что мы видели не раз в российском кинематографе, однако работа получилась не только эмоционально честной, но и вдохновенной, визуально изысканной и метафоричной. Неслучайно фильму «Герда» пел дифирамбы сам Гаспар Ноэ.

P. S. 14 октября в 19:00 в «Киномаксе» (KazanMall) в рамках арт-показа я представлю и эту премьеру. Мы поговорим о современном женском российском кино на примере картины «Герда».

18+


«Иван Грозный» (реж. Сергей Эйзенштейн, 1958, 2 серия)


«Иван Грозный» — последний фильм Сергея Эйзенштейна, из-за которого режиссер чуть не стал врагом народа. За первую серию он удостоился Сталинской премии I степени, а за продолжение получил строгий выговор и требование переснять отдельные фрагменты. Но этого так и не случилось: Эйзенштейн скончался в феврале 1948 года, так и не успев внести правки (вторая часть вышла на экраны лишь в сентябре 1958-го).

Если в первой части режиссер показал единение царя и народа, то во второй народные массы отошли глубоко на второй план — основное внимание теперь уделено придворным интригам и внутренним терзаниям государя. Сталин посчитал это искажением исторической правды: «У вас неправильно показана опричнина. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета».

Но вторая серия «Ивана Грозного» интересна и важна не только политическим подтекстом. Трехчасовая картина (если считать обе серии) снималась на черно-белую пленку, за исключением двух эпизодов второй серии — танца опричников в Александровской слободе и финального монолога царя на престоле. Именно эти сцены оказали радикальное влияние на эстетику цвета в мировом кино.

(15 октября в 19:00 в «Киномаксе», в KazanMall, в рамках арт-показа я буду представлять этот шедевр мирового кинематографа и объясню, в чем принципиальная разница двух серий «Ивана Грозного» Эйзенштейна.)

16+


«Семейка Аддамс: горящий тур» (реж. Грег Тирнан, Конрад Вернон, Лаура Бруссо, Кевин Павлович)


Действительно долгожданное возвращение самой готической семейки в канун Хеллоуина. Герои клана Аддамс приносят с собой неповторимую, завораживающую, мрачную атмосферу, именно за это их все и любят!

Анимационная адаптация «Семейки Аддамс» появилась в кинотеатрах в 2019 году и сразу же покорила сердца миллионов людей. А с кассовыми сборами более $203 млн американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer, не теряя времени, начала разработку долгожданного сиквела. Поклонники фильма вновь услышат голоса Шарлиз Терон, Оскара Айзека, Хлои Грейс Морец, Ника Кролла, Бетт Мидлер и Снупа Догга. Это первый кинематографический сиквел, основанный на комиксе, который сделан полностью благодаря компьютерной графике.

Один из режиссеров мультфильма Грег Тирнан в интервью говорил, что успех первой части стал доказательством неугасающего наследия и культа семейства Аддамс. И я с ним полностью согласна. Он также добавил, что вторая часть будет такой же увлекательной, как и оригинал, на что и надеется каждый поклонник.

12+


«Исчезнувший» (реж. Кристиан Карион)


«Исчезнувший» — новый релиз от номинанта на премию «Оскар» Кристиана Кариона, прославившегося на весь мир благодаря кинокартине «Счастливого Рождества» с участием Даниэля Брюля и Дайан Крюгер.

Новая работа режиссера  — радикальный эксперимент, целиком построенный на импровизации Джеймса МакЭвоя. Исполнитель главной роли не получил на руки ни сценария, ни диалогов. Создатель «Исчезнувшего» Карион предоставил артисту лишь общие детали сюжета. Таким образом, вся игра МакЭвоя в фильме целиком построена на импровизации, а его реакция на откровения других актеров, знавших историю, являлась искренней. Актер, известный своим участием в голливудских блокбастерах про супергероев «Люди Икс», черной комедии «Грязь» и хоррору «Оно-2», раскрывается перед зрительской аудиторией с неожиданной стороны, играя сильную и правдивую драму. Да, это бенефис одного актера, но у фильма к тому же интригующий сюжет, способный удержать в напряжении с первого до последнего кадра. А мрачная детективная история разворачивается на фоне бескрайних полей, величественных гор и практически нетронутых цивилизацией лесов, мастерски запечатленных на камеру оператором Эриком Дюмоном. Поэтому «Исчезнувший» я однозначно рекомендую!

16+


«Королевская игра» (реж. Филипп Штельцль)


Экранизация самой известной книги Стефана Цвейга «Шахматная новелла». Автор произведения так и не узнал о том, что его история впоследствии принесет ему всемирную славу. Произведение, опубликованное через несколько месяцев после самоубийства австрийского автора, вышло небольшим тиражом в Бразилии, и лишь позже оно было опубликовано в Европе и США. Потребовалось гораздо больше времени, чтобы история жертвы гестапо стала настоящим бестселлером. Новеллу читали вдоль и поперек, особенно в школах, и долгое время она входила в обязательную школьную программу.

Это уже не первая экранизация «Шахматной новеллы» — с первой киноадаптации 1960 года это произведение стало интересно кинематографистам. Что касается версии Филиппа Штельцля («Гете», «Северная стена», «Лекарь: Ученик Авиценны» и др.), на мой взгляд, нас ждет история в антураже Второй мировой войны и сложные шахматные партии, похожие на сериал Netflix «Ход королевы». А по духу фильм будет напоминать «Пианиста» и «Список Шиндлера», но с более закрученным психологическим сюжетом. И, мне кажется, это довольно любопытным. К слову, фильм был представлен продюсерами для отбора на премию «Оскар» 2022 года от Германии и отмечен на Баварской кинопремии 2020-го, а также на Немецкой кинопремии и премии «Мост» 2021 года.

16+


«Эйфель» (реж. Мартин Бурбулон)


«Эйфель» — это первый байопик о создании величайшего архитектурного сооружения Франции и один из наиболее дорогих и масштабных французских фильмов последних лет. Помимо деталей возведения 300-метровой металлической башни, ставшей символом столицы, впечатляющих декораций и компьютерной графики, с помощью которых воссоздается Париж конца XIX века, зрители увидят и узнают, что именно вдохновило инженера Гюстава Эйфеля, ведь «Эйфель» — это не только история шедевра архитектуры, знакомого всем и каждому, но и запретной любви, развернувшаяся на улицах одного из красивейших городов мира.

Прежде чем обратиться к байопику, постановщик Мартин Бурбулон специализировался на лирических комедиях. К примеру, он поставил хиты последних лет «Любовь вразнос» и «Развод по-французски». Думаю, именно темы страстной любви больше всего и в его новой красочной работе «Эйфель». Такое кино может понравиться романтическим натурам.

16+


«Мистериум: эффект Марко» (реж. Мартин Зандвлиет)


Пятый фильм цикла, стартовавшего в 2013 году. В основу легло одноименное произведение культового датского писателя Юсси Адлер-Олсена. Книги о детективе Карле Мерке переведены более чем на 40 языков и стали бестселлерами в США и Европе. На этот раз роль беспринципного детектива исполнил Ульрих Томсен, известный по сериалам «Банши» и «Черный список», а режиссерское кресло занял Мартин Зандвлиет, который может быть знаком по криминальному триллеру «Чужак» с Джаредом Лето и номинированной на «Оскар» военной драме «Моя земля».

«Миллениум: эффект Марко» — типичный датско-немецкий криминальный триллер с элементами нуара, немного затянутый и старомодный. Фильм, однако, добротный и подробный и может вполне устроить зрителя, который предпочтет точно и интересно рассказанный сюжет динамике повествования.

18+


«Демоник» (реж. Нил Бломкамп)


Новый авторский проект кинорежиссера и сценариста Нила Бломкампа, известного по научно-фантастическим хитам «Район № 9», «Элизиум» и «Чаппи». Бломкамп не только выступил режиссером, но и написал сценарий, а также спродюсировал фильм. По словам кинематографиста, при работе над «Демоником» в разгар пандемии, когда все голливудские студии не функционировали, он вдохновлялся историей успеха псевдодокументального хоррора «Паранормальное явление».

На этот раз именитый постановщик обращается к данному жанру, погружая зрителей в альтернативную реальность, населенную не только людьми, но и злыми духами. В центре повествования окажется современный орден экзорцистов, который борется с нечистой силой не молитвами, а с помощью информационных технологий. Несмотря на необычную концепцию, критики, посмотревшие фильм, ругают его за то, что он не выполняет свое прямое предназначение: он совершенно не страшный и, соответственно, это только претензия на хоррор. Многие также отмечают чрезмерное увлечение кинематографиста визуальными эффектами и плохую проработку образов. Так что смотреть я советую разве что из-за неординарного сюжета, не более.

18+


«Человек божий» (реж. Елена Попович)


Второй режиссерский опыт Елены Попович, в 2013 году поставившей комедийную драму L.A. Superheroes. Она также является сценаристом и продюсером проекта. Ключевые роли в ее новом байопике исполнили  Арис Серветалис, Александр Петров и Микки Рурк. В основу сюжета легла реальная история епископа Нектария Эгинского, на родине завоевавшего славу чудотворца. Релиз приурочен к 100-летию со дня смерти святого. Как утверждает Попович, работа над фильмом велась 8 лет, а основные съемки завершились осенью 2020 года. На создание картины ее вдохновило прочтение книги о святителе Нектарии.

В современном мире нечасто снимаются хорошие игровые фильмы на религиозные темы, тем более о православных святых. И потому то, что Попович удалось воплотить свою идею, само по себе уже является чудом. А насколько фильм получился удачным и как его примут зрители — это мы узнаем в скором времени. Кстати, «Человек божий» уже получил приз зрительских симпатий на московском международном кинофестивале (ММКФ), который в этом году проходил с 22 по 29 апреля. Это внушает надежду.

12+


3. Фестиваль документальных фильмов о музыке и новой культуре Beat Weekend в Казани

15, 16 и 17 октября


В эти выходные в рамках мультиформатного фестиваля Beat Weekend состоится показ классных фильмов. Например, в «Смене» (16 октября в 16:00) покажут картину «Лепота» — историю русской визуальной культуры от народных промыслов до конструктивизма и метамодерна (причем после показа режиссер Наташа Климчук расскажет, как создавался фильм, и ответит на все волнующие вопросы). Также здесь покажут «Шрамы Али Булалы» (17 октября в 16:00) — удивительный документальный эпос, в котором множество архивных кадров, снятых близкими друзьями, которые запечатлели панковский дух лучших скейтеров мира. Али у руля, он беззаботно катится к трагедии, которая все перевернет. И, конечно, не пропустите фильм об истории кроссовок Air Jordan, созданных для баскетболиста — легендарного Майкла Джордана.

Независимое музыкальное арт-пространство Werk начнет вечер с показа фильма «Лоран Гарнье: Электрошок» (15 октября в 21:00), который плавно перетечет в вечеринку с фирменными коктейлями на основе джина. Что еще может предложить Beat Weekend в эти выходные, смотрите тут.

18+


4. Проекционное шоу «Татара — наследие Евразии»

17 октября

В представлении с помощью компьютерной графики, хореографии и музыки рассказывается о том, что связывает Японию и Татарстан. Татара — японская металлургическая печь особой конструкции для выплавки стали для мечей самураев. Предположительно, эта технология завезена в Японию из Китая, куда попала от предков татар в VII веке.

Проект «Татара — наследие Евразии» создан еще в 2019 году при сотрудничестве посольства Японии в России и министерства культуры РТ. Причем в рамках совместной работы создано две хореографические постановки для танцевальных коллективов из Татарстана и Японии. В этот раз зрителям покажут японскую версию спектакля.

Это история эпохи войн, когда самурай, выигравший не одну битву, становится одержим лишь победой в сражениях. Но однажды в бою он сталкивается с ужасающим драконом, истинная сущность которого — страх и гнев, таившиеся внутри самурая и принявшие облик чудовища.

12+

Стоимость билетов: 1200–3600 рублей.

КСК «УНИКС» (ул. Профессора Нужина, 2/27), начало — в 17:00


5. Выставка «Построение метафор» фотографа Жени Миронова

С 17 сентября

Фото: «БИЗНЕС Online»

В экспозиции автора представлено 62 диптиха, в которых художник обнажает пластическую и эмоциональную общность, казалось бы, абсолютно разных предметов и явлений. На первом этаже галереи представлены цветные «метафоры», бо́льшая часть которых экспонируется впервые. До этого лишь некоторые из работ были показаны на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2018 году. А на втором этаже экспонируются известные черно-белые диптихи (многие работы данной серии хранятся в «Мультимедиа Арт Музее»).

33-летний Женя Миронов — автор более 25 персональных выставок в России и за рубежом. Он дважды вошел в десятку лучших молодых художников РФ по версии аналитического агентства InArt. Фотография для Миронова — инструмент трансперсонального опыта, способ осознанного путешествия в разных метафорических плоскостях, поиск выхода в абсолютную реальность.

«Я снимаю каждый сюжет как однозначно воспринимаемый элемент — архетип. Беру предметы из реальной среды как актеров, но посредством фотографии переношу их в ранг героев, — рассказывает Миронов. — На этом уровне я понимаю, что фотография, как и кино, обладает драматургией и режиссурой. В своих визуальных постановках я организую новый тип конфликта с помощью стыка героев. Так, в разных диптихах рифмуются фонари, плывущие по небу, и лодки на воде, ромашка и яичница, ржавчина и закат, ракушка и замерзший пес, сосна и травинка, бабочка и фонтан». Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Qatar Museums, Nord Art Collection (Германия), публичной коллекции «Росэнергоатома», личной коллекции ведущего Андрея Малахова и коллекциях других музеев и частных собраний в России, Франции, Швейцарии, США и Канады. Сейчас параллельно с выставкой в «БИЗОNе» фотографии Миронова экспонируются в Новой Третьяковке.

16+

Стоимость билетов: 150 рублей, для студентов — 100 рублей, для детей до 18 лет и пенсионеров вход свободный.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8). Режим работы галереи — ежедневно с 13:00 до 21:00


6. Кинозавтрак. Творчество культового режиссера Педро Альмодовара

16 октября

Педро Альмодоваре Педро Альмодоваре Фото: Georges Biard, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

На встрече киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина расскажет о прославленном испанском постановщике Педро Альмодоваре, ставшем легендой и даже иконой европейского кинематографа. Для режиссера перевернутый с ног на голову сюжет и страсти, достойные бразильского сериала, — способы представить галерею женских образов, застигнутых врасплох камерой. Не зря режиссер прославился именно благодаря одному из таких фильмов — «Женщины на грани нервного срыва». В основе комедии лежит пьеса Жана Кокто «Человеческий голос», помноженная на поп-эстетику и наблюдения режиссера за женщинами. За нее Альмодовар получил «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1988-м и приз за лучший сценарий в Венеции. В 2019-м режиссер представил в Каннах свой самый личный фильм, подводящий итоги внушительной и плодотворной карьеры, — «Боль и слава», в котором он попытался перенести на экран сложный полуавтобиографический образ.

Вход строго при наличии QR-кода!

16+

Стоимость билетов: 1100 рублей (из них 500 рублей — депозит на завтрак).

«Театральный буфетъ» (ул. Лобачевского, 11/27), начало — в 10:00


7. Лекция «Самые дорогие научные „игрушки“ человечества, часть 2: обсерватория LIGO»

15 октября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Во второй лекции цикла, посвященного самым дорогим научным «игрушкам» человечества, преподаватель и ведущий YouTube-канала о физике TutorOnline Рамиль Ибрагимов подробно расскажет о лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGO.

Проект был предложен в 1992 году Кипом Торном, Рональдом Дривером из Калифорнийского технологического института и Райнером Вайсом из Массачусетского технологического института. LIGO занимается экспериментальным обнаружением гравитационных волн космического происхождения, которые предсказываются рядом теорий, в том числе общей теорией относительности Эйнштейна. Для «поимки» таких волн авторы зарегистрировали тончайший сигнал от события, которое произошло 1,3 млрд лет назад и длилось 20 миллисекунд.

Проект финансируется американским национальным научным фондом, достигая по стоимости $365 млн, что делает обсерваторию самым амбициозным из когда-либо финансировавшихся фондом.

6+

Вход бесплатный. Обязательная регистрация по ссылке (писать в директ).

Национальная библиотека РТ (ул. Пушкина, 86), начало — в 19:30


8. Спектакль Мisterioso con anima

15 октября

Фото: «БИЗНЕС Online»

Постановка известного режиссера Евгения Ибрагимова представляет таинственную историю о рождении, жизненном пути, любви, мечте и преодолении препятствий. История будет рассказана исключительно языком движений и танцев.

12+

Стоимость билетов: 270–520 рублей.

Театр кукол «Экият» (ул. Петербургская, 57), начало — в 19:00


9. Вечеринки в «Соли»

15 и 16 октября

Фото: pixabay.com

Для тех, кто больше боится остаться в выходные дома и пропустить вечернику, чем коронавируса, в «Соли» весь уик-энд будут проходить тусовки и диджей-сеты от резидентов бара. Работают оба танцпола — и в баре, и во дворе (сюда, кстати, можно и без QR-кода).

15 октября — вечеринка «Местные». Во дворе играют Arseny Kovarski, Leyla Valeeva, Drill, в баре — Lenar.

16 октября — диджей-сеты. Во дворе — Egor Semakov, Anna Youth, в баре — Reenat.

18+

Вход свободный.

Бар «Соль» (ул. Профсоюзная, 22), подробности  здесь


10. Документальный фильм «Вагнер и я» (2010 год)

16 октября  

Снятый британским режиссером Патриком Макгради фильм о крупнейшем реформаторе оперы Рихарде Вагнере пробуждает интерес к великому композитору даже у человека, который лишь поверхностно знаком с его наследием. В качестве гида-экскурсовода по музыкальной империи Вагнера в кинофильме представлен известный британский актер и писатель Стивен Фрай, который, как он сам говорит, «подсел» на Вагнера еще в детстве.

12+

Вход свободный.

Галерея искусств сверхмодерна (ул. Дзержинского, 5), начало — в 16:00


11. Экскурсия Радифа Кашапова «Архитектурные стили Казани XX века: голодный конструктивизм, сталинский ампир и татарский модернизм»

17 октября

Радиф Кашапов Радиф Кашапов Фото: «БИЗНЕС Online»

В рамках фестиваля документального кино о новой культуре Beat Weekend интернет-издание «Инде» и многопрофильная продюсерская компания сreeptone media специально к показам фильмов о культовом финском архитекторе Алваре Аалто организуют архитектурные экскурсии по городу. Одну из них — «Архитектурные стили Казани XX века: голодный конструктивизм, сталинский ампир и татарский модернизм» — проведет журналист и городской активист Радиф Кашапов. Он познакомит участников с историей казанской архитектуры прошлого столетия: проследит внешние влияния и отметит локальные особенности, поговорит об изменении облика города и расскажет истории самых примечательных зданий, относящихся к разным стилям.

6+

Вход свободный. Нужна регистрация.

Сбор у площади Свободы, перед театром оперы и балета им. Джалиля, начало — в 12:00


12. TheatreHD. Зальцбург-100: «Свадьба Фигаро»

17 октября


В 2006-м, в год 250-летия со дня рождения гения Моцарта, эта постановка «Свадьбы Фигаро», в которой одну из ведущих партий исполнила Анна Нетребко, стала жемчужиной Зальцбургского фестиваля. За 100 лет его существования опера была поставлена 55 раз. И это не считая концертов, в которых звучали ее фрагменты. После обязательной для каждого фестиваля постановки пьесы Гуго фон Гофмансталя «Имярек» (Jedermann) «Свадьба Фигаро» — самое популярное произведение Зальцбурга. Но и в этой богатой компании спектакль 2006-го занимает особое место. В тот год на Зальцбургском марафоне были поставлены все 22 оперы Моцарта. И все равно главным событием фестиваля стала «Свадьба Фигаро», открывшая еще и новый фестивальный театр — Haus für Mozart («Дом для Моцарта»). При этом знаменитые постановщики — режиссер Клаус Гут и ныне уже покойный дирижер Николаус Арнонкур — сотворили далеко не легкую комедию. Режиссер, вдохновляясь фильмами Бергмана и пьесами Стриндберга и Метерлинка, погрузил комедию Бомарше — Моцарта — Да-Понте в черно-белый изобразительный ряд и заколдованную атмосферу глубоких личных переживаний героев.

16+

Стоимость билетов: 600 рублей.

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», проспект Ибрагимова, 56), начало — в 15:00