Могу сказать, что далеко не в первый раз Рустам Нургалиевич затрагивает сферу обращения с отходами в проблемной контексте Могу сказать, что далеко не в первый раз Рустам Нургалиевич затрагивает сферу обращения с отходами в проблемной контексте

Что пошло не так в Год экологии?

Выступление президента Татарстана Рустама Минниханова перед депутатами Госсовета РТ всегда привлекает повышенное внимание в республике, т. к. своим выступлением руководитель республики расставляет приоритеты в развитии на предстоящий год. Естественно, для меня этот документ имеет значение в первую очередь с точки зрения интересов развития отрасли переработки отходов. Данный вопрос становится все более актуальным не только ввиду очевидного уже для многих провала «мусорной» реформы, но и с позиции меняющихся условий в мировой экономике.

В рамках подготовки данной статьи я решил обратиться к содержанию посланий президента РТ за последние несколько лет, благо их тексты доступны на его официальном сайте. Могу сказать, что далеко не в первый раз Рустам Нургалиевич затрагивает сферу обращения с отходами в проблемной контексте. В послании 2015 года уже обозначалась проблема роста отходов, загруженности существующих полигонов и роста несанкционированных свалок. С учетом этого ставилась задача создания эффективной системы обращения с отходами. Впрочем, на каких принципах следует создавать такую систему, не уточнялось.

В послании 2016 года вопросы создания эффективной системы обращения с отходами не были отражены. Но это был период, когда республику охватила позитивная волна переустройства общественных пространств (парков, скверов, набережных и т. д.) на фоне роста туризма и ожидания крупных международных мероприятий. Именно в контексте благоустройства звучали основные задачи в сфере экологии, поэтому 2017-й объявили в республике Годом экологии и общественных пространств (в масштабах всей России 2017-q стал просто Годом экологии).

Подобная трактовка экологической проблематики получила дальнейшее развитие в послании 2017 года. Тогда, в частности, было заявлено, что в рамках Года экологии в республике ликвидировано 1,2 тыс. свалок, очищено 10 тыс. километров береговой полосы, тысяча водных объектов, посажено 20 млн саженцев деревьев на площади 4 тыс. га, в различных природоохранных мероприятиях и акциях приняли участие более миллиона татарстанцев. Но был еще один тезис, который обозначил скорый переход Татарстана к реализации «мусорной» реформы. В послании 2017 года впервые прозвучала тема мусоросжигательного завода (МСЗ). Было сказано, что для развития республики в соответствии с принципами «зеленой экономики» в Казани планируется строительство завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов. Это позволит решить проблему исключения из хозяйственного оборота значительных площадей ценных земель вблизи Казани, кратно снизить негативное воздействие на окружающую среду, достичь нулевого уровня захоронения ТКО, как это уже сделано в таких странах, как Швейцария, Германия, Голландия и Япония. В то время еще не было понятно, насколько сложной окажется финансово-экономическая и политическая составляющие реализации данного проекта и что появится довольно большая группа противников МСЗ.

Главная проблема МСЗ в том, что они будут пожирать то сырье из отходов, которое пригодно и необходимо для переработки. Потому что пока нет надежных инструментов,  позволяющих исключить сжигание отходов, пригодных к переработке Главная проблема МСЗ — в том, что они будут пожирать то сырье из отходов, которое пригодно и необходимо для переработки. Потому что пока нет надежных инструментов, позволяющих исключить сжигание отходов, пригодных к переработке

Главная проблема мусоросжигательных заводов

Послание 2018 года тему реформы обращения с отходами обошло стороной несмотря на то, что именно в этом году в Татарстане на безальтернативной основе было выбрано два региональных оператора. Но такое невнимание было вполне понятным, так как в то время еще отсутствовало полное понимание тех проблем, которые ожидает население и бизнес республики. Минстрой РТ, являющийся куратором «мусорной» реформы, как можно быстрее провел все требуемые законом процедуры, возложив дальнейшую ответственность на регоператоров.

А 2019 год уже оказался достаточно горячим, поскольку строительство МСЗ стало одной из главных тем протестной повестки, прежде всего в контексте экологической безопасности. И обойти в послании ее было уже нельзя. Поэтому и было заявлено, что все крупные проекты, реализуемые в республике, должны в обязательном порядке проходить экологическую экспертизу, а казанский МСЗ должен дополнительно пройти международную экологическую экспертизу.

Отмечу, что у меня отношение к МСЗ неоднозначное. Нельзя не признать очевидного факта — МСЗ активно используются по всему миру, в том числе в развитых странах Европы. Хотя данные инфраструктурные объекты, конечно же, обладают определенными экологическими рисками, как и любое крупное промышленное предприятие, например тот же нефтехимический комбинат, но главную проблему я усматриваю не в экологических рисках (их контролировать можно, если обеспечить производство надежными технологиями и инструментами контроля) и даже не в экономических просчетах, очевидных еще на стадии разработки проекта (именно по этой причине ростеховские МСЗ пытаются лишить права заключать с потребителями договоры о поставке мощности (ДПМ). Главная проблема МСЗ — в том, что они будут пожирать то сырье из отходов, которое пригодно и необходимо для переработки. Потому что пока нет надежных инструментов (законодательных, инфраструктурных), позволяющих исключить сжигание отходов, пригодных к переработке.

К тому же в послании 2019 года в тени оказалась другая значимая проблема — это начавшаяся реформа сферы обращения с отходами, породившая региональных операторов-монополистов, взвинтившая цены на их услуги, но ни на йоту не продвинувшая нас в сторону более глубокого и масштабного развития переработки отходов, о чем громко заявляли те, кто готовил эту реформу.

Послание 2020 года тему мусорной реформы обошло стороной, но понятно почему. Это был год двух юбилеев (75-летия Победы и 100-летия Татарской АССР), крупных политических событий (конституционная реформа, выборы президента РТ) и начала коронавирусной пандемии. Очевидно, что в приоритете были другие вопросы, а потому проблемы «мусорной» реформы, которые тем не менее нарастали, были отодвинуты в сторону. И только в послании 2021 года предпринята попытка рассмотреть вопрос комплексно.

В послании верно отмечено, что экологичность становится одним из критериев конкурентоспособности товаров и организаций, требованием потребителей В послании верно отмечено, что экологичность становится одним из критериев конкурентоспособности товаров и организаций, требованием потребителей

Необходимо снижать углеродный след

В частности, в недавнем послании четко обозначена одна из проблем, порожденная «мусорной» реформой. Это отравляющий воздух мусорный полигон «Восточный» в Казани, по поводу которого были многочисленные жалобы со стороны населения. Ведь данная проблема была порождена просчетами в процессе реформы, когда спешно закрыли районные полигоны и часть их мусора стала свозиться на полигон «Восточный», мощность которого не рассчитана на такие объемы. Проблему можно было предвидеть заранее. Дело в том, что по республиканской терсхеме закрытие районных полигонов должно сопровождаться строительством и открытием нескольких крупных межмуниципальных полигонов. Но эти процессы не были синхронизированы — районные полигоны закрыли, а на новые денег нет. При этом надо понимать, что все эти вопросы находятся в зоне ответственности регоператоров, которых почему-то никто не контролирует. Впрочем, это частный вопрос.

Меня в большей степени порадовало то, что в недавнем послании наконец-то сделана попытка оценить проблему комплексно. Ведь сфера обращения с отходами, если ее рассматривать не в русле полигонной модели, как у нас привыкли, а с акцентом на переработку, является важным элементом циркулярной экономики или экономики замкнутого цикла. Это то магистральное направление, по которому идут развитые страны. В послании верно отмечено, что экологичность становится одним из критериев конкурентоспособности товаров и организаций, требованием потребителей и что перед нами стоят задачи (на фоне планируемого введения международного углеродного налога в 2026 году) по разработке комплекса мер по снижению углеродного следа, а также по развитию циркулярной экономики, предполагающей увеличение вторичной переработки ресурсов. С учетом этого президент Татарстана поручил правительству РТ совместно с вузами, Академией наук и предприятиями подготовить соответствующие программные предложения.

Посмотрим, чем на это ответит правительство.

Николай Атласов

Депутат Государственного Совета РТ

Фото: «БИЗНЕС Online»

Продолжение следует.