ИНВЕСТИЦИИ В ОТРАСЛЬ СОСТАВИЛИ 8 МЛРД. РУБЛЕЙ

Как заявил на коллегии министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров, в 2011 году валовой доход IT-отрасли РТ составил 40 млрд. рублей и вырос таким образом на 12%. Доля валового дохода в ВРП РТ составляет сейчас, впрочем, всего 3,3% (Рустам Минниханов заявлял ранее о намерении увеличить ее в ближайшие годы до 10 - 15% - ред.). А доля добавленной стоимости и того меньше – 2%.

Среднемесячная заработная плата в отрасли составила 23,5 тыс. рублей (рост на 24,9%), при этом министр информатизации и связи признал, что сдерживает рост, прежде всего, низкая зарплата в почтовой отрасли. В 2012 году валовой доход планируется в размере 42,6% - с заметно скромным ростом в 7%, а среднюю зарплату планируют в размере 30 тысяч (рост на 27,9%).

Объем инвестиций в капитальные вложения отрасли из всех источников составил 7,8 млрд. рублей. Объем финансирования мероприятий в рамках проекта «Электронный Татарстан» составил в 2011 году 133,4 млн. рублей. В 2012 году министерство планирует обеспечить финансирование развития основных фондов предприятий не менее чем на 8 млрд. рублей. Отдельно Никифоров рассказал о плане строительства в Зеленодольском районе межрегионального автоматизированного сортировочного почтового центра стоимостью около 1,5 млрд. рублей (впрочем, это в большей степени федеральный проект - ред.).

600 ТЫС. ТАТАРСТАНЦЕВ ОСТАЮТСЯ ВНЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ

На сегодняшний день проникновение услуг широкополосного доступа в интернет достигло 62% домохозяйств РТ, в 2009 году их было 50%, в 2010 – 58. Интересно, что из всех 2 млн. интернет-пользователей почти миллион для выхода в интернет используют технологию GPRS/EDGE. Пользователей 3G, Wi-fi и WIMAX в республике 353 тысячи (за год их количество выросло на 33%!). Таким образом, отметил министр, мобильный интернет вытесняет проводной, составляя ему очень серьезную конкуренцию.

В Казани подключено к интернету 78% квартир (домохозяйств), в Нижнекамске – 77,8, в Набережных Челнах – 71,9. Наименьшее проникновение интернет-услуг – в Сармановском районе (19,4), Высокогорском (21,5) и Зеленодольске (29). Тем временем в 856 населенных пунктах широкополосный доступ в интернет отсутствует вовсе. Кроме того, Николай Никифоров признал одну из главных проблем интернета Татарстана – высокие тарифы по сравнению с другими регионами Поволжья.

IMG_1101.jpg

Минниханов отметил, что электронные госуслуги это не «дань моды», но они пока, к сожалению, носят больше информационный характер

В 2012 ГОДУ ОПЕРАТОРЫ ДОЛЖНЫ ВВЕСТИ ЕЩЕ 400 СТАНЦИЙ

Сотовая связь покрывает сегодня около 96% территории РТ. В 11 раз за прошлый год снизилось количество жалоб на качество услуг связи. «Все мы помним, как в январе 2011 года президент Рустам Минниханов объявил начало месячника по улучшению качества связи (напомним, особенно им досталось в начале прошлого года, когда президент заявил, что мало того, что сеть 4G «полгода не работает», так еще и «по дороге в аэропорт из Казани по пять раз отключается мобильная» - ред.). Операторы пошли на серьезные инвестиции», - заметил Никифоров, были серьезно пересмотрены их инвестиционные программы. В течение месяца состоялись встречи с руководством всех крупнейших сотовых операторов.

Однако план по установке базовых станций выполнен лишь на 71% (введено 973 из 1373 станций)! Официальные причины невыполнения плана – перебои в поставке оборудования и длительность сроков оформления нормативных документов у самих операторов сотовой связи, заметил министр. Никифоров попросил все-таки «в кратчайшие сроки» завершить установку оставшихся 400 станций. Впрочем, министр справедливости ради признал и иных виновников срыва плана – чиновников и… самих жителей РТ, которые, по его словам, порой препятствуют работе операторов. «Очень часто сотовых операторов выгоняют с крыш домов, когда жители домов считают, что базовые станции выделяют какое-то излучение. Ни разу не удалось его нам обнаружить! Оно всегда в пределах нормы», - попытался успокоить татарстанцев министр.

В 2012 году в РТ планируется создать более ста точек совместных станций, в строительстве которых будут участвовать все операторы. Таким образом республика надеется хотя бы отчасти решить проблему сотовой связи в том числе и в поселках, жители которых продолжают жаловаться на плохое качество связи.

Одним из докладчиков на коллегии стал директор регионального отделения по РТ Поволжского филиала ОАО «Мегафон» Игорь Азуров:

- Несмотря на сложность поставленной президентом задачи перед сотовыми операторами в 2011 году, могу сказать, что в целом она решена. И в Татарстане сегодня мы имеем самую мощную сеть – более 1500 базовых станций. И «МегаФон» - первый оператор, который обеспечил мобильным интернетом все районные центры. 95% населения РТ имеют возможность пользоваться сотовой связью «МегаФон», а 85% - сетью 3G. Чтобы только обеспечить рост в 5% по обеспечению РТ сетью 3G, из-за удаленности отдельных районов пришлось работать весь год и построить 300 базовых 3G-станций, - рассказал он.

«12 ПРОЦЕНТОВ?! СТЫД И ПОЗОР НАШИМ ГОРОДАМ!»

Рассказал Никифоров и о другой болевой точке отрасли – подвесных линиях связи. Напомним, в прошлом году за их размещение только казанские компании были оштрафованы на 32 млн. рублей. Всего в прошлом году было демонтировано 376 км (12%) линий связи – они были переведены в подземные коммуникации. Однако в 2012 году предстоит убрать еще 2732 км! В министерстве рассчитывают, что в ближайшее время будет подписано соглашение с операторами по планомерному переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации.

- 12% только убрали?! Стыд и позор нашим городам! - сказал Минниханов и заявил, что наземные и подземные линии в интересах самих операторов, так как они гораздо надежнее и связь соответственно качественнее (впрочем, справедливости ради надо вспомнить и другую цифру: количество существенных повреждений кабельных линий связи – и очевидно, не подвесных – выросло с 2010 года в 2 раза - ред.).

РАСХОДЫ НА IT РАСТУТ, А БУМАЖНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ

По словам Никифорова, 2011 год стал революционным в части использования населением электронных услуг. Жителям РТ сегодня доступно в электронном виде 86 сервисов. Посещаемость портала uslugi.tatarstan.ru за 2011 год выросла в пять раз – ежемесячно на него заходят 1,2 млн. пользователей. Всего электронными услугами воспользовались в 2011 году 10,6 млн. раз. Из них 247 тыс. раз жители республики подавали заявление в ГИБДД на регистрацию авто. И совершили более 1,2 млн. электронных платежей на сумму более 400 млн. рублей. К концу года Татарстан вышел на скорость предоставления электронных госуслуг «1 человек в секунду». Поэтому одна из задач на следующий год - обеспечить надежность работы системы, так как простой ее хотя бы на 1 минуту означает, что будут не обслужены 60 человек. Впрочем, Минниханов не до конца разделил оптимизм своего подчиненного:

- За последние годы IT-сектор начал давать результаты. Тем не менее я бы хотел обратить внимание на документооборот. Пока мы полностью не перешли на электронный документооборот. Бумаг у нас по-прежнему очень много. От этого надо отходить. Надо повысить эффективность вложения бюджетных денег в IT-сектор, чтобы другие расходы наши снизились. А то у нас расходы на IT растут, а расходы на ту же бумагу не уменьшаются…, - заявил президент РТ.

IMG_1233.jpg
Николай Никифоров признал одну из главных проблем интернета РТ – высокие тарифы по сравнению с другими регионами Поволжья

УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ НЕ БУДЕТ ДО 2013 ГОДА

Отметил Никифоров проблему интернет-платежей с использованием банковских карт. По его словам, многие граждане, получив зарплату на карточку, выстраиваются перед банкоматами в очереди, чтобы получить наличку. Недоверие населения к электронным платежам банковскими картами, считает он, вызвано не только «вопросом менталитета и культуры пользователя», но и дополнительными платежами и не всегда прозрачными банковскими комиссиями. «Почему-то часто получается так, что банковской картой платить из-за этих комиссий дороже», - отметил министр.

Еще одна проблема связана с регламентом. Выяснилось, что классические административные регламенты не подходят для электронных услуг. При этом именно электронная форма должна вывести процесс предоставления услуг на более высокий уровень. Так что если вопрос с едиными и детализированными регламентами муниципальных услуг не будет решен, то «мы будем информатизировать только хаос», сказал Никифоров. Кроме того, министр заявил, что по ряду обстоятельств выпуск универсальной электронной карты в России вновь перенесен – на этот раз на 2013 год. Вдобавок инвестиции на ее выпуск перенесли на субъекты (ранее предусматривался механизм компенсации затрат субъектов), и проект будет реализован «в режиме самоокупаемости». Татарстан планирует ее выпускать только после решения вопроса с дополнительным финансированием и выработкой Россией технологии выпуска карты.

Серьезный вопрос стоит и с содержанием самой инфраструктуры оказания электронных услуг. По мнению Никифорова, необходимо разграничить, когда бюджет должен компенсировать затраты, а когда стоимость должна возлагаться на самих жителей. «Режим самоокупаемости как раз требует введения дополнительных сборов по отдельным видам услуг». Никифоров также напомнил, что с 1 июля 2013 года в РФ ни органы госвласти, ни органы местного самоуправления не вправе будут требовать никаких справок. Достаточно будет паспорта, трудовой книжки и ряда других документов. Если какой-либо чиновник эту справку потребует, его будут штрафовать. В 2012 году министерства и ведомства должны будут перевести в электронный вид не менее 50% документов.

НА IT-ОБЕСПЕЧЕНИЕ УНИВЕРСИАДЫ В 2012 ВЫДЕЛЯТ БОЛЕЕ 1,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

На мероприятия в области информационно-коммуникативных технологий для Универсиады в 2011 году из республиканского бюджета было выделено 217,2 млн. рублей, из федерального бюджета – 1,9 миллиарда. На следующий год республика планирует выделить 161,6 млн., а бюджет РФ – 1,5 млрд. рублей.

В 2011 году, по словам Никифорова, был разработан системный проект создания ИКТ-инфраструктуры, была запущена в тестовую эксплуатацию первая очередь центра обработки данных Универсиады, созданы волоконно-оптические линии связи до 29 спортивных объектов и транспортное кольцо емкостью 192 волокна. В 2012 году министерство обещало запустить все ключевые системы. Впрочем, из-за беспрецедентно коротких сроков, в какие необходимо завершить реализацию крупнейшего в истории РТ IT-проекта, у республики не будет возможности «финализировать требования к ИКТ-инфраструктуре, и внесения будут вноситься уже по мере создания информационных систем Универсиады».

ЧЕЛНИНСКИЙ IT-ПАРК ОБЕЩАЮТ ЗАПОЛНИТЬ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ НА ТРЕТЬ

Говоря о строительстве IT-парка в Набережных Челнах, министр сообщил, что в 2011 году финансирование проекта составило 296 млн. рублей (по 148 млн. из федерального и республиканского бюджетов). В декабре было принято решение о дополнительном выделении 146 млн. рублей. В 2012 году планируют запустить эту площадку (1 этап в июне, 2 – в декабре) и обеспечить ее заполнение на 30% арендаторами.

Тем временем выручка резидентов казанского IT-парка в 2011 году составила 2,6 млрд. рублей или 1,7 млн. на одного сотрудника. Министр отметил очень высокую долю добавленной стоимости в финансовых результатах, «так как они не закупают сырье, практически нет оборудования, и выручка идет от продажи электронных услуг». Проблем, впрочем, тоже хватает. Это и дефицит высококвалифицированных специалистов (для решения проблемы Минниханов предложил каждому техническому вузу РТ создать свои центры подготовки «айтишников»ред.), и отсутствие значимых преференций для резидентов технопарка, и… невысокая активность молодежи в создании собственных IT-компаний. Отметим, правда, что последнее противоречит утверждению министра о росте числа предпринимателей, желающих разместиться в IT-парке (для чего, собственно, и строится второй, челнинский, парк, а в планах РТ создание Иннополиса, для которого республика ищет источники финансирования по схеме частно-государственного партнерства), средний возраст работающих в котором составляет как раз 24 года. Если активность действительно невысокая, то зачем это все?

«КАК МОЖНО В МАСШТАБАХ ВСЕЙ СТРАНЫ УСТАНОВИТЬ

КАМЕРЫ ЗА ТАКОЙ КОРОТКИЙ СРОК?!»

Что касается памятного пожелания Владимира Путина обеспечить все избирательные участки веб-камерами (тем самым, считает премьер, сам собой снимется вопрос о нелегитимности выборов), то по заверению Никифорова, 96% татарстанских участков такой технической возможностью располагают. Глава минсвязи заметил, что отвечать за исполнение поручения премьера будет не республика, а компании «Ростелеком» и «Таттелеком». На вопрос Минниханова, что будет с веб-камерами после выборов, глава «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин предположил: «Наверное, их Центризбирком заберет?». Но Минниханова такой ответ не удовлетворил.

«Интересно, каких затрат это потребует и что с ними станет после выборов?». Ответ последовал лишь на первый вопрос: на обеспечение камерами 3857 УИК потребуется порядка 185 млн. рублей. Минниханов отметил: «Я не знаю, как можно в масштабах всей страны установить камеры в течение такого короткого времени?! Даже для нас это будет тяжело. И куда их девать потом… Надо же проконтролировать, - и подумав, добавил. – Чтобы ничего не потерялось».

«В «ТВИТТЕР» НАМ МНОГО ПИШУТ, НАДО РЕАГИРОВАТЬ НА ЭТИ СООБЩЕНИЯ»

В заключение коллегии Минниханов заметил, что электронные госуслуги это не «дань моды». Но пока в РТ они носят больше информационный характер, и их спектр надо расширять. По его мнению, небольшая распространенность электронных услуг связана с нехваткой инфраструктуры. Кроме того, «все это сложно».

- Все должно быть максимально просто – мозги наших «головастиков» должны быть нацелены на упрощение. Потому что…вот сам компьютер, - показал президент на стоявший перед ним монитор, - Страшно на него посмотреть! Как во всех этих клавишах можно разобраться?! Но постепенно ты привыкаешь.

Вспомнил президент и о социальных сетях (благодаря которым в прошлом году, напомним, митингующая молодежь смогла координировать свои оппозиционные усилия - ред.).

- Мы не должны от них отставать и использовать их в наших интересах, - неожиданно заметил Минниханов. Впрочем, потом конкретизировал свою мысль, обратившись к министру связи, - В «Твиттер» нам много пишут, Николай Анатольевич, надо реагировать на эти сообщения.