Диляра Залялиева: «Основа концепции «Авроры» — это развитие креативного мышления. Сегодня в мире огромный запрос на «гибкие» навыки, на soft of skills — и у родителей, и у общества»

«Аврора» — это школа креативного мышления

— Диляра Рустамовна, чем отличается школа «Аврора», в чем ее преимущества?

— Прежде всего хочу напомнить, что современные дети изменились, и образование тоже должно сильно поменяться. Уже не работает формат, когда школьников пытаются загрузить как можно больше знаниями. По исследованиям Йельского университета, к 2032 году более 65 процентов профессий будет заменено искусственным интеллектом. Поэтому в детях надо развивать те навыки, которые помогли бы им успешно с ним конкурировать. А пока почти единственный навык, в котором люди опережают искусственный интеллект, — это творческое и креативное мышление. Поэтому нужно учить детей мыслить нешаблонно, принимать нестандартные решения, творить, созидать что-то новое, свое. Все предметы можно и нужно преподавать через креативное мышление, творчество. И мы пошли этим путем, оперевшись на наш 6-летний опыт в школьном образовании. Кроме того, мы считаем важным развивать детей с точки зрения этики и культуры, стремления к красоте и созиданию.

Основа концепции «Авроры» — это развитие креативного мышления. Сегодня в мире огромный запрос на «гибкие» навыки, на soft of skills — и у родителей, и у общества. Это, например, критическое мышление, эмоциональный интеллект, умение работать с информацией, самоорганизация и другое. И нам очень важно развивать такие навыки. Мы получили невероятный отклик от родителей, которые доверили нам своих детей. А также мы получили запросы из других городов на открытие филиалов нашей школы. Значит, мы на правильном пути.

В «Авроре» мы работаем в трех направлениях. Развиваем у детей, во-первых, внутреннюю мотивацию к учебе, во-вторых, креативное мышление и творческое начало и, в-третьих, эмоциональный интеллект и эмпатию.

Внутренняя мотивация к учебе — это прежде всего любопытство. Его мы развиваем двумя способами. Первый — не объявляем детям оценки, второй — подобрали чудесных профессиональных и сильных педагогов, любящих детей, причем по каждому предмету у нас отдельный педагог. Они все фанаты своего дела, как молодые энергичные, креативные педагоги, так и легенды казанской педагогики.

У детей с рождения любопытство хорошо развито. Но, к сожалению, классическая образовательная система заковывает ребенка в рамки стандартов. Образование, как и много лет назад, в основном ориентировано на послушных, удобных детей, которые умеют действовать по шаблону. Но такие люди уже не конкурентоспособны.

«Внутренняя мотивация к учебе — это прежде всего любопытство. Его мы развиваем двумя способами. Первый — не объявляем детям оценки, второй — подобрали чудесных профессиональных и сильных педагогов, любящих детей, причем по каждому предмету у нас отдельный педагог»

— То есть в вашей школе оценок нет?

— Для детей — нет. У нас многоступенчатая безоценочная система. Родители могут посмотреть оценки в электронных журналах, но мы просим с детьми эти оценки не обсуждать. Если дети учатся ради оценок, то знания становятся уже не важны. Оценки, по сути, — это кнут и пряник. Они одних детей вгоняют в страх — из-за плохих оценок куда-то не пустят, что-то не купят, отберут телефон. Других заставляют становиться «достигаторами». Но время «достигаторов» прошло, наступило время созидателей и творцов. Таких мы и воспитываем. Да, мы убрали оценки, но у нас коучинговый подход в обсуждении результатов учебы, включенные неравнодушные педагоги. Я собрала за 10 лет по всей Казани «сундук драгоценных камней» — лучших педагогов.

Творчество тоже развиваем двумя способами. Первый — наполняем процесс учебы творческими дисциплинами, начиная с мировой художественной культуры, этот предмет стоит прямо в расписании во всех классах с 6 лет, и заканчивая живописью, музыкой… Дети расширяют кругозор, понимают, какое богатейшее наследие человечество им оставило и сколько еще предстоит открыть! Последние исследования показывают, что влияние искусства на развитие мозга человека невозможно переоценить! Недаром почти все нобелевские лауреаты так или иначе связаны с музыкой.

Второй способ развития творчества — мы через креативный компонент пропускаем все дисциплины: и английский, и математику, и инженерию… Буквально все предметы. Потому что без творческого подхода невозможно развить абстрактное мышление, раскрыть потенциал, добиться самовыражения.

Приведу в пример русский язык — он тесно связан с каллиграфией, а она не зря в Китае является центровым предметом, развивая мозг и чувство прекрасного. А ведь изучать русский язык нужно детям не просто для того, чтобы выполнить задание и получить похвалу от учителя, а для того, чтобы уметь верно выражать свои мысли, написать красивое эссе или теплое письмо бабушке. Литературу мы преподаем обязательно через театр и ораторское мастерство. Многие дети сегодня вообще не любят читать. Но вот если помочь им «прожить» и прочувствовать произведение, то дети начинают понимать его и интересоваться. Английский преподаем по британской программе. Татарский — у нас урок называется не «татарский язык», а «культура народа родного края». Дети ставят спектакли на татарском, изучают биографии татарских поэтов, писателей, культурных деятелей, знакомятся с национальными орнаментами… И наши дети любят татарский язык. У нас даже русскоязычные ученики участвуют в олимпиадах по татарскому языку, просто потому, что им это интересно.

«Надо научить детей любить учебу, учиться не только в школе за партой, а всегда и везде, свободно ориентироваться в большом мире и в пространстве информации» «Надо научить детей любить учебу, учиться не только в школе за партой, а всегда и везде, свободно ориентироваться в большом мире и в пространстве информации»

«Мы даем детям возможность любить свои ошибки и учиться их исправлять»

— Получается, у вас в школе много интересных дополнительных предметов, которые еще и необычно преподаются и развивают каждого ребенка?

— Конечно. В школьной программе — живопись, две музыки: слушание и нотная грамотность, хор или оркестр; хореография, столярная мастерская, робототехника и программирование. Очень много у нас проектной деятельности, где дети имеют возможность самовыражаться и применять те знания, которые получили. Причем они имеют возможность выбора: к какому педагогу пойти на проект.

Наша школа расположена в самом центре, потому что это культурный и интеллектуальный эпицентр города. Мы реализуем концепцию — «весь город как образовательная среда». Детям гораздо интереснее изучать историю по экспонатам в музеях, по полотнам в музее ИЗО, по книгам в Национальной библиотеке РТ. Надо научить детей любить учебу, учиться не только в школе за партой, а всегда и везде, свободно ориентироваться в большом мире и пространстве информации.

Третье направление образования «Авроры» — это развитие эмоционального интеллекта и эмпатии, без чего невозможно построить гармоничные отношения в обществе, выстроить свои границы, заявить о себе миру наконец. И мы это делаем путем введения в учебный процесс тьюторов — профессиональных психологов, которые работают индивидуально с ребенком и в общем с классом. Известно, что люди, у которых развиты эмоциональный интеллект и эмпатия, гораздо быстрее движутся по карьерной лестнице, легче встраиваются в команду, легче создают свои команды для достижения своих жизненных задач. Тьюторы помогают детям справиться с любой проблемой, создают такую заботливую среду, где ребенок понимает: любые проблемы решаемы, задачи выполнимы, и ошибки — это нестрашно. Мы учим детей видеть свои сильные стороны, успехи — и развивать их. А также видеть свои ошибки — зоны ближайшего развития. Мы даем детям возможность любить свои ошибки и учиться их исправлять. Вот в Кремниевой долине не финансируют стартапы, которые не имеют провального опыта. И любой предприниматель скажет, что не ошибается тот, кто и не пробует.

Хочу отдельно сказать о нашей программе погружения — ее дети выбирают уже с четвертого класса. Первое направление — предпринимательство и финансовая грамотность, второе — архитектура, дизайн, 3D-моделирование, инженерия. То есть уже с четвертого класса дети нашей школы имеют возможность «прикоснуться» к профессии, применять знания на практике, встречаться с действующими предпринимателями Казани, участвовать в создании своей школьной компании.

— С четвертого класса изучать предпринимательство — это круто!

— Знаете, у меня уже 11 лет опыта дошкольного образования и 6 лет школьного образования. И четверо детей: старшему 12 лет, младшей 1 год и 8 месяцев. Так что я очень хорошо понимаю, что нужно детям и чего хотят для них современные родители. Это помогло нам сформировать миссию школы. Ее задача — наполнить жизнь и учебный процесс детей творчеством, искусством, мировой художественной культурой, проектной деятельностью, созиданием. Это нужно для того, чтобы раскрыть природные таланты наших учеников, чтобы они нашли применение им в любимом деле и могли изменять мир к лучшему!

«Школа полного дня, работаем с 8 до 18 часов. После дети могут остаться на кружки»

«Не стоит 11 лет учебы класть на алтарь ЕГЭ»

— Дети какого возраста учатся в вашей школе?

— Сейчас у нас 7 параллелей — с нулевого по 6-й класс. Школа полного дня, работаем с 8 до 18 часов. После дети могут остаться на кружки. У нас трехразовое питание и перекусы. Школа будет расти вместе со своими учениками. Уже в этом году был большой запрос на 7-й класс. В феврале начнем набор в 5-й, 6-й, 7-й и даже 8-й класс. Но и сегодня в некоторых классах есть еще место и можно присоединиться. В нашей школе мы уделяем огромное внимание качеству образования, поэтому, уверена, дети смогут без стрессов и надрыва сдать в будущем и ОГЭ, и ЕГЭ, тем более ближе к этим экзаменам будем готовить к ним. Но не надо 11 лет учебы класть на алтарь ЕГЭ, нужно учиться, получать знания, развивать таланты и навыки.

Диляра Рустамовна, у вас была прекрасная семейная школа, работавшая по системе Монтессори. Почему решили создать другую?

— Другую, но, подчеркну, с использованием отличного накопленного опыта. Система Монтессори действительно великолепная, мы увидели классные результаты: дети, которые у нас обучались, самостоятельные, увлеченные учебой, они счастливы, знают, чего хотят от жизни. Но дело в том, что система Монтессори достаточно сложна в реализации ФГОС — федеральных государственных образовательных стандартов. И требует от родителей взять на себя бо́льшую часть ответственности за образование своих детей. Поэтому в школу Aurora gymnasium мы взяли все самое лучшее из системы Монтессори — гуманный подход к детям, тьюторский подход педагогов, когда учитель идет за интересами ребенка, много проектной деятельности и практики.

— А почему такое название — «Аврора»? Намек на революцию в образовании?

— Хотя революционный налет в названии присутствует, но все-таки для меня Аврора — богиня утренней зари. А заря — это нечто новое, прекрасное, светлое… Что и должны нести детям педагоги. Профессия педагога сейчас сильно изменилась. Учитель уже не передатчик знаний, но активный участник образовательного процесса, вместе с детьми. И поэтому, догоняя День учителя, хочется пожелать всем педагогам идти в ногу со временем, смелее вводить новые технологии, экспериментировать, постоянно развиваться, получать удовольствие от своей профессии, помнить, насколько она важна и бесценна для общества.

6+