Валентина Матвиенко: «Главный вывод, который мы сделали: принятые в самый непростой период пандемии решения позволили нашей стране сохранить финансовую и макроэкономическую стабильность и в то же время импульс для дальнейшего движения вперёд» Валентина Матвиенко: «Главный вывод, который мы сделали: принятые в самый непростой период пандемии решения позволили нашей стране сохранить финансовую и макроэкономическую стабильность и в то же время импульс для дальнейшего движения вперед»

«Такая политика справедливая, но ее надо соотносить со спецификой каждого региона»

Председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко провела накануне в Совете Федерации слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022-й и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Открывая слушания, Матвиенко напомнила о возвращении российской экономики на допандемийный уровень. По итогам текущего года ВВП страны вырастет, согласно официальным прогнозам, примерно на 4%.

«Главный вывод, который мы сделали: принятые в самый непростой период пандемии решения позволили нашей стране сохранить финансовую и макроэкономическую стабильность и в то же время импульс для дальнейшего движения вперед», — не поскупилась на похвалу властям Матвиенко.

В частности, в России восстанавливается деловой климат, признаком чего стал рост инвестиций, заявила Валентина Ивановна. А уровень безработицы на сегодняшний день уже не превышает докризисные показатели. «Это значит, что у нас есть все возможности для выполнения социальных обязательств перед гражданами, снижения уровня бедности и повышения качества жизни людей», — уверена Матвиенко.

Сейчас сенаторы готовят поправки ко второму чтению проекта бюджета. Законодатели настаивают на необходимости увеличить траты государства на развитие региональных автодорог, обеспечение жильем инвалидов и сирот. Кроме того, планируется внести предложение о наращивании трат на ликвидацию цифрового неравенства в регионах, поддержку коренных малочисленных народов и т. д.

«В частности, дополнительные средства выделяются на государственную поддержку семей с детьми. Это ежемесячные пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет. И многое другое», — сообщила Матвиенко.

Совершенствование отношений федерального центра и регионов — еще одно важное направление работы. В первую очередь необходимо обеспечить финансирование переданных ранее субъектам полномочий, а также ряда решений, принимаемых на федеральном уровне.

«Например, считаем, что в бюджете заложен недостаточный объем ассигнований, выделяемых бюджетам субъектов Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Также мы уже предлагали рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения», — заявила Матвиенко.

Кроме того, кабмин пошел навстречу просьбам сенаторов и согласился индексировать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Изначально они были введены для стимулирования отстающих регионов, но важно не затормозить развитие и других субъектов РФ. Поэтому в 2022 году даже те регионы, которые станут донорами, смогут рассчитывать на компенсацию дотаций, пояснила спикер Совета Федерации. При этом субъекты-реципиенты могут не волноваться — для них поддержка сохранится.

Как известно, начиная с 2022 года статус региона-донора получит Белгородская область. Всего на сегодняшний день в стране насчитывается 13 таких субъектов Федерации. Это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Калужская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области. Остальные 72 региона пользуются федеральной поддержкой.

Матвиенко при этом посетовала на сокращение общей доли дотаций в последние годы, т. е. тех средств, которые регионы могут тратить по своему усмотрению, а не по указке сверху. Одновременно растет доля целевых средств, траты которых регулирует центр. «В рассматриваемом проекте бюджета эта тенденция, к сожалению, также прослеживается. К 2024 году половину всех трансфертов будут составлять одни субсидии», — констатировала Матвиенко.

Центр перетягивает на себя не одно это одеяло. «Федералы» берут под контроль не только траты, но и кредитную политику регионов. Так, на 2022 год кабмин готовится ограничить размещение государственных ценных бумаг регионами и осуществление займов. «В принципе, такая политика справедливая, но ее надо соотносить со спецификой каждого региона», — отметила спикер Совфеда.

Напомним, по итогам первой половины 2021 года суммарный госдолг российских регионов составил 2,512 трлн рублей. При этом в 13 субъектах РФ уровень госдолга вырос, в 51 — снизился. Еще 21 субъект сохранил уровень внешней задолженности на прежнем уровне. На 1 июля государственный долг 32 регионов превышал 50% от объема налоговых и неналоговых доходов их бюджета, для 13 субъектов показатель составлял порядка 70%, а для трех — вообще превышал 100%.

С инициативой по оздоровлению региональных финансов ранее выступил глава государства. В своем апрельском послании Владимир Путин предложил рефинансировать коммерческие долги субъектов за счет федерального бюджета.

Из-за благоприятной ситуации в экономике Минфин готовится выделить дополнительные ресурсы из Фонда национального благосостояния на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов Из-за благоприятной ситуации в экономике минфин готовится выделить дополнительные ресурсы из фонда национального благосостояния на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов

«Восстановление отечественной экономики происходит по сравнению с другими странами более динамично»

После Матвиенко слово взял следующий по главенству из присутствующих государственный деятель — министр финансов Антон Силуанов. Правда, ему пришлось выступать в онлайн-режиме: накануне глава минфина перешел в режим самоизоляции.

Силуанов подтвердил тезис о том, что сейчас в российской экономике складываются «достаточно благоприятные» условия. «Восстановление отечественной экономики происходит по сравнению с другими странами более динамично», — похвалился министр. В подкрепление своих слов он привел цифры: в первом полугодии текущего года российский ВВП без учета нефтяного сектора превысил показатели допандемийного 2019-го почти на 3%. По словам министра, такого уровня не смогли достичь ни Франция, ни Великобритания, ни Германия, хотя правительства этих стран проводили существенную «денежную накачку» экономик.

Из-за благоприятной ситуации в экономике минфин готовится выделить дополнительные ресурсы из фонда национального благосостояния на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов. На эти цели предусмотрен лимит в 2,5 трлн рублей, сумма рассчитана на три года. «Это большие средства, которые не инвестировались за всю историю существования суверенных фондов России. За всю историю объем инвестиций в инфраструктурные проекты составлял около 1 триллиона», — сообщил министр. При этом в кабмине понимают, что одно лишь финансирование не станет залогом успеха: важно также выстроить систему национальных целей и обновленных нацпрограмм, уточнил Силуанов.

Первой национальной целью станет «сохранение населения, здоровья и благополучия людей». В ее рамках в проекте бюджета предусмотрено более 2 трлн рублей на адресную поддержку 5 млн семей с детьми. Кроме того, 89 млрд рублей заложено в документе на поддержку малоимущих граждан — к таковым минфин относит порядка 1 млн россиян.

«Речь идет о программе социального контракта, [с помощью которого] граждане могут реализовать свой потенциал и создать устойчивый источник дохода. Государство будет помогать организовывать свою деятельность тем гражданам, которые сегодня еще не смогли либо открыть свой бизнес, либо найти свою работу», — пояснил Силуанов.

Не забыли в правительстве и о демографии; на выплату маткапитала в проекте бюджета предусмотрено порядка 1,6 трлн рублей. «Размер материнского капитала будет проиндексирован к 2024 году. Его размер составит почти 550 тысяч рублей на первого родившегося и почти 720 тысяч на второго и последующих детей», — сообщил глава минфина.

Еще одна национальная цель сформулирована как «самореализация и развитие талантов». В ее рамках запланировано строительство порядка 1,3 тыс. новых школ и ремонт около 4,5 тыс. заведений среднего образования. Кроме того, 180 млрд рублей будет направлено на обеспечение младшеклассников бесплатным горячим питанием, 60 млрд — на строительство 8 вузовских кампусов «мирового уровня», а также формирование «передовых инженерных школ».

«Все это направлено на вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и объема научных исследований и разработок», — заявил Силуанов. Правда, отметим, что все эти слова и деньги может перевесить единственное уголовное дело в отношении основателя одной из самых успешных отечественных IT-компаний Group-IB Ильи Сачкова, арестованного ФСБ по подозрению в государственной измене. Пока пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков самоуверенно заявляет, что арест предпринимателя не повлияет на деловой климат, бизнес-омбудсмен Борис Титов призывает следствие хотя бы разъяснить детали дела. «Учитывая масштаб и уникальность фигуры предпринимателя Сачкова для всей IT-индустрии России, объясниться следствию необходимо. В противном случае по сектору и его инвестиционной привлекательности будет нанесен критический удар», — заявляет он.

Впрочем, в Совфеде речь об этом не шла. Зато Силуанов сообщил, что строительство дорог и нового жилья предусмотрено в рамках национальной программы «Комфортная и безопасная среда для жизни». На ипотечные программы правительство намерено направить 450 млрд рублей, на расселение аварийного жилья — 250 миллиардов. Планируется также модернизировать транспортную инфраструктуру на сумму порядка 1,8 трлн рублей. На экологические программы в проекте бюджета заложено 340 млрд — речь идет о поддержке чистой энергетики и климатической повестки, в полном соответствии с актуальными мировыми трендами.

Национальная цель «Эффективный труд и успешное предпринимательство» подразумевает набор определенных мер. Например, если бизнесу предоставляется новая инвестиционная льгота, то она закрепляется специальным соглашением об объеме инвестирования и создании новых рабочих мест. «Это принципиально важно. Именно через такой инструмент мы будем контролировать и обеспечивать эффект от предоставления налоговых преференций», — подчеркнул Силуанов.

Еще одна национальная цель связана с «цифровой трансформацией» — правительство рассчитывает перевести полностью в онлайн все процедуры по оформлению справок, пособий и т. п. «До конца 2022 года к сети интернет будет подключено более 80 тысяч социально значимых организаций. В малых населенных пунктах от 100 до 500 человек будет представлен доступ к интернету», — пообещал министр, добавив, что всего на «цифру» в бюджете предусмотрено около 600 млрд рублей.

Кудрин согласился с радужными оценками российской экономики, которые до него озвучили Матвиенко и Силуанов. В то же время он раскритиковал порядок принятия нового трехлетнего бюджета Кудрин согласился с радужными оценками российской экономики, которые до него озвучили Матвиенко и Силуанов. В то же время он раскритиковал порядок принятия нового трехлетнего бюджета

«Субъектам надо больше финансовых ресурсов»

Затронул в своей речи Силуанов и чувствительную тему, которой ранее коснулась Матвиенко, — межбюджетные отношения по линии регионы – центр. По словам министра, с представителями субъектов РФ за последнее время по этой теме были «большие дискуссии». Но в итоге стороны пришли к том, что разграничение полномочий в ближайшие три года меняться не будет. Т. е. существующее положение дел будет заморожено до 2024-го, который чаще всего связывают с трансфером власти. «В последнее время Российская Федерация действительно дает больше межбюджетных трансфертов в виде целевых трансфертов. Плохо это или хорошо — [об этом] тоже длинная дискуссия была. Но через целевые бюджетные трансферты мы стараемся вовлекать субъекты РФ в федеральную повестку», — заявил Силуанов.

После представителей законодательной и исполнительной власти было логично предоставить слово контролерам. Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин начал свое выступление с поздравлений в адрес учителей — 5 октября педагоги отмечают свой профессиональный праздник. Не нарушая этого настроения, Кудрин согласился с радужными оценками российской экономики, которые до него озвучили Матвиенко и Силуанов. В то же время он раскритиковал порядок принятия нового трехлетнего бюджета. Дело в том, что налоговые поправки, на которые опираются некоторые бюджетные статьи, до сих пор не внесены на рассмотрение Госдумы.

«Это очень плохая практика. У нас в бюджетном кодексе есть строгая статья — бюджет должен вноситься в действующем законодательстве. Давайте сначала определимся по налогам, а потом будем вносить бюджет», — пожурил правительство Кудрин.

В итоге Кудрин все-таки несколько охладил оптимизм собравшихся, отметив, что в обозримом будущем доходная часть бюджета будет постепенно снижаться в процентах к ВВП — с 35,5% ВВП в 2022 году до 33,9% в 2024-м. «Львиная доля снижения будет происходить за счет снижения нефтегазовых доходов», — пояснил председатель Счетной палаты. При этом в следующем году на углеводородные доходы в бюджете будет приходиться 9,5 трлн рублей — треть всех доходов федерального бюджета.

Особенно тревожно в этом свете прозвучали слова Кудрина о мировом курсе на отказ от невозобновляемых источников энергии. По словам главы СП, Россия должна готовиться к переменам, поскольку уже к 2050 году мировое использование углеводородов, по прогнозам, снизится в 2 раза. «У нас осталось лет 10–15 для того, чтобы начать плавный переход от использования этого источника как важнейшего для формирования нашей бюджетной системы», — считает Кудрин.

Возвращаясь в день сегодняшний, Кудрин сообщил, что суммарные трансферты регионам в рамках нового трехлетнего бюджета составят 3,2 трлн рублей. «Вообще-то, это очень высокая за большую историю поддержка субъектов. Дотации из них составляют 957 миллиардов. Я бы поспорил с Антоном Германовичем, считаю, что субъектам надо больше финансовых ресурсов», — добавил Кудрин.