«В новом сезоне одежда и обувь подорожала на 10–20 процентов», — ужасаются в «храмах торговли» Казани. Распродают лишь летнюю одежду, что тоннами залежалась на полках. Начало осеннего сезона ТЦ отметили ростом посещаемости: в сентябре 2021-го плюс 7% по сравнению с 2020-м. О том, как «Пятерочка» подвинула «Магнит» в ТЦ на Петербургской, когда достроят OBI у «МЕГИ» и что будут делать с бульваром на крыше KazanMall зимой, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
До завершения планового переезда действующий магазин продолжает работать в обычном режиме
Открытие нового корпуса для OBI у «МЕГИ» переносится
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ТЦ, точные сроки открытия нового гипермаркета для ремонта и дачи OBI, что строят напротив «МЕГИ», пока остаются неизвестными, но говорят, что это произойдет до конца года. До завершения планового переезда действующий магазин продолжает работать в обычном режиме. Ранее сообщалось, что здание под OBI будет достроено в сентябре (во всяком случае, такая дата зафиксирована в паспорте стройплощадки). Новый этап редевелопмента «МЕГИ» стартовал как раз ровно год назад. Корпус бело-оранжевого цвета уже практически достроен, а с переездом сюда строительного магазина «МЕГА» получит 13 тыс. дополнительных «квадратов».
Ранее сообщалось, что здание под OBI будет достроено в сентябре
Что конкретно будет на месте освободившихся площадей, до сих пор остается некоторой интригой. Известно лишь, что в ТЦ откроется целый кластер досуга и развлечений, и, как говорят источники на рынке, маловероятно, что там будет кинотеатр, хотя площадь и позволяет.
Свое место также поменял обувной Crocs: ранее он занимал маленький «островок»
За последний месяц в «МЕГЕ» открылся часовой бутик Kronostime в новой локации рядом с центральной галереей. Свое место также поменял обувной Crocs: ранее он занимал маленький «островок». В ближайшее время здесь планируют открыться еще нескольких арендаторов в разных категориях — магазин бижутерии Lady Collection, сервисный центр «Цифровой мастер» по ремонту телефонов и техники, ювелирный «Наше Золото», а на фуд-корте появится федеральная сеть «Блинбери».
Вместо словесных напоминаний и просьб надеть маску мужчины в форме теперь стоят с соответствующими красными табличками на картонке
«Южный»: российский ювелирный Sokolov «подвинул» датскую Pandora
На входе в ТРЦ «Южный» у охраны новая фишка. Вместо словесных напоминаний и просьб надеть маску мужчины в форме теперь стоят с соответствующими красными табличками на картонке. Видимо, постоянно говорить о средствах защиты уже поднадоело. Как и любое общественное место, торгово-развлекательный центр находится на контроле у различных служб: масочный режим еще никто не отменял. По наблюдениям нашего корреспондента, далеко не все старательно натягивают маски прямо у входа, их надевают уже внутри или на кассах.
В августе и сентябре открылся детский Kari Kids на площади в 570 кв. м, а также магазин женской одежды La Vittoria
Какие изменения в магазинах «Южного»? Обновленные галереи ТРЦ «Южный» на втором этаже продолжают заполняться новыми именами. В августе и сентябре открылся детский Kari Kids на площади в 570 кв. м, а также магазин женской одежды La Vittoria. Здесь еще остается несколько свободных точек под аренду. Возле фуд-корта пропала фирменная точка конструкторов Lego, вместо нее теперь магазин товаров для праздника «Веселая затея». На первый этаж вернулась спустя несколько лет сеть одежды Zollа, появился и новый обувной Francesco Donni.
На фоне пандемии закрылся ювелирный магазин датской компании Pandora. Место пустовало недолго — в скором времени после ремонта здесь откроется российский ювелирный Sokolov
На фоне пандемии закрылся ювелирный магазин датской компании Pandora, известный девушкам самым популярным продуктом — браслетами со сменными подвесками, так называемыми шармами. В самой компании говорили, что по итогам 2020 года закрылось около 30% точек в мире. Место пустовало недолго — в скором времени после ремонта здесь откроется российский ювелирный Sokolov. В Казани он представлен в ТЦ «Горки Парк» и в «Парк Хаусе». Бренд увеличил свою розницу в 3 раза, открыв за 9 месяцев этого года 170 новых магазинов в России. Компания инвестировала в развитие более 5 млрд рублей.
Пункт вакцинации от коронавируса, ставивший весь июль рекорды по посещаемости в «Парк Хаусе», к осени совсем опустел
В «Парк Хаусе» бум «островков» и ресторан SomunoS на продажу
Пункт вакцинации от коронавируса, ставивший весь июль рекорды по посещаемости в «Парк Хаусе», к осени совсем опустел: очередей нет, в будни наш корреспондент заметил лишь пару человек. Зато заметно теснее стало в проходах между торговыми галереями: на первом этаже обосновалось сразу несколько так называемых островков — с парфюмом, украшениями, головными уборами, очками и косметикой.
В обновленном виде предстал магазин одежды Terranova — в июле он закрывался на реконструкцию
Из открытий — фирменный «Носкофф» от чулочно-носочной фабрики «Алсу», входящей в орбиту интересов Фоата Комарова. Ранее несколько лет это место у центрального входа занимал бренд кристаллов Swarovski. Буквально напротив открылся ювелирный магазин Sokolov вместо свернувшейся кофейни Starbucks. В обновленном виде предстал магазин одежды Terranova — в июле он закрывался на реконструкцию. Внешне здесь практически ничего не изменилось, разве что стало светлее и полки с вещами разместили чуть ниже. На втором этаже — бренд пуховиков O’Hara и «Империя сумок». В более просторное помещение переехал магазин женской одежды Serginnetti и точка с матрасами Askona.
На фуд-корте новых имен нет, однако своего владельца в будущем может поменять действующий ресторан SomunoS
На фуд-корте новых имен нет, однако своего владельца в будущем может поменять действующий ресторан SomunoS. Заведение балканской кухни выставили на продажу за 9,9 млн рублей — как готовый бизнес под ключ или для работы по франшизе по договорной цене. Работает стейк-хаус почти два года.
Отметим, что буквально по соседству, в ТЦ «Кольцо», уже работает кинотеатр «Каро» и он составит прямую конкуренцию сопернику
В ТРЦ «Республика» откроется кинотеатр на полтысячи мест
В декабре в Казани откроется второй кинотеатр сети «Синема 5». Он расположится в ТРЦ «Республика», на третьем этаже, рядом с рестораном Love. Ashe. Ранее это место занимал якорный арендатор ТЦ — магазин «Детский мир». Как рассказала «БИЗНЕС Online» заместитель директора кинотеатра «Синема 5» в Казани Марина Антонова, здесь будет 7 залов на 531 место. Вместимость каждого — от 45 до 107 человек. Дизайн кинотеатра выдержан в современном стиле с использованием фиолетовых и желтых цветов. Отметим, что буквально по соседству, в ТЦ «Кольцо», уже работает кинотеатр «Каро» и он составит прямую конкуренцию сопернику.
Фишкой нового кинотеатра станет бар самообслуживания с попкорном, начос, сладостями, напитками и закусками. Для «Синема 5» это первый проект в подобном формате. Сама же сеть работает в 14 регионах России, в Казани они уже представлена в ТЦ «Парк Хаус». Как отмечают в компании, в 2022 году запланировано открытие еще одной площадки в столице РТ.
«Детский мир» сейчас временно не работает. Он переезжает на первый этаж, на данный момент в помещении идут ремонтные работы
«Детский мир» же сейчас временно не работает. Он переезжает на первый этаж, на данный момент в помещении идут ремонтные работы. Еще один якорный арендатор — «Магнит семейный» — уступил место «Пятерочке». Как отмечают в соцсетях ТЦ, это самый большой продуктовый X5 Retail в Казани: больше половины всего второго этажа. Магазин открылся в новом формате — со своей пекарней и кофе с собой, перекусить можно здесь же, за столиками у зоны касс.
Ряд помещений в ТЦ «Республика» все еще простаивает, а несколько из них ищет новых владельцев
В конце лета обновленным предстал семейный парк активного отдыха Tiki & Viki, теперь здесь новые горки и аттракционы. Как ранее рассказывала «БИЗНЕС Online» управляющая детским парком Анастасия Симбирцева, в пандемию трафик сократился на 80%, а с введением ограничений парк и вовсе не работал. Так что центр можно смело назвать выжившим, пока детские игровые простаивали по всей стране.
Ряд помещений в ТЦ «Республика» все еще простаивает, а несколько из них ищет новых владельцев. Так, на продажу за 54 млн рублей выставлена точка в 502 кв. м, где сейчас располагается федеральная сеть магазинов электроники DNS. Окупаемость объекта, как сказано в объявлении, составит около 10 лет. У выхода из метро на станции «Площадь Тукая» продается также небольшая площадка в 9 «квадратов» за 1,9 млн рублей и 52 кв. м за 18 миллионов.
В августе и сентябре открылись «Снежная Королева», финский Finn Flare, магазин женской одежды Lime и детские Gulliver и Button Blue
KazanMall попрощался с двумя «едальнями», впереди — десяток новых открытий
Не обошлось без закрытий и в самом молодом ТЦ Казани — KazanMall. С фуд-корта ушла точка с суши и роллами MyBox, а также сеть кафе-пекарен чешской выпечки «Трдельник». Из магазинов долго не продержался косметический Parikmag & Pharmamag. В августе и сентябре открылись «Снежная Королева», финский Finn Flare, магазин женской одежды Lime и детские Gulliver и Button Blue. Впервые в Казань зашла международная сеть аксессуаров, косметики и подарков Yoko, а также производитель оздоровительной продукции и космецевтики с Алтая «Флавотека».
В ближайшее время и до конца года здесь ожидается настоящий парад открытий: магазин одежды Zolla и Helly Hansen
Но и это еще не все. В ближайшее время и до конца года здесь ожидается настоящий парад открытий: магазин одежды Zolla и Helly Hansen, салон красоты We Love Nails, фирменный Lego, Московский ювелирный завод, «Носкофф», магазин спортинвентаря и одежды Anta, отдел верхней одежды Sever wear, точка с нижним бельем Deseo, ShapOchki, Estel и American Shaman. А на фуд-корт вместо закрытого MyBox придет сеть блинных быстрого обслуживания «БлинБери».
Что будет с бульваром на крыше, который летом принимал у себя концерты и проводил зарядку с танцами? Как сообщили нашему изданию в ТЦ, сейчас здесь занимаются разработкой новогодней концепции эксплуатируемой кровли. Не исключено, что может появиться и своя районная елка с хороводами и детской площадкой.
В казанском ЦУМе в конце лета сменился управляющий. Им стала Оксана Мысова, более 17 лет проработавшая в области торговой недвижимости
В ЦУМе новый управляющий, а «Кольцо» ждет прибавления из Вьетнама на фуд-корте
В казанском ЦУМе в конце лета сменился управляющий. Им стала Оксана Мысова, более 17 лет проработавшая в области торговой недвижимости. К команде Lynks Property Management, которая управляет ЦУМом, она присоединилась в 2019 году и отвечала за реализацию различных проектов в области управления, включая такие объекты как Asia Mall — первый качественный ТЦ Киргизской Республики в Бишкеке, ТЦ «Фили Град» и «Мозаика» в Москве, а также участвовала в консалтинговых проектах компании. Мысова сменила на этой должности Владимира Мазурина, который переехал в Казань из Москвы около года назад, когда УК Lynks Property Management заключила договор по управлению старейшим ТЦ Казани. Как выяснил «БИЗНЕС Online», Мазурину пришлось оставить Казань по семейным обстоятельствам.
Ранее «БИЗНЕС Online» подробно описывал планы по реконцепции ЦУМа, которую частично пришлось приостановить из-за пандемии. Спустя много лет здесь появились эскалатор и лифт, а также нулевой этаж. В планах открыть тут фуд-холл на втором этаже. Пока же из изменений здесь немного — во второй половине лета открылись магазины верхней одежды Via Appia и Moda Show, а в начале октября появится точка спа-косметики ручной работы из Таиланда — Lemongrass и «остров» с гаджетами. Закрылся магазин финской верхней одежды Dixi Coat — ретейлеры перепрофилировали бизнес и открылись здесь же под брендом Via Appia.
В «Тандеме» новшества можно отметить в кинотеатре «Киномакс»: он теперь работает без живых кассиров
В «Тандеме» новшества можно отметить в кинотеатре «Киномакс»: он теперь работает без живых кассиров. Стойки пустуют, а билеты можно купить в баре или в терминале у входа в зал. На фуд-корте до сих пор не нашли своего арендатора две точки.
В «Кольце» скоро ожидается пополнение. Рядом с китайской кухней открывается вьетнамская — I AM PHO
Зато в «Кольце» скоро ожидается пополнение. Рядом с китайской кухней открывается вьетнамская — I AM PHO. Это будет первая точка сети в Казани: она также «заякорилась» в Адлере, Ростове, Воронеже, Белгороде и Волгограде. Концепция заведения — здоровая уличная кухня с родины Хо Ши Мина. Здесь можно будет отведать известные супы рамен, том ям или фо бо, салаты, поке или манговый шейк. Надо сказать, что вьетнамская кухня в Казани действительно в тренде, так что подобные точки сегодня почти в каждом ТЦ.
В «Горки Парке» также новинки. На первом этаже открылся «Бюрократ» с канцелярскими товарами, а на фуд-корте — «БлинБери». Интересно, что эта точка станет производственной базой сети для других локаций в городе. Не обошлось и без закрытий — на втором этаже не стало батутного центра «Просто космос». Теперь на его месте новая игровая зона «Остров сокровищ», которая переехала из помещения по соседству.
Торговые центры Казани в сентябре вышли в плюс по посещаемости. Трафик посетителей подрос почти на 7% по сравнению с 2020 годом
Служители Меркурия торжествуют: публика вернулась в ТЦ. А покупатели в печали: цены выросли
Судя по оживлению бизнеса в торговых центрах, подшефные древнегреческого Меркурия сбросили оцепенение, охватившее всех после «коронавирусного шторма». Торговые центры Казани в сентябре вышли в плюс по посещаемости. Трафик посетителей подрос почти на 7% по сравнению с 2020 годом. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в Watcom Group, это связано с сохраняющейся хорошей погодой и притоком туристов в выходные дни из близлежащих городов.
Хотя по сравнению с допандемийным 2019-м динамика посещаемости по-прежнему находится в отрицательной зоне: минус 1% по отношению к сентябрю. Еще хуже ситуация в Москве, там поток упал на 5,2% в сравнении с бескарантинным временем. А вот лето по трафику ТЦ в Казани выдалось еще жарче — он вырос почти вдвое (46,6%) по сравнению с 2019 годом. Эксперты объясняют это активным развитием внутреннего туризма.
Впрочем, денежные обороты моллов, по данным российского совета торговых центров, так и не вернулись к прежнему, допандемийному уровню. Местами это связано с антиковидными ограничениями. Например, в Белгороде до сих пор не работают детские игровые, а в Москве летом операторы фуд-кортов в ТЦ могли работать только навынос. Но все зависит от конкретного региона. В Татарстане оборот розничной торговли за январь – июль даже вырос на 13%, или 73 млрд рублей, по сравнению с 2019 годом и составил 601,3 миллиарда. Если же сравнить с 2020-м, то и здесь торговля в плюсе — оборот за 7 месяцев увеличился на 18%.
Подсластили трафик и щедрые путинские транши пенсионерам и семьям с детьми. Напомним, что в Татарстане на поддержку семей с детьми после весенних заявлений президента РФ направили 7,2 млрд рублей. Осенью более 11 млрд рублей наличности выплатили пенсионерам республики. Часть этих сумм, конечно, оказалась в кассах продавцов.
Что же говорят сами представители ТЦ? Посещаемость ТРЦ «Южный» в августе выросла на 25% по сравнению с показателями июля. Покупатели активно готовились к новому учебному году и осеннему сезону. Первая неделя сентября сохранила высокие показатели, в среднем 27–30 тыс. человек в день.
Объективно средний чек вырос в первую очередь в связи с ростом цен. В новом сезоне одежда и обувь подорожали на 10–20 процентов. Конечно, государственные выплаты отдельным категориям граждан были очень своевременными. Но мы видим, что в целом покупательная способность людей не растет.
В KazanMall и «Горки Парке» трафик посетителей в сентябре чуть снизился в будни и значительно вырос в выходные дни по сравнению с августом. «В октябре мы ожидаем рост трафика в будни в пределах 10–15 процентов и небольшую корректировку в сторону увеличения в выходные дни», — сообщили нам в пресс-службе UD Group. В «МЕГЕ» также наблюдают положительную динамику восстановления показателей к прошлому году.
В ЦУМе тоже ожидают прирост на уровне 10% в октябре. Однако здесь многое зависит от фланирующих по Казани туристов, которых с началом делового сезона стало поменьше. «В результате в сентябре у нас нет большого роста. Впрочем, как и не было большого летнего спада — это специфика расположения ТЦ в самом центре города, на пересечении туристических потоков», — отмечает управляющий ТЦ «Казанский ЦУМ» Мысова.
Учитывая реальную возросшую инфляцию, цены аренды в ТЦ не могут оставаться постоянными, отмечает гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров. «В торговом сегменте они толкаются вверх желанием собственников увеличить отдачу с недвижимости, но ограничены экономикой арендаторов, рентабельность которых оставляет желать лучшего», — говорит он.
Способны ли вообще современные ТЦ организовать маршрутизацию по принципу — вакцинированные и невакцинированные? В казанском ЦУМе говорят, что невозможно сделать отдельные зоны для тех и других, т. к. торговый центр — это принципиальное разнообразие товарных предложений, вертикальные связи, переходящие друг в друга галереи
«Если QR-коды получат 80 процентов посетителей — значит, мы потеряем в среднем 20 процентов трафика»
Вместе с тем в отрасли очень внимательно следят за тем, как соседние регионы вновь ужесточают ограничения на фоне печальных рекордов заболеваемости и смертности COVID-19. Так, Удмуртия с 29 сентября запретила работу фуд-кортов (кроме тех, что работают на доставку) и ограничила до 50% заполняемость залов в кафе. ТЦ также обязали проводить на входе термометрию и не пускать посетителей с повышенной температурой. С 27 сентября в Саратовской области также ограничили деятельность фуд-кортов в торговых центрах — они работают только на доставку, а в моллах закрыли детские игровые. В Ульяновске с 1 октября несовершеннолетним запрещено посещать ТЦ без сопровождения взрослых.
Способны ли вообще современные ТЦ организовать маршрутизацию по принципу — вакцинированные и невакцинированные? В казанском ЦУМе говорят, что невозможно сделать отдельные зоны для тех и других, т. к. торговый центр — это принципиальное разнообразие товарных предложений, вертикальные связи, переходящие друг в друга галереи. «Технически возможно только полностью ограничить доступ невакцинированным. Это приведет к „пробкам“ в пиковые часы посещений, — говорят там. — Кроме того, в торговых центрах продаются и товары первой необходимости, а значит, невакцинированным, в том числе по медицинским показаниям, гостям будет отрезан доступ. Да и рост заболеваемости мы опять наблюдаем, несмотря на увеличение количества вакцинированных. Так что меры безопасности — ношение масок, антисептики, дистанцию и, главное, привычку соблюдать гигиену — не заменит ничто».
В «Южном» отмечают, что падение трафика будет напрямую связано с количеством невакцинированных людей. «Если QR-коды получат 80 процентов, значит, мы потеряем в среднем 20 процентов невакцинированных посетителей. Но мы видим, что люди морально устали от всевозможных ограничений, в условиях которых мы живем почти два года», — говорят здесь и надеются на осознанную вакцинацию.
В пресс-службе UD Group (управляет KazanMall и «Горки Парк») уверены, что принимаемые органами власти Татарстана меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции позволят не допустить введения подобных ограничений в республике. Контроль за соблюдением масочного режима со стороны надзорных служб происходит ежедневно, добавляют там. Накануне московский ТЦ «Авиапарк» едва не закрыли на 90 дней из-за нарушений масочного режима. Инспекторы заметили, что большое количество посетителей и сотрудники на кассах были без масок.
Что ж, в ряде казанских «храмов Меркурия» уже заметили, что частота рейдов проверяющих увеличилась. Но расценивают это спокойно, как помощь со стороны контролирующих органов. «Мы все время работаем с персоналом наших арендаторов. Просим, убеждаем, контролируем соблюдение мер антиковидной безопасности. А вот с посетителями сложнее! К сожалению, некоторые люди до сих пор воспринимают требования безопасности как прихоть торгового центра. И здесь внушительное влияние сотрудников в форме нам только в помощь, так как безопасность для нас превыше всего и совершенно не хочется подвергать рискам других посетителей, наших арендаторов, работников», — считают в ЦУМе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.