О герое

Наш собеседник проживает в Казани вместе с семьей и занимается организацией и проведением торжеств уже более 30 лет. Имеет театральное образование, много лет проработал в Государственном ансамбле песни и танца Татарстана. Ведет частные и публичные мероприятия для первых лиц республики, среди его клиентов — представители списков Forbes.

Я брал 500 рублей за одно мероприятие. Я не понимал, за что мне месячную зарплату дают в один вечер. Удивлялся — откуда столько денег? Мы их тратить не успевали. Мне порой казалось, что это даже как-то несправедливо «Я брал 500 рублей за одно мероприятие. Не понимал, за что мне месячную зарплату дают в один вечер. Удивлялся — откуда столько денег? Мы их тратить не успевали. Мне порой казалось, что это даже как-то несправедливо» Фото: pixabay.com

«Я удивлялся: откуда столько денег? Мы их тратить не успевали»

  • С 1990-х годов в Казани профессия свадебного ведущего стала профессиональной работой. Раньше это было шабашкой, халтурой, как раньше говорили о деятелях культуры. Тамады работали в различных Домах культуры либо в театрах, а ведение мероприятий было подработкой в свободное от основной деятельности время. Я один из первых, кто стал жить этим и уволился с основной работы, посвятив себя торжественным мероприятиям. 
  • 90-е годы оказались очень непростыми. При борьбе с инфляцией перестали печатать деньги. Их не хватало на еду. Мы занимали деньги у соседки-пенсионерки, по 5–10 рублей до следующей зарплаты. В это время я провел свое первое мероприятие — это была традиционная свадьба в ресторане «Океан» в Казани. Я очень волновался, старался, чтобы все прошло хорошо. И мне понравилось, как в конце один из гостей встал и произнес тост за ведущего. То был показатель моей работы. 
  • Второе мероприятие оказалось сложнее. Публика была постарше, погода стояла жаркая, все сидели и ели, никто даже не танцевал. Очень тяжело. После этого от мысли, что придется вести свадьбы в неблагоприятных условиях, весь потом покрывался. Испытывал сильный стресс.
  • Но заказы продолжали сыпаться. Невероятные ощущения, когда на домашний телефон стали поступать звонки один за другим, мы с женой наперегонки бежали взять трубку, чтобы порадоваться.
  • Я брал 500 рублей за одно мероприятие. Не понимал, за что мне месячную зарплату дают в один вечер. Удивлялся — откуда столько денег? Мы их тратить не успевали. Мне порой казалось, что это даже как-то несправедливо. 
  • Первые деньги ушли на еду. Первые полгода мы просто наедались. Вторые деньги ушли на ремонт дома. А на 3–4-й год мы с семьей начали выезжать отдыхать. В 2006-м купил первую квартиру, сейчас у меня их несколько.
  • В определенный момент понял, что нужно уходить с основного места работы. В танцах я не мог реализоваться как артист, все равно там были стандарты — столько-то танцев надо поставить, столько-то концертов. И нет возможности общаться с залом. К тому же человеку свойственно стремиться к свободе. И для меня свобода очень дорогого стоит, когда ты сам себе начальник, работодатель, хозяин, бухгалтер. Никто тебе пальчиком не пригрозит, что ты что-то не так делаешь. 
  • Мне многие говорили: «Как можно променять достояние республики?» Но тогда оплачивайте соответственно! Это сейчас работникам симфонических оркестров платят хорошо, а раньше им давали мизер. Но даже если брать сегодняшние мерки, в бюджетных организациях платят 20–25 тысяч в месяц. За одно мероприятие можно получить такие деньги. То есть в госсекторе вы будете работать больше, только за меньшую сумму.

Цены на услуги ведущего за последние 10 лет в Казани не особо выросли, в среднем это 22,5 тыс. рублей. В пик карьеры я получал от 120 тыс. до 180 тыс. в месяц «Цены на услуги ведущего за последние 10 лет в Казани не особо выросли, в среднем это 22,5 тысячи рублей. В пик карьеры я получал от 120 тысяч до 180 тысяч в месяц» Фото: pixabay.com

О ценах на ведущих

  • С нашей эпохи стали ценить и уважать работу профессионального ведущего. Многие это понимают: и обычные люди, и первые лица. Как-то я вел мероприятие на 200 человек, там был первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Так вот, он в конце ко мне подошел, взял за руку и сказал, что есть разница между «провести» и «вести»: «Руководить — это сложно, сам по себе знаю». Ты же главный на мероприятии, ты ведешь, за тобой народ идет. 
  • Сейчас мне уже не стыдно получать такие деньги. Я стал видеть отдачу и понимать, что занимаюсь своим делом. Наоборот, я показываю всему городу и всем ведущим, что мы должны свою работу ценить. Кроме того, люди в здравом уме дают мне деньги. Все определяет рынок. Качественный товар предлагаешь — на твою услугу есть спрос, и тебе соответственно платят. 
  • Цены на услуги ведущего за последние 10 лет в Казани не особо выросли, в среднем это 22,5 тыс. рублей. В пик карьеры я получал от 120 тыс. до 180 тыс. в месяц, а в один сезон новогодних корпоративов вышло на 450 тыс. где-то. 
  • Насколько мне известно, в других регионах ситуация с ценами примерно такая же, как у нас. А вот к расценкам в Москве отношусь скептически, когда они говорят, что там 100–150 тысяч стоят ведущие. Мне кажется, это больше хвастовство. Я для клиентов там как-то называл цену в 60 тысяч — мне сказали, что за такие деньги можно пригласить резидента Comedy Club среднего уровня. Так что, думаю, в зависимости от известности артиста, конечно, цены там такие же. Зато конкуренции больше. 
  • Я еще работаю как организатор, так что получаю еще проценты с развлекательной программы и артистов. Вот те 450 тыс. в новогодний сезон как раз сложились с большой программы. Мои коллеги берут 10–15% с артистов, я же человек алчный, беру 40–50%. Т. е., если программа на 150 тыс. рублей, 80 тыс. отдаю артистам, а примерно половина остается мне. 
  • Интересно, что иногда на дешевом артисте удается больше заработать. Допустим, он стоит 10 тыс., организатору перепадает половина. Это примерно та же сумма, которую вы возьмете с камерной группы, которая берет 80 тысяч. А мороки там больше по райдеру. Больше не получится — заказчику будет дорого. Цены же все прозрачные, все знают, что сколько стоит.
  • Многие люди не понимают задачи организаторов — говорят: «Вы нам дайте телефон артистов, мы им сами позвоним». А их же нужно встречать, проводить в зал, в гримерку, договориться обо всем, заморочиться с их райдером. Мне это комфортнее со своим проверенным помощником сделать, чем объяснять все новому человеку.
  • Когда я уже сделал себе имя, позволил себе сократить заказы, например, проводил не три свадьбы на 20 тыс., а один юбилей, где 80 тыс. или 100 тысяч могут заплатить. Сейчас заказы тоже есть, но хочется отдохнуть. Цели купить еще квартир нет, а нервы дороже. 

«Лучше быть скромнее, чтобы они сами показали свою щедрость»

  • У меня есть свой клиентурный сегмент — это городской житель с высшим образованием от 25 до 65 лет. Это как есть почитатели Евгения Петросяна, Владимира Винокура, а есть любители стендап-комиков. Кто-то классическую музыку любит, джаз, кто-то — шансон. Все имеет право быть. 
  • Люди из деревни меня не отталкивают. Но я люблю цитировать классиков, какие-то интеллектуальные викторины проводить, а у них просто другие ожидания. Я очень хорошо отношусь к ним. Но они же говорят все как есть. На одной из встреч сидят родственники жениха и невесты, одна сторона достает и считает — 5 тысяч, другая сторона — 5 тысяч. Для них естественно при артистах решать финансовые моменты. То есть люди прямолинейные, беспардонные. Культура все равно чувствуется. Я больше за светские мероприятия для городского жителя. 
  • Негативный опыт у меня был только с людьми, которые торгуются и ищут варианты подешевле. Они, как правило, хотят заплатить меньше, а спрос с тебя будет больше, больше капризов, беспардонности. Меня всегда обижало и оскорбляло, когда клиенты говорили, что видели ведущих в 2 раза дешевле. Пожалуйста. Только потом не жалуйтесь. У меня есть фраза: «Вам хорошо или дешево?»
  • Обеспеченные люди часто отдыхают и часто приглашают артистов. Они хорошо ориентируются в ценах и себя обмануть не дадут. Можно их даже оскорбить этим. Лучше быть скромнее, чтобы они сами показали свою щедрость. 
  • Я встречался с одним очень большим начальником, который готовил для дочери пышную свадьбу с выездной регистрацией. Я попросил 50 тыс. рублей за ведение и 30 тыс. сверху. Он взял эти 80 тыс., зачеркнул и превратил в 120 тысяч. Говорит: «Тебя это устроит?» И это только как ведущему, без артистов и организации.
  • В прошлом году попросили вести корпоратив, я назвал цену около 40 тысяч. Через 10 минут мне перечислили 100 тысяч рублей. Я сначала даже опешил — мне было как-то неудобно, мы же понимаем, что это слишком дорого. Но они так хотят подчеркнуть свой статус и отношение к человеку.
  • Олигархи смотрят каждую бумажку, которую подписывают. И неважно, покупают они банк, завод или топливо. Они знают, сколько что стоит. Понятно, что мы все люди и хотим заработать побольше. Но тяжело потом вести вечер, если тебя уличили во лжи. Как потом людям в глаза смотреть, если ты пытался накрутить цену? Никто не хочет быть дураком.

Клиентура побогаче в Нижнекамске и Альметьевске. Как правило, на выезде я беру на 50% дороже. Если в Казани, допустим, — 25 тысяч, в Нижнекамске — 50–60 тысяч «Клиентура побогаче в Нижнекамске и Альметьевске. Как правило, на выезде я беру на 50 процентов дороже. Если в Казани, допустим, — 25 тысяч, в Нижнекамске — 50–60 тысяч» Фото: pixabay.com

«Мероприятие не может быть лучше и круче, чем у твоего руководителя»

  • Клиентура побогаче в Нижнекамске и Альметьевске. Как правило, на выезде я беру на 50% дороже. Если в Казани, допустим, — 25 тыс., в Нижнекамске — 50–60 тысяч. И они без проблем соглашаются. Они еще фейерверк на миллион закажут, для них это не проблема.
  • Мероприятие не может быть лучше и круче, чем у твоего руководителя. Например, чтобы у коммерческого директора юбилей не был богаче, чем у генерального. По иерархии, по статусу не положено. Они потом поедут за границу, там отдохнут, как хотят. Но здесь…
  • Был юбилей одного крупного бизнесмена, он непубличный человек. 20 человек только родственников. Я кого только не предлагал из артистов — никого не хотели. Тогда я предложил им певца Рената Ибрагимова, и заказчик сразу же согласился 250 тысяч только на него отдать! Кстати, это показатель, что он сам деньги заработал, — на юбилее не было ни чиновников, ни глав районов. Это говорит о том, что человек в бизнесе независим ни от кого. 
  • В Нижнекамске хорошо отмечает «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ неплохо гуляет. Помню, на один праздник меня звали, предлагали из Казани на самолете полетать в Нижнекамск! Но в итоге на автобусах поехали с артистами, так целесообразнее. 
  • Еще там свадьбы с размахом — как Сабантуй, например. На берегу реки устраивали торжество в стиле «Пиратов Карибского моря», там тоже было много артистов с высокими ценниками, индивидуальные срубы, выездная кухня. Обычно пожарная подъезжает на такие свадьбы, скорая помощь дежурит. 
  • Помню другую свадьбу, которую проводили на двух теплоходах. На одном жених с невестой, молодежь отдыхает, клубная музыка играет. А на другом — директора заводов, иностранные гости, нефтяники, владельцы гостиниц. 
  • У одного из боссов предприятия-гиганта был семейный праздник в Италии, в пятницу. И они говорили, что из Казани вылетают в пятницу. А я же знаю, что отсюда туда чартерные рейсы по средам летают. Они мне говорят: «Ты что? У нас свой самолет». Такие моменты поначалу удивляли. Причем отмечали юбилей в итальянском замке, но вино итальянское им не нравится, его из Франции везли. 
  • Одно из самых дорогих мероприятий у меня было в Альметьевске, был праздник у нефтяников. Там была какая-то невероятная программа на миллион рублей, 50–60 артистов наших позвали.
  • В Казани популярностью пользуются Свияжские холмы. Помню, там на второй день одной свадьбы вертолеты постоянно летали — я так понял, что привозили и увозили гостей. А на воде гироскутеры и катера плавали, развлечения такие.
  • Проводил там же новый год для элиты. В ресторане были человек 5–6 гостей. Мне сказали, там с семьей сидят, поэтому просили только артистов объявлять. Ничего другого от меня не требовалось, а заплатили тысяч 50. Мы тогда посчитали: одно мое слово, получается, тысячу рублей стоило.

«Их пригласят на корпоратив и там по полной заплатят» 

  • На свои семейные праздники для узкого круга VIP’ы пригласят одного хорошего певца с баяном. Массового шоу им не надо. Они обычные люди, хотят отдохнуть со своими близкими. Все корректно, интеллигентно. Просят только в соцсети ничего не выкладывать.
  • Многие артисты выступают не за гонорар. Я спрашивал даже у заказчиков, говорят: «Мы друзья». Он к нему на юбилей приедет, бесплатно отработает, но потом его пригласят на День города или профессиональный праздник уже за оплату. Многие артисты выступают перед руководителем на банкете с друзьями и семьей. А потом — на 8 Марта, 23 февраля, Новый год их пригласят с коллективом на корпоратив и там по полной заплатят. Т. е. опосредованно отблагодарят.
  • Главы районов так дают зеленый свет выступать татарстанским артистам на Сабантуе за большие деньги.
  • Из востребованных певцов я знаю Айдара Галимова. Депутаты наши его любят. Он очень интеллигентный, трудяга. Салавата Фатхетдинова часто приглашают, на совесть работает. Фирдус Тямаев выкладывается на все сто процентов. 
  • Артисты не любят, когда с ними торгуются. История была интересная с Ринатом Ибрагимовым — спросили, сколько он берет. Он, условно, сказал: 200 тысяч. Ему сказали: «Ой, давайте 1–2 песни споете за 50 тысяч». И он такой: «Знаете, лучше я бесплатно спою». 
  • Московские артисты более привередливы и требовательны. Особенно если дело касается времени: должны выступить в 8 часов вечера — именно в это время они и выступят. Случится задержка — ждать не станут. Местные артисты могут подождать и 10 и 15 минут, а известные — нет.
  • В райдерах я ничего сверхъестественного не видел. Хотят, чтобы дым-машины не было на сцене, а то петь тяжело, задыхаются. И чтобы сзади них во время выступления никакой рекламы. В машине сопровождения из аэропорта до гостиницы и из гостиницы до концертной площадки, кроме водителя и сопровождающего лица, никого не должно быть. А то случается: «Давай еще возьму друга и заодно посмотрим на Киркорова». В райдере московских звезд встречается просьба обеспечить их элитным сортом виски или коньяком.
  • Самый хороший райдер — у народного артиста Ильгама Шакирова. Были мы вместе на одном юбилее лет 10–15 назад. Я спрашиваю, что ему нужно. Он говорил: «Чашку горячего чая дадите — мне достаточно». Такой человек.