На строящейся платной трассе М12 госкомпания планирует разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань На строящейся платной трассе М12 госкомпания планирует разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань Фото: «БИЗНЕС Online»

От Казани до Москвы: где «Автодор» «посадит» 32 точки сервиса?

На прошлой неделе руководитель Ростуризма Зарина Догузова на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым заявила, что автодорога М12 должна стать не просто способом добраться из пункта А в пункт Б, «но и полноценным, продуманным туристическим маршрутом». И следом перечислила необходимую инфраструктуру: смотровые площадки, зоны отдыха, модульные отели, кемпинги, кафе, парковки.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», в основе слов главы Ростуризма лежат планы «Автодора». На строящейся платной трассе М12 госкомпания планирует разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань. Объекты сервиса построят друг напротив друга, а пять пар оборудуют газозаправочной инфраструктурой. Рассмотрим расположение парных объектов сервиса от Казани до Москвы:

  • в Татарстане 6 функциональных зон. Первая пара — у деревень Кирби и Травкино в Лаишевском районе, южнее аэропорта «Казань». Вторая с газозаправочной инфраструктурой — после моста через Волгу в Верхнеуслонском районе, рядом с деревней Вахитово. Третья пара — в Кайбицком районе, вблизи Больших Кайбиц и деревни Старые Чечкабы;
  • в Чувашии планируют четыре объекта сервиса. Рядом с городом Канашом и поселком Ибреси. Вторая пара с газозаправочной инфраструктурой — у города Шумерли;
  • в Нижегородской области — четыре пары многофункциональных зон: у города Сергача, поселка Бутурлино, городов Арзамаса и Кулебаки;
  • пять пар объектов сервиса — во Владимирской области. Первая пара — у города Мурома с газозаправочной инфраструктурой, вторая — у поселков Первомайский и Воровского. Затем неподалеку от города Судогды. Четвертая пара у города Лакинска с газозаправочной инфраструктурой и пятая у города Петушки;
  • в Московской области две пары объекта сервиса: у Электрогорска с газозаправочной инфраструктурой и у Ногинска.

В госкомпании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» подчеркнули, что это не утвержденный Главгосэкспертизой проект, поэтому точное число и местоположение сервисных зон пока не утверждены.

По плану властей, через четыре года поездка от Москвы до Казани по М12 со скоростью 130 км/ч займет 6 с половиной часов, что в 2 раза быстрее нынешнего. Как рассказывал в прошлом году глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, проезд по М12 будет стоить 2,5 рубля за километр. Таким образом, поездка  от Москвы до Казани или обратно обойдется примерно в 1,6 тыс. рублей плюс бензин.

В Татарстане платную дорогу, возводимую в частно-государственном партнерстве, проведут до села Шали в Пестречинском районе. Далее трассу планируют продлить до Екатеринбурга. Затем президент РФ Владимир Путин предложил довести дорогу до Тюмени и Челябинска. М12 — это часть проекта международного транспортного коридора Европа – Западный Китай.

Расстояние между планируемыми оазисами на М12 в среднем составляет 50 км, но местами достигает 80 километров. Мнения экспертов разделились: одни считают такое расстояние приемлемым, другие говорят о слишком редких объектах инфраструктуры вдоль трассы.

«Топливо закончилось, пришлось гнать таксиста с тремя канистрами». Как новому автобану не наступить на грабли М11?

В чем проблемы на «старшей сестре» М12 — первой в стране платной автотрассе М11 межу Москвой и Санкт-Петербургом? Наши эксперты рассказали, что на М11 по-прежнему нет гостиниц, а чтобы переночевать, приходится съезжать с трассы в соседние населенные пункты. Президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев поделился историей о том, как по трассе, получившей название «Нева», из Санкт-Петербурга отправили с охраной груз с картинами за $11 миллионов. «Топливо закончилось, пришлось гнать таксиста с тремя канистрами! Стыдоба»,  — грустит наш собеседник.

На М11 по-прежнему нет гостиниц, а чтобы переночевать приходится съезжать с трассы в соседние населенные пункты На М11 по-прежнему нет гостиниц, а чтобы переночевать, приходится съезжать с трассы в соседние населенные пункты Фото: Кузярин Анатолий/ИТАР-ТАСС

Впрочем, объекты сервиса на М11 потихоньку строятся. В «Автодоре» сообщили, что на трассе уже оборудовали 19 АЗС, из которых, правда, 12 временных контейнерных и только 7 стационарных. В ближайшие два года там обещают открыть еще 13 АЗС: по четыре в Московской и Новгородской областях, три —  в Тверской и две — в Ленинградской области.

«Число заправок на километр пути там по-прежнему, наверное, в 100 раз меньше, чем на бесплатных дорогах, — говорит профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. Задержку появления инфраструктуры на М11 эксперт объясняет и временными затратами на решение вопросов с землей, которая в руках разных собственников, и обустройством. — М12 отличается от „Невы“ тем, что проходит ближе к городам. Между Москвой и Санкт-Петербургом только Тверь и Великий Новгород. Не думаю, что на М12 возникнут трудности с поиском заправок, какие были после запуска М11».

«Число заправок на километр пути там по-прежнему, наверно, в сто раз меньше, чем на бесплатных дорогах» «Число заправок на километр пути там по-прежнему, наверное, в 100 раз меньше, чем на бесплатных дорогах» Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

К слову, минимальные нормативы к объектам дорожного сервиса в России появились именно после запуска М11. С 1 января 2021 года для дорог категорий 1А — автомагистрали и 1Б — скоростные автодороги, к которой относят строящуюся М12, действуют такие требования:

  • мотели, кемпинги должны быть через каждые 150 км;
  • пункт общественного питания — один на 100 км;
  • АЗС — через каждые 50 км пути;
  • станция технического обслуживания — через 150 километров.
Гид по М12: где можно будет «выскочить» на платную трассу?

Для объектов сервиса правительство РФ прописало дополнительные требования. К примеру, с каждого спросят доступность для инвалидов. На АЗС также требуют сделать не только колонку с нефтяным и газовым топливом, но и установить зарядные станции для электромобилей, торговую точку с техническими жидкостями и автопринадлежностями, парковку, туалеты, мусоросборники, средства связи для вызова экстренных служб. Мелкий ремонт и техобслуживание прописали для СТО. Душевые кабины, туалеты, точку общепита, освещение территории, место приготовления пищи — требуют для сезонных кемпингов с полным или частичным самообслуживанием. Для мотелей стандартный гостиничный набор на трассе дополняет требование прачечной и охраняемой парковки.

Трасса М12 укладывается в минимальные требования правительства РФ. Но в комитете по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ говорят о недостаточности точек для сервиса, хотя начало неплохое. «Важно, чтобы дорога не превратилась в тоннель без инфраструктуры. Говорят, что платные трассы позволят развивать инфраструктуру, а по факту их строят без придорожного сервиса. Потому что каждый съезд с дороги — это дополнительная документация, проект. Функциональные зоны удорожают строительство», — рассказывает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.

«Объекты сервиса на трассах создают без учета интересов туризма»

М12 откроет перспективы для внутреннего туризма, для которого нужна инфраструктура. Эффект от увеличения турпотока оценивают в 114 млрд рублей и 5–7 тыс. новых рабочих мест. Маршрут от Москвы до Казанского кремля займет 7 часов, а увидеть Нижегородский кремль получится через четыре часа, указано на сайте «Автодора». В общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга «БИЗНЕС Online» рассказали, что госкомпания не консультировалась с экспертами в области туризма по расположению объектов сервиса.

Мнение
Объекты сервиса на трассах создают без учета интересов туризма. Строят там, где удобно «Автодору». Выдерживают положенные километры. Но там, где удобно им, неудобно инвестору. Обидно также, что в Казани, Татарстане нет автокемпингов. Город и республику проскакивают транзитом.
Сергей Лобарев   президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга
Сергей Лобарев президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга

По данным ассоциации, автомототуризм ежегодно приносит экономикам европейских стран 37 млрд евро в год, а в России — только 14 млн евро. «Крохи! И это результат отсутствия единой политики развития автотуризма», — говорит Лобарев.

На самом деле в Татарстане всего четыре точки, где можно остановиться автокемперу. Лишь одна из них на трассе М7, на 812-м км, в 10 минутах езды от Казани. Так что действительно — считай, что нет ничего. 

В России 50 млн автовладельцев — и каждый вероятный автотурист. Опыт первой платной автотрассы показывает, что наши автомобилисты путешествуют не меньше, чем за границей. По сведениям «Автодора», за год с момента открытия в ноябре 2019-го по М11 проехало 9 млн автомобилей. В среднем по «Неве» ежедневно проезжали 24 тыс. машин, в пиковые месяцы — 37 тысяч. Что касается трассы Москва – Казань, то, по расчетам, в первый год эксплуатации М12 привлечет 70 млн т грузопотока. Это 8,8 тыс. фур, каждая массой 22 т в сутки, или 3 млн в год. Оценки по легковому транспорту «Автодор» пока не приводит.

Появлению инфраструктуры у платных автотрасс препятствует их расположение, говорит заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев. «Платные дороги строят на отдалении, в обход городов, — отмечает Мордовцев. — Получается так, что скоростная дорога построена, а чтобы добраться до места работы в зону придорожного сервиса, приходится делать крюк, потому что съездов мало, населенные пункты далеко. Людям невыгодно мотать по 20–30 километров, проще заработать те же деньги в своем городе. В Европе таких съездов больше. Даже на центральной кольцевой автодороге таких съездов недостаточно, из-за этого перепробег по 10 и более километров».

Какой бизнес придет на М12 и потянет ли МСБ особенности платных трасс России?

Места для объектов сервиса на М12 «Автодор» разыграет на торгах, дату проведения которых пока не называет. По словам собеседников нашего издания, в многофункциональные зоны по итогам торгов придут крупные игроки, которые затем на условиях субаренды передадут торговые места малому бизнесу. В самом «Автодоре» отмечают, что госкомпания будет следовать всем правилам, предусмотренным при проведении тендеров, а там есть и требования по доле для малого и среднего бизнеса.

Эксперты настроены скептично — малый бизнес не появится на платных трассах. Точки сервиса займут крупнейшие нефтекомпании, полагает и Якимов. «Рынок структурирован и поделен», — говорит профессор МАДИ. Например, на М11 АЗС открыли «Лукойл», «Газпромнефть» и «Роснефть», газозаправочные станции  — понятное дело, «Газпром».

По словам Лобарева, «бензиновых королей» не интересуют палатки и кемпинги. Оборудование одного кемпинга с удобствами, магазинами, автозаправкой, отдельной стоянкой для легковых, грузовых автомобилей в ассоциации оценивается в 100–150 млн рублей.

Известный казанский ресторатор Нурислам Шарифулин считает, что экономика придорожного сервиса на платной трассе склеится только у тех, кто комплексно подойдет к вопросу. «Это заправка, магазин сопутствующих товаров, кафе, там же отель, — говорит Шарифуллин. — Места разыграют на тендере между тремя-четырьмя компаниями вроде „Лукойла“, „Ирбиса“, „Татнефти“. Отдельно стоящее кафе ждет крах — мимо проедут тысячи машин, а остановятся только две-три. Только комплекс и только с бензоколонкой, потому что в первую очередь заезжают на заправку. Это понятная и проверенная бизнес-модель: продаешь бензин, зарабатываешь 3 копейки с литра и параллельно пытаешься продать кофе с булочкой».

Впрочем, российская практика расходится с европейской. Мордовцев советует обратить внимание на опыт Германии и Швеции. «Это направление есть куда развивать, — говорит он. — В Швеции и Германии существуют отдельно стоящие кафе, а не встроенные в заправку, как практикуется в России. Кроме того, есть там и отдельные магазины с сувенирами, предметами первой необходимости. Там каждая стоянка — это украшение дороги с малыми архитектурными формами, зелеными насаждениями».

Еще одна проблема, которую видят эксперты, — это цены на АЗС, в кафе и магазинах на платных трассах. Они будут выше, чем на бесплатных, и одна из причин в том, что въезд на платную трассу для поставщиков товаров для того же общепита идет на общих основаниях. «На платной дороге платят все, вне зависимости от цели поездки», — говорит Лобарев. 

Вместе с тем есть и положительные моменты: точки сервиса уже не просто намечают, но и делают. «Раньше не думали об этом, — говорит автоэксперт Роман Гуляев. — Но подходы меняются. Например, обход Павловска и села Лосево на М4 в 2020 году сразу сдали с инфраструктурой. В Краснодарском крае запустили программу развития придорожного сервиса, постепенно в России появляется придорожная инфраструктура».