Эльвира Зайцева: «В год через наши центры проходят до тысячи детей — с ними занимается большой штат специалистов, более 40 человек. Это нейропсихологи, психологи, логопеды-дефектологи, афазиологи, заикологи»

Индивидуальное сопровождение ребенка и большой штат специалистов

— Эльвира Альбертовна, в этом учебном году в Казани вы открыли специализированное учреждение — в чем его особенность?

— Да, наше учреждение предназначено для детей, у которых есть нарушения речи, поведения, интеллекта. В том числе со сложными диагнозами, такими как аутизм, умственная отсталость, задержка психоречевого развития. Это стало логическим продолжением работы нашей сети Речевых центров, основанной в 2017 году.

Сейчас в Татарстане действует уже три филиала — в Казани, Набережных Челнах и Пестречинском районе. Этот центр мы открыли, когда увидели, что родители готовы привозить к нам детей на занятия за десятки километров, даже из соседних городов. В год через наши центры проходят до тысячи детей — с ними занимается большой штат специалистов, более 40 человек. Это нейропсихологи, психологи, логопеды-дефектологи, афазиологи, заикологи. Прогресс у многих ребят просто фантастический! Нередкая ситуация — малыш, который на старте общался исключительно жестами и слогами, через несколько месяцев занятий тараторит без умолку, радуя родителей.

Но, к сожалению, иногда, попав затем в садик с обычной программой присмотра и ухода, ребенок может продемонстрировать некий откат или просто снижает темп в своем индивидуальном прогрессе. Мы решили, что детям с такими особенностями будет комфортнее в условиях специализированного учреждения, где опытные педагоги, им уже хорошо знакомые, будут всесторонне помогать в дальнейшей социализации. Продолжать работу по коррекции, закреплять достижения и совершенствовать их. Дети учатся многим полезным вещам — бытовым навыкам, коммуникации друг с другом и со взрослыми. Они на протяжении всего времени пребывания постоянно чем-то заняты: игрой, творчеством, посильной трудовой деятельностью вроде помочь воспитателю вытереть посуду или разложить по местам игрушки. Группы — исключительно малокомплектные, от 5 до 10 человек, количество детей зависит от степени выраженности проблемы. Например, если ребенок вообще не может сам себя обслуживать, то прикрепляем к нему индивидуальное сопровождение.

«Наша система выстроена таким образом, что дети разделены на группы не по возрасту, а по уровню развития» «Наша система выстроена таким образом, что дети разделены на группы не по возрасту, а по уровню развития»

— Как можно к вам попасть?

— Очень просто. Через администратора нужно записаться на первичную консультацию. Изучив медицинскую документацию, подробно поговорив с родителями, протестировав ребенка, определяем в соответствующую группу. Наша система выстроена таким образом, что дети разделены на группы не по возрасту, а по уровню развития. От первой ступени, куда ходят дети с серьезными нарушениями, до четвертой, куда идут уже достаточно адаптированные. Сейчас у нас находятся дети в возрасте от 2,5 до 8 лет.

«Сейчас у нас находятся дети в возрасте от 2,5 до 8 лет» «Сейчас у нас находятся дети в возрасте от 2,5 до 8 лет»

— То есть даже те, кто уже должен был поступить в общеобразовательную школу. Возможен ли переход туда из вашего заведения?

— Конечно, это и есть наша главная цель — полная адаптация к условиям детского садика или средней образовательной школы. Чтобы дети не только работали над речевым и психологически развитием, но и социализировались, учились самостоятельности. Это реально осуществимая задача. В апреле этого года мы запустили пилотный проект — группу кратковременного пребывания в Набережных Челнах. Результаты превзошли все ожидания. Уже к 1 сентября мы расформировали эту группу, выпустив наших воспитанников в госучреждения — их приняли в ДОУ и СОШ.

«Мы используем комплексный междисциплинарный подход при оценке причин трудностей ребенка, включаем знания разных специалистов» «Мы используем комплексный междисциплинарный подход при оценке причин трудностей ребенка, включаем знания разных специалистов»

Многие нарушения корректируются — чем раньше начать, тем быстрее результат

— Что вы используете, чтобы добиться столь впечатляющих результатов?

— К сожалению, нет «волшебной таблетки», чтобы малыш, который совсем не разговаривает, плохо произносит ряд звуков, имеет проблемы с общением или интеллектом, моментально исправился. Мы применяем индивидуальный подход к каждому ребенку. Существует огромное количество методик, и из каждой можно взять оптимальный инструмент. Мы используем комплексный междисциплинарный подход при оценке причин трудностей ребенка, включаем знания разных специалистов. Комплексность подхода обеспечивается сочетанием на каждом занятии индивидуальных и групповых методов когнитивной, двигательной, эмоционально-личностной коррекции и телесно ориентированной терапии.

В основе, конечно, лежит классическая дефектология, у истоков которой стояли Ушинский, Выготский, Данюшевский. В СССР над этим работали научно-исследовательские институты, ученые с мировым именем. Они оставили богатейший арсенал эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации детей. Сегодня этим мало кто пользуется, а жаль.

— Как вы сами пришли к работе с такими детьми? 

— Я являюсь логопедом-дефектологом, кандидатом педагогических наук. Много лет занималась частной практикой. Поняв, что количество нуждающихся в специализированной помощи кратно превышает мои физические возможности, стала привлекать к сотрудничеству специалистов, в профессиональном уровне которых была уверена. Так родилась идея «Речевого центра Эльвиры Зайцевой».

«Проблема детей с особенностями развития перестала быть стигматизированной — в обществе о ней стали открыто говорить, привлекать внимание» «Проблема детей с особенностями развития перестала быть стигматизированной — в обществе о ней стали открыто говорить, привлекать внимание»

— Когда стоит бить тревогу, что у ребенка «что-то не так»? 

— Родителями я бы посоветовала изучить возрастные нормы развития. По этим показателям, плюс-минус 2–3 месяца, можно протестировать ребенка и, если что-то вызывает вопросы, обратиться к специалисту. Можно сначала по месту жительства в поликлинике, к детскому неврологу, затем к независимым специалистам, чтобы услышать «второе мнение». Услышав не очень приятные вещи, постарайтесь воспринять это как инструкцию к действию, а не как обвинение. Многие нарушения поддаются корректировке: чем раньше начнется работа, тем быстрее вы увидите результат. Когда говорят, что детей с нарушениями речевого, психического развития стало больше, — у этой «медали» две стороны. Дело в том, что сегодня родители при малейшем подозрении активно обращаются к врачам, детским психологам, вырос уровень диагностики. Это очень хорошо. Проблема детей с особенностями развития перестала быть стигматизированной — в обществе о ней стали открыто говорить, привлекать внимание. В школах начали создавать возможности для инклюзивного обучения, учителя все чаще готовы адаптировать учебный процесс под конкретного ребенка, если получат от родителей информацию, что в этом есть необходимость. Так что не бойтесь обращаться за помощью и искать тех, кто будет на вашей стороне.

«Я надеюсь, что наше специализированное учреждение для детей с речевыми нарушениями станет «первой ласточкой» в этом непростом, но очень нужном деле» «Я надеюсь, что наше специализированное учреждение для детей с речевыми нарушениями станет первой ласточкой в этом не простом, но очень нужном деле»

— Насколько у нас развита система специализированных образовательных учреждений для детей младшего возраста?

— Она в процессе становления. Этим летом мэр Казани Ильсур Метшин поручил определить в каждом районе места для строительства детсадов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но для этого нужно время, а помощь многим детям требуется прямо сейчас. И я надеюсь, что наше специализированное учреждение для детей с речевыми нарушениями станет первой ласточкой в этом не простом, но очень нужном деле.