«Свадьба гораздо сложнее. Концерт — это выстроенное событие, где все идет по определённому шаблону. Свадьба — совсем другое. Это в первую очередь люди, их общение, взаимодействие с артистами, гостями. Для того, чтобы связать их, наладить контакты между всеми, уходит очень много сил и времени» Лилия Халимова (на фото с Радиком Юльякшиным и Инзилией Фахретдиновой): «Свадьба гораздо сложнее. Это в первую очередь люди, их общение, взаимодействие с артистами, гостями. Для того чтобы связать их, наладить контакты между всеми, уходит очень много сил и времени»

«Они с невестой Инзилей позвонили мне и сказали: «Лиль, мы подумали и решили…»

— Лилия, вы главный организатор громкой свадьбы Элвина Грея, на которой была вся элита Башкортостана, включая главу республики Радия Хабирова. Скажите, что сложнее организовать — такую церемонию или сборный концерт звезд российской эстрады?

— Свадьба гораздо сложнее. Концерт — это выстроенное событие, где все идет по определенному шаблону. Свадьба — совсем другое. Это в первую очередь люди, их общение, взаимодействие с артистами, гостями. Для того чтобы связать их, наладить контакты между всеми, уходит очень много сил и времени. Тем более я очень давно не занималась свадьбами. И в последнее время вообще их не организовываю. Только если друзья просят. В один год мы решили перепрофилироваться в event-агентство и организовали 60 свадеб. Мне этого было достаточно. Больше не хочу. Это очень сложно.

— Свадьба — это ведь не только масштабное дело, но и кропотливое по части нюансов.

— Там важно все. Мы должны учитывать «хотелки» жениха и невесты и то, чтобы всем было весело и вкусно. От цвета салфеток на столах до выполнения технических райдеров приглашенных артистов.

Радий Хабиров на свадьбе Элвина Грея: «С чего вы взяли, что Казань забрала его к себе?»

— А когда вас попросили организовывать уфимскую свадьбу года?

— На самом деле меня на нее сначала позвали гостем. Я не должна была ее организовывать. Однажды Радик прилетал в Москву в гости, потом через пару недель позвонил и пригласил на свадьбу. Я тогда ответила, что, конечно, приду и запишу себе все. А через пару дней они с невестой Инзилей позвонили мне и сказали: «Лиль, мы подумали и решили, что лучшим решением будешь ты».

Конечно, я была не одна. Мы работали в большой команде. Хороший результат возможен только в слаженной команде. Это, например, Павел Волонихин, директор Айдара Галимова. У них уже много лет существует очень успешное продюсерское агентство «В и П-арт». Плюс он, наверное, единственный концертный директор на татаро-башкирской эстраде, который работает с одним артистом вот уже 20 лет. Его команда нам очень помогла в том числе с российскими исполнителями. Они взяли на себя технические и бытовые райдеры. За это у меня голова не болела. Я просто выпускала их на сцену, и все.

— Сколько времени у вас ушло на подготовку?

— Три недели.

— Это же мало.

— Да, очень. Но мы все время оперативно созванивались по телефону, по видео. Плюс за месяц я прилетела в Уфу, мы посмотрели площадку, встретились с ведущими, создали общую концепцию. У Радика еще вплоть до 16 сентября были концерты. То есть он буквально 16-го вечером освободился и смог уделить нам время (свадьба состоялась 17 сентября — прим. ред.). Невеста, надо сказать, тоже большой молодец. Она сама со своими подружками занималась платьем, примеркой, салонами. Ребята не просто рассказали нам о своих «хотелках» и самоустранились, они очень помогали. Было мало сна, мало времени. Но все героически выстояли.

«С Радиком мы дружим с 2011 года. Он тогда только приехал в Москву, а я поступила в университет. Училась на ВДНХ, а они жили на Бабушкинской. Приезжала к ним в 5 вечера, а они только просыпались к тому моменту, потому что ночью работали на студии» «С Радиком мы дружим с 2011 года. Он тогда только приехал в Москву, а я поступила в университет. Училась на ВДНХ, а они жили на Бабушкинской. Приезжала к ним в 5 часов вечера, а они только просыпались к тому моменту, потому что ночью работали на студии»

«Клава Кока же не только популярный исполнитель, но и подружка Радика»

— А какие особые желания были у жениха и невесты?

— Они хотели, чтобы всем гостям было хорошо в первую очередь. Свадьба — это же праздник прежде всего для гостей. Даже к выбору артистов ребята подошли очень ответственно. В списке приглашенных было много 45 плюс и много молодежи. Хотели угодить и тем и другим.

— Почему из столичных артистов выбрали именно Игоря Саруханова и Клаву Коку?

— Так совпали графики. Помимо них еще рассматривали Artik& Asti, Jony. Но в силу занятости артистов не удалось. Клава Кока же не только популярный исполнитель, но и подружка Радика. Поэтому получилось отлично. У них даже похожий путь к успеху.

— А вы тоже давно знакомы с Элвином Греем?

— Да, с 2011 года. Он тогда только приехал в Москву, а я поступила в университет. Училась на ВДНХ, а они жили на Бабушкинской. Приезжала к ним в 5 часов вечера, а они только просыпались к тому моменту, потому что ночью работали на студии. На Коломенской как раз была топовая студия Шаплина, в которой записывали альбомы Дима Билан, «Руки Вверх», Егор Крид. А Радик на тот момент работал уже аранжировщиком. То есть мы дружим 10 лет.

«Салават ему сказал очень интересный тост про то, что Радик везучий человек» «Салават ему сказал очень интересный тост про то, что Радик везучий человек»

— Какие-то были предпочтения у молодоженов относительно музыкантов, которые пели на свадьбе, помимо российских артистов?

— Если взять татаро-башкирскую эстраду, то там были все самые лучшие исполнители и друзья Радика. С некоторыми случались конфликты, но на сегодняшний день они пришли к общему решению. И свадьба тому доказательство. Радик собрал своих близких друзей от молодежи до взрослых. Например, Салавата. Они сейчас замечательно общаются. Салават ему сказал очень интересный тост про то, что Радик везучий человек. Да, изначально была конфликтная ситуация. Когда Радик приехал в Татарстан, он не знал, что нужно просить благословения у Салавата. На российской эстраде же такого нет. Плюс авторы продавали песни Салавата. На этой почве тоже были конфликты. Но Радик же не делал ничего криминального. Просто покупал песни. Однако сейчас они прекрасно общаются.

С главой Башкортостана Радием Хабировым

— Как вы себе объясняете, что такого есть в Элвине Грее, что к этому артисту на свадьбу приходит вся элита Башкортостана?

— На татарско-башкирской эстраде очень много красивых и сильных голосов, интересных артистов. Но одно дело просто выходить и петь, а другое — держать публику от начала до конца. У Радика есть дар манипулировать массами. Собственно, это объясняет, почему к нему тянется вся элита. Но это сейчас. Радика ведь не сразу признали в обеих республиках. Было время, когда его разворачивали со словами «придешь, когда станешь звездой». Я лично дважды приводила его к продюсеру в Татарстане, в продюсерский центр, где работала. Но здесь не увидели в нем ничего. В 2014 году продюсер ответил, что это неинтересно, а потом я просто предложила сделать ему гастроли, но тоже отказ. А спустя полтора года сам продюсер стал просить меня позвать Элвина Грея.

— Эти испытания отразились на характере артиста?

— Знаете, Радик очень настоящий. Я знаю его 10 лет и могу судить. Помимо того, что он профессиональный музыкант, Радик обладает истинно мужскими качествами. У него есть своя точка зрения, он не прогибается под обстоятельства. При этом Радик — патриот Башкортостана и Татарстана.

— Явно выраженная позиция — это не самая удобная вещь для шоу-бизнеса.

— Да, но у него есть продюсер Александр Слюсаренко, которого Радик слушается.

С вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным и президентом РТ Рустамом Миннихановым

«Я еду по Москве и слушаю песни на родном языке именно благодаря Элвину Грею»

— Элвин Грей — это главная звезда татаро-башкирской эстрады?

— Вообще, когда его сравнивают с другими артистами, это кажется не совсем корректным. Татаро-башкирская публика — это 3,5 миллиона человек. Артистов там человек 500. У Радика публика не только татаро-башкирская, там и страны СНГ. Его публика — это 40 миллионов человек. Это совсем разные соотношения. Он и по гонорарам своим скорее тянется к российским артистам. Пусть и не к самым топовым, но точно к исполнителям второго эшелона. Не в обиду татаро-башкирской эстраде, но у Радика Юльякшина даже мышление другое. Это касается и музыки, и техники.

— Как вы думаете, сможет ли все-таки Радик покорить российскую публику?

— Даже сейчас я ехала в такси, слушала «Восток FM». Там играют его татарские и башкирские песни. Это федеральная российская радиостанция. И ведь никто из российских артистов не звучит там на татарском и на башкирском. А я еду по Москве и слушаю песни на родном языке именно благодаря Элвину Грею.

— А ему самому хочется стать артистом российской эстрады?

— Конечно! Но у него свое направление в музыке. Он никогда не станет подстраиваться под формат определенных радиостанций. Радик не будет же петь как Моргенштерн. Он подходит под «Восток FM» или под Energy FM. А песни с татаро-башкирским колоритом никогда не будут звучать на том же «Русском Радио». Да и он не станет подстраиваться. Но могу вам сказать, что сейчас у Элвина Грея намечается дуэт с Лепсом. Он как раз в поисках материала: пишет, старается.

— А как это произошло?

— В 2019 году мы были на фестивале «Жара» в Баку. Я там работала у Эмина Агаларова. Радик прилетел выступить на дне молодых исполнителей. Там были как раз съемки для Первого канала. Публика — 10–12 тысяч. Все очень красиво. И вот во время его номера я из режиссерской будки снимаю выступление и наблюдаю такую картину. Радик очень волнуется. Это одно из первых его крупных выступлений. Тем более еще и перед всей топовой российской эстрадой. Я вижу, как его трясет, как ему жарко, пот течет градом. Прибегаю за кулисы, а там уже «заряжается» следующий номер Григория Лепса. И в этот момент вижу, как Лепс вытирает пот со лба Радика, жмет ему руку и говорит: «Молодец». Тут же они вспомнили, что Радик выиграл в конкурсе каверов «Рюмки водки», и пригласили его поработать вместе на студии. Радик и так волновался, а тут совсем разнервничался. Он, наверное, еще минут 30 с нами не общался.

За время работы в Crocus Group я наблюдала за Лепсом. Он обычно не церемонится с артистами, говорит то, что думает. А тут он прямо проникся к Радику. И когда в 2020-м делали в Москве сольник Элвина Грея, то приглашали и Григория, конечно. Он сказал, что будет в этот день выступать в Казани, но пригласил Радика к себе в гости на Новую Ригу. Там у него дом, студия. И Радик поехал к нему за наставлениями. Тогда же Лепс сказал: «Если ты сделаешь классный хит, я с тобой его спою». Так что Радику сейчас есть чем заняться.

«Обычно татарские и башкирские артисты ставят себе туры на год или на несколько месяцев. У Радика 640 площадок, которые нужно объездить за 2 года»

«Лепс говорил, что Элвин Грей — 13-й артист, который честно собрал «Крокус»

— А вы занимаетесь организацией татарских концертов в Москве?

— Нет. Только помогала организовывать сольный концерт Элвина Грея в Crocus City Hall.

— Но вы знаете индустрию, аренды залов. Можете оценить, насколько прибыльное это дело — гастроли татарских исполнителей в Москве?

— Все зависит от артиста. Но это прибыльное дело. Даже если на одном концерте ты сработал в ноль, на втором ушел в минус, на третьем у тебя есть все шансы сработать в плюс. Иначе этим бы никто не занимался.

— Какие площадки вы обычно выбираете?

— Crocus City Hall и Кремль. Вот Стас Михайлов работает только в Кремле. Я заключаю договор с прокатчиками, а они уже занимаются всей организацией, рекламой, обеспечивают нам технический и бытовой райдеры. А мы просто приезжаем на все готовое. Мы пробовали сами продавать Тулу, Калугу, но пришли к выводу, что лучше с прокатчиками.

— А Crocus City Hall может собрать Филюс Кагиров или Ришат Тухватуллин?

— «Крокус» может собрать любой татарский артист. Это площадка трех вариаций. Есть партер на 2,5 тысячи мест. И Ришат Тухватуллин, насколько я помню, его собирал. Есть расширенный формат с бельэтажем на 3,5 тысячи мест, и есть полный «Крокус» с балконом на 7 тысяч. Вот у Радика был на 7 тысяч. Кстати, Лепс говорил, что Элвин Грей — 13-й артист, который честно собрал «Крокус». У него есть какой-то свой личный рейтинг, я не вдавалась в подробности, но Радик входит в его топ-лист.

— А на том сольном концерте кто был среди зрителей Элвина Грея? Не только же татары с башкирами.

— Конечно. В этом вся суть. Вот на Ришата Тухватуллина пришли 2,5 тысячи татар из Москвы. На Радика пришли те же 2,5 тысячи, плюс Кавказ, страны СНГ и русские зрители. Так и получился полный зал.

— А помимо национальных групп, какие возрастные категории ходят на его концерты?

— Все. От бабуль с дедулями до маленьких детей, которые делают такие же прически, как у Элвина.

«На татарско-башкирской эстраде очень много красивых и сильных голосов, интересных артистов. Но одно дело просто выходить и петь, а другое — держать публику от начала до конца»

«У Радика 640 площадок, которые нужно объездить за 2 года»

— Как вы распространяете билеты на такие концерты? Нужно это делать через какие-то татарские организации в Москве или достаточно просто пустить рекламу?

— Конкретно под концерт Радика мы брали очень много рекламы у Crocus Group. И она, кстати, сработала. Это экраны в сети заведений, большие экраны. Но на это уходят весьма серьезные суммы. Не каждый татарский артист, который задумает собирать «Крокус», сможет так потратиться. Плюс соцсети, рассылки. Но это свой, татарский круг.

— Уже планируете второй концерт в «Крокусе»?

— Я думаю, он еще соберет. Обычно татарские и башкирские артисты ставят себе туры на год или на несколько месяцев. У Радика 640 площадок, которые нужно объездить за 2 года. В Татарстане, например, у него случился конфликт с Роспотребнадзором. Его оштрафовали, хотя там еще 500 концертов на этой площадке было. Но Радик не стал конфликтовать, заплатил свой штраф и уехал дальше. И по своему графику он вернется туда только в конце следующего года. Так что с «Крокусом» подождем пока.

— Наверняка вы слышали про музыкальный фестиваль «Yзгәреш җиле», где делают новые аранжировки татарской классики, а музыкальным руководителем является известный московский джазмен Вадим Эйленкриг. В этом году фестивалю, к которому очень неоднозначное отношение в республике, исполняется 6 лет. В самый первый год «Yзгәреш җиле» привозили в Москву, в Кремль, был полупустой зал. С тех пор больше не привозили. Как вы думаете, почему?

— Не знаю, с чем это связано. Там якобы делают качественную красивую музыку, крутые аранжировки. Но за 6 лет фестиваль должен быть дать какие-то видимые плоды. Однако я их, если честно, не вижу. Хотя они выступали в Карнеги-холле в Нью-Йорке, их поддерживал президент Татарстана, но результатов особых лично я не вижу. В Москве зрители очень любят слушать ретропесни. Не все понимают новую качественную музыку. Полпредство Татарстана проводит отличные концерты, но не всем такое заходит. Им надо слушать привычное, любимое с детства, с юности, все эти мелизмы.

«Пора налаживать личную жизнь. Ни один нормальный человек не станет тебя ждать с бесконечных гастролей Стаса Михайлова, пока ты бегаешь по Литве ему за кефиром»

«Искренней дружбы в шоу-бизнесе нет»

— Вы были концертным директором Стаса Михайлова. Почему перестали сотрудничать?

— Да, до пандемии я с ним работала. Почти целый сезон.

— Как вас свела судьба?

— Он искал концертного директора. А я не была его фанаткой и, кроме «Без тебя», ни единой песни не слышала. Пришлось гуглить, учить. Меня очень сильно пугали. Говорили, что я не смогу с ними работать. Мол, там такая жена, что и месяц не продержишься. Но я могу сказать обратное. Жена Станислава Владимировича — прекрасная женщина. Если бы она вела какие-то тренинги, я бы с удовольствием на них сходила. Инна очень умная, мудрая женщина, которая любого порвет за своего мужчину. Мне очень нравится эта семья. И работать с ними было неплохо. Я очень благодарна Станиславу Владимировичу. Мы с ним проехали по всей России, по Европе. Он многому меня научил.

— Например?

— Оперативности. Узнала, что не всегда рядом оказываются порядочные люди. У нас были конфликтные ситуации с организаторами в Литве.

— Насколько капризный артист Стас Михайлов?

— Он очень любит себя. Он достиг определенного статуса в обществе и потому очень требовательный. Но мне кажется, это обосновано.

— У него есть какие-то особенные желания в райдере? Скажем, всегда свежие цветы в номере или вода конкретной марки?

— Вообще на любом официальном сайте артиста есть его бытовой и технический райдер. У Станислава Владимировича неплохой гонорар и плюс технический и бытовой райдер. Это почти половина суммы гонорара. В каждом городе ему нужен лучший отель, лучший номер. Только президентские люксы. И не дай бог это будет не так. VIP-проходы, бизнес-классы — это даже не обсуждается. Это нормальные вещи для большого артиста. А капризов в еде у него нет. Единственное — это аллергия на рыбу. Но это скорее жизненно важное. Молочные продукты у него обязательно должны стоять. Однажды в Литве в канун Рождества я как раз бегала по всему городу в поисках кефира. Обычно этим занимается организатор, но бывает, и мне приходится.

Вообще это непростое время было. Ты только возвращаешься с одного тура, как надо за два часа поменять чемодан и снова ехать в Шереметьево. Сейчас моя жизнь стала намного спокойнее. И в такую активную концертную деятельность я больше возвращаться не хочу. Да, пожила в лучших отелях, полетала в бизнес-классе, многое видела, но больше туда возвращаться не хочу.

— Даже если предложат снова быть концертным директором большой звезды?

— Откажусь. Пора налаживать личную жизнь. Ни один нормальный человек не станет тебя ждать с бесконечных гастролей Стаса Михайлова, пока ты бегаешь по Литве ему за кефиром.

— О шоу-бизнесе часто говорят как о грязном и страшном мире. Вы видели разное за годы работы. Так ли страшен черт, как его малюют?

— Я не увидела там ничего грязного. Но это особенный мир. Так многое идет на показ. Та же дружба. Исходя из того, что я видела, искренней дружбы в шоу-бизнесе нет.