Инесса Яруллина (слева): «Центр электронной торговли начал действовать с 1 марта нынешнего года, и за это время с нашей помощью уже около 2500 татарстанских предпринимателей успешно начали торговлю на маркетплейсах» Инесса Яруллина (слева): «Мы реально помогаем предпринимателям начать зарабатывать в интернете. Это для них делается бесплатно» Фото: Сергей Елагин

«Товарооборот сейлеров Татарстана — 18,51 миллиарда рублей»

— Инесса, сколько предпринимателей уже получили помощь от вашего ЦЭТ?

— Центр электронной торговли начал действовать с 1 марта нынешнего года, и за это время с нашей помощью уже около 2,5 тысячи татарстанских предпринимателей успешно начали торговлю на маркетплейсах. Также мы проконсультировали более 13 тысяч предпринимателей по вопросам ведения электронной торговли. Таким образом Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» внес свой вклад в те темпы развития рынка, которые мы видим в 2021-м.

Так, количество татарстанских продавцов на маркетплейсах за 8 месяцев этого года увеличилось почти в 4 раза — с 3 291 на конец декабря 2020-го до 12 573 на конец августа 2021-го. То есть каждый пятый предприниматель в ПФО, торгующий на маркетплейсах, — из Татарстана. Если взять в целом Россию, наша доля составляет 2,7 процента.

Что самое главное для нас — удалось добиться опережающего развития Татарстана по сравнению со средними показателями роста в ПФО и России в целом. Так, по данным пяти ведущих маркетплейсов, с которыми мы работаем, по итогам 2020 года доля отправления товаров татарстанских продавцов составляла 17 процентов от всех отправлений в Приволжском федеральном округе и 0,89 процента в целом по России. А по итогам 8 месяцев 2021-го на нашу республику приходится уже 24,8 процента от всех отправлений в ПФО и почти 2 процента по РФ. При этом товарооборот татарстанских продавцов на маркетплейсах только за 8 месяцев нынешнего года увеличился в 5 раз — с 3,58 миллиарда до 18,51 миллиарда рублей. Доля товарооборота наших предпринимателей в ПФО в 2021-м выросла с 14,6 до 21 процента, в целом по России — с 0,55 до 1,67 процента. Так, с помощью маркетплейса OZON наши продавцы вышли в 77 регионов России.

— Ваш Центр электронной торговли был создан при поддержке президента Татарстана. Что еще, кроме содействия главы республики, помогло вам добиться успехов?

— Да, наш центр был создан по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Мы действуем совместно с министерством экономики РТ, фондом поддержки предпринимательства.

К сожалению, многие до сих пор не знают об этом, особенно предприниматели из удаленных районов Татарстана. Поэтому мы регулярно выезжаем в муниципальные районы, проводим обучающие семинары, ведем «Инстаграм», публикуемся в телеграм-каналах. Мы хотим донести до каждого предпринимателя, что такая возможность у них сейчас есть, что это для них делается бесплатно. Мы реально помогаем начать зарабатывать в интернете.

«Мы советуем сейлерам разместиться на как можно большем количестве онлайн-площадок» «Мы советуем сейлерам разместиться на как можно большем количестве онлайн-площадок» Фото: Сергей Елагин

«Сделать в своем интернет-магазине цифровую витрину с отсылкой на маркетплейсы может каждый»

— Какие маркетплейсы вы рекомендуете сейлерам?

— Знаете, здесь надо смотреть, с каким товаром выходит на маркетплейсы предприниматель. Например, раньше мы говорили: если это одежда, то прямая дорога на Wildberries. Но сегодня по выручке одежда очень растет и на OZON. Тем не менее у каждого маркетплейса есть своя целевая аудитория, это очень чувствуется. Кто-то покупает на Wildberries, кто-то на OZON, кто-то на «Яндекс.Маркете»… Мы советуем сейлерам разместиться на как можно большем количестве онлайн-площадок. В нашем обучающем модуле, в котором принимает участие известный российский эксперт электронной торговли Юлиана Гордон, есть хороший пример о том, как французская компания по производству мебели из тика, выйдя в интернет, разместила свой бренд на 43 маркетплейсах. Через год компания отобрала 7 маркетплейсов, где наиболее успешно идет продажа их товара.  

— А татарстанские предприниматели подобные эксперименты проводят?

— Да, конечно. Некоторые размещаются на многих маркетплейсах, а потом уже выбирают, где остаться. Чем больше разных интернет-площадок, на которых вы будете присутствовать, тем больше шансов, что поисковая машина интернета заметит ваш товар и станет его предлагать. Совсем нетрудно выложить свой товар на разных маркетплейсах, а в своем интернет-магазине сделать цифровую витрину с отсылкой по кнопке «купить» на разные площадки, чтобы у ваших покупателей была возможность приобрести понравившийся товар именно в том маркетплейсе, который они предпочитают. Так вы подстраиваетесь под клиента и увеличиваете число продаж.

Все-таки создать и развивать собственный интернет-магазин, привлекать в него покупателей — это довольно дорого и требует большого количества ресурсов. Но сделать на своей странице цифровую витрину с отсылкой на популярные маркетплейсы может каждый.

«У нас в ЦЭТ создан продакшн-центр, где профессиональные фотографы проводят съемки товара, создают продающие образы» «У нас в ЦЭТ создан продакшен-центр, где профессиональные фотографы проводят съемки товара, создают продающие образы» Фото: Сергей Елагин

«Пока твою продукцию не купили, ничего никому платить не надо»

— Насколько предпринимателям трудно сделать первый шаг — выйти из зоны комфорта и перейти от офлайн-торговли к онлайн? С чего предлагаете им начать?

— С того, что не надо бояться осваивать маркетплейсы. Если что-то непонятно, всегда можно у нас спросить, уточнить. Мы каждому предпринимателю, который обратился в ЦЭТ, говорим: пока твою продукцию не купили, ничего никому платить не надо! Так что нужно выходить в сеть и пробовать разные каналы сбыта. А мы всегда поможем.

Главная особенность интернет-торговли в том, что здесь продается не сам товар, а его картинка, описание, — покупатель видит именно их и по ним принимает решение о приобретении. Чем лучше фотографии, чем интереснее составлено описание, тем больше будет продаж. У нас в ЦЭТ создан продакшен-центр, где профессиональные фотографы проводят съемки товара, создают продающие образы.

Хочу подчеркнуть, что каждого предпринимателя, кому мы помогаем выйти в сеть, мы доводим до продаж, так сказать, «от нуля под ключ». Да и после этого он может обратиться к нам в любой момент, если у него возникает какой-то вопрос. А если на маркетплейсах вышел какой-то новый продукт, появилась новая услуга, мы сообщаем предпринимателям. Нас же обо всех изменениях информирует созданный при нашем центре Экспертный совет, куда входят представители крупнейших маркетплейсов, логисты, партнеры. Они помогают нам в выработке хороших решений. А предприниматели РТ помогают им определить, что нужно подкорректировать в практике маркетплейсов, что улучшить, от чего отказаться. Так, к нам поступили обращения от сейлеров Нижнекамска и Альметьевска о том, что в этих городах нет пунктов приема товаров от предпринимателей, работающих с OZON и Wildberries. И OZON уже ответил нашему ЦЭТ, что откроет такие пункты.

«Каждого предпринимателя, кому мы помогаем выйти в Сеть, мы доводим до продаж, так сказать, «от нуля под ключ». Да и после этого он может обратиться к нам в любой момент, если у него возникает какой-то вопрос» «Каждого предпринимателя, кому мы помогаем выйти в сеть, мы доводим до продаж, так сказать, «от нуля под ключ». Да и после этого он может обратиться к нам в любой момент, если у него возникает какой-то вопрос» Фото: Сергей Елагин

«Раньше продажи в интернете были скорее хобби, а теперь есть надежда перейти из малого в средний бизнес»

Булат Шайдуллин  предприниматель:

— Какое-то время я работал в интернет-магазине, и мне было очень интересно попробовать выйти на продажи в сети своего товара. Обратился в ЦЭТ, получил полную поддержку, в том числе с проработкой карточки товара, получением качественных его фотографий. Наш товар — экологические бамбуковые зубные щетки, ватные палочки и другое. Бамбук привозим из Китая, где он растет до 3 метров в день! Это абсолютно экологичный материал, что очень важно сегодня, когда в морях появились аж острова из выкинутых пластиковых материалов. Об этом мы написали, предлагая свой товар на OZON. Также вышли на Wildberries и на KazanExpress. Раньше продажи в интернете были для меня скорее хобби, а теперь есть надежда перейти из малого в средний бизнес. Планы грандиозные.


Фанис Махмутов  журналист, предприниматель:

— Вообще-то мы с супругой Гузель уже давно планировали выйти со своим товаром в интернет. Но подобное непросто — взять и перейти в сеть. Опасаешься — это же новое дело! Поэтому просто неоценимо, что в Татарстане появился ЦЭТ «Маркетплейс.Легко». Его специалисты легко привели нас в сеть. Теперь наш магазин есть на OZON, Wildberries, «Яндекс.Маркете». Так что у нас уже получилось реально реализовать свой продукт, найти новых покупателей. Мы выпускаем в своем цехе металлоизделия — малые архитектурные формы от элементарнейшего бордюра до резных фасадов для зданий. Супруга специализируется на сувенирных изделиях, делает из кожи, например, колье, сережки, браслеты. Постоянно ориентируемся на рынок и держим руку на пульсе — что ищут покупатели?


Карен Бхатт  предприниматель:

— О ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» я узнал во время мероприятия в ТПП республики. Заинтересовался, обратился в этот центр. Его менеджеры с большой охотой помогли выйти на электронные торговые площадки, практически за руку провели по всему процессу, от а до я. Наверное, самое трудное было — пересилить себя и решиться на нечто новое. Я представляю ООО «Вестлайн», мы занимаемся производством чайной продукции под собственными торговыми марками — это и весовой чай, и различные наборы чая. Как подтвердил наш выход на маркетплейсы, чай — это востребованная продукция. Мы уже работаем на OZON, планируем также разместить свой товар на Wildberries, а затем выйти и на другие маркетплейсы. Потом останемся на лучших. Сегодня наши продажи идут практически каждый день.



Фарид Абдулганиев: «АНО «Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» помогает предпринимателям освоиться на рынке электронной торговли, в разы увеличить свои продажи» Фарид Абдулганиев: «АНО «ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» помогает предпринимателям освоиться на рынке электронной торговли, в разы увеличить свои продажи» Фото предоставлено ЦЭТ «Маркетплейс.Легко»

Фарид Абдулганиев  уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, помощник президента РТ:

— АНО «ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» помогает предпринимателям освоиться на рынке электронной торговли, в разы увеличить свои продажи. Однако огромное количество татарстанских предпринимателей малого и микробизнеса до сих пор еще используют интернет разве что для просмотра видеороликов, общения в мессенджерах и отправки писем по электронной почте. Перед Центром электронной торговли и всеми нами стоит задача довести до них информацию об уникальных возможностях, которые предоставляет им сейчас электронная торговля, обучить и помочь как можно быстрее начать получать дополнительную прибыль.

«Центр электронной торговли начал действовать с 1 марта нынешнего года, и за это время с нашей помощью уже около 2,5 тысячи татарстанских предпринимателей успешно начали торговлю на маркетплейсах»