Альбина Насырова: «Самый частый вопрос — как попасть в школу «Бала-Сити»? Мы видим, что оптимальный и гармоничный вариант — это поступление в школу из наших же детских садов, без стресса, в окружении друзей и знакомых педагогов» Альбина Насырова: «Самый частый вопрос: как попасть в школу «Бала-Сити»? Мы видим, что оптимальный и гармоничный вариант — это поступление в школу из наших же детских садов, без стресса, в окружении друзей и знакомых педагогов»

Желающих больше, чем мы можем пока принять

— Альбина Мунировна, чем обусловлено столь активное расширение «Бала-Сити»?

— У родителей — огромный спрос на воспитание и образование ребенка в концепции, которую предлагает «Бала-Сити». Желающих больше, чем мы пока можем принять. Например, в этом году в нашу школу конкурс был 6 человек на одно место. Досадно, когда приходится выбирать между своими же выпускниками. Поэтому на этот год главная задача — расширение. Подобраны здания, команда готова, есть высококлассные педагоги, которые хотят работать в «Бала-Сити». В Казани открываются наши новые детские сады. Один — в Ново-Савиновском районе на Четаева, в ЖК Sreda of Life. Сейчас идет запись, комплектуются группы. Второй — в Советском районе на улице Галеева. Там, рядом с нашим действующим дошкольным учреждением, начал функционировать новый кампус детского сада в ЖК «Грин Сити».

Самый частый вопрос — как попасть в школу «Бала-Сити»? Мы видим, что оптимальный и гармоничный вариант — это поступление в школу из наших же детских садов, без стресса, в окружении друзей и знакомых педагогов. 90 процентов первоклашек являются нашими воспитанниками. Фундамент закладывается в самом раннем возрасте. Те, кто с двух лет начинает ходить в кембриджские группы, погружаются в языковую среду, к 4–5 годам становятся билингвами. 

Забота о ментальном здоровье подрастающих поколений сейчас актуальна во всем цивилизованном мире. Например, Кейт Миддлтон открывает центр раннего детства. Супруга принца Уильяма понимает важность образования в ранние годы и хочет, чтобы оно становилось лучше, а родители осознали, что первые годы очень ответственные.

Мы этим занимаемся уже 9 лет. В «Бала-Сити» дети с двух лет обучаются по уникальной программе — по сенсорно-моторному развитию, которое влияет на речь, языковое восприятие и мышление. Это самое эффективное время для старта изучения языков. Нет никаких барьеров, мозг запоминает и сохраняет на долгие годы структуру и мелодику языка.

 Казань переживает бум открытия частных школ — как сориентироваться в этом море возможностей родителям?

— Дети все разные. И школы должны быть разными. Меня очень радует, что в столице РТ появляются как современные муниципальные образовательные комплексы, так и частные школы. Еще несколько лет назад иностранные специалисты высокого уровня отказывались от переезда в столицу Татарстана по причине отсутствия международных школ. А сейчас в Казани можно даже выбирать между различными вариантами — международным бакалавриатом IB*, кембриджской образовательной программой. «Бала-Сити» стала первой школой в Поволжье, аккредитованной Кембриджским университетом, который ежегодно входит в число лучших университетов мира. Его методисты и педагоги постоянно работают над улучшением образовательной программы. Благодаря этому дети, живя в Казани, могут получить стандарт британского образования, понимать, насколько они способны конкурировать с ровесниками из Европы, Америки, Канады. Все экзаменационные работы по кембриджской программе отправляются на проверку в Великобританию, по итогам которой мы получаем аналитику. Последний срез показал очень хорошие результаты по математике и английскому языку.

«Все учителя относятся с уважением к интересам ребенка. Не просто транслируют свой предмет, демонстрируют, как может быть полезна та или иная информация, рассказывают о выдающихся личностях, историях успеха, помогают выбрать ориентиры на будущее» «Все учителя относятся с уважением к интересам ребенка. Они не просто транслируют свой предмет, демонстрируют, как может быть полезна та или иная информация, рассказывают о выдающихся личностях, историях успеха, но и помогают выбрать ориентиры на будущее»

В российской системе сложились сильные традиции, которые не хотелось терять

— За счет чего достигаются такие результаты?

 — У международного образования — свои плюсы. Но и в российской системе сложились сильные традиции, которые не хотелось терять. Мы пошли по инновационному пути, интегрируя две программы. Знания накладываются, возникает эффект синергии. Этот подход доказал свою успешность.

Все учителя относятся с уважением к интересам ребенка. Они не просто транслируют свой предмет, демонстрируют, как может быть полезна та или иная информация, рассказывают о выдающихся личностях, историях успеха, но и помогают выбрать ориентиры на будущее. Сегодня очень много проектов рождаются на стыке метапредметности. Здорово быть, к примеру, хорошим биологом и в тоже время владеть IT-технологиями. Думаю, нам удалось соблюсти баланс между концентрацией академических знаний и комфортной средой пребывания плюс уделять внимание развитию таких компетенций, которые пригодятся в жизни.

Гибкие навыки — 85 процентов успеха человека. Это доказывают ученые Гарварда и Стенфорда. Поэтому фокус нашей работы — это не только академические знания. Они, безусловно, важны и являются фундаментом, на который будут опираться дети. Но наша задача — научить их еще и генерировать нестандартные идеи (этому мы учим с детских садов, например в рамках проекта «СТЕМ»), уметь работать в команде, высказывать свою точку зрения, анализировать, находить нужную информацию в потоке. Мы понимаем, что учебный процесс никогда не завершается. Мир меняется, и мы должны быть открытыми к новым знаниям.

У современных детей высокая потребность в самореализации и социализации, ее нужно удовлетворять уже сейчас, а не после окончания университета. Обычная классно-урочная деятельность этого дать не способна, ее необходимо комбинировать с проектной деятельностью, тогда у детей есть мотивация. Например, одним из проектов было создание онлайн-игр. Сначала дети провели опрос и анализ, какие игры интересны их сверстникам и почему. Далее разделились на группы, написали сценарии игр, для каждой создали свой сайт на английском языке, презентовали свои проекты друг другу, задавали вопросы. Мы пригласили к ребятам на встречу представителя компании, которая создает видеоигры, для экспертной оценки работы команд. В финале дети создали техническое задание для разработки видеоигр. В ходе проектов были задействованы учителя математики, английского языка, science (наука — предмет кембриджской программы — прим. ред/\.) и других предметов, которые давали необходимую базу и академические знания для выполнения проекта. Мы считаем, что именно в формате проектного обучения знания усваиваются легко и на всю жизнь. Детям очень интересно, они понимают перспективы практического применения.

«У современных детей — высокая потребность в самореализации и социализации, ее нужно удовлетворять уже сейчас, а не после окончания университета» «У современных детей высока потребность в самореализации и социализации, ее нужно удовлетворять уже сейчас, а не после окончания университета»

Другой пример — в нашей школе сообщество родителей в основном представлено предпринимателями. И дети по примеру своих пап и мам говорят о том, что в будущем хотели бы развивать собственное дело. Поэтому мы решили создать при школе проектный клуб, где занятия будут проходить на базе реального производства. Мы совместно готовим детей к Всероссийской робототехнической олимпиаде, Национальной технологической олимпиаде Junior**.

Мы вообще активно работаем над тем, чтоб вовлекать родителей наших учащихся с их бизнес-площадками в процесс ранней профориентации детей. Планируем, чтобы в 11-м классе каждый желающий ребенок выпускался с каким-то проектом, который реально можно было воплотить в жизнь и начать зарабатывать.

Мы хотим, чтобы дети были конкурентоспособными, поэтому сами активно развиваемся, постоянно обучаемся, посещаем разные образовательные организации. За минувшие 9 лет мы приобрели друзей по всему миру и в России. Мы знаем, как поддерживают мотивацию к учебе в Англии, как учат усердию в Китае, а жизненным навыкам — в Финляндии.

Мне близка фраза «мыслить нужно глобально, а работать — локально». Когда выступаем на конференциях, семинарах, то впечатляем коллег, которые раньше даже не слышали о Казани.  Это приносит свои плоды. Некоторое время назад познакомились с талантливым математиком из Германии, который собрал настольные развивающие игр из разных стран. Обучили наших учителей этой методике, закупили оборудование. Так родился уникальный для республики проект Mind Games*** — умные игры, которые через геймификацию развивают логическое, абстрактное, креативное мышление ребенка.

«Любой язык развивает мышление. Татарский у нас обязательнен и в детском саду, и в школе.  Главная задача учителя — чтобы дети полюбили язык» «Любой язык развивает мышление. Татарский у нас обязателен и в детском саду, и в школе. Главная задача учителя — чтобы дети полюбили язык»

Дать свободу выбора современному учителю — это очень важно

 Ваша международная команда учителей пополнилась?

— В этом году приезжают преподаватели из Австралии, Канады, Америки, Англии, Южной Африки. Плюс находим российских педагогов, собираем из разных городов настоящих «звездочек». Команда с каждым годом увеличивается, коллеги из разных стран взаимно обогащают друг друга своим опытом, интересными методиками. Здесь у нас теплые, добрые отношения, нет жесткой иерархии. Дать свободу выбора современному учителю — это очень важно. Ведь самое главное, чтобы учитель в результате мог зарядить, влюбить в свой предмет.

 А татарский? Наше исследование показало, что при полилингвальном обучении две трети родителей отказываются от языкового национального компонента.

— Я очень люблю свой родной язык, он мне только помогал по жизни. Будучи выпускницей татарской гимназии, я успешно поступила на русскую филологию. Научный факт: в мире 30 процентов монолингвов, остальные 70 процентов — билингвы и мультилингвы, то есть люди, владеющие двумя и более языками. Когда в Казань приезжал ученый Питер Мехисто (доктор наук, лектор Института образования Университетского колледжа Лондона, признанный эксперт в области билингвизма), он отметил, что в нашей республике как нигде легко пользоваться языковой средой и стать билингвом с рождения. Любой язык развивает мышление. Татарский у нас обязателен и в детском саду, и в школе. Главная задача учителя — чтобы дети полюбили язык. У нас есть правило: один учитель — один язык, мы общаемся только на нем. Кроме занятий еще очень важна воспитательная деятельность. В «Бала-Сити» есть традиции — проводить неделю татарского языка, Сабантуй, татарскую смену в Казани для дошкольников и школьников. Сейчас мы работаем над осуществлением грандиозной идеи, которую вынашивали уже давно, — будущим летом провести татарскую смену в Финляндии, где сильна татарская диаспора. Мы планируем собрать детей-татар из всех уголков мира, в том числе и из Казани, чтобы они воочию увидели, как ценится и сберегается их родная культура даже в самых отдаленных от Татарстана краях.

— Наше интервью проходит накануне сразу двух профессиональных праздников — что бы вы могли пожелать коллегам?

— Я от души поздравляю всех причастных к системе образования с Днем дошкольного работника и с наступающим Днем учителя. Воспитывать и учить — это не просто профессия, это особый талант и призвание. Энергии, креатива, успеха педагогам и всем детям в развитии!