Ильсияр Тухватуллина: «В Казани работает немало профессиональных архитекторов, я общалась с ними, и у нас было взаимопонимание по подходам к качеству городской среды, понимание того, какая она должна быть, по аналитике территории» Ильсияр Тухватуллина: «В Казани работают немало профессиональных архитекторов. Я общалась с ними, и у нас было взаимопонимание по подходам к качеству городской среды, нашлось понимание того, какой она должна быть, по аналитике территории» Фото: Сергей Елагин

«Самым большим откровением для меня стал уровень архитекторов Казани»

— Ильсияр Мисхатовна, в октябре будет два года, как вы стали главным архитектором Казани. Согласиться на такую работу наверняка было непросто — все-таки от непосредственного проектирования, от создания своих объектов надо было перейти к управлению процессами формирования городского облика. Это ведь разные вещи. Сделали ли какие-то открытия для себя?

— В Казани работают немало профессиональных архитекторов. Я общалась с ними, и у нас было взаимопонимание по подходам к качеству городской среды, нашлось понимание того, какой она должна быть, по аналитике территории. Они уважают себя и свою профессию, стараются развиваться, ищут новые подходы. Я считала, что все так думают и делают!

Но оказалось, что это не так. К сожалению, есть люди в профессии, которые не понимают, для кого они делают свой продукт. Работа и заказы поставлены на поток, как конвейер. И близко не стараются проанализировать свой участок, взглянуть на него в контексте с окружающей застройкой. Некоторые, как выяснилось, не знают, что такое фотофиксация, как ее делать с самых ключевых точек, что такое развертка и так далее.

Так что мир архитекторов оказался более многогранным, чем мне до этого казалось.

Ильсияр Тухватуллина: «Если город ставит задачу «выстрелить», наверное, это я»

— Видимо, такой подход ваших коллег и становится причиной того, что управление архитектуры тонет в проектах низкого качества. Помнится, в декабре прошлого года на встрече с девелоперами при участии мэра Казани вы говорили, что 40 процентов проектов приходится возвращать…

— Да, к сожалению, вынуждена констатировать: очень большая проблема с качеством, комплектностью проектной документации. Многие делают проект, рассматривая его только в границах территории. А вот дальше — на то, где подъезды к участку, как формируются пешеходные связи и как облик будущего здания увязывается с окружающей застройкой, — часто не смотрят.

— В чем дело, почему процветает застой архитектурной мысли? Проблема, видимо, в сложившемся менталитете?

— Условия для работы у всех одни. Но почему результаты разные, одни делают классные проекты, а другие — не очень? Мне кажется, некоторые быстро успокаиваются: сделали один вариант проекта — и всё, не переживают и не волнуются. Нужно самому себе не давать успокаиваться, самого себя раздражать новыми задачами, делать все лучше и лучше. Надо учиться постоянно, ну и представлять, что ты живешь в этой среде.

Смысл работы главного архитектора
Для меня, как для главного архитектора, важен облик города. Я не могу, не имею права утверждать плохие проекты: не согласовываю до тех пор, пока они не будут вписаны в городскую ткань по всем правилам. И эта моя позиция становится раздражителем для коллег: выходить из зоны комфорта не очень приятно. Кто-то прислушивается к советам, делает это с радостью. А кто-то категорически не слышит, и вот тогда у нас происходят жесткие беседы.
Ильсияр Тухватуллина   Главный архитектор Казани
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани

— Мы слышали, что некоторые жалуются на вас: мол, главный архитектор не согласует — и всё.

— Жалующихся хватает, я знаю этих людей. Но я ведь не просто не подписываю недоработанный проект. Я всегда думаю, как можно выйти из положения, как сделать так, чтобы предложенные решения были достойны Казани. Мы готовы совместно работать с архитекторами. Очень помогает поддержка команды исполкома, мэра столицы РТ. Как говорит Ильсур Раисович (Ильсур Метшин — мэр Казани прим. ред.): «Смелее вперед! Я когда начинал, то же самое было!» Мне непросто, он очень поддерживает меня в этом плане.

— Но, наверное, есть и те, кто стремится повышать свой профессиональный уровень?

— Конечно. Радует, что у нас сформировалась команда архитекторов, которая ездит на различные архитектурные форумы. Они смотрят новые объекты по стране, изучают методологию, новые технологии и строительные материалы. Их никто не заставляет, они сами стремятся к новому знанию. Важно увеличивать свою насмотренность, исследовать архитектуру в других городах, странах. Надо учиться постоянно, подтягивать уровень и обязательно участвовать в конкурсах, отслеживать их — это стимулирует!

«Целью конкурса было понять, как можно реализовать эту территорию [правого берега Казанки], на концептуальном уровне» «Цель конкурса — понять, как можно реализовать территорию правого берега Казанки на концептуальном уровне» Фото: kzn.ru

Казань берет курс на проведение архитектурных конкурсов и определит территории средовой и акцентной застройки

 — Давайте о конкурсах. Многие архитекторы скажут: зачем тратить силы на участие в конкурсе, если проект потом может уйти в корзину? Ведь милое дело работать с заказчиком, когда ты знаешь, что твою работу в итоге точно оплатят…

— Конкурс — это информация о тебе, заявка. Если ты не выиграл, то участвуешь в следующий раз, тебя все равно начинают замечать и запоминать. Кроме того, получаешь возможность сравнивать себя с уровнем развития других архитекторов. Это путь твоего творческого роста.

В Казани необходимо нарабатывать такой опыт, и мы будем стремиться к тому, чтобы девелоперы объявляли конкурсы, особенно в том случае, если у них в разработке какая-то новая территория и совершенно непонятно, как с ней работать. Здесь одним из выходов становится такой творческий конкурс, конкурс идей.

— Что касается денег, можно вспомнить международный конкурс на лучшую концепцию развития правого берега Казанки. Благодаря позиции инвестора, компании Kravt, он был прекрасен по деньгам для победителя: по 1,5 миллиона рублей из общего призового фонда в 8 миллионов. С такими денежными призами в Казани конкурсов, кажется, не проходило. Но, кроме денег, есть ведь еще одна возможность для победителя — это последующее проектирование объекта. Но в конкурсе по концепции многофункционального комплекса на Сибгата Хакима подобного не было — почему?

— Цель конкурса — понять, как можно реализовать эту территорию на концептуальном уровне. И у меня возникали опасения, что иностранные архитекторы даже не станут заявляться. Я была уверена, что они не придут, учитывая сжатые сроки и что в условиях прописывалось отсутствие авторства. И в итоге я удивилась, когда больше половины участников оказались иностранцами.

Мы получили хорошую обратную связь от участников — они поблагодарили нас за организацию работы. В частности, представители англо-испанского консорциума, которые приезжали в Казань, говорили, что это самый честный и открытый конкурс, в котором они участвовали. И они оказались приятно удивлены тем, как город работает с архитекторами и застройщиками. У них все иначе, каждый район города живет как будто в своем мире, и такой открытости нет.

На участке общей площадью 8,9 га, ограниченной улицей Сибгата Хакима, территорией гостиничного комплекса «Ривьера», акваторией Казанки и будущим парком, проектирование которого сейчас ведется под руководством французского ландшафтного архитектора Мишеля Пена, планируется создать многофункциональный комплекс с гостиницей и концертным залом. Участок, на котором расположены отель «Ривьера» и аквапарк, в эту территорию не вошел.

Учитывая знаковость данной территории, в Казани был объявлен международный конкурс. В ходе конкурса поступило 188 заявок из 44 стран, на суд профессионального жюри было передано 50 концепций, а в шорт-лист вошло 23 проекта.

Однако определиться с абсолютным победителем экспертам не удалось. В результате было решено не присуждать первое место, второе разделить между тремя командами и еще троим участникам отдать третье. Всего определились 6 призеров. Еще одну команду архитекторов решил поощрить заказчик конкурса — за тщательную и оригинальную проработку.

Окончательную концепцию вынесут на общественное обсуждение. Об этом заявил президент РТ Рустам Минниханов.

«Мы получили хорошую обратную связь от участников — они поблагодарили нас за организацию работы» «Мы получили хорошую обратную связь от участников — они поблагодарили нас за организацию работы» Фото: kzn.ru

— Выбран ли проектировщик по территории на Казанке и как вообще движется проект? Ведь позиция президента и мэра — не допустить ошибок на этой знаковой территории напротив Кремля.

— На данный момент заказчик находится в стадии заключения договора, принципиальный момент — обязательное согласование проекта с городом. Архитекторы, особенно с именем, могут быть амбициозны. За рубежом, например, принято, что слово архитектора объекта является чем-то вроде незыблемой конституции для застройщика и архитектор отстаивает свое профессиональное видение. Но для города, как вы правильно заметили, очень значимо это место на берегу Казанки. Важно, чтобы была сохранена непрерывность будущего парка у воды. Важно, как будет выглядеть новый объект. Поэтому, пока город не согласует получившийся проект, работа считается непринятой: я полагаю, что такой пункт должен присутствовать в договоре на проектирование.

— Мы говорим о классных проектах, новых идеях, конкурсах. Но ведь город не может состоять исключительно из архитектурных шедевров, иначе он превратится в поляну для самовыражения и амбиций: «Смотрите, какой у меня дом (ну не знаю) — треугольник)!» — «А у меня вот ромбокубооктаэдр, это круче!..» Так можно получить город-китч, а есть ведь и обычная рядовая застройка, которая создает возможность для восприятия архитектурных акцентов.

О карте средовой архитектуры
Любой уважающий себя и свою профессию казанский архитектор хотел бы вписать себя в историю мировой архитектуры, чтобы его проект произвел вау-эффект и был в самых крутых мировых журналах. Поэтому нужно показать, где в городе должна присутствовать акцентная архитектура, а где более средовая. Командам архитекторов следует понимать, что не только амбиции должны быть не первом месте и город не должен пострадать от этих идей.
Ильсияр Тухватуллина   Главный архитектор Казани
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани

Как минимум при разработке проекта планировки мы уже учитываем эти вещи. Часть из них уже вошла в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), где видно, какие точки в городе для нас очень важны и где должна быть архитектура высокого уровня, то есть акцентная. Казань пришла к тому, что на территориях нужно выделять специальные зоны, где будет рядовая застройка, а где могут быть реализованы новаторские идеи.

Кроме того, я за сохранение собственного лица каждого из районов Казани. В районах надо не только выявлять наиболее интересные здания. Важно учитывать память — историю места, специфику и уникальность каждого района: как он формировался, какие события там происходили с течением времени, что там есть такого, чего более нигде нет. Надо стремиться к узнаваемости архитектурного стиля, поддерживая при этом его уникальность. Так мы сохраним преемственность, ощущение идентичности места у людей, которые многие годы живут на той или иной территории.

Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина (слева), заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова (вторая слева) и ландшафтный архитектор Мишель Пена Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина (слева), заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова (вторая слева) и ландшафтный архитектор Мишель Пена Фото: «БИЗНЕС Online»

«У застройщиков кардинально меняется подход, когда говоришь: «Представьте, что здесь будут жить ваши дети»

— На ваш взгляд, есть ли у девелоперов вообще желание слушать специалистов или максимальный выход квадратного метра с каждого участка земли по-прежнему на первом месте?

— Приведу пример. На одной из встреч с застройщиком мы как раз отработали одну территорию. Они привыкли гнать типовые проекты в керамограните и пришли с очередными башнями. У них уже был согласован проект планировки территории, с банками имелись договоренности, сроки поджимали. Но я не согласовала их проект и пригласила архитектора этой компании, чтобы подумать, как быть.

Мы сели и на этой же территории за три часа сформировали застройку по-другому — более сложную, разноэтажную, с уютным двориком. Первоначально напротив дома стоял многоуровневый паркинг, и, представьте, человек открывал бы в квартире окно и видел перед собой серую стену. Мы сделали так, что там появился одноэтажный объект с лаундж-зоной, спортивным залом с витражами, сквозь него было видно детскую площадку. Появились окна в ванных комнатах на верхних этажах, разнообразная типология квартир, выход на террасу — более сложная, интересная среда.

Квадратные метры мы те же самые сохранили, на том же участке. А подход совершенно другой, и это устроило застройщика. Поэтому важно убеждать.

Ильсияр Тухватуллина: «Наша архитектура неэстетична? Одна из причин – статус архитектора»

— Для застройщика это тоже выгодно! Разные лоты, которые можно дороже продать, столько маркетинговых ходов придумать. Да и люди, наверное, готовы доплатить за качественную среду. Пусть, например, с квадратного метра на 500–1000 рублей дороже, но это несоизмеримо лучше для жизни.

— Вообще, у застройщиков кардинально меняется подход, когда говоришь: «Представьте, что здесь будут жить ваши дети». Каждый день я об этом говорю архитекторам и девелоперам. У меня самой принцип: я стараюсь жить в тех проектах, которые проектировала, чтобы понять ошибки. От других требую того же самого, что и от себя.

Творческие люди часто очень ранимы, они совсем не жесткие и не циничные, их быстро можно погасить и задавить. Я поняла, что архитекторы просто не доталкивают идеи до верха, до заказчика, зачастую просто неспособны его переубедить. Но это важно! В моей практике был опыт, когда при строительстве ЖК «Берег» застройщик уже заказал окна, но выяснилось, что в них расположение горизонтального импоста не соответствовало проекту. Предложили согласовать новый вариант. Я отказалась: изначально рисунок профиля делался с учетом общей композиции построения фасада, его пропорций. Мы, конечно, спорили, я была готова снять свою авторскую подпись с проекта. Компания все же пошла навстречу и отменила заказ. Представляете, какие это затраты?

ЖК «Берег» ЖК «Берег» Фото: «БИЗНЕС Online»

Важно понимать, что цельная картинка будущего объекта собрана в голове архитектора. Доведет он ее до реального воплощения без изменений или нет, зависит и от наличия характера, и от понимания заказчика, и от работы всей команды, в том числе и застройщика. Но чаще получается, что в процессе подготовки рабочей документации, а затем и строительства решения, заложенные в эскизном проекте, претерпевают значительные изменения в худшую сторону. Поэтому я призываю уважать мнение архитектора — прислушиваться к нему, не менять цельности объекта по кусочкам.

О профессии архитектора
Архитектор — сложная профессия на стыке логики и фантазии, на стыке мысли и реального воплощения. Это человек, который придумывает и формирует пространство, в котором мы живем. Это пространство может подавить, а может вдохновить. И от осознанности архитектора зависит комфортность среды. Поэтому выбирайте архитекторов, которые любят свою профессию, которые любят будущих жителей своих объектов, которым не все равно, что они проектируют и чему помогают реализоваться.
Ильсияр Тухватуллина   Главный архитектор Казани
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани

— На ваш взгляд, есть ли у застройщиков понимание комфортной среды? Наверняка сначала было непонимание — кто-то считал, что вы, например, злоупотребляете полномочиями, писал жалобы…

— Есть такие застройщики, которые вообще ничего не понимают, — надеюсь, это все же пройдет. А есть те, кто стремится обучаться. В работу архитекторов и девелоперов я, конечно, старюсь привнести соревновательный дух, без этого не будет достижений. Многие начали меняться, появилось желание привнести свою фишку. И вот это уже прогресс.

— Когда мы готовили топ-50 строителей, наши собеседники отмечали: за год главный архитектор провела серию экскурсий для девелоперов. Вы показывали примеры объектов Москвы — зачем, они же и сами могут посмотреть?

— Это как раз к вопросу насмотренности: нужно изучать опыт создания качественной среды, а Москва здесь ушла очень далеко вперед. Когда едет вся команда — руководство, строители и архитекторы, отдел продаж и даже эксплуатирующие организации, — тогда получается хороший эффект. Команда начинает лучше работать, стремясь к общему знаменателю. Я вожу только тех, кто сам хочет, никого не уговариваю. Первыми захотели поехать команды СМУ-88, «Унистроя», ТСИ и #Суварстроит — мы ездили по жилым комплексам. Затем экскурсия была по реновации промышленных предприятий, рынкам.

Ну а цель — выйти на совершенно другой уровень. И, надо сказать, после этой поездки некоторые застройщики даже забрали обратно на переделку свои эскизные проекты.

«Многие ведь после окончания вуза уезжают из республики — в Москву, за границу. А если выпускники хотя бы полгода поработают в Казани, у них уже будет больше рабочих связей» «Многие ведь после окончания вуза уезжают из республики — в Москву, за границу. А если выпускники хотя бы полгода поработают в Казани, у них уже будет больше рабочих связей» Фото: предоставлено Ильсияр Тухватуллиной

— И что, любой застройщик к вам может прийти и сказать, что он хочет поехать с вами?

— Конечно! Я открыта.

— Просто какая-то общественная деятельность главного архитектора… Вы также начали плотно работать со студентами, знакомить их с потенциальными работодателями. Есть ли вообще эффект от таких встреч? Их берут на работу?

— Да, в конце июня мы провели первую публичную защиту дипломных проектов. В КГАСУ собрали застройщиков, инвесторов, руководителей архитектурных компаний и дали выпускникам-дипломникам пять минут на защиту своей работы. Так вот, несколько руководителей компании после этого сразу отметили себе, кого они возьмут к себе на работу.

Цель таких встреч — остановить отток умов из города, и мы будем проводить открытую защиту дипломов ежегодно. Многие ведь после окончания вуза уезжают из республики — в Москву, за границу. А если выпускники хотя бы полгода поработают в Казани, у них уже будет больше рабочих связей. И даже если они все-таки уедут, больше шансов, что они потом вернутся с хорошим багажом, опытом и насмотренностью. Мы собираемся проводить эти мероприятия массово, чтобы не потерять классных и талантливых специалистов — Казани их не хватает. Кроме того, совместно с КГАСУ мы включились в работу по темам курсовых и дипломов: предлагаем студентам практические площадки и конкретные территории, которые в будущем работали бы на реальные потребности города, например те же бывшие центральные тепловые пункты, которые стоят во дворах и пустуют. Позиция города — там должны быть функции, которые работают на жителей данной территории. Можно, например, открыть библиотеку или спортзал — чтобы сделать правильный выбор, надо обязательно общаться с жителями. Уже есть пример, когда в бывшей котельной сделали спортзал, и он востребован: туда ходят из всех соседних домов!

Не надо ни с кем советоваться — просто покатайтесь по городу (не только по Казани) и посмотрите. Если вам нравится тот или иной объект, присмотритесь к его функциональному построению, объемно-пространственным решениям, качеству отработки узлов. Надо понять, насколько комфортно вам находиться здесь, стали бы вы сами жить в таком доме. Ну а затем просто выпишите понравившиеся вам как жителю здания. Узнайте, кто делал эскизный проект, кто — рабочую документацию, вел ли автор авторский надзор или нет.

Вероятно, это самый простой способ выйти на архитектора, с которым вы сможете найти общий язык.

— Вы и сами с отличием окончили Казанский государственный архитектурно-строительный университет — кафедра градостроительства, кажется, считается высшей ступенью для архитектора?

— Да, принято выделять несколько ступеней в архитектуре. Дизайнеры в основном занимаются обустройством помещения внутри, архитекторы проектируют объемы здания, но могут быть и дизайнерами. А градостроители могут выступать и дизайнерами, и архитекторами — данная компетенция позволяет проектировать большие комплексы, районы и города. То, что я окончила кафедру градостроительства, сильно помогает мне в работе.

Помню, на четвертом курсе у нас была практическая работа: требовалось сделать концепцию развития территории, ограниченной улицами Тихомирнова, Татарстан, Нурсултана Назарбаева и берегом озера Кабан. До этого мы привыкли небольшими кусочками проектировать — школу, например, или жилой дом, а здесь был целый огромный район! Этому надо учиться, чтобы уметь охватывать большие территории. Работая над территорией, я, можно сказать, физически почувствовала, как мозги в голове перестраиваются, шевелятся!

Почему-то кафедра градостроительства сейчас не пользуется такой популярностью у абитуриентов, а зря! У нас огромная потребность в специалистах по территориальному планированию, и это надолго, они будут востребованы. Сейчас в республике идет большая работа по выработке общей схемы взаимодействия между районами, и там нужны специалисты такого уровня. Они могут разрабатывать генпланы не только городов, но и агломераций.

«В альбоме собраны элементы, которые свойственны казанской архитектуре. Эти элементы прослеживаются в облике мечетей, старинных особняков и домов исторического центра, в архитектуре слобод, промышленных кварталов XIX века» «В альбоме собраны элементы, которые свойственны казанской архитектуре. Эти элементы прослеживаются в облике мечетей, старинных особняков и домов исторического центра, в архитектуре слобод, промышленных кварталов XIX века» Фото: из альбома элементов архитектуры Казани

О татарской архитектуре и нормативах

— В комментариях «БИЗНЕС Online» частенько пишут о татарской архитектуре. А есть вообще такое понятие? Или, может быть, есть видение того, как привнести в архитектуру национальные элементы?

— Я считаю, что точнее вести речь о казанской архитектуре в исторической ретроспективе. Мы подготовили специальный альбом, чтобы было наглядно видно, что она собой представляет. Первоначально каталог собирался для работы с объектами, находящимися в районе речного порта. Но его можно использовать и на всей территории Казани.

В альбоме собраны элементы, которые свойственны казанской архитектуре. Они прослеживаются в облике мечетей, старинных особняков и домов исторического центра, в архитектуре слобод, промышленных кварталов XIX века. Это торговые галереи, маркизы, глазурованный кирпич, чугунные козырьки, сочетание различных материалов между собой, сочетание цветовых оттенков с характерными для нашей местности натуральными материалами; кессоны на фасаде, лекальный формованный кирпич, приставные колоны, балконы сложной формы, закругленные углы, галереи между зданиями, индустриальный дизайн и так далее. С этими элементами можно работать и вшивать их в новую архитектуру, чтобы историческая преемственность прослеживалась в облике казанских зданий.

Выполняя «план Путина»: нет – расползанию парковок и гаражей, да – деревьям во дворе

— В разговорах с девелоперами часто проскальзывает недовольство избыточными требованиями по парковкам. Часть уже построенных многоуровневых паркингов — просто памятники неизвестно чему: их превращают в какие-то торговые центры, потому что машино-места в них не покупают. Получается, они не нужны людям вообще, но их приходится строить! Парковочные требования ограничивают и строительство в историческом центре, где просто нет земли. Какова ваша позиция — будут ли эти нормы эволюционировать дальше?

— Вообще, я против холодных многоэтажных парковок. Когда застройщик строит многоэтажный гараж в 9 этажей… Посмотрите по городу — ну не ставят люди так свои машины! Поэтому мы рассматриваем расширение ограничений высотности паркингов не выше 6 этажей.


Кроме того, в прошлом году мы внесли изменения в норматив, снизив его до одного машино-места на 75 квадратных метров жилой площади. Я считаю, что это более сбалансированная норма, она ближе к реальности. Следует учитывать сложившуюся на данный момент квартирографию: сейчас в домах около или почти половины квартир — однокомнатные. Но не во всех квартирах живут. Многие покупают их как инвестиции или чтобы сдавать.

Архитектору тоже стоит подумать, как быть. Ведь есть огромное количество видов парковок — те же обвалованные: они смотрятся как холм, а наверху может быть спортивная площадка. Возможно, это непопулярное сейчас мнение, но более комфортны подземные паркинги. Они, во-первых, зимой теплые, а летом прохладные, во-вторых, человеку комфортнее спуститься вниз и забрать машину. Да, по себестоимости они выше, и в этом беда — у людей нет такой покупательной способности.

— А вообще, вы как-то контролируете, соблюдают ли на практике казанские нормы градостроительного проектирования? Вот, например, есть там такая вещь, как снижение площади озеленения при сохранении уже растущих больших деревьев — помню, один такой проект проходил «историческую комиссию» Минниханова.

— Вы говорите сейчас о проекте офисного здания на Подлужной, где застройщик принял решение сохранить большую растущую иву? Конечно, мы интересуемся тем, что получится в реальности! Стройка идет, старое дерево действительно сохраняют. И при сдаче объекта мы обязательно посмотрим, все ли с ним хорошо.

«Вряд ли я скажу что-то, чего вы уже не знаете. Готовится к освоению территория Речного порта, и вообще город ставит цель выхода к Волге — это в приоритете» «Вряд ли я скажу что-то, чего вы уже не знаете. Готовится к освоению территория речного порта, и вообще город ставит цель выхода к Волге — это в приоритете» Фото: предоставлено пресс-службой мэрии Казани

Точки роста Казани и прелести агломерации: «Если нет дорог и инженерной инфраструктуры, мы не разрешаем строить жилье!»

— Где сейчас наиболее активно идет жилищное строительство? Какие территории в ближайшее время начнут осваиваться?

— Вряд ли я скажу что-то, чего вы уже не знаете. Готовится к освоению территория речного порта, и вообще город ставит цель выхода к Волге — это в приоритете. В частности, здесь совместно с РЖД рассматривается проект выноса технического парка станции Казань-1, что даст мощный толчок развития в этой части города (отмечу, что сам вокзал остается). Строится Вознесенский тракт, и вокруг него также перспективная территория под застройку — появится и новое жилье, и социальная инфраструктура. Вы писали о проектах в Адмиралтейской слободе — один из них уже прошел межведомственную комиссию при президенте РТ, также активно развивается территория бывшей промзоны улицы Родины. Продолжается развитие в «Лаишевском узле», на границе Приволжского района. Идет работа над освоением земель старого аэропорта, концепцию тоже показывали мэру и президенту РТ. Вот, пожалуй, наиболее крупные направления.

Цитата
Очень много застройщиков сейчас стремится строить в пригороде, осваивает новые земли, где нет ни дорог, ни коммуникаций. Сейчас у нас в проектах планировки территории прописывается этапность ее освоения. Город требует сбалансированности: если нет дорог и инженерной инфраструктуры, бессмысленно строить там жилье. Если есть какие-то дороги, инициатору застройки необходимо провести расчеты: сколько данная дорога потянет жилья при условии, что появятся садик и школа.
Ильсияр Тухватуллина   главный архитектор Казани
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани

Мы просим застройщиков обратить внимание на городское ядро, где уже есть инженерная инфраструктура. Центр Казани — очень рыхлый, там много пустых складов и территорий. В идеале нужно для начала максимально уплотниться в самом городе, а потом уже идти в пригород.

— У меня такое чувство, что центр скоро будет выглядеть как дырка от бублика, поскольку жилье масштабно строят на подъездах к городу — в Лаишевском, Пестречинском, Высокогорском районах… Мы ранее писали об этом: только в одном казанском поселке Константиновке жилья строится больше, чем во всей Елабуге или Агрызе, например! Почему так происходит?

— В Казани очень жесткие условия по тем же садикам и школам, а в районах такого нет. Поэтому вокруг Казани и появляются такие «грибочки»: чистое жилье без всего, и все эти люди потом едут в город. Об опасности стягивания людей в столицу РТ не раз говорил и президент Татарстана Рустам Минниханов.

Но агломерационные процессы диктуются жизнью. Есть такое определение: агломерация — это не только и не столько о транспортных связях и плотности застройки, это о плотности высокотехнологической деятельности. В агломерациях как раз можно сбалансировать все интересы. Чтобы село жило и сохранялось, нужно создать полностью укомплектованный подцентр со всеми необходимыми сервисами для жизни, чтобы люди за 15 минут до них добрались и им не нужно было бы ехать в Казань. Понятно, что в оперный театр надо ехать в город, но основное — детские сады и школы, спорт, медицина, магазины — как раз должно быть в этих подцентрах! И агломерация решает соответствующие вопросы.

Мы должны как можно быстрее запустить процессы развития Казанской агломерации, проанализировать ситуацию по рабочим местам, чтобы создавать их там, где они нужны. А там, где не хватает жилья, можно было бы его построить. Поэтому одна из задач агломерации — сохранение села, в том числе за счет обеспечения в сельской местности достойного уровня инфраструктуры.

Ну и потом, агломерация — это не только о школах, садиках и рабочих местах. Это анализ развития промышленности, добычи полезных ископаемых, их связки с трудовыми ресурсами. Это и вопросы миграции — куда и почему едут люди, где им надо добираться вахтой, это и производственная логистика. Масса всего.

— Хорошо. Давайте пройдемся по проектам: как продвигается проектирование речного порта? Ранее говорили, что там будет миллион квадратных метров жилья. Не изменился ли прогноз? Есть ли общие требования к архитектуре данного места?

— Есть разработанный мастер-план, туда сейчас подтягивается инженерная инфраструктура с учетом нового объема строительства. В рамках строительства участка Большого казанского кольца в этом году расширяют улицу Тихорецкую с двух полос до четырех на участке от Технической до Магистральной, идет перекладка коллектора. Подготовлен проект планировки 71 гектара территории в границах улиц Портовой, Девятаева и Меховщиков — это часть масштабного плана реновации речного порта площадью 247 гектаров.

Осталось объединить 146 землевладельцев: Метшин задумал «территорию мечты» у речпорта

Общая объемно-пространственная концепция на территорию разработана. В рамках концепции строительство еще не началось, эскизные проекты еще не согласованы. Но их разработка двигается вперед под руководством команды Татьяны Георгиевны Прокофьевой, рука об руку с управлением архитектуры. Одно из требований — обязательно увязывать новые жилые комплексы и общественные здания с концепцией.


— Какова максимальная высота зданий будет в районе застройки речпорта?

— Средняя этажность — в 7–9 этажей, но где-то акценты в виде высотных доминант должны присутствовать. Там нет ограничений по высотности, поэтому мы не исключаем строительство выше 100 метров при наличии технической возможности. Дело в том, что в самой Казани очень мало застройщиков, которые имеют опыт строительства выше 75 метров. В той же Москве, в мире давно перешагнули высоту в 100 метров. В районе речпорта ключевые точки с высотными акцентами определены. Все зависит от того, насколько смелый инвестор туда зайдет. Он должен быть очень опытным, поскольку там весьма сильные ветровые нагрузки.

— А Казанский кремль высотки закрывать не будут?

— Нет, мы ориентируемся на правила зон охраны Кремля. Соответствующие документы устанавливают ограничения по высотности как раз с тем, чтобы новое строительство не оказывало влияния на видовые характеристики кремлевского комплекса. В речном порту нет ограничений.

— Какие подвижки по территории станционного хозяйства Казани-1? Сообщалось, что технический парк РЖД у вокзала могут перенести, чтобы открыть земли у Волги, и вынести промзону в район аэропорта.

— Исторический вокзал должен остаться в центре города, и он там будет. Это нормальный европейский подход, когда в центр города приходят поезда. Но вот технический парк, который сейчас занимает огромное количество земли, нужно убирать. Тогда Казань прорвется наконец к воде — город должен пробиться к Волге, и надеюсь, это произойдет еще при нашей жизни.

«Исторический вокзал должен остаться в центре города, и он там будет. Это нормальный европейский подход, когда в центр города приходят поезда» «Исторический вокзал должен остаться в центре города, и он там будет. Это нормальный европейский подход, когда в центр города приходят поезда» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не допустить инфраструктурных ошибок: в Казани создается институт развития города

— Вознесенский тракт: ожидать ли в тех краях какого-то жилищного строительства? Какие проекты планировки уже приняты, какие в разработке?

— Вознесенский тракт предусматривался еще генпланом 1969 года, и его строительство началось по поручению президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Вокруг — обширные перспективные территории развития, проекты планировки которых находятся в разработке.

— Не раз говорилось, что из города нужно выносить промзоны — как вы оцениваете эти идеи?

— Позиция города такая: если это экологически чистые, наукоемкие предприятия, которые дают рабочие места, нет необходимости выносить их куда-то еще. Сейчас в Казани создается институт развития города, одна из задач которого — оценивать важнейшие городские проекты, в том числе анализировать состояние промышленных предприятий. Нет задачи вытащить их за пределы города — наоборот, есть производства, которые важно оставить на месте.

— Как быть с хрущевками? Пойдет ли Казань по сценарию Москвы, где их пустили под бульдозер?

— В Казани и кроме хрущевок есть множество  площадок, которые не освоены! Поэтому я считаю, что в реновации по московским лекалам просто нет необходимости. Вы же видите, что в ходе программы капитального ремонта эти дома обновляются. Сейчас благодаря президентской программе «Наш двор» идет капитальный ремонт дворов, и хрущевки становятся более комфортными для жизни. Мое мнение — такой формат, уклад жизни имеет право на достойное существование.

«Сейчас благодаря президентской программе «Наш двор» идет капитальный ремонт дворов, и хрущевки становятся более комфортными для жизни» «Сейчас благодаря президентской программе «Наш двор» идет капитальный ремонт дворов, и хрущевки становятся более комфортными для жизни» Фото: kzn.ru

«Единственное, что способно ускорить прохождение документации, — это качественный проект»

— Давайте вернемся к вопросу качества проектов. Это ведь очень тонкая материя! Для застройщика обычно чем проще, тем дешевле, все равно продашь с хорошей прибылью. А городу все же нужна разнообразная архитектура. Как быть?

— В Казань заходили, заходят и будут заходить и такие застройщики, которые вообще никогда не обращали внимания на архитекторов. Бывает, что приносят откровенные «человейники», но я сразу предупреждаю: казанцы в таком жилье жить не будут, поменялись взгляды у людей. И застройщики все же начинают понимать, что без архитектуры, без работы над проектом не обойтись. Бывает, это вызывает недоумение: «В других городах же проходит!» Я рада, что руководство города понимает необходимость качественной архитектуры и поддерживает эту мою позицию.

О качестве проектов
Единственное, что способно ускорить прохождение документации, — это качественный проект. И для меня неважно, кто его сделал — известная это компания или нет. Мы работаем для того, чтобы в Казани строились качественные объекты.
Ильсияр Тухватуллина   Главный архитектор Казани
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани

— И как вы объясняете тем же застройщикам, что проект нужно доработать? 

— При рассмотрении документации мы учитываем перспективные планы развития города, которые далеко не всегда просматриваются на уровне архитектурных проектов. К примеру, сегодня при выходе на место девелопер и архитектор видят сложившийся сценарий жизни своей территории. В идеале они прогнозируют ее изменение с учетом появления своего объекта. Но при этом они могут не знать всех тонкостей того, какой вид данная часть города получит в будущем. А в управлении архитектуры и градостроительства все эти планы есть. Мы понимаем: вот здесь, например, проложат новую дорогу, и после застройки это здание будет выходить на первую линию, а в таком случае к застройке предъявят совершенно другие требования. Да, не завтра, но когда-то это случится, и игнорирование перспектив приводит к градостроительным ошибкам. Таким образом, мы и собираем пазл будущего города — зная, какое развитие его ожидает.

Поэтому главное управление архитектуры всегда выдает рекомендации, как надо дорабатывать проект, дотягивая его до определенного уровня, и к ним нужно прислушиваться.

«При рассмотрении документации мы учитываем перспективные планы развития города, которые далеко не всегда просматриваются на уровне архитекторов проектов» «При рассмотрении документации мы учитываем перспективные планы развития города, которые далеко не всегда просматриваются на уровне архитекторов проектов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть ли за период вашей работы какие-то проекты, появлением которых вы бы гордились как главный архитектор Казани?

— Пока нет, но они скоро появятся. Цикл создания объекта от согласования эскиза до сдачи в эксплуатацию занимает несколько лет. И очень важно смотреть в будущее: все, что придумано сейчас, реализуется только лет через пять и может устареть. Поэтому крайне важно проектировать на 10–15 лет вперед. Нужно прыгнуть выше головы! Ведь для некоторых просто подпрыгнуть непросто, а пробить потолок и оценить опыт соседних городов, мировой опыт еще тяжелее. Многие еще не привыкли к этой мысли.

Совместно с коллегами мы стараемся осовременить то, что пойдет в застройку в уже строящихся жилых комплексах. Работаем над пластикой фасадов новых корпусов, материалами в рамках действующих проектов, уходим от скучных параллелепипедов. И очень радует, когда эти предложения принимают сами девелоперы.

Вообще, среда формирует сознание человека. И если мы хотим, чтобы наши дети рождались готовыми к новым открытиям, не боялись нестандартно мыслить, то должны формировать соответствующую городскую среду. Чтобы она была разнообразной, не типовой, не унылой! Тогда будущее поколение сформируется позитивно заряженными людьми. Безликая среда — повторяющаяся и однотонная — не стимулирует детей к развитию. Когда ребенок видит одинаковые объемы, он подсознательно думает, что ничего изменить не может. Поэтому у архитекторов и девелоперов важнейшая миссия: они отвечают за ту среду, которая формирует сознание. То, что построено по твоим проектам, потом уже не сотрешь.