Ильфир Якупов: «Когда мы наблюдали театральные музеи по России и Европе то пришли к тому, что у театров после режиссеров и артистов ничего не остается. Поэтому мы и поставили перед собой задачу, чтобы каждая экспозиция создавала театральную атмосферу» Ильфир Якупов: «Когда мы наблюдали театральные музеи в России и Европе, то пришли к тому, что у театров после режиссеров и артистов ничего не остается. Поэтому и поставили перед собой задачу, чтобы каждая экспозиция создавала театральную атмосферу»

«У театров после режиссеров и артистов ничего не остается»

Здесь выступал с лекцией о народном творчестве Габдулла Тукай и получила сцену первая профессиональная татарская театральная труппа «Сайяр». Речь о «Шәрык клубы» («Восточный клуб»), в 3-этажном здании которого (ул. Татарстан, 8) с 1909 года и до Октябрьской революции собирался весь цвет национальной культуры. В этом легендарном месте многолетние руководители театра им. Камала Марсель Салимжанов и Шамиль Закиров еще с советских времен мечтали открыть музей храма Мельпомены. Их мечту реализовало следующее поколение: скоро откроется интерактивный мультимедийный комплекс истории татарского театра «Шәрык клубы», который журналистам презентовали на пресс-конференции по случаю начала сезона в ТГАТ им. Камала.

«Когда мы наблюдали театральные музеи в России и Европе, то пришли к тому, что у театров после режиссеров и артистов ничего не остается, — говорит директор театра Ильфир Якупов. — После композитора — ноты, после художника — эскизы, после журналистов тоже что-то есть, а режиссеры и артисты показывают свою работу здесь и сейчас. Поэтому мы и поставили перед собой задачу, чтобы каждая экспозиция создавала театральную атмосферу».

Поднимаясь выше, попадаешь в различные комнаты, например «Река времени», где на экране высвечивается история театра плоть до 1987-го, листая «реку», можно узнать, чем был ознаменован каждый год Поднимаясь выше, попадаешь в различные комнаты, например «Реку времени», где на экране высвечивается история театра вплоть до 1987-го. Листая «Реку», можно узнать, чем был ознаменован каждый год

Прессе устроили экскурсию по «Шәрык клубы» нового формата. На первом этаже гости имеют возможность познакомиться с AR-буклетом дополненной реальности, на мониторе можно видеть основоположников театра, рассказывающих о себе, их играют современные актеры. Поднимаясь выше, попадаешь в тематические комнаты, например «Реку времени», где на экране высвечивается история театра вплоть до 1987-го. Листая «Реку», можно узнать, чем был ознаменован каждый год. А в зале «Закулисье» находится виртуальная гримерка, посетители которой, оказавшись напротив экрана, могут «надеть» на себя различные костюмы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не смог себе отказать в удовольствии и «облачился» в одежды китайского императора из «Принцессы Турандот». Кстати, изображение можно сохранить на гаджет. В зале «Призрачный театр» можно встретить инсталляции, воссоздающие фрагменты старых спектаклей, с иллюзией личного присутствия на нем зрителя. Впрочем, здесь будут играть и вживую.

«На этой сцене станем играть спектакли. Экскурсионная группа после осмотра всей экспозиции будет возвращаться в эту комнату, чтобы посмотреть 20–30-минутную постановку», — сообщил главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев. Возможно, по словам Бикчантаева, это окажутся первые татарские драмы «Рәдде бичара кыз» («Несчастная девушка») Фатиха Халиди или «Беренче театр» («Первое представление») Галиаскара Камала и др.

Завершается экскурсия на третьем этаже. Там размещена интерактивная проекционная книга о выдающихся личностях и исторических событиях, сыгравших заметную роль в формировании национального театрального искусства «Театр. История. Личность». Интерактивный мультимедийный комплекс истории татарского театра «Шәрык клубы» будет работать с 13:00 до 21:00, значит, посетить его можно и до вечернего спектакля в Камаловском театре. Стоимость обычного входного билета в «Шәрык клубы» — 300 рублей. Также организаторы рассказали «БИЗНЕС Online», что бюджет проекта составил 27 млн рублей.

В зале «Закулисье» находится виртуальная гримерка, посетители которой, оказавшись напротив экрана, могут «надеть» на себя различные костюмы, которые используются в качестве реквизита В зале «Закулисье» находится виртуальная гримерка, посетители которой, оказавшись напротив экрана, могут «надеть» на себя различные костюмы, которые используются в качестве реквизита

«Хотим, чтобы общественность высказала свои мысли по поводу театра»

Что касается открытия 116-го театрального сезона, то он начнется 1 октября с традиционной «Голубой шали». А уже через месяц зрители могут увидеть первую премьеру — грустную комедию «Сәфәр»/«Дорога». Это дебютная пьеса ведущего программы «Юлчы» на канале ТНВ Альберта Шакирова, главреж Бикчантаев выступит в качестве худрука постановки. В ней повествуется история взаимоотношений двух братьев, которых играют Азгар Шакиров и Ильдус Ахметзянов.

А вот маленьких зрителей ждет сюрприз — спектакль «Петя, волк и Шомбай», в основе которого лежит произведение композитора Сергея Прокофьева «Петя и волк» с добавлением татарского колорита. Это уже творение нового руководителя оркестра театра Данияра Соколова, с приходом которого данная структура обрастает мускулами. «Я очень захотел сделать такую коллаборацию музыки композитора Музафарова с известнейшей музыкой Прокофьева, для детей довольно интересно и понятно, — сказал журналистам Соколов. — Что важно, это будет на татарском языке».

Завершается экскурсия на третьем этаже, здесь размещена интерактивная проекционная книга о выдающихся личностях и исторических событиях, сыгравших заметную роль в формировании национального театрального искусства «Театр. История. Личность» Завершается экскурсия на третьем этаже, здесь размещена интерактивная проекционная книга о выдающихся личностях и исторических событиях, сыгравших заметную роль в формировании национального театрального искусства «Театр. История. Личность»

В новом сезоне также запланирована премьера спектакля «Рәшә»/«Марево» по одноименной повести Амирхана Еники, которая увидела свет в 1962 году, а действия разворачиваются в Казани военных лет. Спектакль поставит режиссер Айдар Заббаров.

Не обойдется и без эксперимента на малой сцене. «Присоединяясь к проекту „Театр горожан“, мы пригласили Ксению Шачневу. Дали объявление о том, что у всех желающих есть возможность выступить на нашей малой сцене. И, конечно, это будет не пьеса», — говорит Якупов. Напомним, что проект «Театр горожан» активно реализуется в Казани на театральной площадке MOÑ, достаточно вспомнить спектакль «Чын татар», одним из авторов которого и является художница Шачнева. Это театр, который создают сами жители города, желающие высказаться на те или иные актуальные темы, согласно проблематике самого спектакля. Сам «Театр горожан» все более и более популярен в мире.

«Здесь таксист становится полубогом»: исповеди казанцев на площадке MOÑ

«Мы хотим, чтобы общественность высказала свои мысли по поводу театра вообще и по поводу того, место ли определяет театр или театр определяет место, — уточняет Бикчантаев. — Главное — услышать от простых людей их мнение… Сейчас идут репетиции, наш помреж Фарида Хафизова говорит, что очень интересные мысли звучат». Мы не знаем, будем это играть или нет, пока неизвестно».

Фарид Бикчантаев: «На этой сцене будем играть спектакли. Экскурсионная группа после осмотра всей экспозиции будет возвращаться в эту комнату, чтобы посмотреть 20-30-минутную постановку» Фарид Бикчантаев: «На этой сцене станем играть спектакли. Экскурсионная группа после осмотра всей экспозиции будет возвращаться в эту комнату, чтобы посмотреть 20–30-минутную постановку»

«Есть еще несколько лет, чтобы предполагать»

Бикчантаев не скрывает, что «Театр горожан» создается в этих стенах в том числе и для того, чтобы с мнением казанцев познакомились будущие финалисты международного конкурса на разработку архитектурной концепции нового здания театра.

Что касается переезда театра в новое здание и судьбы нынешнего «паруса», то, по словам директора Якупова, говорить об этом еще рано: «Вот начнется строительство, а до этого есть еще несколько лет, чтобы предполагать. Пока на этот вопрос нет ответа ни у нас, ни у руководства. Если скажут: „Оставьте себе“, то оставим». А Бикчантаев вспомнил молодые годы, когда камаловцы в 1986 году переезжали из старого здания на улице Горького в новое, работали на обеих площадках, но потом из-за сложностей пришлось отказаться от этой практики.

Фарид Бикчантаев: «Когда возникает разговор о смерти, это уже интересно»

В старом здании сейчас располагается Тинчуринский театр. Его главным режиссером недавно стал Туфан Имамутдинов, которого Бикчантаев в интервью «БИЗНЕС Online» называл человеком, не слишком разбирающимся в татарском театре. Не поменял ли своего мнения глава союза театральных деятелей РТ? На это главреж ТГАТ им. Камала ответил, что не стоит вырывать слова из контекста, а речь идет о конкретном высказывании Имамутдинова, что татарскому театру надо отвязаться от «Голубой шали»: «Это был мой ответ на его заявление. Если человек такое заявляет, я считаю, он ничего не понимает ни в театре татарском, ни в культуре татарской. Понимаю, если бы это сказал, например, Марсель Салимжанов…»

В старом здание сейчас располагается Тинчуринский театр, главным режиссером которого недавно  стал Туфан Имамутдинов В старом здании сейчас располагается Тинчуринский театр, главным режиссером которого недавно стал Туфан Имамутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна новинка сезона — сегодня на спектакли молодежь от 14 до 22 лет может прийти по «Пушкинской карте», так уже куплено 1,5 тыс. билетов, сообщил Якупов. Единственное, что его огорчает, — желающих попасть подобным образом в русскую драму им. Качалова оказалось в 2 раза больше. Словом, витающая в воздухе идея создать аналогичную национальную, скажем Тукаевскую, карту кажется все более разумной.