ПОТРЕБИТЕЛИ СТОЯТ НА РАСПУТЬЕ

Отметим, что взаимоотношения поставщиков и потребителей электроэнергии в последние годы значительно обострились, не в последнюю очередь этому способствовала либерализация рынка электроэнергии и мощности.

Вышедшее в ноябре 2011 г. постановление правительства РФ №877 направлено на снижение ценовой нагрузки по оплате электроэнергии и мощности для потребителей гарантирующих поставщиков на розничных рынках.

Но сегодня потребители стоят на перепутье – постановление принято, а как им пользоваться, чтобы получить наибольшую выгоду в части экономии расходов на электроэнергию, пока непонятно, да и некогда вникать во все тонкости изменений в законодательстве в сфере электроэнергетики, хотя эти новшества могут существенно отразиться на их расходах. В ОАО «Татэнергосбыт» было принято решение провести ряд семинаров с целью разъяснения нововведений. В конце декабря в Набережночелнинском филиале компании состоялся круглый стол с потребителями – предприятиями и организациями.

Первый заместитель директора ОАО «Татэнергосбыт» Марат Валиев рассказал газете «БИЗНЕС Online», какие новшества вводятся с принятием постановления:

– Принятое постановление позволит повысить прозрачность расчета гарантирующими поставщиками средневзвешенных нерегулируемых цен на электроэнергию. Значительно упростить порядок расчетов за электроэнергию и мощность, а также установить единый расчетный час в целях расчета величины потребляемой мощности и на оптовом и розничных рынках. Это все однозначно приведет к снижению стоимости оплаты мощности розничными потребителями.

– Каким образом будет производиться учет мощности для розничных потребителей?

– Теперь расчет мощности для таких потребителей будут осуществляться в часы, которые являются пиковыми для гарантирующего поставщика. Именно для этих пиковых часов гарантирующий поставщик покупает мощность на оптовом рынке. И потребители, чья мощность в этот час составляла суммированно пик гарантирующего поставщика, и будут оплачивать этот объем мощности.

tatenergo.jpg

Марат Валиев: «У независимых компаний новое постановление вызвало серьезное опасение, оно может нанести удар по их бизнесу»

КТО ПЛАТИТ ЗА ПИК МОЩНОСТИ?

– Чтобы было понятнее – давайте проведем сравнение: как было и как стало?

– Гарантирующий поставщик – организация регулируемая, сбытовая надбавка рассчитывается и утверждается государством. Во-первых, она покупает электроэнергию по действующим правилам оптового рынка, а цена трансляции – то есть за какие деньги он должен выставить розничному потребителю – сегодня также устанавливается правилами оптового рынка, регламентом финансовых расчетов. То есть эту величину гарантирующий поставщик сам фактически не рассчитывает, для него рассчитывает цену коммерческий оператор. Рассмотрим два примера. В одной компании пик потребления пришелся на 10 часов, и она за этот пик потребления заплатила по договору энергоснабжения. Другой потребитель – взял на 7 часов вечера пик потребления. Возьмем утрированно: допустим, эти два потребителя работают один час в сутки, и тот потребитель, который взял в 10 часов 1 мегаватт мощности, по сегодняшним правилам за нее заплатит. И другой, что взял на 7 часов вечера, к примеру, 2 мегаватта, также за них заплатит. По новым правилам гарантирующий поставщик оплачивает на оптовом рынке пиковую мощность своего графика. А в сравнении двух вышеуказанных компаний пик приходится на вторую – «вечернюю», которая заказала 2 мегаватта. С 1 апреля 2012 г. по постановлению №877 утренний потребитель не платит за мощность, а за энергию платит только то, что по счетчику набежало, но он не платит за мощность, потому что он не участвовал в вечернем пике. Основная идеология постановления №877 говорит о том, что чем крупнее гарантирующий поставщик, с большим разнообразием в структуре потребления своих потребителей, тем выгоднее быть его клиентом. Потому что различные графики нагрузки клиентов при суммировании делают профиль гарантирующего поставщика при покупке мощности на оптовом рынке наиболее оптимальным к минимизации пиков потребления и тем самым расходов на мощность.

– И как будет выглядеть снижение затрат?

– Начиная с расчётов за апрель 2012 года, для розничных потребителей гарантирующего поставщика мы ожидаем значительное снижение составляющей стоимости электроэнергии и мощности оптового рынка при прочих равных условиях на покупку. Более того, с 1 апреля 2012 года отменяется не очень любимая потребителями дифференциация по числу часов использования мощности по одноставочным тарифам – так называемое ЧЧИ. То есть это постановление вместе с недавними изменениями в правилах розничных рынков максимально приводит расходы гарантирующих поставщиков, которые они несут на оптовом рынке, к ценам розничным, что будут оплачивать потребителям. Потенциал снижения есть и у самого потребителя, и он сам это может сделать, без посредников, что и прописано в основных положениях постановления. Как это сделать – мы разъясняли участниками нашей встречи.

ОТМЕРИТЬ НЕ СЕМЬ РАЗ, А ДВАДЦАТЬ СЕМЬ

– Сегодня гарантирующий поставщик в Татарстане не является монополистом – в республику приходят другие сбытовые компании, предлагающие свои правила игры, в том числе и по снижению сбытовой надбавки. В результате потребители стоят перед выбором – остаться под крылом вашей компании или уйти к независимому поставщику? Что выгоднее?

– Вопрос логичный. Сегодня у гарантирующего поставщика сбытовая надбавка 5,86 копеек на кВтч, а они уложатся в 2 - 3 копейки. Но отмечу, что сбытовая надбавка – это всего около двух процентов от конечной цены. Сбытовая надбавка не оказывает значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей. Конечно, если каждую копейку посчитать, можно накапливать понемножку, но разница в экономии может не перекрыть потерю по мощности. Поэтому здесь индивидуально нужно подходить.

– Но ведь независимые компании все равно работают через трейдеров, какой смысл в таких посреднических услугах?

– Не обязательно, они могут и сами выходить на оптовый рынок. Но для этого нужно иметь отдельную службу, специалистов, а это расходы и риски, конечно. Но право потребителя – уйти, и никто ему запретить не может. Мы вообще сторонники хорошей конкуренции. Но главное, чтобы конкуренция была здоровой. Однако повторюсь: сегодня по постановлению №877 экономия по сбытовой надбавке не перекроет расчетов по мощности. В правительстве создали все предпосылки для того, чтобы потребитель не уходил от гарантирующего поставщика, был клиентом крупной компании. И клиенту нужно не семь раз отмерить, а 27 раз подумать, прежде чем решиться уйти на оптовый рынок. У независимых компаний новое постановление вызвало серьезное опасение, оно может нанести удар по их бизнесу. И сегодня они крепко задумались, ведь это был для них легкий заработок, сегодня его уже не будет.

– С 1 января при расчетах с потребителями вводится понятие «ценовая категория». Расскажите подробнее о новом «меню».

– В 2012 году у потребителя расширены возможности по ценовому меню: вместо трех вариантов, что были в 2011-м, вводится шесть ценовых категорий. В принципе ценовое меню подстроено под закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности, и рассчитано в первую очередь на тех, у кого есть современный учет, который позволяет получать почасовые объемы электропотребления. Выбор ценовой категории осуществляется потребителем самостоятельно, о чем он и уведомляет гарантирующего поставщика в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Однако, возможности потребителя не ограничены, третью-шестую ценовые категории потребитель вправе использовать в расчетном периоде при условии уведомления гарантирующего поставщика всего лишь за 10 рабочих дней до начала расчетного месяца. Мы же в свою очередь на данном семинаре рассказали и показали на примерах конкретных компаний – какое меню и для кого наиболее выгодно.

НАДО СЕРЬЕЗНО ПОДУМАТЬ

Некоторые участники встречи прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» прошедший семинар.

Главный энергетик ООО «Строй-Деталь» Вадим Базюченко:

– Послушали о новом ценообразовании, посмотрели презентации и слайды. Для себя я почерпнул, что первое – можно выбрать цены. Для нашего предприятия это, скорее всего, будет первая ценовая категория, потому что у нас сложное производство и спланировать затраты мы просто не можем.

Главный энергетик Набережночелнинского КБК (компания потребляет порядка 7 тыс. кВтч) Николай Сизов признался, что были мысли уйти к другому поставщику электроэнергии, но данный семинар заставил задуматься – стоит ли предпринимать такие шаги?

– Мы со дня основания комбината являемся клиентами "Татэнергосбыта", - сообщил Сизов. – Сегодня нам представили расчеты по нашей компании, которые показали снижение цены за мощность при условии 6 ценовой категории. И возможно, будет снижение цены на одноставочном тарифе, и если снижение произойдет даже на один процент – это для нас большая сумма. В этом году мы очень хорошо поработали с энергосбытом. Мы советовались в течение года, и в результате за 9 месяцев эффект составил 2 млн. рублей. Считаю, что энергосбыт идет правильным путем, знает, что надо потребителю, помогает ему – честно скажу, раньше этого не было. Я считаю, что намного удобнее стало работать. И если у нас действительно появлялись мысли перейти к другому поставщику, потому что предлагали снижение сбытовой надбавки, то теперь надо серьезно подумать.

Справка

Вышедшее в ноябре 2011 г. постановление правительства РФ №877 направлено на снижение ценовой нагрузки по оплате электроэнергии и мощности для потребителей гарантирующих поставщиков на розничных рынках. Изменения вступают не сразу, а в несколько периодов:

– С даты опубликования постановления:

- исключение оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных как обязательного условия в договорах на розничных рынках (т.е. так называемые «переборы-недоборы» электроэнергии). Но, как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в компании «Татэнергосбыт», последнее к Татарстану не относится – штрафные санкции к потребителям "Татэнергосбыта" уже давно не применяются.

- введение ценового ограничения для свободных договоров, заключаемых гарантирующими поставщиками, – при определении цен учитываются только договоры, приводящие к снижению цены для потребителей.

С 1 декабря 2011 года:

- расширение перечня информации, подлежащей обязательному опубликованию, в том числе в части расчета предельного уровня нерегулируемых цен для одноставочных потребителей.

С 1 апреля 2012 года:

- исключение дифференциации потребителей на розничных рынках по числу часов использования мощности (ЧЧИМ);

- установление единого времени для расчетов пикового потребления электрической энергии на оптовом и розничном рынке, и как следствие - исключение «эффекта сальдирования» мощности. Новый порядок определения фактической мощности дает снижение объема мощности для потребителей, также тем самым снижая стоимость электроэнергии и мощности для потребителей, выбравших третью-шестую ценовые категории;

- изменяется порядок, т.е. принцип расчета средневзвешенной цены электроэнергии оптового рынка для первой ценовой категории (с 1 апреля 2012 ее теперь рассчитывает сам гарантирующий поставщик), это приводит к снижению средневзвешенной цены электроэнергии и мощности.