18 сентября открылся 56-й концертный сезон Государственного симфонического оркестра РТ  под управлением народного артиста России, профессора Александра Сладковского 18 сентября открылся 56-й концертный сезон Государственного симфонического оркестра РТ под управлением народного артиста РФ и РТ, профессора Александра Сладковского

«Обмен творчеством и наслаждение созданием музыки»

Довольно прохладный для сентября осенний вечер не помешал поклонникам симфонической музыки заполнить на разрешенные 70% зал ГБКЗ им. Сайдашева, где 18 сентября открылся 56-й концертный сезон Государственного симфонического оркестра РТ под управлением народного артиста РФ и РТ, профессора Александра Сладковского. Да, с 1 сентября к титулам маэстро добавилось и ученое звание — соответствующий приказ подписал и. о. ректора Казанской государственной консерватории им. Жиганова Вадим Дулат-Алеев. «Ценнейший подарок в День знаний, 1 сентября, от маэстро Александра Сладковского! Один из лучших современных дирижеров с нами! Спасибо, дорогой Александр Витальевич!» — написал в «Фейсбуке» Дулат-Алеев.

«Думаю, что это сотрудничество принесет много пользы, потому что я выпускник Петербургской консерватории и знаю очень много секретов. Готов делиться ими со своими потенциальными учениками, которые будут иметь возможность работать с одним из лучших оркестров России — Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, который я возглавляю уже 12-й год. Надеюсь, что наше сотрудничество принесет много пользы республике, казанской дирижерской школе», — прокомментировал назначение Сладковский.

Для исполнения фортепианного концерта Сладковский пригласил Дмитрия Шишкина — одного из известнейших российских пианистов современности, лауреата престижных международных конкурсов в России и за рубежом Для исполнения фортепианного концерта Сладковский пригласил Дмитрия Шишкина — одного из известнейших российских пианистов современности, лауреата престижных международных конкурсов в России и за рубежом

В программе вечера значились Концерт №1 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева и Симфония №11 («1905 год») Дмитрия Шостаковича. Для исполнения фортепианного концерта Сладковский пригласил Дмитрия Шишкина — одного из известнейших российских пианистов современности, лауреата престижных международных конкурсов в России и за рубежом, с этим же солистом ГСО РТ выступит в ближайший четверг в рамках собственного абонемента в Московской филармонии. Шишкин гастролировал во многих странах Европы, Азии, в США и ЮАР, выступал с такими прославленными коллективами, как Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, работал с известными дирижерами. Игру Шишкина видели зрители «Зарядья», Концертхауса в Вене, Виктория-холла в Женеве и множества других залов.

«Это редкая возможность — работать с такими профессионалами своего дела, что все репетиции прошли на одном дыхании. Это был обмен творчеством и наслаждение созданием музыки. Я получил искреннее удовольствие от сегодняшнего концерта и подготовки к нему», — поделился после мероприятия Шишкин.

Сладковский до деталей выверил исполнение концерта, чтобы паузы и акценты работали с невероятной точностью Сладковский до деталей выверил исполнение концерта, чтобы паузы и акценты работали с невероятной точностью

Шостакович и Прокофьев на одном дыхании

Первой на концерте прозвучала «Праздничная увертюра» Шостаковича, по-видимому, чтобы придать торжественность моменту открытия сезона и немного разогреть публику перед более серьезной музыкой. Воодушевляющая, яркая, энергичная увертюра в исполнении ГСО РТ вызывает улыбку на лицах исполнителей и слушателей, ту самую улыбку, которая появляется как будто беспричинно — но на самом деле ее порождает праздничная фактура произведения, исполненного оркестром Сладковского, не потерявшим ни оттенка красочности и выразительности, точно державшим баланс торжественности без излишней пафосности. Стоит упомянуть, что оркестр постоянно совершенствует не только мастерство, но и инструментальное оснащение — на прошлой неделе новым приобретением ГСО РТ стали два мастеровых контрабаса Sekaci Ioan Antonio из Румынии модели Sofia Busetto.

После увертюры на сцене появились рояль и Шишкин. Яркий и эмоциональный концерт Прокофьева, сочиненный тем в 20 лет и воплощающий бурную тягу молодости к переменам и обновлению, требует от солиста одинаково высокой виртуозности и чувственности, чтобы передать всю техническую сложность и колоритность его фактуры. Шишкину подвластно и то и другое, он не теряет в технике в самые эмоциональные моменты и добивается высокой красочности без лишнего напряжения и форсирования. Интимные, лиричные моменты звучат у него легко и невесомо, а молодость пианиста помогает ему наиболее полно прочувствовать характер музыки Первого концерта Прокофьева с ее юношеской бравадой и декларированием нового фортепианного языка.

Оркестр же создает красивое музыкальное полотно, которое легко переплетается с игрой пианиста. Сладковский до деталей выверил исполнение концерта, чтобы паузы и акценты работали с невероятной точностью. Оркестр дышит и живет этой партитурой. Волевые и лирические темы наполнены эмоциональностью и высокой чувственностью, которые благодаря исполнительскому мастерству музыкантов откликаются в сердце каждого слушателя. После бурных оваций Шишкин порадовал публику двумя бисами, исполнив Этюд №1 Прокофьева и Сказку №4 Н. Метнера, после которых его снова ждал шквал аплодисментов.

После бурных оваций Шишкин порадовал публику двумя бисами, исполнив Этюд № 1 Прокофьева и Сказку № 4 Н. Метнера, после которых его снова ждал шквал аплодисментов После бурных оваций Шишкин порадовал публику двумя бисами, исполнив Этюд №1 Прокофьева и Сказку №4 Н. Метнера, после которых его снова ждал шквал аплодисментов

Революционная симфония и вальс на бис

Во втором отделении концерта прозвучала Симфония №11 («1905 год») Шостаковича. Этот выбор неслучаен — именно основатель и первый главный дирижер ГСО РТ Натан Рахлин первым исполнил эту симфонию в 1957-м в Москве. Сам великий композитор был высокого мнения о таланте Рахлина и его оркестре — на первом всесоюзном конкурсе дирижеров Шостакович увидел в молодом Натане Григорьевиче «дирижера огромной силы и таланта, первоклассного педагога оркестра». А 1 октября основанному Рахлиным оркестру исполняется 55 лет.

В основе симфонии — революционные песни. Народные мелодии включаются в сложное музыкальное развитие, становясь основой широких образных обобщений. «Тема данной симфонии — революция 1905 года. Я очень люблю этот период в истории нашей Родины, нашедший яркое отражение в рабочих революционных песнях. Не знаю, стану ли широко цитировать мелодии песен в симфонии, но музыкальный язык ее, очевидно, будет близок по характеру русской революционной песне», — говорил Шостакович. Наполненная скорбью и решимостью, оцепенением и желанием борьбы, симфония одновременно глубоко эмоциональна и эпична. У Сладковского же она приобретает характер целеустремленной, неотвратимой силы, прекрасной в своей мощи и сокрушительности. Даже печаль и скорбь не могут остановить ее — да, они глубоко лиричны, но не всеобъемлющи, потому что у героя программной симфонии — народа — есть главная и высокая, по его мнению, цель. Она озаряет все исполнение, наполняя его оптимистичным чувством обновляющегося мира.

После основной программы ГСО РТ порадовал публику сразу двумя бисами — Вальсом №2 из Сюиты для эстрадного оркестра и «Танцем Ломового» из балета «Болт» Шостаковича — судя по всему, чтобы не оставлять слушателя в тяжелых думах после сложной симфонии. После исполнения вальса Сладковский повернулся к публике и спросил: «Еще?» «Да!» — раздалось из зала. К слову, почти в это же время на параллельной площади Свободы Профсоюзной улице выступала дочь Сладковского, популярная певица и композитор Тося Чайкина.

Следующий вечерний концерт ГСО РТ состоится 2 октября — в нем примут участие победители всероссийского проекта «Река талантов». В программе — Концерт для флейты и струнного оркестра К.Ф.Э. Баха, Концерт №3 для гобоя и струнного оркестра авторства В. Кикта и Концерт №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.