Событие такого масштаба, как ярмарка Cosmoscow, ждут с нетерпением не только арт-дилеры, искусствоведы, галеристы и художники, но и просто интересующиеся искусством люди Событие такого масштаба, как ярмарка Cosmoscow, ждут с нетерпением не только арт-дилеры, искусствоведы, галеристы и художники, но и просто интересующиеся искусством люди

«Мы впервые достигли отметки в 77 галерей под одной крышей»

Событие такого масштаба, как ярмарка Cosmoscow, ждут с нетерпением не только арт-дилеры, искусствоведы, галеристы и художники, но и просто интересующиеся искусством люди. Ведь именно в эти три дня в Москве можно целиком увидеть подробный срез происходящего в мире совриска. О чем думают художники, к каким темам стараются привлечь внимание, какие общие тенденции будоражат арт-рынок и, главное, к каким художникам стоит присмотреться и прицениться.

Изначально Cosmoscow планировали провести с 10 по 12 сентября в Гостином дворе, но буквально за несколько дней до открытия ярмарки мероприятие оказалось на грани срыва из-за конкуренции за место с форумом социальных инноваций регионов и крупнейшим в России центром вакцинации.

«Неожиданно мы оказались сегодня в Манеже, а не в Гостином дворе, как планировали. Но сейчас все довольны результатом. Ярмарка получила новый импульс. Мы впервые достигли отметки в 77 галерей под одной крышей. Из них 13 — международные. А всего на участие в ярмарке подавали заявки свыше 150 галерей», — поделилась на открытии основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина.

На самом деле ярмарка уже гостила в Манеже в 2014-м. Но тогда галереям отвели только один этаж. В этот раз Cosmoscow разросся до полноценных двух этажей, и, для того чтобы освоиться в этом арт-безумии, потребуется карта стендов (об этом позаботились организаторы), терпение и гид по ярмарке от «БИЗНЕС Online».

Маргарита Пушкина: «Ярмарка получила новый импульс. Мы впервые достигли отметки в 77 галерей под одной крышей. Из них 13 — международные. А всего на участие в ярмарке подавали заявки свыше 150 галерей» Маргарита Пушкина: «Ярмарка получила новый импульс. Мы впервые достигли отметки в 77 галерей под одной крышей. Из них 13 — международные. А всего на участие в ярмарке подавали заявки свыше 150 галерей»

Художник года и ее хвойный лес

Для начала немного логистики. Cosmoscow делится на четыре части. Main — это основная секция ярмарки, которая включает 58 галерей. Каждая из них имеет собственное выставочное пространство и работает на рынке больше пяти лет. Они показывают уже состоявшихся художников, поэтому и цены на работы будут выше. Frame — это молодые галереи, у которых нет постоянного места, поэтому они работают как шоурумы или онлайн. Их в этом году всего 7, и цены на работы тут значительно ниже. Editions — эта секция включает 9 галерей, которые занимаются тиражным искусством, поэтому молодым коллекционером стоит обратить внимание именно на нее. А завершает список крупных блоков Design. Его представляют 6 галерей, которые занимаются современным и коллекционным дизайном.

Помимо этого, на Cosmoscow представлена секция цифрового искусства «Меж двух миров: цифровое искусство и NFT», созданная совместно с нью-йоркской ярмаркой цифрового искусства CADAF.

Чтобы усилить эффект от прогулки по рядам с искусством, организаторы предлагают воспользоваться аудиогидом. Там и про стены расскажут, и про художников, и про спецпроекты. А их, кстати, за три дня будет немало. Наибольший интерес представляет, например, коллективный стенд Created in Moscow, который присутствует на ярмарке во второй раз. Тема этого года — «Малые скульптурные формы». На стенде представлено 20 работ художников, которые сотрудничают с московскими галереями. Среди них: «Азбука», ЛУЧ, «Эритаж», ASKERI GALLERY, JART, pop/ off/ art, ARTWIN Gallery. Все работы были куплены еще на предпоказе.

Чтобы усилить эффект от прогулки по рядам с искусством, организаторы предлагают воспользоваться аудиогидом. Там и про стены расскажут, и про художников и про спецпроекты Чтобы усилить эффект от прогулки по рядам с искусством, организаторы предлагают воспользоваться аудиогидом. Там и про стены расскажут, и про художников, и про спецпроекты

Но это ждет гостей ярмарки в глубине Манежа, а встречает всех художник года, по версии фонда Cosmoscow, Ирина Корина. А точнее, ее хвойный лес. Тут и искусственные зеленые пушистые елки, и исхудалые осыпавшиеся настоящие. Элементы большого праздника и в то же время напоминание о хрупкости и тленности окружающих нас вещей. Это целая экосистема и оммаж всей ярмарке.

Далее посетителей ждут 40 стендов, отличающихся по своему весу в мире современного искусства и тематике работ художников. Почти сразу перед глазами возникает чуть ли не главный лот Cosmoscow 2021. Это работа китайского художника Чжана Хуаня «Мой Зимний Дворец Н.14» галереи Pearl Lam Galleries. Не так давно в Эрмитаже проходила его персональная выставка, а теперь зрители Cosmoscow успеют взглянуть на работы мастера еще раз.

Почти сразу перед глазами возникает чуть ли не главный лот Cosmoscow-2021. Это работа китайского художника Чжана Хуаня «Мой Зимний Дворец Н.14» галереи Pearl Lam Galleries. Ее стоимость — 250 тыс. евро. И продана она была в первые 5 минут с открытия Cosmoscow Почти сразу перед глазами возникает чуть ли не главный лот Cosmoscow 2021. Это работа китайского художника Чжана Хуаня «Мой Зимний Дворец Н.14» галереи Pearl Lam Galleries. Ее стоимость — 250 тыс. евро. И продана она была в первые пять минут с открытия Cosmoscow

Внимательный зритель сразу заметит влияние европейской культуры живописи, которую Хуань трансформирует в бумажный черно-белый и нарочито пиксельный формат. При этом самой деревянной доске, на которую нанесен рисунок, уже более 200 лет. Она была свидетелем значимых для Китая событий и поэтому несет важный для художника смысл. «Мой Зимний Дворец Н.14» — самая дорогая работа ярмарки. Ее стоимость — 250 тыс. евро. И продана она была в первые пять минут с открытия Cosmoscow.

Сама галерея впервые участвует в московской ярмарке. И, помимо Хуаня, они привезли такие громкие имена, как Сэм Кокс (более известный как Mr Doodle), африканская художница Занеле Мухоли, чья выставка недавно прошла в британской галерее «Тейт», и Энтони Микаллеф, дважды лауреат BP Portrait Award — одного из самых престижных конкурсов современного искусства.

Рядом с Китаем обитает эстонская галерея Temnikova & Kasela, которая привезла работы известного эстонского рэп-исполнителя Томми Кэша. А на той же первой линии — берлинская галерея Peres Projects, здесь присутствуют работы участницы основного проекта 58-й Венецианской биеннале Адрианы Минолити.

Посетителей ждут 40 стендов, отличающихся по своему весу в мире современного искусства и тематике работ художников Посетителей ждут 40 стендов, отличающихся по своему весу в мире современного искусства и тематике работ художников

«Можно забыть имя, но невозможно — увиденное»

Несмотря на ожидаемо высокий интерес к гостям из-за рубежа, все же основополагающее место на ярмарке занимают российские галереи. Например, одна из ведущих ГСИ России — московская pop/off/art. Их стенд моментально стирает ощущение праздника и взывает к серьезному внутреннему разговору о насущном. Например, о смертоносном влиянии телевидения на человека в работе Олега Татаринцева, который, к слову, отмечал день рождения в день превью ярмарки. Интересны и художественные заигрывания с нейросетью Ивана Плюща, чьи работы отчетливо напоминают картины Френсиса Бэкона.

В соседнем ряду расположилась также столичная 11.12 Gallery, которая привезла трех художников. Это монохромные и иллюзорные работы Алексея Алпатова, узнаваемые произведения Рината Волигамси (в том числе небольшая скульптура звезды, которая недавно стояла на Красной площади в рамках «Архстояния») и цветовое пятно из картин Дамира Муратова.

На Красной площади в Москве появились ржавая звезда и лес из палок

«Специально к этой ярмарке я старался привезти самые свежие и интересные работы, чтобы удивить даже искушенных посетителей. Здесь нет случайных авторов или работ. Мы к этому готовились с даты объявления проведения Cosmoscow», — поделился с нашим корреспондентом основатель 11.12 Gallery Александр Шаров. Он участвует в ярмарке 8 лет подряд, почти с момента основания, и отмечает, что какими бы искусствоведческими знаниями ни обладал посетитель, выбирает произведение он ровно по одному критерию — нравится/не нравится. «Запомните главное — современное искусство элитарно», — утверждает Шаров. 

ASKERI GALLERY на этот раз показывает преимущественно зарубежных художников. Это мировая звезда корейского происхождения Кван Йонг Чан, который создает объемные работы из выброшенных бумажных коробочек, южнокорейский художник Джей Йонг Ким со своими аппетитными керамическими пончиками и новый резидент галереи Мария Руденко с масштабными аппликатурными работами.

Полина Аскери: «Меня можно удивить только крутым произведением искусства»

«Для меня очень важно, что каждый художник в ASKERI GALLERY обладает уникальным визуальным языком. Можно забыть имя, но невозможно — увиденное. Мы специально соединили на стенде Азию и Европу, чтобы показать широту географии галереи», — объяснила основательница галереи Полина Аскери. Она также добавила, что приобрести себе керамический пончик можно от $1,5 тыс., работы Чана стоят от $140 тыс., а цена за картины Руденко варьируются от 6 тыс. до 10 тыс. евро.

Полина Аскери: «Для меня очень важно, что каждый художник в ASKERI GALLERY обладает уникальным визуальным языком. Можно забыть имя, но невозможно забыть увиденное. Мы специально соединили на стенде Азию и Европу, чтобы показать широту географии галереи» Полина Аскери: «Для меня очень важно, что каждый художник в ASKERI GALLERY обладает уникальным визуальным языком. Можно забыть имя, но невозможно — увиденное. Мы специально соединили на стенде Азию и Европу, чтобы показать широту географии галереи»

«МишМаш» и Женя Миронов

В ярмарке принимает участие несколько галерей, сосредоточенных на продвижении фотографии. Например, московская галерея «Люмьер» показывает работы молодой американской звезды фешен-фотографии Роба Вудкокса с его сюрреалистичными композициями из человеческих тел и «Летающие Дома» Лорана Шеера. На стенде галереи «Глаз» наряду с работами легендарного Александра Родченко и дуэта Аси Горбачевой и Сахира Умара соседствуют произведения молодого фотографа Жени Миронова, который в те же дни лично открывает персональную выставку «Построение метафор» в казанской галерее «БИЗОN».

Женя Миронов: «Я чувствую себя поездом, вывозящим скрытую энергию, которой никто не пользуется»

Эстетическое удовольствие и теплые застольные эмоции передает галерея JART, чей стенд в этом году оформляла группа художников «МишМаш». В центре расположился большой закольцованный стол, накрытый праздничной белой скатертью. «Все движется, вращается, поглощается и выворачивается наизнанку. Банкетный стол, который ест сам себя. Выставочный подиум, который показывает сам себя. Переговорный стол для разговоров, которые никогда не заканчиваются. Празднично накрытая пищевая цепочка рынка современного искусства», — так описывают свою работу художники «МишМаш». В прошлом году JART был признан лучшим стендом 2020-го, а победителем этого года экспертный совет признал московскую галерею «Сцена/szena».

Эстетическое удовольствие и теплые застольные эмоции передает галерея JART, чей стенд в этом году оформляла группа художников МишМаш. В центре расположился большой закольцованный стол, накрытый праздничной белой скатертью Эстетическое удовольствие и теплые застольные эмоции передает галерея JART, чей стенд в этом году оформляла группа художников «МишМаш». В центре расположился большой закольцованный стол, накрытый праздничной белой скатертью

«Россия — неснятый фильм Балабанова»

Как и в предыдущие годы, Cosmoscow-2021 широко представляет не только столичные галереи, но и другие важные точки на российской карте современного искусства. Одной из таких, безусловно, является воронежская галерея «Х.Л.А.М.». В этом году на стенде висят работы Кирилла Савельева, Николая Алексеева, Ивана Горшкова и Олега Устинова.

«Эти работы необязательно должны вам нравиться. Одни смотрят и думают: хлам, а других пробирает до костей. Вот Иван Горшков, например, нас не смешит, не пугает, не эпатирует специально, но цепляет что-то глубинное. Он воспринимает искусство при помощи образов, а не слова. И сам не раз говорил: „Моя работа ничего не означает“. Но когда вы начнете приглядываться, то разглядите там разные подтексты, темы и сюжеты. Будь то эротические сцены или дорожные происшествия», — поделился с «БИЗНЕС Online» основатель галереи Алексей Горбунов.

Этажом ниже находится стенд екатеринбургской галереи Ural Vision, которая целиком в этом году отдала пространство художнику Владимиру Абиху. Для начала посетителей встречает картонная фигура самого Абиха в полный рост, где он, подобно великому Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо с бокалом шампанского, приветствует гостей, а в это время на уровне его ширинки вертится недвусмысленная надпись «ваше искусство». «Это стеб над арт-рынком. Мне кажется, смешно вышло. У художников довольно токсичная среда. Все мы индивидуалисты, и при этом многие думают, что у всех все хорошо, кроме них самих. У меня тоже есть такое ощущение», — поделился замыслом сам автор.

Этажом ниже находится стенд екатеринбургской галереи Ural Vision, которая целиком в этом году отдала пространство художнику Владимиру Абиху: «У художников довольно токсичная среда. Все мы индивидуалисты и при этом многие думают, что у всех все хорошо, кроме них самих. У меня тоже есть такое ощущение» Этажом ниже находится стенд екатеринбургской галереи Ural Vision, которая целиком в этом году отдала пространство художнику Владимиру Абиху: «У художников довольно токсичная среда. Все мы индивидуалисты, и при этом многие думают, что у всех все хорошо, кроме них самих. У меня тоже есть такое ощущение»

Помимо этого, специально для ярмарки Абих сделал серию работ о восприятии информации, клиповом мышлении и потере контроля над собственной концентрацией. Усугубляет погружение в проблемы современности триптих на тему потребления контента и скроллинга по социальным сетям. «Я сам понимаю, что зависим от этого. И не я один», — признается художник. А завершает серию цикл фотографий городских окрестностей. Абих специально искал заброшенные и поэтичные в контексте убитой архитектуры городские ландшафты, чтобы добавить к ним титр. Как в кино. Например, «дом, милый дом!» на фасаде брошенного особняка или «Россия — неснятый фильм Балабанова» на бетонной стене.

Также моностенд представляет LH Art Consultancy — с новыми работами Евгения Гранильщикова. Тему взаимоотношения человека и окружающей его действительности подхватывает впечатляющий стенд галереи Марины Гисич, которая сейчас занимает одну из ключевых позиций на рынке современного искусства России. На Cosmoscow галерея показывает работы четырех художников: Алексея Гана, Ярмо Мякиля, Дмитрия Грецкого и Евгения Каца.

Интересно будет посмотреть на цифры продаж по итогу ярмарки. Сборы прошлого года составили более 2,4 млн евро (2018 год — 1,3 млн, 2019 год — 1,7 млн) Интересно будет посмотреть на цифры продаж по итогу ярмарки. Сборы прошлого года составили более 2,4 млн евро (2018-й — 1,3 млн, 2019-й — 1,7 млн)

Назло рекордам

Безусловно, по следам Cosmoscow хочется выпустить небольшую книгу с впечатлениями, фаворитами и собственными любимчиками. Так объемна и многогранна ярмарка. Обилие галерей и разнообразие концепций их стендов качают зрителей в эмоциональном диапазоне от детского восторга до глубинного уныния и грусти. Тут не то что о покупках думать не хочется, просто думать становится непросто с каждой новой точкой. Но в этом и есть особое удовольствие.

Интересно будет посмотреть на цифры продаж по итогу ярмарки. Сборы прошлого года составили более 2,4 млн евро (2018-й — 1,3 млн, 2019-й — 1,7 млн). Но в этом году у Cosmoscow есть все шансы побить собственный рекорд. Стоит только посмотреть на темпы продаж. Например, как была продана работа китайского художника Хуаня или скульптуры Маяны Насыбулловой (ANNA NOVA GALLERY).

Если после многочасовой прогулки по ярмарке вам все же не хватило концентрации искусства, то Cosmoscow поможет углубиться в тему специальной  образовательной программой. В рамках Cosmoscow Talks пройдет несколько профессиональных дискуссий, участники которых обсудят стратегии выхода на международный рынок, ценообразование и закупки в музейные коллекции.

Конечно, можно выбрать собственный маршрут и целенаправленно гулять по стендам. Тем более так увеличиваются шансы застать непосредственно художников и владельцев галерей. А уж они-то точно расскажут, что к чему.