Прекрасная конъюнктура, стагнация добычи

Выручка группы «Татнефть» от небанковской деятельности в январе – июне 2021 года увеличилась на 70% до 585 млрд рублей, следует из отчета компании по международным стандартам. При этом прибыль, причитающаяся акционерам группы, выросла еще сильнее — в 2,1 раза до 92,2 млрд рублей.

Какие же были предпосылки для такого кардинального улучшения показателей?

Первый, он же ключевой, фактор — ценовой: средняя стоимость нефти марки Urals выросла в 1,6 раза до $63,4 за баррель по итогам первого полугодия 2021-го. Вдобавок на руку российским экспортерам играет плавающий курс российской валюты: в среднем рубль за то же время подешевел к доллару США на 7% до 74,3 рубля за «американца». Таким образом, рублевая цена барреля черного золота made in Russia выросла на 71% до 4,71 тыс. рублей за «бочку». А в результате поступления «Татнефти» от поставок сырья за вычетом пошлин выросли на 92% до 254 млрд рублей. При этом доля нефти в экспорте группы снизилась с 54% до 49%, да и по его направлениям произошли изменения: так, доля нефтепровода «Дружба» выросла с 89% до 99%, а портов Черного и Балтийского морей, наоборот, снизилась с 11% до символического 1%.

Что касается натуральных показателей, то добыча нефти группой выросла на 1,3% до 13,43 млн т по итогам первого полугодия. Однако добыча газа, напротив, уменьшилась на 3,6% до 418,1 млн кубометров. Существенного увеличения объемов вряд ли можно ждать в ближайшие кварталы, т. к. реальный спрос еще неустойчив и страны ОПЕК+ вполне оправданно не спешат расширять квоты для участников соглашения. Хотя в ноябре прошлого года в «Татнефти» озвучили готовность восстановить добычу к докризисным уровням за 1–2 месяца.

Последние несколько лет группа проявляет устойчивый интерес к расширению своей российской розничной сети сбыта моторного топлива. Относительно первого полугодия 2020-го «Татнефть» увеличила численность своих АЗС на 27 единиц, или на 3,9%, до 718 заправок. В то же время по итогам I квартала в обойме была 721 АЗС, но во II квартале из нее выбыло три станции.

Ставка на внутренний рынок, дизтопливо, падение акцизов и растущие продажи шин

На первый взгляд, натуральные показатели переработки, как и добычи, стагнируют, теряя 0,2% до 5,95 млн тонн. Но, во-первых, тут следует учесть высокую базу после бурного роста направления в 2020-м, когда доходы от переработки впервые превысили доходы от продажи сырой нефти. Во-вторых, при ближайшем рассмотрении выясняется, что произошел значительный сдвиг в структуре выработки нефтепродуктов. Так, на 1 млн т, или на 78%, до 2,91 млн т сократилась выработка средних дистиллятов, которые преимущественно уходили на экспорт. На другой чаше весов — резко выросшее производство дизельного топлива: плюс 1,1 млн т, или 66%, до 2,81 млн т по итогам первого полугодия. Что касается других видов топлива, то автомобильные бензины прибавили 7,6% до 661 тыс. т, а авиационный керосин показал снижение на 18% до 255 тыс. тонн. Продолжает группа развивать и тематику моторных масел, выработка которых выросла на 47% (!) до 112,3 тыс. тонн.

Отметим, что поступления от нефтепродуктов с учетом акцизов повысились на 40% до 258 млрд рублей. При этом объем акцизов к уплате с нефтепродуктов уменьшился на 93%, или 28,5 млрд, до 2,06 млрд рублей, а после вычета косвенного налога группе в первом полугодии удалось получить 256 млрд рублей — на 67% больше, чем в АППГ. И вновь поступления от нефтепродуктов, как и в прошлом году, превысили (пусть и незначительно) доходы от продажи нефти. Здесь, пожалуй, следует пояснить динамику акцизов: их резкое снижение наблюдается после такого же скачка в 2020-м. Напомним, что в прошлом году возникла ситуация, когда российские цены на моторное топливо оказались существенно, в 1,7–1,8 раза, выше международных. И демпфирующий механизм в такой ситуации обусловил резкий рост обязательств: по итогам трех кварталов 2020 года объем акцизов «Татнефти» увеличился в 3,6 раза до 40,6 млрд рублей. Теперь же ситуация «откатилась» обратно.

Бо́льшая часть доходов от нефтепродуктов приходится на внутренний рынок, где объем их продаж вырос на 27% до рекордных 153 млрд рублей. Для сравнения: поступления от реализации нефтепродуктов в дальнее зарубежье выросли на 78% до 98,7 млрд рублей — вроде бы динамика более яркая, но в основном за счет роста мировых цен, а в натуральном выражении объем продаж здесь сократился на 3,7% до 2,83 млн тонн. Из прочих нюансов отметим, что, несмотря на упомянутый рост цен, доходы от реализации топлива в страны СНГ упали на 19% до 5,8 млрд рублей. Причиной тому стал настоящий обвал объема продаж — минус 53% до 123 тыс. тонн.

Уже традиционно несколько строк посвятим и стоимости нефтепродуктов. В последних отчетах «Татнефти» их составители обобщают цены, не выделяя конкретно бензины, дизтопливо и т. д. «В среднем по больнице» экспортные цены переработанного сырья выросли на 86% до 34,9 тыс. рублей за тонну, а российские прибавили только 18% до 38,2 тыс. рублей за тонну. С одной стороны, зазор между «внешними» и внутренними ценами по сравнению с первым полугодием 2020-го значительно сократился, с другой — нефтепродукты в России все еще заметно дороже.

Простыми рокировками в продуктовом портфеле «Татнефть» не ограничилась. Нашлось у группы и направление с ярко выраженным ростом натуральных показателей. Производство шин увеличилось на 17% до 6,1 млн покрышек по итогам января – июня 2021-го. На стороне шинников играет общее восстановление спроса на новые автомобили: по данным ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ выросли в первом полугодии на 37% до 871 тыс. авто. Также росту спроса на шины способствует увеличение деловой активности, а значит, и эксплуатации как легковых, так и грузовых автомобилей.

Напомним, что дела татарстанских шинников круто пошли в гору после покупки «Татнефтью» в 2019 году каучуковых мощностей у СИБУРа — таков был ответ команды Наиля Маганова на затянувшийся конфликт с поставщиком сырья, таифовским «Нижнекамскнефтехимом». Что теперь выглядит несколько иронично.

Что касается денежных поступлений шинников, то они выросли на 27% до 27 млрд рублей.

Рекордный для полугодия денежный поток и взвешенные дивиденды

Отдельного внимания заслуживает политика распределения итогового результата, т. е. прибыли «Татнефти». Если стратегических инвесторов волнует судьба компании на горизонте 10–20 лет и грамотное реинвестирование средств, то спекулянтов больше интересуют ближайшие дивидендные выплаты. При этом многих профессиональных инвесторов интересует не только чистая прибыль, но и так называемый свободный денежный поток (СДП), который учитывает расходы на капитальные вложения и пополнение оборотных средств. А между тем СДП у «Татнефти» вырос на 44% до рекордных 59,4 млрд рублей в январе – июне 2021-го.

В предыдущие годы «Татнефть» избаловала своих совладельцев рекордными выплатами: за 2017-й — 92,9 млрд рублей (92,9% прибыли по РСБУ), за 2018-й — 197,5 млрд (100% прибыли), плюс по итогам 9 месяцев 2019-го нефтяники успели распределить 150 млрд рублей, снова всю прибыль до копейки. При этом СДП был заметно скромнее, чем в текущем году.

В 2021-м объем дивидендов «Татнефти», можно сказать, нормализовался до 50% от прибыли по РСБУ: именно столько компания выплатила по результатам 2020-го и столько же — а «в деньгах» 38,4 млрд из 76,9 млрд рублей — рекомендовал к выплате совет директоров по итогам января – июня текущего года. Как тут не вспомнить, что излишне щедрые выплаты многих крупных компаний, порой в ущерб инвестициям, стали предметом внимания президента РФ Владимира Путина, упомянувшего сей факт в послании к Федеральному Собранию. (Справедливости ради, к «Татнефти» сказанное главой государства вряд ли относится: компания стабильно инвестирует в технологическое развитие — например, в марте она заключила с минэнерго РФ соглашение об инвестициях на 50 млрд рублей в новые мощности по переработке нефти на ТАНЕКО сроком до 1 января 2031 года.) И, хотя никаких обязывающих мер принято не было, лишь предполагается «донастройка налогового законодательства», крупнейшие компании, похоже, намек услышали. В пользу того, что крупный бизнес правильно понял месседж Путина, свидетельствует, например, интервью совладельца «Северстали» Алексея Мордашова, в котором он выражает готовность реинвестировать прибыль, дабы избежать повышения фискальной нагрузки.

Минувшей весной на объявление о выплате дивидендов «Татнефти» за 2020-й (с учетом ранее выплаченных сумм всего 51,7 млрд рублей — втрое меньше, чем годом ранее) инвесторы, питавшие чрезмерные надежды, отреагировали распродажей акций. Котировки спикировали за неделю на 9% до 500 рублей за «обычку», но в районе 470–480 рублей за бумагу спрос появился, и уже в июне котировки вернулись к отметке 550 рублей за акцию. Июль и первая половина августа принесли вести о, возможно, более раннем, чем ожидалось, ужесточении денежной политики американского федрезерва, росте напряженности между США и Китаем и замедлении деловой активности в Поднебесной — все это надавило на нефтяные котировки и акции добывающих компаний.

После августовской новости о сохранении дивидендов на уровне 50% от прибыли обыкновенные акции «Татнефти» за 26–27 августа подешевели на 6% до 484 рублей за «бумагу». Хотя, к примеру, в ФГ «Финам» смотрят на ситуацию позитивно и рекомендуют покупать акции с целью 670 рублей. Что ж, для компании с низким уровнем долга, постоянным развитием технологий (в том числе уникальных по тематике тяжелых нефтей) и с разработанной стратегией выхода на углеродную нейтральность подобная волатильность действительно должна быть явлением временным.