Что делает герб тамплиеров, могущественных рыцарей Папы Римского, в Свято-Даниловом монастыре, куда в 1330 г. перенёс из Владимира-на-Клязьме свою кафедру митрополит Киевский и всея Руси святитель Пётр? Что делает герб тамплиеров, могущественных рыцарей папы римского, в Свято-Даниловом монастыре, куда в 1330 году перенес из Владимира-на-Клязьме свою кафедру митрополит Киевский и всея Руси святитель Петр? Фото:  Valeri965 - собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Добро пожаловать, братья-рыцари

На первом ярусе надвратной церкви Свято-Данилова монастыря вылеплена уникальная для православного храма эмблема — белая квадратная рамка с четырьмя кольцами по углам, а в центре — шестилепестковая роза.

Это не православная символика. Это герб тамплиеров.

Что делает герб тамплиеров, могущественных рыцарей папы римского, в Свято-Даниловом монастыре, куда в 1330 году перенес из Владимира-на-Клязьме свою кафедру митрополит Киевский и всея Руси святитель Петр?

Как и всякая герметическая организация, владеющая тайными знаниями, церковь чрезвычайно бдительно относится к символике. Не может быть ни жеста, ни одежды, ни украшения, ни знака, ни слова, не одобренного свыше, потому что все это символы. Для простых прихожан достаточно, что они всегда одинаковы, и священник на доступном им уровне их растолкует, но подлинный их смысл доступен только высшим иерархам. Символика ордена тамплиеров на православном храме в Москве, да еще связанным с грандиозным историческим событием — перенесением кафедры митрополита в Москву из Киева, — это нечто невозможное.

Значит, тамплиеры здесь были. И не просто были, а или участвовали в строительстве монастыря (что для них дело привычным, они по всей Европе множество культовых зданий построили), или долго здесь жили и делали что-то очень важное для Москвы и православной церкви.

Тамплиеры? Личный орден папы римского? Для православной церкви?!

Однако в летописях зафиксировано, что «из немец» выходили на Русь рыцари и становились русскими. Именно таким образом в средневековье образовывалась аристократия — как русская, так и французская, английская, немецкая, польская. Все то, что до образования капиталистических наций мы считаем взаимоотношениями государств, — это на самом деле разборки аристократии, национальную принадлежность которой вообще невозможно установить. Вот, например, Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича и византийской княжны. Сам Всеволод Ярославич — сын Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской, дочери первого христианского короля Швеции Олафа и ободритской королевы Эстрид. А Ярослав Мудрый — сын Владимира Крестителя и полоцкой княжны Рогнеды (не то норманнки, не то славянки). А Владимир — сын викинга Святослава и славянки Малуши (скорее всего, дочери древлянского князя Мала, того самого, что казнил князя Игоря, привязав к двум березам).

А теперь назовите национальность Владимира Мономаха…

Почему немецкие рыцари тянулись в Москву в начале XIV века? Ясно, что неспроста; но что их там могло привлекать? Это сейчас, глядя на огромную, могучую столицу России, мы представляем Московское княжество и того времени могущественным, тем более что уже в 1380 году Москва возглавила сопротивление нашествию хана Мамая. Но это не так. Московское княжество начала XIV века было просто ничтожным. Только в 1263 году оно было выделено из Владимиро-Суздальской земли, его площадь была меньше, чем современная Московская область, даже выхода к реке Оке не было. Малочисленное население кое-как сводило концы с концами. Хотя и считается, что Москва была основана более тысячи лет назад, однако в летописи сказано, что после Куликовской битвы князь Дмитрий «заложи Москву камен и начаша делати беспрестани». Так что, как выглядела Москва до князя Дмитрия, вопрос. Если бы кто-нибудь тогда сказал, что через сотню лет Москва станет сильнейшим и крупнейшим княжеством на Руси, на него бы посмотрели как на идиота: «Так не бывает».

И тем не менее западные рыцари туда ехали. Почему?

Был ли католиком сам Иван Калита — неизвестно, но униатом он точно был, как и его дед Александр Невский и отец Даниил Александрович, иначе просил бы утверждения на престол в Византии, а не в Ватикане Являлся ли католиком сам Иван Калита, неизвестно, но униатом он точно был, как и его дед Александр Невский, и отец Даниил Александрович, иначе просил бы утверждения на престол в Византии, а не в Ватикане Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Исторический сюрреализм

Ответ дают ватиканские архивы. В конце XVIII века аббату Альбетранди было разрешено сделать некоторые выписки из закрытых архивов для последнего польского короля Станислава Понятовского, который пытался найти опору для шатающегося трона хотя бы в истории. Часть выписок относится к событиям на Руси с XI по XVI век. Все выписки заверены подписью начальника Тайного архива Ватикана Марино Марини и печатью Тайного архива.

И картина реальности, которую они рисуют, очень сильно отличается от привычной, которая уже застыла под ледяным дуновением официальных историков, как застывает глина на морозе. Никаких «монголов» там нет, ни разу не упоминаются Чингисхан, Батый и прочие герои учебниковой истории, папы римские вообще ничего не знают о каком-то нашествии на Русь, зато возникает ясная картина Drang nach Osten, Крестового похода на Восток, который официальная история игнорирует, хотя его просто не могло не быть. Воинственные рыцарские ордена, созданные специально для обращения восточных земель в католичество, есть, а Крестового похода на Восток нет! В действительности, как следует из документов, папы очень активно действуют на Руси — непрестанно посылают легатов и священников, укрепляют там монашеские ордена (доминиканцы, например, за активную деятельность на Руси получили какие-то бонусы), упрекают русских князей в отпадении от «истинной веры» и, как показывают события, сурово наказывают отступников. Вот, например, в 1231 году папа Григорий IX пишет «Георгию, преславному царю России», то есть Юрию Всеволодовичу, Великому князю Владимирскому, чтобы тот «отказался от греческих и русинских обычаев, спас свою душу и ввел у себя христианство по латинскому обряду».

Абсолютно естественная картина: с Запада давят католические рыцарские ордена, а с Юга — православная Византия. Дилемма серьезная: Западная Европа и Византия — единственные в то время цивилизации, способные послать на Русь многочисленное, хорошо вооруженное войско, снабженное самой современной техникой, способное брать хорошо укрепленные города. В конце концов Drang nach Osten был остановлен — несомненно, не без прямой военной, экономической и политической помощи Византии, — Русь подпала под византийское влияние и фактически стала наследницей Византии, но при князе Юрии до этого еще далеко. Борьба в самом разгаре. Юрий Всеволодович игнорирует увещевания папы. И что же? В 1238 году погибает в битве против «татар» на реке Сити. 7 лет — не много ли? Нет. Для средневековья, когда дорога в ближайший город, отстоящий на два десятка километров, занимает неделю со многими приключениями, — это совсем немного.

Интересные, однако, «татары», выполняющие приказы папы римского. А что же тогда делали Тевтонский, Ливонский, Святого Креста и прочие рыцарские ордена, смысл существования которых был в Крестовом походе на Восток? Неведомым «татарам» куда-то за Байкал Папа отдал приказ, и они его выполнили, а европейские рыцари на границах Руси трусливо отсиживались в замках? Это кого же официальная история «татарами» называет?..

Разобраться поможет другой замечательный случай: в 1248 году папа Иннокентий IV отправляет послание «доблестному мужу Алендро герцогу Суздальскому о соединении с католической церковью и о связи с Тевтонским орденом против тартар». Это, понятно, Александр Невский. Но почему «герцог»? А потому, что в то время Александр еще не был Великим князем. Уж в чем-чем, а в титулах в Ватикане отлично разбирались. Понятно также, что о политической обстановке на Руси там были превосходно осведомлены. Князь разбил рыцарей Тевтонского ордена? — Замечательно, хороший полководец; теперь надо его использовать вместе с орденом. А кто такие «тартары»? А это мы сейчас узнаем.

Через четыре года после этого письма некий «татарский царевич Неврюй» явился на Русь с войском, обрушился на братьев Александра — Андрея и Ярослава Ярославичей, — разбил их, разгромил Переяславль-Залесский, убил жену Ярослава, взял в плен его детей и угнал в Орду людей, коней и скота «без числа». И ушел назад. Никого больше не тронул. Очень был избирательный царевич.

А князь Александр получил ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды.

Получается, «тартары», которых Папа предлагал Александру покарать вместе с тевтонскими рыцарями, — это жители Переяславля-Залесского, войско «царевича Неврюя», которое в русских летописях тоже именуется «татарским», — это рыцари Тевтонского ордена, а «хан Золотой Орды» — папа римский. Под именем «царевича Неврюя», по мнению некоторых историков, скрывается сам Александр Невский, заслуживший этим походом ярлык (от нем. jahr — год, отсюда же ярмарка, нем. Jahr Markt — ежегодное торжище) на великое княжение. А скорее всего, «Неврюй» — это искаженное по причине непроизносимости в русском языке немецкое имя.

Очевидно, что «татарами» или «тартарами», то есть «адскими людьми», одинаково что папой римским, что русскими летописцами именуются любые враги. Пришли тевтоны на Русь — они «татары» для тех, на кого напали; а их жертвы — «тартары» для тевтонов.

Очередная абсурдная картина традиционной истории: римский папа призывает Александра совместно с Тевтонским орденом покарать «тартар», князь вместе с какими-то «татарами» «тартар» наказывает, а ярлык на княжение после этого получает от «татарского» хана. Это такой особый жанр, любимый официальной историей, — исторический сюрреализм. Все становится на свои места, только если «татар» считать за тевтонов, а «татарского» хана — за папу римского.

А еще не надо забывать о Византии, которая ну никак не могла остаться в стороне от борьбы за Русь, — ее нашествия, несомненно, были, и тоже, очевидно, именуются в летописях «татарскими»; но историки по наводке Миллера со Шлецером сосредоточились на мифических забайкальских кочевниках и начисто забыли о том, что Русь была ареной схватки двух могучих цивилизаций — западноевропейской католической и византийской православной. С этой путаницей настоящим историкам еще только предстоит разобраться. Но даже то, что уже имеется, показывает совсем иную реальность, чем привычная история из учебника.

Но пора вернуться к Москве.

В выписках есть замечательное послание Папы Иннокентия VI (1352–1362) «Иоанну Преславному царю (rex) России» о согласии папы принять его в католическую веру по его собственной просьбе, для чего архиепископ Пруссии и Эстонии направляется в качестве папского легата. «Преславный Иоанн» — это Иван Иванович, сын Ивана Калиты и отец Дмитрия Донского, Великий князь Московский и Владимирский. А Иван Калита, как известно, получил ярлык на княжение от «хана Золотой Орды». При этом «хан Золотой Орды» абсолютно никак не отреагировал на столь откровенное предательство, связанное, помимо всего прочего, с тем, что католический государь должен был платить традиционный церковный налог — десятину — католической церкви. Концы с концами здесь сойдутся только в том случае, если Золотой Ордой в летописях именуется один из крестоносных орденов или все они вместе, а ханом, т. е. каганом (евр. царь-первосвященник) — римский папа, который именно царем-первосвященником и был.

Являлся ли католиком сам Иван Калита, неизвестно, но униатом он точно был, как и его дед Александр Невский и отец Даниил Александрович, иначе просил бы утверждения на престол в Византии, а не в Ватикане. Традиция была прочной, долгой, скрепленной кровью в борьбе с «тартарами» из Переяславля-Залесского, Твери и других мест, где жили «неправильно верующие». Удивительно ли, что рыцари из Западной Европы чувствовали себя в Москве как дома?

Но Москва вряд ли стала бы столицей великого государства, если бы не событие, случившееся во Франции в пятницу, 13 октября 1307 года.

Могуществом тамплиеров тяготился не только французский король: орден был богаче и могущественнее любого европейского владыки, включая и самого Папу Римского. Тамплиерская сеть охватила всю Европу, фактически тамплиеры создали Европейский союз Могуществом тамплиеров тяготился не только французский король: орден был богаче и могущественнее любого европейского владыки, включая и самого папу римского. Тамплиерская сеть охватила всю Европу, фактически тамплиеры создали Европейский союз Фото: Мастер Часослова Бедфорда - Histoire-fr.com, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Калики заморские

В этот день по приказу французского короля Филиппа IV Красивого был разгромлен орден тамплиеров. Могуществом тамплиеров тяготился не только французский король: орден был богаче и могущественнее любого европейского владыки, включая и самого папу римского. Тамплиерская сеть охватила всю Европу, фактически тамплиеры создали Европейский союз. Если не все, то почти все европейские государи были в долгах у ордена. Только тамплиеры располагали вооруженной силой, способной обеспечить свободное передвижение денег по Европе. Для этого они изобрели банковские чеки: купец, отправлявшийся за тридевять земель, отдавал свои деньги за какой-то процент в ближайшее тамплиерское командорство, а взамен ему вручали бумагу, по которой он мог получить свои деньги в любом из командорств. Бесчисленным разбойникам нечем стало поживиться.

Богатства ордена были неимоверными: нижние оценки составляют сотни миллиардов долларов в современных деньгах, а верхние — триллионы долларов, вплоть до десяти. Конечно, банковский процент приносил тамплиерам хорошую прибыль, но это был самый скромный источник их богатств. Конспирологическое объяснение гласит, что тамплиеры нашли сокровища царя Соломона, но доказательств этому нет. Да и не могло быть у царя Соломона таких богатств, неоткуда им было взяться, и археология тоже показывает весьма скромную жизнь библейского царя. Но какие-то артефакты в развалинах храма Соломона они, несомненно, отыскали. Называют два самых таинственных: Ковчег Завета и Святой Грааль. Во всяком случае владение неведомыми артефактами давало тамплиерам удивительную власть над католической церковью — фактически папа римский был у них в руках. Похоже, тамплиеры шантажировали пап настолько критическим для церкви знанием о происхождении христианства, что это грозило самому ее существованию.

Но и церковное финансирование не могло быть источником неимоверных богатств ордена. Тамплиеры где-то добывали серебро и ввозили его в Европу в огромных количествах. В Европе серебра очень мало, и не тамплиеры занимались его добычей. Только недавно по химическому составу монет выяснилось, что серебро ввозилось из Южной Америки, из чилийских рудников. Это когда о существовании Америки в Европе никто даже не догадывался! А тамплиеры не только знали об Америке, но и активно там работали. (Кстати, через два века Колумб плыл в Америку под лапчатым тамплиерским крестом.) Археологи нашли и остатки древних рудников, и европейский город на чилийском побережье. Северная Америка тоже не избежала внимания ордена: под Нью-Йорком раскопали захоронение рыцаря-тамплиера…

Наконец, тамплиеры, весьма возможно, контролировали, как бы мы сейчас сказали, наркоторговлю с Ближним Востоком. В то время, когда лекарств вообще не существовало, опиум был единственным болеутоляющим, а большие и малые войны велись непрерывно, спрос на опиум был огромным.

А король Филипп носил не только прозвище Красивый, но и прозвище Фальшивомонетчик. Расходы короля, который занимался объединением Франции и борьбой с могущественными сеньорами, были огромными, и он постоянно находился в долгах у тамплиеров. Конфликтовал Филипп и с папами римскими, поскольку обложил налогами духовенство, что вызвало возмущение в Ватикане. В конце концов двое пап подряд были убиты, видимо, не без участия короля Филиппа, и на престол в 1305 году взошел — тоже, конечно, не без помощи Филиппа — гасконский кардинал Бертран де Го, принявший имя Климента V. Вот теперь препятствия устранены и можно заняться тамплиерами вплотную, разом отобрав у них все богатства, а не побираясь, как должник.

Однако короля ждал облом: когда его люди ворвались в сокровищницу, находившуюся в парижском замке Тампль, она оказалась пустой, хотя Великий магистр Жак де Молэ лично показывал сокровища Филиппу. Люди, за 200 лет сделавшие из союза 9 рыцарей могущественнейшую и богатейшую организацию всего мира, идиотами точно не были. Никаких сокровищ вообще нигде не нашли. Конечно же, всемогущие тамплиеры заранее знали о планах короля Филиппа и приняли меры. Здесь никакой загадки нет. Тайна в другом: почему ведущие рыцари, около 200 человек, во главе с Великим магистром Жаком де Молэ, вообще позволили себя арестовать, причем без всякого сопротивления? Не могли же они не знать, что их подвергнут пыткам, под которыми они сознаются в самых жутких грехах, а потом сожгут живьем? Видимо, что-то пошло не так…

Зато все по плану шло с сокровищами. Есть сведения, что их разделили на четыре части и благополучно вывезли или спрятали. О трех частях вообще нет никакой информации, а насчет четвертой известно, что ее отправили в порт Ла-Рошель и погрузили на 18 кораблей, которые благополучно отбыли в неизвестном направлении. В Западной Европе следов этих кораблей не отмечается, зато осенью того же 1307 года в Новгород Великий прибыли 18 кораблей с «каликами заморскими», которые привезли «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные» и пожаловались на «всю неправду князя галлов и папы».

Конечно, отплытие 18 кораблей из Ла-Рошели и прибытие 18 кораблей в Новгород некоторое время спустя можно считать совпадением, но «несметное множество казны» заставляет сильно задуматься, а характеристика приехавших не как воинов и не как купцов, а «каликов заморских», т. е. паломников, пилигримов, уже ясно указывает на рыцарей-монахов, какими и были тамплиеры; а уж жалоба на «всю неправду князя галлов и Папы» однозначно характеризует их как тамплиеров.

А кому жаловались приехавшие на «галлов» и папу римского? Московскому князю Юрию Даниловичу, который прибыл встречать их, да не один, а с архиепископом Новгородским. Они могли жаловаться ему только в том случае, если он был или католическим государем, или униатом, которого утвердил на престол папа римский.

И здесь очередная тайна: каким образом князь захудалой Москвы узнал о прибытии в Новгород тамплиеров и приехал их встречать? От Москвы до Новгорода — менее 600 км, сейчас по шоссе за день можно доехать; но в то время, при фактическом бездорожье, да еще в октябре, по осенней распутице, нужно было ехать недели три, а то и месяц. Каким образом тамплиеры предупредили князя о выходе кораблей из Ла-Рошели? Ведь из Парижа в Москву тоже добираться надо было неделями, если не месяцами…

Загадка.

Не подмосковная Руза, а Красная площадь — самое подходящее место для памятника человеку, с которого и началась современная Россия, который первым осознал своё предназначение и назвал себя Великим князем Всея Руси, заслужив прозвище Калита Не подмосковная Руза, а Красная площадь — самое подходящее место для памятника человеку, с которого и началась современная Россия, который первым осознал свое предназначение и назвал себя Великим князем Всея Руси, заслужив прозвище Калита Фото: «БИЗНЕС Online»

Превращенное сокровище

А в маленьком и слабом московском княжестве после прибытия «заморских калик» стали происходить удивительные вещи. Началось интенсивное строительство, укрепление княжеской дружины, скупка сел и волостей; тихий московский князь стал вдруг решительным и агрессивным, вместе с «татарами» (интересно, какими) добился убийства в Орде (это в какой Орде?) тверского князя Михаила и сам был впоследствии убит (кстати, на летописном рисунке ордынцы абсолютно ничем не отличаются от русских ни по лицам, ни по одежде, а на голове ордынского хана — обычная западноевропейская корона); ему наследовал князь Иван, получивший прозвище Калита, то есть «кошелек», и продолжил политику брата, непрестанно строя, укрепляясь и расширяясь, завоевывая и скупая земли. Он именовал себя уже не просто Великим князем Владимирским, а Великим князем всея Руси.

«Наступила тишина великая по всей Русской земле», — радостно говорит летопись, «татары» перестали беспокоить Русскую землю. И неудивительно: сокровищ тамплиеров хватало на выплату дани — церковной десятины, — а само их присутствие отбивало охоту у соседей ходить войной на князя Ивана. Лишь в 1380 году некий темник Мамай (имя русское, православное, в грузинской церкви почитается даже некий святой Мамай), финансируемый генуэзскими купцами, собрал войско из каких-то «татар» и европейских рыцарей и пошел на Русь, но был разгромлен на Куликовом поле и убит.

Еще за сотню лет до того русские дружины были бессильны против «татар» (победа Александра Невского над Тевтонским орденом — единичное исключение). Даже в те далекие времена побеждали не те, кто был физически сильнее и храбрее, а те, кто был лучше вооружен, у кого было лучшее снабжение, более крепкая дисциплина, лучшее управление войском на марше и в бою, более глубокое понимание полководцами тактики и стратегии. То есть передовые цивилизации, коих было ровно две: Западная Европа и Византия.

А тамплиеры были лучшими воинами в Европе. Храбрость тоже присутствовала: Устав ордена разрешал рыцарям отступать лишь при трехкратном превосходстве противника в числе. Против каждого рыцаря по двое врагов — это нормально; вот если по трое, тогда можно думать об отступлении. Если кто и мог реформировать, обучить, вооружить русскую армию, так это они. У них были все необходимые знания и неограниченные денежные средства под рукой. Конечно, не тамплиеры составляли основу войска, но высшие командные должности они, безусловно, занимали, по крайней мере первоначально. В Куликовской битве победа была одержана тактической хитростью — внезапной атакой Засадного полка. Прежде такие приемы русскому войску были не знакомы. А качество исполнения плана говорит о высоком воинском искусстве.

Принимали участие в Куликовской битве и два знаменитых инока-воина: Пересвет и Ослябя. Если к довольно странному определению — «воин-монах» — добавить, что на их могилах (разоренных в 90-х) были изображены тамплиерские лапчатые кресты, то картина сразу становится ясной. Конечно, Пересвет и Ослябя вряд ли могли быть даже сыновьями тех, кто приплыл на 18 кораблях в Новгород, однако их внуками, давно превратившимися в русских, — вполне. Но о своем происхождении аристократ никогда не забудет.

Почему тамплиеры выбрали для хранения и использования сокровищ захудалую Москву, о которой в Европе в то время знали разве что в канцелярии папы римского?

Во-первых, очевидно, что по причине крепкой унии или даже прямого принятия католичества московскими князьями. Тамплиеры ехали к своим, родственным по религии, людям. Здесь их и приняли как своих.

Во-вторых, несомненно, именно отдаленность и малоизвестность Москвы в Европе навела руководство ордена на мысль укрыть здесь сокровища. Если посмотреть на карту, то сразу видно, что Москва примерно одинаково удалена и от северных морей, доступных для любого флота, и от Западной Европы с ее сухопутными армиями, и от южных степей, откуда, видимо, шли нашествия византийских «татар». Похоже, это место оценили как наиболее безопасное, что и подтвердил ход событий.

Конечно, были и какие-то другие, нам неизвестные, факторы — скажем, европейские династические связи московских князей, которые могли сделать кого-то из высокопоставленных тамплиеров близким родственником московского князя. Например, матерью Юрия Даниловича была дочь венгерской принцессы Констанции, внучка венгерского короля Белы IV. Да и все предки Юрия Даниловича имели широчайшие династические связи в Европе. Европейская аристократия вся, сплошь — родственники друг дружке.

А было ли что-то подобное внезапному московскому возвышению в Европе примерно в то же время?

Да.

Многие тамплиеры сбежали в Англию, где их практически не преследовали, а в Шотландии так вообще приветствовали. Видимо, часть сокровищ отправилась туда. Иначе невозможно объяснить, откуда у нищего островного государства — тоже что-то вроде Московского княжества, где-то на отшибе и «в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи» — внезапно появились деньги на Столетнюю войну. Английский король нанял и обучил превосходное войско, создал флот, подкупал французские гарнизоны, которые открывали ему ворота городов, покупал с потрохами крупнейших феодалов. В первый период войны англичане гуляли по Франции как у себя дома. Откуда на нищем остове могли появиться такие средства? — Только из тамплиерских сокровищ. Рыцари храма умели мстить…

А ведь в Москве нет памятника Ивану Калите. В Рузе собираются поставить, да все никак не соберутся. Но не подмосковная Руза, а Красная площадь — самое подходящее место для памятника человеку, с которого и началась современная Россия, который первым осознал свое предназначение и назвал себя Великим князем Всея Руси, заслужив прозвище Калита наверняка за то, что не разбазарил свалившиеся ему в руки, можно сказать, прямо с неба сокровища, а пустил по назначению всё, до копейки, перекрыв все ручейки утечки денег, не позволив возникнуть рядом с собой ни одному олигарху, и потомкам оставил достаточно, чтобы ещё Иван III мог построить Кремль, равного которому нет во всем мире.

Вот он памятник точно заслужил. В отличие от...

P. S.

Почему Ватикан не опубликует исторические документы со своих 85 км книжных полок от пола до потолка, на которые, как говорят, простирается их хранилище?

Потому что после этого вся история, так долго и любовно создававшаяся, такая уютная и «правильная», рухнет быстрее карточного домика. Древняя и раннесредневековая история почти вся основана на сочинениях историков, летописях и фантастических романах вроде путешествий Марко Поло, Гийома Рубрука и прочего подобного. К тому же все это многократно переписывалось в соответствии с конъюнктурой, указаниями заказчика и предпочтениями переписчика. При столкновении с документами этот исторический дым рассеивается мгновенно. Александр Невский оказывается союзником тевтонов, жители Переяславля-Залесского — тартарами, московские князья — сплошь униатами или даже правоверными католиками и так далее. С европейской историей дело обстоит не лучше. Уже и существование Карла Великого с некоторых пор подвергается обоснованному сомнению.

А искателям сокровищ тамплиеров я бы посоветовал поехать в Москву, в Лондон, в Лиссабон — туда, где в XIV веке внезапно начался бурный расцвет государственного строительства, где создавались непонятно на какие деньги армия и флот, возводились храмы, крепости, университеты, куда съезжались рыцари, священники, ученые. Можно побродить по Кремлю, полюбоваться на Успенский собор, построенный Иваном Калитой, на сам Кремль, который воздвигли европейские мастера неизвестно на какие шиши…

Помните «12 стульев»? «Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».