«Можно, конечно, подрядчиков разорить и на остаток сметной стоимости переторговать и достроить объекты…» — размышлял накануне министр строительства Ирек Файзуллин о будущем строительного сектора в эпоху взлетевших цен. На московском финансовом форуме он рассказал, что в регионах несправедливо платят строителям, а подрядчики работают в теневом секторе. О том, как города вошли в гонку за «инфраструктурное меню» на миллиарды рублей и какие из них могут стать центрами агломераций, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ирек Файзуллин: «Вопрос в том, чтобы руководитель муниципального органа, мэр города или губернатор по своим контрактам могли законно внести изменения в цены. Притом что министерство финансов им разрешило из дополнительных доходов эти цены скомпенсировать»
Стройка уходит в тень: бюджет формирует цены и платит строителям несправедливо
Теме агломерационного развития регионов была посвящена накануне одна из сессий московского финансового форума. Впрочем, значительную часть разговора участники уделили насущной проблеме — подорожанию стройматериалов. В результате возведение ряда объектов оказалось под угрозой срыва, а подрядчики даже отказывались от выполнения контрактов в указанные сроки. Отдуваться за отрасль пришлось министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Иреку Файзуллину.
Спасение бюджетных строек, понятно, дело государственного кармана. Глава минстроя рассказал, что в ведомстве разработали механизм, который позволит увеличивать цены госконтрактов из-за роста цен на стройматериалы. Ранее такая возможность была только для проектов дороже 100 млн рублей, а теперь корректировку хотят ввести и для проектов дешевле — от 1 млн и заключенных до 1 июля 2021 года. Всего в России на сегодня чуть более 225 тыс. государственных, региональных и муниципальных контрактов. И только свыше 1,7 тыс. из них — стоимостью более 100 млн рублей.
«Вопрос в том, чтобы руководитель муниципального органа, мэр города или губернатор по своим контрактам могли законно внести изменения в цены. Притом что министерство финансов им разрешило из дополнительных доходов эти цены скомпенсировать», — описал процедуру Файзуллин.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров подтвердил, что в его регионе проекты сейчас проходят экспертизу по увеличению сметной стоимости, и попросил внести в список те, что строятся по государственно-частному партнерству. Где же субъектам взять деньги на достройку объектов? По словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, это можно сделать только за счет допдоходов и сокращения расходов на другие проекты. «Чтобы достроить детский сад и школу, какие-то детсад и школу мы строить не сможем, потому что данные деньги уйдут на достройку того детсада и школы», — рассказал он. К этому модератор дискуссии добавил перчику, спросив: ну и как в таком случае регион выполнит цели нацпроекта? Впрочем, какие уж тут показатели, если люди банально недополучат школ и садиков!
Вице-мэр Москвы Владимир Ефимов сообщил, что в столице решений о том, как будет индексироваться стоимость строительных контрактов, еще не принято. «Но видим, что при принятии решения необходимо риски делить с подрядчиком. (…) Если взять нашу практику длительных контрактов — контрактов жизненного цикла или в рамках ГЧП — мы всегда проговариваем, что 10–15 процентов изменения цен в рамках финансового года никак не компенсируем», — заявил Ефимов и добавил, что в любом случае власти стараются решить вопрос мирным путем и достроить объекты.
Иными словами, в московском правительстве вполне допускают, что взлет цен на стройматериалы можно частично списать на подрядчиков. Но тут возражения возникли и у минфина, и у минстроя. Если возложить подорожание стройматериалов только на стройкомпании, страна получит огромное количество незавершенных объектов и разрыв контрактов, пояснил первый замминистра финансов РФ Леонид Горнин. «У нас и так в стране много и на региональном, и на муниципальном уровне незавершенки. Это одна из важнейших проблем, накопленная еще той эпохой, которая не испытывала таких вызовов, связанных со стоимостью в строительстве», — подчеркнул он. По всей видимости, теперь все стало только хуже — так что регионам срочно нужен спасательный круг.
Файзуллин с финансистами согласился: сейчас стоит задача ввести объекты и не допустить незавершенки. «Можно, конечно, подрядчиков разорить и на остаток сметной стоимости переторговать и достроить объекты, разорив прежних подрядчиков… У нас вообще задача совершенствования ценообразования была поставлена правительством более года назад. Есть соответствующая дорожная карта. Сегодня мы не везде справедливо формируем цены и не всегда справедливо платим», — признал министр проблему.
Несправедливое финансирование порождает еще одну беду: серые зарплаты в стройсекторе, отрабатывающем господряды. На сегодня 14 российских регионов не пересмотрели индексы для расчета зарплаты строителей, и они пополняют обороты теневой экономики, балансируя на грани закона. И не потому, что мечтают набить карман, — просто по-другому достроить невозможно. Государство буквально заставляет их выкручиваться и нарушать. «Это значит, что подрядные организации, которые там работают, заведомо находятся в тени. А задача все-таки строительную отрасль полностью из тени вывести и платить соответствующие налоги», — добавил министр.
Андрей Макаров: «Бизнес, который работает в этой сфере, говорит: «Если за границей мои стройматериалы стоят столько-то, почему я здесь должен их продавать дешевле, если могу гнать на экспорт?»
Почему растут цены: виноваты биржи и глобализация экономики
Речь зашла и о причинах подорожания стройматерилов. Председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров показал на экране «взлетную полосу» цен и задался вполне обывательским вопросом, волнующим умы всех, кто строит сейчас собственный дом: а кто на этом нажился?
«У меня ощущение, что, когда мы говорим о ценах на материалы, которые влияют на стоимость строительства, речь идет не всегда об объективной цене. Речь идет об упущенной выгоде! Бизнес, который работает в данной сфере, говорит: „Если за границей мои стройматериалы стоят столько-то, почему я здесь должен их продавать дешевле, если могу гнать на экспорт?“ — заявил Макаров. — Мы готовы поделить это бремя кризиса на всех или бизнес говорит, что его подобное не касается и его интересует только прибыль? Этот вертикальной взлет цен — откуда он, Ирек Энварович?»
Причины — в самой сути рыночной экономики и глобализации. Все началось с биржевых процессов: металлозависимые стройматериалы начали дорожать с 2 ноября 2020-го, назвал точную дату Файзуллин. Постепенно с февраля этого года подтянулись и остальные. В вопросе разбирались ФАС, минэкономики и минпромторг. Как писал ранее «БИЗНЕС Online», только себестоимость жилья за полгода выросла на 30%. По стране не удалось найти никаких признаков сговора между застройщиками. Ни к чему не привели и подозрения в адрес компаний в Татарстане. Остается, видимо, перетерпеть этот период, компенсировав подрядчикам рост цен из госкармана. Ну а там или цены упадут, или все, как обычно, привыкнут.
«Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург приводит к тому, что возникает гигантская агломерация»
«Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург приводит к тому, что возникает гигантская агломерация»
Наконец, участники сессии обсудили и новые механизмы стимулирования инвестиционной активности в регионах. Одним из них могут выступить агломерации. Самого термина «агломерация» до сих пор нет в российском законодательстве, однако вопрос агломерационных объединений звучит все чаще. В качестве примера Файзуллин привел Москву и Подмосковье, которые совместно принимают решения по транспортной доступности. Есть примеры и в регионах — например, вокруг Нижнего Новгорода уже сформировалось 9 пригородных районов с единым водоканалом и градостроительной политикой.
В конце концов две столицы России в перспективе могут стать единым целым — это диктует логистика.
«Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург приводит к тому, что возникает гигантская агломерация, — считает министр. — Что такое три часа в пути? Это становится фактически одна территория, которая требует принятия соответствующих решений».
Задача же агломерационного развития заключается в едином управлении финансами и более быстром обороте средств, считает Файзуллин. Ранее в послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин заявил, что регионы РФ смогут получать инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. Он отметил, что на эти цели до конца 2023 года планируется предусмотреть не менее 500 млрд рублей. Впрочем, заявки на инфраструктурное развитие от регионов уже превышают заложенные полтриллиона. Цель программы — развитие инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры, а также комплексное развитие территорий, считает вице-премьер Марат Хуснуллин.
Сроки подачи заявок ограничены 1 октября. После этого все невыбранные лимиты будут распределяться на конкурсной основе.
«Конечно, мы видим каждый проект, на что и как он влияет. И те параметры возвратности, которые прописаны, обязательно должны лежать в основе этих проектов. И сейчас капитализируются новые территории, которые приводят к притоку инвесторов», — резюмировал Файзуллин.
На сегодня в правительстве проработали и провели через процедуры уже 8 регионов, которые прошли по инфраструктурным кредитам. Получение средств начнется с ноября. Одобрены заявки на получение инфраструктурно-бюджетных кредитов Московской и Мурманской областями. Еще 7 регионов — Костромская, Магаданская, Челябинская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Татарстан — представили заявки в минстрой. Они будут рассматриваться в ближайшее время. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», РТ пока претендует на 15 млрд из общей суммы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.