Проект вводит лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах дорог. Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно Проект вводит лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах дорог. Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно Фото: «БИЗНЕС Online»

Проект минтранса: разрешить СИМам 25 км/ч по городу и езду по дорогам

После трех лет работы минтранс РФ все же представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе электросамокатов. Детали проекта изменений минтранс озвучил на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины», сообщает «Коммерсантъ». Последние полгода документ согласовывался с ГИБДД и правительством Москвы, теперь вышел на финишную прямую.

Как сообщает «Коммерсантъ», после голосования на рабочей группе в аналитическом центре при правительстве России поправки минтранса должны быть направлены на утверждение в правительство. Правда, Белый дом в конце 2020 года внес ПДД в список документов, которые по правилам «регуляторной гильотины» должны переиздаваться целиком, не подвергаться правкам. «Минтранс и ГИБДД пытаются добиться отмены этого решения (разработка и издание новых ПДД могут занять два-три года), но пока безуспешно — в аппарате правительства выступают против», — сообщает издание.

Проект вводит лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах дорог. Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно. Обсуждается вариант, при котором на всех ввозимых в страну и производимых на территории РФ электросамокатах будет использоваться программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч.

Кроме того, СИМам могут разрешить движение по правой стороне проезжей части вместе с другими транспортными средствами при наличии на устройстве тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Ранее министерство предписывало запретить движение по дорогам на моноколесах и прочих устройствах с гироскопической стабилизацией, но из финальной стадии документа это предложение было исключено.

Вводится ограничение по массе: СИМ должно весить не более 35 кг, если его хозяин или арендатор хочет покататься по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки).

В материале «Коммерсанта» ничего не сказано про предложения минтранса в части организации парковок электросамокатов. Напомним, в Казани были сорваны торги на право аренды 122 пунктов проката электросамокатов, потому что ни один оператор на них не заявился. Сейчас арендные самокаты в столице РТ паркуются на стоянках, обозначенных в приложениях кикшеринговых компаний, т. е. агрегаторы самовольно пользуются муниципальными землями.

Самокатчикам в столице РТ запрещено выезжать на дороги для автомобилей, по велодорожкам разрешено двигаться не быстрее 15 км/ч, а по тротуарам — не быстрее 10 км/ч Самокатчикам в столице РТ запрещено выезжать на дороги для автомобилей, по велодорожкам разрешено двигаться не быстрее 15 км/ч, а по тротуарам — не быстрее 10 км/ч Фото: «БИЗНЕС Online»

Новое соглашение для кикшеринга в Казани

Новая редакция ПДД вступает в полное противоречие с правилами работы кикшеринга, установленными в Казани. В соответствии с соглашением, заключенным этим летом исполкомом города с двумя крупными кикшеринговыми компаниями Whoosh и Urent, самокатчикам в столице РТ запрещено выезжать на дороги для автомобилей, по велодорожкам разрешено двигаться не быстрее 15 км/ч, а по тротуарам — не быстрее 10 км/ч. В других городах тоже установлены свои правила. Власти Санкт-Петербурга договорились с сервисами кикшеринга об ограничении скорости движения до 20 км/ч, а при поездках по тротуарам и местам скопления людей — до 15 км/ч.

Операторы кикшеринга были крайне недовольны новыми правилами, которые превращают электросамокаты в «дорогое, никому не нужное развлечение». Они не соблюдали в полной мере принятые в Казани правила — например, скорость электросамокатов в большей части города ограничена только до 25 км/ч. Исключение — несколько выделенных зон с большим пешеходным трафиком, где она принудительно снижена до 10–15 км/ч.

На ул. Сибгата Хакима введена экспериментальная разметка, обозначающая место «парковки» электросамокатов На улице Сибгата Хакима введена экспериментальная разметка, обозначающая место «парковки» электросамокатов Фото: ГИБДД МВД по РТ

Конфликт постоянно обострялся: в конце августа инспекторы ГИБДД и сотрудники исполкома Казани провели масштабную зачистку — ежедневно инспекторы увозили с улиц города десятки электросамокатов. Сейчас, как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении ГИБДД МВД по РТ, заключено перемирие. Его условия уже частично отражаются в приложении Whoosh. «На территории 310 школ и образовательных учреждений Казани введено ограничение в 10 км/ч, скорость самокатов там уже сейчас принудительно снижается, — уточнили в ведомстве. — Принудительное снижение скорости до 10 км/ч начнет действовать и в местах массового скопления людей. А до конца этой недели на территории всей Казани должно быть введено ограничение в 15 км/ч». Сохраняется и запрет на движение самокатов по автодорогам.

С мертвой точки сдвинулся вопрос оформления парковок. На улице Сибгата Хакима введена экспериментальная разметка, обозначающая место парковки электросамокатов. С целью идентификации электросамокатов предполагается устанавливать на них номера, это позволит оперативно выявлять нарушителей. Их по-прежнему очень много. По последним данным ГИБДД МВД по РТ, в этом году сотрудниками инспекции привлечены к ответственности за нарушение ПДД при использовании электросамокатов (ст. 12.29 КоАП РФ) 2 316 человек. Чаще всего нарушители двигаются по проезжей части, пересекают дорогу на запрещающий сигнал светофора или вне пешеходного перехода.

«Самокаты действительно находятся в серой зоне законодательно и им нужно определить статус: скорость, где и как ехать, а также ответственность на случай аварии» «Самокаты действительно находятся в серой зоне законодательно, и им нужно определить статус: скорость, где и как ехать, а также ответственность на случай аварии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Снимут ли ограничения с кикшеринга в Казани?

Теперь главный вопрос и для регуляторов, и для кикшеринга: упразднят ли поправки минтранса правила, принятые в Казани и других городах страны? На возврат права возить клиентов со скоростью 25 км/ч большие надежды возлагают в Whoosh. «Самокаты действительно находятся в серой зоне законодательно, и им нужно определить статус: скорость, где и как ехать, а также ответственность на случай аварии, — прокомментировали нашему корреспонденту поправки минтранса в Whoosh. — Это поможет избежать в том числе чрезмерного регулирования на местах». В компании подчеркивают, что аварийность в основном связана с частными самокатами. «Статистика по России говорит, что в 2021 году в 116 происшествиях СИМы принадлежали физлицам, в 19 — юрлицам. Ограничение скорости частных самокатов, скорее всего, повлияет на аварийность», — отметили в Whoosh.

В компании Urent считают, что предложенные поправки в ПДД отвечают потребностям пользователей шеринговых сервисов и гарантируют комфортное существование их с другими участниками дорожного движения. «Понятные правила и регулирование микромобильного транспорта должно быть определено на федеральном уровне, иначе, как мы видели в этом сезоне, на уровне регионов начинается регуляторный креатив, который мешает развитию современного и экологичного транспорта, полюбившегося россиянам», — отметили в компании.

Принятие изменений вызывает запутанную ситуацию, полагает юрист Yalilov & Partners Никита Березовский. «В Казани существует соглашение о взаимодействии между комитетом по транспорту города и кикшеринговыми компаниями Whoosh и Urent, но, если вникнуть в суть текста изменений, очевидно, что соглашению ничего не грозит, оно не противоречит проекту изменений минтранса РФ, — утверждает он. — Например, федеральные изменения вводят максимальный порог скорости в 25 км/ч, в Казани же введены особые зоны, где действует более жесткое ограничение в 10–15 км/ч. При этом ограничения прописаны в программном обеспечении, и у сотрудников правоохранительных органов нет нужды следить за скоростью прокатных электрических транспортных средств. Казанские соглашения касаются также парковки электросамокатов, федеральные изменения даже не затрагивают данную область регулирования».

В глазах юриста требование исполкома Казани выглядит более прогрессивным, чем федеральный проект. Но распространяется оно лишь на электросамокаты, эксплуатируемые в рамках сервисов проката. «Тогда как изменения минтранса коснутся всех владельцев электрических средств индивидуальной мобильности, — указал Березовский. — Новые правила возложат именно на частных собственников обязанности соблюдать скоростные ограничения, ограничения по движению по проезжей части и, соответственно, ответственность по административному законодательству».

Татарстан вместе с Санкт-Петербургом и Краснодарским краем за семь месяцев этого года стали лидерами по числу ДТП с детьми на электросамокатах Татарстан вместе с Санкт-Петербургом и Краснодарским краем за 7 месяцев этого года стал лидером по числу ДТП с детьми на электросамокатах Фото: pixabay.com

«Если все станут следовать верхней планке, пешеходы будут как кегли разлетаться»

Представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ Рамиль Хайруллин согласен, что предложения минтранса не вступают в противоречие с региональными ограничениями, поскольку определяют только верхнюю планку скоростного режима. «Меньше можно, больше нельзя, — объясняет он. — А местные власти могут регулировать в этих пределах скорость хоть до 5 км/ч. И это правильно — недавно мы снова в какой-то федеральный антирейтинг по аварийности на самокатах попали. Тут на кону стоит здоровье людей».

Действительно, Татарстан вместе с Санкт-Петербургом и Краснодарским краем за 7 месяцев этого года стал лидером по числу ДТП с детьми на электросамокатах, пишет сегодня ТАСС со ссылкой на данные МВД России. Всего с января по июль в республике было зафиксировано четыре таких происшествия, в каждом из которых пострадал ребенок. В Краснодарском крае и Петербурге — 4 и 6 соответственно.

Именно поэтому лояльные ограничения скорости до 25 км/ч Хайруллин считает потенциально опасными. «Конечно, если все станут следовать верхней планке, на тротуарах ужас что начнется, пешеходы будут как кегли разлетаться, — прогнозирует он. — Мне кажется, они погорячились [устанавливать ограничения] 25 км/ч в зонах, где люди ходят. Конечно, пешеходам все равно придется делить тротуар со средствами индивидуальной мобильности, но надо сильнее ограничивать скорость».

Директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин подчеркивает, что регулирование самокатов — вопрос очень серьезных дискуссий. При этом он уточняет, что после предложений, озвученных минтрансом, в обсуждение вступят разные ведомства, так что не факт, что именно эту редакцию подпишет председатель правительства. «Есть разные точки зрения. Коллеги из минтранса заняли разрешительную позицию, я бы, например, держался более осторожной точки зрения. Во всем мире по данному поводу идут активные дискуссии. Например, английские и шведские коллеги считают, что движение самокатов следует ограничить частными территориями, а также специально оборудованной инфраструктурой парков и стадионов. Сделайте для них танкодром, и пусть они там катаются», — предлагает он.

По мнению Блинкина, самокат с крупным мужчиной на скорости 25 км/ч при столкновении с пешеходом приведет к очень серьезным травмам. «Удвоенная скорость пешехода — 10 км/ч — это еще куда ни шло. 25 — явный перебор! Я придерживаюсь крайне консервативной точки зрения, той же, что и мои европейские коллеги: если самокат пускать по дорогам вместе с автомобилями, он становится очень вероятной жертвой. Если пускать вместе с пешеходами — очень вероятной жертвой становится пешеход. С другой стороны, есть точка зрения коллег из минтранса, что мы все равно никуда не уйдем от развития микромобильности, что она где-то вытеснит даже автомобили. Практика нас рассудит», — рассуждает он.

Но есть и еще одна проблема: как ограничивать скорость частных электросамокатов, характеристики которых позволяют им разгоняться до 100 км/ч. Блинкин напомнил, что было предложение допускать такие самокаты к эксплуатации только после внесения инженерных изменений в конструкцию. «Грубо говоря, приварить болванку, чтобы самокат не мог развивать скорость выше допустимой. Потому что, если мы говорим слово „можно“… На тротуарах никаких детекторов скорости нет, и определить, едет самокат 25 км/ч или 40, невозможно. Администрировать невозможно. Это удивительно жестокая проблема. Вероятно, мы дождемся каких-то очень серьезных столкновений самоката с пешеходом и будем обсуждать все заново», — заключил он.