Стивен Сигал — коллекционер и друг Намдакова. В его частной коллекции есть несколько произведений скульптора, а самого Даши американо-россиянин назвал одним из своих самых любимых людей на земле Стивен Сигал — коллекционер и друг Намдакова. В его частной коллекции есть несколько произведений скульптора, а самого Даши американо-россиянин назвал одним из своих самых любимых людей на Земле

«Даши собирает из воздуха то, что есть между небом и землей»

Многие привыкли слышать имя хорошо известного в Татарстане Даши Намдакова в контексте монументального творчества, но выставка в столичном особняке Российской академии художеств на Пречистенке носит совершенно отличный, камерный характер. К заявленным 16:00 у деревянных дверей стали скапливаться гости, преимущественно действующие члены – корреспонденты РАХ, их семьи, друзья и поклонники Намдакова. Словом, привычная художественная публика.

Но внезапно к дому подъехала черная тонированная иномарка, из которой вышла звезда американских боевиков теперь уже с российским гражданством Стивен Сигал в своем обычном черном восточном кимоно. Голливудская персона пришлась как раз кстати. Одно только появление Сигала у дверей РАХ мгновенно остановило нескольких прохожих и заставило их обратить внимание на афишу выставки. Успеть посмотреть вживую некоторые из небольших работ бурятского скульптора нужно всего за 10 дней. Дальше в залы академии въедут произведения других ее членов-корреспондентов. По словам пресс-службы, выставочные помещения здесь расписаны на много месяцев вперед.

Пока вдохновленная публика старалась протиснуться между объектами, чтобы попробовать разглядеть хотя бы один из них в полной мере, журналисты продолжали атаковать Сигала. «Что он здесь делает?» — слышалось из каждого уголка. Ответ прост. Сигал — коллекционер и друг Намдакова. В его частной коллекции есть несколько произведений скульптора, а самого Даши американо-россиянин назвал одним из своих самых любимых людей на Земле.

«Самое удивительное в данном художнике — это глубокая связь с его местом происхождения, с природой. Он не только художник, но и мистик. Даши собирает из воздуха то, что есть между небом и землей, и создает искусство, которое поражает весь мир», — признался Сигал.

Лучше всего смотреть работы Намдакова в больших открытых пространствах. Темные, маленькие залы РАХ скорее преуменьшают впечатление Лучше всего смотреть работы Намдакова в больших открытых пространствах. Темные, маленькие залы РАХ скорее преуменьшают впечатление

«Я готов найти любое место, чтобы поставить вашу скульптуру в столице»

Конечно, лучше всего смотреть работы Намдакова в больших открытых пространствах. Темные, маленькие залы РАХ скорее преуменьшают впечатление. Особенно для тех, кто впервые видит работы этого автора.

Выставка начинается с парадной лестницы на втором этаже и проходит через два небольших зала. Несмотря на то что заявлена экспозиция как срез основных этапов творчества скульптора, по факту она представляет собой выжимку, разбавленную фоторепродукциями монументальных скульптур и небольшим количеством подлинных работ. В экспозиции представлено несколько предметов станковой пластики: «Воспоминание о будущем» (2001), «Утро» (2006), композиция «Виктория» (2014), анималистические образы серии «Восточный календарь» (2015), одна графическая работа. Есть и небольшой фарфоровый набор, состоящий из бело-золотого чайника и двух чайных чашек. А также бронзовая миниатюра известной композиции «Царская охота» на набережной Енисея в Кызыле, которая принесла Намдакову звание художника года в Италии.

Президент РАХ Зураб Церетели первым поздравил автора с открытием выставки и настоятельно просил поставить какую-либо скульптуру в Москве. «Я готов найти любое место, чтобы установить вашу скульптуру в столице. Такое нельзя прятать. Если можно было бы, я бы „Трансформацию“ выбрал. Но она в Красноярске стоит, к моему сожалению и радости жителей», — сказал Церетели.

Во время церемонии открытия академики посменно подходили к микрофону и сердечно поздравляли своего коллегу с выставкой. Среди них — искусствовед Татьяна Кочемасова, вице-президент РАХ Василий Церетели, скульптор-монументалист Салават Щербаков. А сам виновник торжества тем временем тихонько стоял в сторонке и смущенно принимал лестные поздравления.

Несмотря на то, что заявлена экспозиция как срез основных этапов творчества скульптора, по факту она представляет собой выжимку, разбавленную фоторепродукциями монументальных скульптур и небольшим количеством подлинных работ Несмотря на то что заявлена экспозиция как срез основных этапов творчества скульптора, по факту она представляет собой выжимку, разбавленную фоторепродукциями монументальных скульптур и небольшим количеством подлинных работ

«Хранительница» — это сильное произведение искусства»

«Для меня скульпторы были богами еще тогда, когда я не знал значения этого слова», — наконец промолвил Намдаков. Но больше публике он ничего сказать не смог — художника захлестнули чувства от недавней утраты отца, именно он много лет назад первым вложил инструменты в руки талантливого сына.

Пока гости курсировали между объектами выставки и столом с закусками, под непрерывные взрывы шампанского скульптор без конца принимал поздравления собравшихся, фотографировался и сдержанно благодарил зрителей.

«Конечно, я немного другой для этих стен, — позже признался Намдаков корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Может быть, поэтому после Бурятии я недолго задержался в Москве и уехал сначала в Италию, а потом в Англию. Академия художеств — это довольно консервативная структура, но сегодня состоялось открытие выставки моих монументальных работ, которые представлены в России, и мне подобное очень приятно. Сегодня я стал академиком РАХ. Жаль, что отец этого не видит. Я же сам из небольшой бурятской деревни и стал скульптором только благодаря ему. Он был непрофессиональным художником, но космического уровня и таланта человеком».

Неспокойный Татарстан: скандалы, интриги, расследования…

Конечно же, мы не могли не спросить Намдакова и о его отношениях с Татарстаном. Напомним, что художник является автором чаши «Казан», а также расположенной здесь же, у здания нынешнего ЗАГСа, скульптурной группы «Он и она», в Альметьевске же стоит 7-метровая «Каракуз». Однако мы не забыли и о «Хранительнице», скульптуре крылатого барса, которую так хотел установить в Болгаре Минтимер Шаймиев. Как вы помните, тогда общественность запротестовала из-за возможного появления «языческого» монумента в священном для мусульман месте. Говорят, что «Хранительница» до сих пор в Татарстане и якобы ждет своего часа где-то на складах Акибанка, предправления которого Ильдар Галяутдинов был одним из спонсоров создания скульптуры.

«БИЗНЕС Online» Намдаков сказал, что по-прежнему ждет реакции РТ. «Я очень надеюсь, что мы с Татарстаном все же реализуем данную идею, — говорит он. — „Хранительница“ — это сильное произведение искусства. Оно выставлялось в Лондоне, признано большими художниками, искусствоведами. Возможно, ситуация не созрела, время еще не пришло». Людям надо привыкнуть, с чем-то даже смириться, может, заглянуть дальше своих границ, считает автор монумента. «Но, если Казань откажется от „Хранительницы“, я готов забрать ее и поставить в любом конце света», — признается скульптор.