Инесса Яруллина: «На 30 июня текущего года на площадках электронной торговли присутствуют уже 9582 сейлера из нашей республики. То есть за 6 месяцев больше 6000 татарстанских предпринимателей вывели свою продукцию на маркетплейсы» Инесса Яруллина: «На 30 августа текущего года на площадках электронной торговли присутствуют уже 9 582 сейлера из нашей республики. То есть за 6 месяцев больше 6 тысяч татарстанских предпринимателей вывели свою продукцию на маркетплейсы» Фото: Сергей Елагин

«Приводим на торговые электронные площадки — с нуля и до начала продаж»

— Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» был создан недавно, в конце зимы нынешнего года. Целью было помочь татарстанским предпринимателям выйти в интернет на разные площадки электронной торговли. Как вы сами оцениваете, это удалось?

— На конец 2020 года в Татарстане количество предпринимателей, которые присутствовали на маркетплейсах, было 3 291. С 1 марта 2021 года начал работать наш центр, мы провели обучение для предпринимателей, уже в апреле запустили первый информационный видеомодуль «Марафон — маркетплейс за 30 дней». И на 30 августа текущего года на площадках электронной торговли присутствуют уже 12 573 сейлера из нашей республики. То есть за 8 месяцев более 9 тысяч татарстанских предпринимателей вывели свою продукцию на маркетплейсы.

Если смотреть по нашему центру электронной торговли «Маркетплейс.Легко», мы провели 12 444 консультации — цифры на 30 августа. Количество предпринимателей РТ, которые прослушали наши курсы, — 2 905 человек. И 2 348 предпринимателей непосредственно воспользовались услугами ЦЭТ, причем многих мы провели на торговые электронные площадки с нуля и до начала продаж.

— Есть ли в других регионах России ЦЭТ, подобные вашему?

— Пока не встречали. Есть сервисные компании, есть такие, которые оказывают платные услуги по выводу на маркетплейсы. Наш ЦЭТ, который, напомню, создан при поддержке президента и правительства республики, выводит татарстанских предпринимателей на электронные торговые площадки совершенно бесплатно. К нам приезжали за опытом представители Омска, обращаются сейлеры из других регионов. Но пока все-таки мы стараемся помогать прежде всего татарстанцам. Могу назвать интересную цифру — выручка татарстанских сейлеров за 2020 год на маркетплейсах составила почти 3,6 миллиарда рублей, а на 30 августа 2021-го — 18,51 миллиарда.

Если смотреть по нашему Центру электронной торговли «Маркетплейс.Легко», мы провели 12360 консультаций — цифры на середину августа Если смотреть по нашему центру электронной торговли «Маркетплейс.Легко», мы провели 12 444 консультации — цифры на 30 августа Фото: «БИЗНЕС Online»

— Впечатляет! Кто чаще всего обращается в ЦЭТ, из каких сфер бизнеса?

— В основном производители. А вот что они производят — тут разброс очень большой. Это и одежда, в том числе детская, и обувь, и бытовая химия, и средства для уборки дома…

— Как предприниматели узнают про ЦЭТ?

— Мы сами очень активно рассказываем про свой центр, проводим много учебных мероприятий. Например, на прошлой неделе, в пятницу, проходило обучение предпринимателей в Елабуге и вчера — в Казани на тему «Интернет-торговля как будущее предпринимателей».

— Как вы убеждаете предпринимателей, тем более сельских, что надо осваивать сеть, какие аргументы приводите?

— Обычно мы показываем слайд, который предлагает: посмотри, сколько покупателей в твоем селе или городе. А теперь посмотри, сколько их в твоем регионе. А теперь — сколько их в России. И сколько их во всем мире.

На данный момент в России 94 миллиона пользователей интернета. Из них 53 миллиона — это те, кто что-то покупает в интернете. В течение ближайших трех-четырех лет в России появятся еще 40 миллионов покупателей в интернете. Мы говорим предпринимателям: это ваши потенциальные покупатели, которые могут приобрести вашу продукцию. Которые знают, что в интернете можно купить все! Значит, надо расширять свои рынки сбыта, выходить на новые каналы продаж.

У нас есть еще интересная аналитика. Мы попросили татарстанских сейлеров, которые реализуют свою продукцию через Ozon, посмотреть — а это легко сделать через личный кабинет, — в каких регионах страны у них появились покупатели. Оказалось, в 77 регионах!

Но надо понимать, что рост количества покупателей в сети, как любой рост в экономике, не будет продолжаться вечно. Однако пока на всех маркетплейсах еще можно найти свободные ниши, хотя только на Wildberries уже 170 тысяч сейлеров. И рано или поздно конкуренция между ними усилится. Так что сегодня надо успеть запрыгнуть в вагон уходящего поезда. Чтобы к моменту, когда конкуренция возрастет, ты уже понимал все алгоритмы торговой площадки, понимал, как повысить рейтинг своей карточки. А это приходит только с практикой. Потому мы призываем предпринимателей: не бойтесь, выходите в интернет, размещайтесь на маркетплейсах, заходите в любые каналы электронной торговли. Это может быть свой интернет-магазин или социальные сети с возможностью продавать. Можете это делать сами, можете обращаться к нам. Но наш совет: успейте попасть в сеть до того, как 90 миллионов только российских покупателей из любой точки страны смогут купить ваш товар. Не бойтесь — пока у вас не будет продаж, в маркетплейсах с вас не возьмут ни копейки. Пытайтесь работать на разных площадках, посмотрите, где лучше продается.

«Мы открыли собственный продакшен-центр с профессиональным оборудованием, где проводим предметную и модельную съемки товаров, которые предприниматели хотят выставить в сети» «Мы открыли собственный продакшен-центр с профессиональным оборудованием, где проводим предметную и модельную съемки товаров, которые предприниматели хотят выставить в сети» Фото: Сергей Елагин

Что хочет покупатель?

— Когда предприниматели заходят в интернет, на каких кочках спотыкаются, какие чаще всего совершают ошибки?

— Сейлерам помогают совершить поменьше ошибок и сами маркетплейсы. Они стараются расширить свою «торговую полку», чтобы на ней было представлено максимальное количество товаров. Поэтому электронные площадки стремятся упростить процессы регистрации, модерации, выдачи карточек. Но все равно, когда предприниматель выходит на маркетплейсы самостоятельно, ему порой чуть-чуть не хватает терпения, навыков, чтобы понять те же 15 или больше листов договора оферты, который сейлер подписывает с маркетплейсом. У нас был случай, когда предприниматель во время обучающего марафона, который мы проводили, уже на четвертый день написал, что у него состоялась продажа. Мы удивились: как так? Мы же еще не рассказали, как настроить личный кабинет, логистику, как правильно упаковать товар… На это предприниматель ответил, что личный кабинет создал еще год назад. Но не разобрался с договором оферты и не пошел дальше. А на нашем марафоне понял, что и как, и вот — получил первую продажу.

На самом деле надо просто понять, что хочет маркетплейс. А он хочет то же самое, что и покупатель, не придумывая для продавца каких-то новых требований. Вот что хочет покупатель? Безразмерную полку, качественный товар, скидки. Получить именно то, что увидел на картинке. И чтобы ему это привезли как можно быстрее.

Что касается ошибок, например, порой бывает неправильно сделана карточка товара. Мы помогаем предпринимателям такого избежать. Предупреждаем, что в интернете продается не товар, а картинка. Мы открыли собственный продакшен-центр с профессиональным оборудованием, где проводим предметную и модельную съемки товаров, которые предприниматели хотят выставить в сети. Сейлеру надо знать, что товар, конечно, должен быть привлекательным, но таким, какой он на самом деле. Потому что если на фотографии будет желтая кофточка, а покупателю придет лимонная, он откажется. В нашем продакшен-центре как раз профессионально делают очень красивый и качественный контент для размещения на маркетплейсах.

— С какими маркетплейсами сотрудничает ЦЭТ?

— При нашем центре создан экспертный совет, там представители разных маркетплейсов. Они нам очень помогают. Мы можем обратиться к ним за консультацией, за помощью. Мы оперативно получаем информацию об изменениях в договоре и сразу доводим до наших предпринимателей.

— На каких электронных площадках сегодня больше всего татарстанских предпринимателей?

— Поскольку Wildberries является одним из самых больших российских маркетплейсов, там и больше всего наших сейлеров. К тому же он работает с самозанятыми.

— Наша газета рассказывала про ваш информационный марафон. А какие еще интересные мероприятия на счету ЦЭТ?

— Мы сейчас готовим новый обучающий модуль совместно с бизнес-школой «Айвенго». Это тоже будет интернет-марафон, где основной акцент сделаем на Ozon, но расскажем и о других маркетплейсах. Если же после просмотра у предпринимателей останутся какие-то вопросы, обязательно ответим на них. Постараемся, чтобы переход из офлайна в онлайн для татарстанских предпринимателей прошел как можно мягче. Мы относимся к ним со всей душой, у нас самые теплые и дружеские отношения.

Фарид Абдулганиев: «Наша главная задача — создать для татарстанских предпринимателей комфортные условия для выхода на быстрорастущий рынок электронной торговли, который становится одним из основных рынков сбыта» Фарид Абдулганиев: «Наша главная задача — создать для татарстанских предпринимателей комфортные условия для выхода на быстрорастущий рынок электронной торговли, который становится одним из основных рынков сбыта» Фото предоставлено ЦЭТ «Маркетплейс.Легко»

«Главное — не упустить время и успеть воспользоваться благоприятной ситуацией»

Фарид Абдулганиев — помощник президента РТ, уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Правительство Республики Татарстан прилагает большие усилия по формированию инфраструктуры логистических центров, привлечению в республику ведущих российских и мировых маркетплейсов, обучению работе с ними. Наша главная задача — создать для татарстанских предпринимателей комфортные условия для выхода на быстрорастущий рынок электронной торговли, который становится одним из основных рынков сбыта. А ведь именно сбыт является главным фактором успеха любого бизнеса. Бесплатные выездные учебно-практические мероприятия, которые проводятся специалистами центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко» в различных муниципальных районах Татарстана, оказались очень востребованы среди предпринимателей, которые начинают понимать, какие конкурентные преимущества им дает электронная торговля. Главное — не упустить время и успеть воспользоваться благоприятной ситуацией.

Адель Абязов: «Благодаря своему менеджеру из ЦЭТ очень быстро разместил свой бренд «Чистая польза» уже на трех площадках: Яндекс.Маркет, Яндекс.Экспресс и OZON. А сейчас с помощью ЦЭТ выхожу на Валберис» Адель Абязов: «Благодаря своему менеджеру из ЦЭТ очень быстро разместил свой бренд «Чистая польза» уже на трех площадках: «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Экспресс» и Ozon. А сейчас с помощью ЦЭТ выхожу на Wildberries» Фото: Сергей Елагин

«Работу менеджера ЦЭТ оцениваю на 5 с плюсом!»

О своем сотрудничестве с ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» и успехах в освоении электронных торговых площадок рассказал казанский предприниматель Адель Абязов:

— Я начинающий предприниматель, специализируюсь на продаже экологичной бытовой химии на основе растительных компонентов. У меня своя торговая точка, ей уже 9 месяцев. Про ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» узнал в интернете, зашел на сайт. Меня очень заинтересовало, что ЦЭТ помогает выйти на электронные торговые площадки. Оставил заявку на звонок, и уже на следующий день мне позвонили. Благодаря своему менеджеру из ЦЭТ очень быстро разместил свой бренд «Чистая польза» уже на трех площадках: «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Экспресс» и Ozon. А сейчас с помощью ЦЭТ выхожу на Wildberries. У меня уже есть покупатели в интернете, и не только из Татарстана, но и, например, из Уфы, из других регионов. Работу менеджера ЦЭТ оцениванию на 5 с плюсом! В планах — сделать контент для нового товара в продакшен-центре ЦЭТ, выложиться на все возможные площадки, увеличить продажу и нарастить клиентскую базу.