На этой неделе «Ак Барс» стартовал в новом сезоне КХЛ и удивил болельщиков отсутствием группы поддержки на «Татнефть Арене». История оказалась громкой, вопрос быстро перешел в этическо-моральную плоскость и вызвал много споров в интернете. Сторонники клубной политики указывают, что девушки в откровенных нарядах мешают семейному походу на хоккей. Противники же напоминают, что для девушек это такая же работа, как для хоккеистов, а сексуальный подтекст при желании можно найти везде. Мнение сторон выслушала спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
Неожиданный резонанс на этой неделе вызвал отказ «Ак Барса» от выступлений группы поддержки на домашних матчах команды
«Чья жена написала жалобу?»
Неожиданный резонанс на этой неделе вызвал отказ «Ак Барса» от выступлений группы поддержки на домашних матчах команды. Первым о решении клуба сообщил журналист Павел Лысенков. Ему в интервью для «Матч ТВ» лидер группы Bars Angels Ригина Бариева рассказала, что клуб якобы опасался реакции жен болельщиков и детей на девушек и потому отказался от чирлидеров. После этого о ситуации часто написали многие СМИ, даже американский таблоид New York Post. В телеграм-каналах высказывались версии, что запрет на чирлидеров был введен во всей КХЛ, но это оказалось неправдой. «Это было решение клуба (…) У нас в регламенте нет условий, что клуб должен иметь группу поддержки», — прокомментировал президент КХЛ Алексей Морозов. Из его заявления было понятно, что позиция у лиги по вопросу целиком и полностью нейтральная.
Наконец, скандал дошел до самой команды. «Не знаю, кому они мешали, — сказал на пресс-конференции после матча с „Йокеритом“ (3:0) нападающий „Ак Барса“ Артем Лукоянов. — Я думаю, наоборот, они только украшали матчи. Это все равно зрелище. Народ приходит, это весело. Это же работа на публику. Чья жена написала жалобу? Кого там уводили из семьи? Всю жизнь они были. Это, наверное, какой-то новый ход? Я всей сути не знаю и не понимаю, откуда это пошло. Мы тоже были удивлены. Но раз так, значит, неиграющий состав у нас будет танцевать вместо группы поддержки».
Алексей Морозов: «Это было решение клуба (…) У нас в регламенте нет условий, что клуб должен иметь группу поддержки»
О решении клуба девушки (их в группе 20) узнали утром 10 августа. Многолетний руководитель группы Бариева к тому моменту уже работала в Москве, но рассчитывала, что ее коллеги в Казани продолжат выступать на хоккейных матчах. Однако у «Ак Барса» были другие планы. «Почему клуб принял такое решение, известно только клубу, — говорится в заявлении Bars Angels, которое чирлидеры подготовили нашему изданию. — Мы все знаем только со слов нашего руководителя. На наш взгляд, здесь очень много невзаимосвязанных причин. Основные — это уклон в сторону семейных ценностей, концентрация внимания только на игре хоккеистов и освобождение для болельщиков трибуны, где располагается сцена».
«Ак Барс» теперь без поддержки Bars Angels
«Ак Барс» уверен, что наметит тренд в хоккее
Как нам пояснил источник в клубе, отказ от группы поддержки вызван вопросами не конкретно к Bars Angels, а в целом к формату выступлений чирлидеров на хоккее. Последние два года «Ак Барс» раздумывал над тем, как лучше всего использовать их в клубных акциях, но никаких прорывных идей за это время найдено не было. Вместо того чтобы идти по протоптанной дороге, клуб решил стать первопроходцем в КХЛ. В «Ак Барсе» есть уверенность, что в обозримом будущем — в течение трех-пяти лет — к такой же мысли придут в других клубах, а болельщиков, которым было принципиально посмотреть на девушек, не так много.
Аргументы, которые перечислены в заявлении Bars Angels выше (семейные ценности, внимание на хоккей, места вместо сцены), могли высказываться, но не играли ключевой роли. Уклон на семейные ценности, даже если имел место быть, не мешал клубу выступать на грани фола в «Ак Барс Шоу». В будущем он действительно планирует несколько акций, нацеленных на то, чтобы больше рассказать болельщику о хоккее, но пока концепция только разрабатывается и далека от реализации. А вопрос сцены сильно преувеличен: если ее разобрать и организовать здесь трибуну, появится 70–80 новых мест, что не так критично для 8-тысячной «Татнефть Арены».
Группа поддержки выступает в Казани еще с 1998 года и за 23 года стала важным атрибутом похода на хоккей
При этом в «Ак Барсе» определенно недооценили общественную реакцию. Группа поддержки выступает в Казани еще с 1998 года и за 23 года стала важным атрибутом похода на хоккей. Так что публике стоило объяснить решение клуба — или же отказаться от группы поддержки не так резко, а поэтапно, сохранив ее частично в этом сезоне. В то же время нельзя проигнорировать тот факт, что резонанс вокруг темы поднялся почти через месяц после отказа. За это время «Ак Барс» успел провести на «Татнефть Арене» предсезонный турнир «ТАНЕКО Кубок чемпионов». Гневных комментариев из-за отсутствия чирлидеров в клубных соцсетях замечено не было. Петицию на Change.org с требованием вернуть девушек на матчи подписали к этому моменту чуть больше 500 человек.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в Bars Angels, девушки готовы вернуться на матчи, если «Ак Барс» изменит свою позицию. «Мы не злимся и не обижаемся — и хотим вернуться, — говорится в заявлении. — Мы такие же болельщики, только болеем за команду со сцены. Мы не отвлекаем, а вдохновляем. Мы проделываем огромную работу на тренировках, не жалея сил и времени, и выкладываемся на сцене только для того, чтобы зрителю было приятно смотреть на нас. Мы видим всю любовь и поддержку болельщиков в соцсетях, чему безмерно благодарны. На наш взгляд, признание болельщиков — лучшее доказательство, что группа поддержки должна быть на матчах».
Говорить, что «Ак Барс» оставил девушек без средств к существованию, некорректно. Группа поддержки выступала по 30–40 раз за год во время домашних матчей, и у всех девушек была основная работа (к чему в клубе относились с полным пониманием).
Говорить, что «Ак Барс» оставил девушек без средств к существованию, некорректно. Группа поддержки выступала по 30–40 раз за год во время домашних матчей, и у всех девушек была основная работа (к чему в клубе относились с полным пониманием)
Мнение за: «Кому нужны полуголые женщины, найдет другие места»
Ситуация ожидаемо вызвала много споров в интернете, причем позиции сильны у обеих стороны. В мировом опыте можно найти аргументы как за, так и против. С одной стороны, в НХЛ повсеместно прибегают к услугам чирлидеров; с другой — в «Формуле-1» отказались от них еще с 2018 года. Нормы новой этики также не могут выявить победителя. С одной стороны, девушки имеют право выступать на матчах, потому что для них это работа, требующая особой подготовки; с другой — сам формат выступлений подразумевает их объективизацию, а привлекает только мужскую аудиторию, да и то не всю.
Мы обратились к экспертам как с одной, так и с другой стороны. Поддержал «Ак Барс» известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. По его мнению, в этой ситуации важно, что клуб принял решение самостоятельно — без давления каких-либо конфессиональных или религиозных групп.
Рустам Батыр: «Допустим, когда мусульмане требуют, чтобы под них подстраивались, — это нехорошо. Нельзя общество ломать под свои ценности»
«Я лично приветствую такие инициативы. Семейные ценности и так быстро разрушаются под гнетом мировой пропаганды. И когда находятся структуры, которые их поддерживают, мне кажется, это правильно. Допустим, когда мусульмане требуют, чтобы под них подстраивались, — это нехорошо. Нельзя общество ломать под свои ценности. Наше достижение в том, что мы разные и мы живем вместе в одном городе. Поэтому когда какая-то конфессиональная или этическая группа начинает всех под себя подминать — это нехорошо. Но когда кто-то делает шаг навстречу другим — это здорово. Когда сами владельцы бизнесов или каких-то компаний учитывают общественное мнение и подстраивают себя сами под запросы семейных людей — это правильно. Это красивый жест. Их же никто не заставлял. Если бы заставляли, я бы, наоборот, по-другому говорил. Любое принуждение плохо, какими бы благими намерениями оно ни оправдывалось», — подчеркнул собеседник.
По мнению Батыра, в выступлениях группы поддержки так или иначе присутствует эротический импульс, что может помешать семейному походу на хоккей. «Когда ты ориентируешься только на брутальных мужчин, то лишь один сегмент охватываешь. А когда на всю семью настраиваешь свой продукт, то потенциально больше можешь захватить людей. Какой смысл в эротизме? Возможно, кто постоянно ходит на эти матчи, тому подобное уже приелось. И они как фон это воспринимают. Но изначальный импульс все равно же такой эротический. Явно это несовместимо с детским мировосприятием. Многие просто это воспринимают как некую субкультуру. Но если начать раскапывать, то первоначальный замысел — это привлечь мужчин. Это же не только клубы предпринимают. Смотришь рекламу металлоконструкций — там тоже голые женщины на фоне железных труб. Это несовместимо с семьей. Как дети должны это смотреть?»
Агрессивный маркетинг, связанный с сексуальностью, с низменными потребностями, Батыр считает переоцененным. «Яркий пример тому — „Макдоналдс“. Многие предприятия общепита считают, что без алкогольной продукции на рынке выжить невозможно. А „Макдоналдс“ — абсолютно семейное предприятие, где нет никакого алкоголя. Тем не менее это самая успешная компания в мире. Люди во всем мире приходят и потребляют их продукт. Возвращаясь к „Ак Барсу“, все понимают, что тот, кому нужен спорт, тот придет ради спорта, а кому нужны полуголые женщины, тот найдет другие места для таких вещей».
«Люди приходят смотреть не только на результаты команды. Им хочется увидеть предматчевое шоу, посмотреть, как чирлидеры в красивых нарядах танцуют, полностью впитать эту атмосферу. Все это шоу. Понятно, что сам хоккей важен. Но просто спорт не будет настолько интересен без всего околохоккейного»
Мнение против: «За кого принимают девушек? Это проститутки, что ли?»
Бывшая ice-girl «Салавата Юлаева» Ульяна Тригубчак, напротив, не одобряет решение «Ак Барса». По ее словам, тем, кому неловко на хоккее из-за девушек из группы поддержки, стоит смотреть матчи дома по телевизору.
«Абсолютно не понимаю такого, — сказала Тригубчак. — Если кому-то неловко, пусть не смотрит. Пусть дома сидят, наденут на своих жен паранджу и никуда не выходят. Очень плохо, что до соседней республики доходит какая-то ползучая революция. Они же („Ак Барс” — прим. ред.) сами таким образом сексуально объективизируют этих девушек. Не надо так к ним относиться. Это их работа, они занимаются этим профессионально. Тогда нужно запретить и пляжи, и бассейны, где девушки могут появиться вдруг в купальниках. Кто-то увидит, не дай бог, голое красивое тело и обидится на это».
Ульяна Тригубчак: «Если кому-то неловко, пусть не смотрит. Пусть дома сидят, наденут на своих жен паранджу и никуда не выходят»
Тригубчак считает, что другие клубы КХЛ не последуют примеру «Ак Барса». При этом нужно уточнить, что «Салават Юлаев» в свое время частично отказался от выступлений групп поддержки, оставив девушек только на лестничных пролетах. Сама Тригубчак уже не выступает на матчах в Уфе. «Сейчас в КХЛ чирлидеры есть во всех клубах, — подчеркнула она. — Очень странно, что „Ак Барс“ становится первым, кто избавляется от девушек. Мне кажется, тенденция не будет распространяться на другие клубы. Это уже устоявшаяся культура».
Тригубчак уверена, что людям хочется смотреть на матчах не только на хоккеистов. «Люди приходят смотреть не только на результаты команды. Им хочется увидеть предматчевое шоу, посмотреть, как чирлидеры в красивых нарядах танцуют, полностью впитать эту атмосферу. Все это шоу. Понятно, что сам хоккей важен. Но просто спорт не будет настолько интересен без всего околохоккейного», — считает она.
Отношение к девушкам из группы поддержки Тригубчак не понимает. «За кого их вообще считают и принимают? Это какие-то проститутки, что ли? Они могут как-то разрушить семьи? Девушки этому обучаются, это отдельный труд, а не просто какое-то развлекалово. Честно, получается какой-то абсурд».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 185
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.