Сергей Когогин: «Я могу сказать, что автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварийные ситуации, чем автомобиль под управлением человека. Но тем не менее, возникает вопрос: кто виноват? Если водитель сидел за рулем и что-то произошло, то виноват тот, кто нарушил правила дорожного движения, приведшие к аварийной ситуации. В случае, если водителя нет, что делать?» Сергей Когогин: «Я могу сказать, что автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварийные ситуации, чем автомобиль под управлением человека. Но тем не менее возникает вопрос: кто виноват? Если водитель сидел за рулем и что-то произошло, то виноват тот, кто нарушил правила дорожного движения, приведшие к аварийной ситуации. В случае, если водителя нет, что делать?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Когогин: технически реализовать автомобиль без водителя несложно

Свое выступление на марафоне Сергей Когогин начал с краткого экскурса в историю челнинского завода, отметив, что к 8 утра сегодняшнего дня КАМАЗ уже выпустил 2 775 631 автомобиль. Сейчас происходит серьезный скачок в эволюции автомобилей, отметил руководитель завода. «Машины меняются не в отдельных элементах, а как комплексная система. Эксперты называются четыре тренда, которые определяют будущий облик автомобиля, — автономизация, электродвижение, энергоэффективность и подключенность», — указал он.

Первое и самое важное изменение — появление беспилотных автомобилей. Сегодня производители выделяют несколько степеней автономности машин. «Первый уровень — работать за рулем автомобиля без ног. Второй — без рук и ног, когда человек должен держать руки на рулевом колесе, но в то же время у него достаточно свободы действий: он может отвлекаться. Третий — без рук, ног и головы, когда человек уже может в период управления автомобилем отвлечься на посторонние предметы. <…> Четвертый уровень — без рук, ног и головы, водителю уже можно покидать рабочее место. Пятый уровень — когда человека в кабине нет вообще», — объяснил Когогин. Он заметил, что технически реализовать последний уровень несложно — вопрос скорее в готовности общества к таким новациям. Именно автомобили пятого уровня, по словам руководителя завода, уже сейчас интересны владельцам коммерческого транспорта, ведь можно будет экономить на заработной плате человека, а использовать транспорт можно 24 часа в сутки. 

КАМАЗ и «Газпром-нефть» провели ряд испытаний с беспилотниками в Тюменской области, где нет законодательных ограничений. «Автомобиль-лидер выполнял движения, а еще три машины в колонне делали все то же, что и он», — рассказал Когогин. Он отметил, что наличие ведущей машины хоть и не дает возможности говорить о полной автономности, но уже показывает прямую экономическую отдачу: в условиях Крайнего Севера можно сократить количество водителей либо использовать людей невысокой квалификации для выполнения сложных работ.

Проект «КАМАЗа» — карьерный самосвал «Геркулес» Проект КАМАЗа — карьерный самосвал «Геркулес» Фото: president.tatarstan.ru

«Если внутри завода роботизированная тележка стала обычным явлением, почему она не может выйти на дороги?»

«Для меня вопрос: если сегодня внутри производства в цехах роботизированные тележки стали обыденным явлением, то почему та же самая тележка не может выйти на дороги?» — спросил Когогин, рассказывая об использовании беспилотников на КАМАЗе.

По его словам, уже сегодня автономный транспорт можно применять при добыче полезных ископаемых в карьерах, где работа людей сопряжена с опасностью. Машины на таких площадках будут ориентироваться по «вшитым» высокоточным картам, пояснил гендиректор. Проект КАМАЗа в этой части показывает свою эффективность, напомнил Когогин про новую разработку — карьерный самосвал «Геркулес». «Мы, наверное, к 2025–2026 годам выйдем на автомобили, где в кабинах будет отсутствовать человек», — поделился планами спикер.

К 2025 году на гибридные и электрические грузовики и автобусы будет приходиться до 40% продаж в этих сегментах на развитых рынках, спрогнозировал Когогин.

«Самая важная статья расходов для транспортных компаний — топливо. Для автопарка в 100 единиц каждые 10 процентов экономии дадут до 50 миллионов рублей выгоды. Эффективное вождение может позволить сэкономить эти 10 процентов и даже больше. Система подключенного автомобиля может позволить оценить, какие слабые стороны водителю надо улучшить, чтобы снизить расход», — описывал Когогин прекрасное будущее с беспилотниками, которые подключат к интернету.

«Автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварии»

После окончания лекции перешли к вопросам. Ведущая обратила внимание на то, что некоторые опасаются беспилотного транспорта: «Что нужно делать, чтобы люди меняли свое отношение?» Когогин подчеркнул, что автопроизводители сегодня не видят «больших технологических проблем» в том, чтобы вывести беспилотный транспорт на улицы, решения уже есть. Однако существует и моральный аспект, не проработана нормативная база.

«Я могу сказать, что автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварийные ситуации, чем автомобиль под управлением человека. Но тем не менее возникает вопрос: кто виноват? Если водитель сидел за рулем и что-то произошло, то виноват тот, кто нарушил правила дорожного движения, приведшие к аварийной ситуации. В случае, если водителя нет, что делать?» — задался вопросом Когогин.

По мнению гендиректора КАМАЗа, законодательство рано или поздно усовершенствуют и придут к тому, что в случае аварии с беспилотником ответственность в первую очередь несет производитель автомобиля. И это является сдерживающим фактором для развития беспилотников в ближайшее десятилетие. Однако на закрытых территориях такой проблемы не будет, подчеркнул спикер.

Когогин считает, что после 2030 года на улицах могут появиться автомобили четвертого уровня автономности, когда человек сидит в кабине и практически не выполняет никаких функций. Однако в случае с коммерческим транспортом такой вариант нецелесообразен, там нужно избавляться от присутствия оператора в кабине.

Сейчас один из электробусов «КАМАЗа» тестируют в Казани Сейчас один из электробусов КАМАЗа тестируют в Казани Фото: president.tatarstan.ru

«Для нашей страны водород станет ключевым элементом. Протянуть электрические сети — вопрос крайне сложный»

Когогин выразил надежду на то, что в следующем году электробусы, которые активно закупает Москва, появятся еще в нескольких пилотных городах. Впрочем, руководитель предприятия не уточнил, о каких городах идет речь. Заметим, сейчас один из электробусов КАМАЗа тестируют в Казани и пока что отзывы о соотношении цены и качества не в пользу новинки.

Как выяснилось, челнинский автогигант завершил создание первых автобуса и грузового автомобиля на водородном топливе. Транспортные средства впервые покажут на международной выставке коммерческого транспорта Comtrans 2021, которая пройдет с 7 по 11 сентября в Москве, пообещал Когогин. «Я много интересовался этой темой [транспорта на водороде], мы исследования проводили и пришли к мнению, что для нашей страны водород станет, в принципе, ключевым элементом. Потому что протянуть такое количество электрических сетей на больших просторах нашей страны — вопрос, конечно, крайне сложный. Это потребует колоссальных инвестиций в создание инфраструктуры. Это даже не тема транспорта, а вопрос создания инфраструктуры для электрических автомобилей», — отметил спикер.

«Инвестиции сегодня в эту область и автомобильные производители, и разработчики компонентов делают огромные. Со временем себестоимость и водорода, и элементов автомобилей будет снижаться, они смогут конкурировать с обычными машинами», — заглянул в будущее гендиректор КАМАЗа.

Зрители во время лекции приняли участие в опросе: «Готовы ли вы стать пассажиром беспилотного транспорта?». 81,8% участников ответили утвердительно, еще 18,2% не определились. «Это мне очень нравится, — с улыбкой отреагировал на результаты Когогин. — Я рад таким результатам. Самое главное, никто не сказал нет. Те, кто сомневается, наверное, просто любят водить машину».