Марат Галиев: «Важно, чтобы госкомитет РТ по тарифам на законодательном уровне предложил рассмотреть возможность введения государственного регулирования тарифов на вывоз ЖБО для всех юридических лиц» Марат Галиев: «Важно, чтобы госкомитет РТ по тарифам на законодательном уровне предложил рассмотреть возможность введения государственного регулирования тарифов на вывоз ЖБО для всех юридических лиц» Фото: «БИЗНЕС Online»

Взлет тарифов ассенизаторов: что произошло?

Скандал с запашком всплыл в Казани в начале июня этого года. Жители частного сектора стали жаловаться: ценник на откачку жидких бытовых отходов подскочил в 2 раза. Частные компании, в свою очередь, объяснили повышение дополнительными расходами.

Согласно новой расчетной системе, «Водоканал» стал взимать с ассенизаторов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ так, как того требовало постановление правительства России. Прием кубометра жидких бытовых отходов (ЖБО) подскочил в цене в 3,5 раза. И ассенизаторы, само собой, зашили эти траты в новый подросший ценник за откачку.

ЖБО образуются в частных и других домохозяйствах, не подключенных к центральной системе водоотведения. Это сточные воды из канализации и ванной, фекальные массы, отработанная вода от посудомоечных и стиральных машин.

Скопление жидких отходов — это и вред для экологии, и опасность для человека. ЖБО — источник неприятных запахов, распространения инфекционных заболеваний и скопления вредных газов.

К слову, нехватка сливных станций в Татарстане — это еще одна серьезная проблема. Сейчас на всю республику всего 21 станция.

Что стало триггером этой ситуации? До 1 января 2021-го данная сфера регулировались «Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов». А потом вступило в силу постановление правительства России от 11 июля 2020 года, признавшее предыдущие правила утратившими силу. И с начала этого года госкомитет РТ по тарифам перестал осуществлять государственное регулирование определения стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.

Фактически сфера ценообразования на рынке вывоза канализационных стоков частных домов была пущена на самотек. Во всех смыслах.

Согласно новой расчетной системе, «Водоканал» стал взимать с ассенизаторов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ так, как того требовало постановление правительства России «Согласно новой расчетной системе, «Водоканал» стал взимать с ассенизаторов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ так, как того требовало постановление правительства России» Фото: «БИЗНЕС Online»

Из 2,4 млн кубометров содержимого выгребных ям до очистных доезжает лишь 13%

Количество выявленных в Татарстане незаконных свалок жидких отходов, согласно официальной информации, снижается (в 2019-м было найдено 42 нарушения, в этом году пока 11). Однако экологи регулярно фиксируют несанкционированные сливы ЖБО в овраги, канавы, на поля и в лесопосадки. Рынок откачки с индивидуальных домов — частный. Государство такие услуги населению не предоставляет.

Инсайдер-ассенизатор: «В сезон в Казани мы и 100 тысяч зарабатываем!»

Простая арифметика: по данным ГКУ «Главное управление инженерных сетей РТ» и министерства экологии и природных ресурсов РТ, каждый год в Татарстане образуется порядка 2,4 млн кубометров жидких отходов. А теперь посмотрим, сколько из них доезжает до очистных. Всего 312 тыс. кубометров! Это только 13% от общего количества отходов (официальные данные согласно территориальной схеме). Резонный вопрос: где все остальное?

Бо́льшая часть всех жидких отходов в Татарстане — свыше 2 млн кубометров — остается неучтенной. Само собой, они не испаряются, а незаконно сливаются на открытый ландшафт местности. Ущерб от незаконного сброса только одной ассенизационной машины на 10 кубов достигает 1 млн рублей. Это по тем же официальным данным минэкологии. А ежегодный ущерб от всего объема жидких отходов, поступающих в окружающую среду, оценивается приблизительно в 1,38 млрд рублей! Выходит, ассенизаторы повысили ценник на откачку, сославшись на повышение тарифа «Водоканала», но при этом сами львиную долю жидких отходов все равно сливают в кусты?

Как усовершенствовать систему учета и контроля по обращению с жидкими бытовыми отходами в Татарстане? Важно, чтобы госкомитет РТ по тарифам на законодательном уровне предложил рассмотреть возможность введения государственного регулирования тарифов на вывоз ЖБО для всех юридических лиц.

Помимо канализационных стоков, злободневной проблемой являются и отходы животноводства. В Татарстане каждый год образуется около 6 млн т навоза и птичьего помета «Помимо канализационных стоков, злободневной проблемой являются и отходы животноводства. В Татарстане каждый год образуется около 6 миллионов тонн навоза и птичьего помета» Фото: «БИЗНЕС Online»

Навоз и птичий помет: да, это удобрение, но…

Помимо канализационных стоков, злободневной проблемой являются и отходы животноводства. В Татарстане каждый год образуется около 6 млн т навоза и птичьего помета. Как правило, эти отходы попадают на земли сельскохозяйственного назначения в качестве органических удобрений. Но, прежде чем попасть на поля, отходы должны отлежаться. И тут возникает проблема.

Рустам Минниханов о лицензии на навоз: «Поражаюсь, какие глупости в стране принимаются»

Типовые навозо-пометохранилища республики вмещают в себя лишь около 1 млн т в год. Это только 17% от общего объема образования навоза и помета. На весь Татарстан есть лишь 166 типовых мест временного хранения навоза животных и помета птиц. Чтобы решить эту проблему, нужно создать в республике единого регионального экологического оператора по обращению с жидкими бытовыми отходами и отходами животноводства. Для их учета необходима информационная автоматизированная система (ИАС).

Система позволит мониторить движение жидких бытовых отходов и отходов животноводства на территории РТ: от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения. Заявки на вывоз будут приниматься через единую диспетчерскую службу. Система станет выявлять правонарушения и передавать информацию о них контрольно-надзорным органам. ИАС выстроит оптимальную логистику, аналитику и отслеживание движения отходов в режиме реального времени.

В конечном счете это позволит обеспечить планирование и оптимизацию маршрутов вывоза отходов, формирование маршрутных заданий, взаимодействие с заказчиками, учет и согласование выполненных работ, централизованное управление заказами на вывоз отходов, онлайн-мониторинг за вывозом отходов (по данным ГЛОНАСС/GPS-навигации).

Как итог рынок отходов в Татарстане должен стать максимально прозрачным.

Марат Галиев