Рустам Батыр: «А насколько вообще подобная самоизоляция мусульман от общества соответствует принципам ислама и интересам уммы? Мне представляется, что не совсем» Рустам Батыр: «А насколько вообще подобная самоизоляция мусульман от общества соответствует принципам ислама и интересам уммы? Мне представляется, что не совсем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Москва потихоньку превращается в Москвабад»

«Москва потихоньку превращается в Москвабад. По Новорижскому шоссе продаются участки в поселке „для правоверных мусульман“. Поселок называется „джамаат Аминовка“ и прикидывается экопоселением. Туда уже съезжаются мусульмане из разных стран. Поселок большой — 83 гектара. Но продают участки только мусульманам. Решение о продаже принимает специальный наблюдательный совет. Он же устанавливает и правила проживания. Ношение шорт, маек, употребление алкоголя и „свиноводство“ в поселке запрещены». 

Такого рода сообщения взорвали интернет в начале недели. Паблики в соцсетях, телеграм-каналы и интернет-СМИ наперебой трубят о новом строительном объекте, словно случилось нечто грандиозное. А комментарии рядовых пользователей вообще страшно читать: «Террористы, боевики, радикалы, ваххабиты…»

Проект пригородного поселка Аминовка действительно существует. По данным на официальном сайте поселения, он находится на северо-западе Московской области, в Шаховском городском округе в 140 км от МКАД. Управляет им, согласно тому же сайту, ассоциация «Некоммерческое партнерство по обеспечению функционирования экопоселения Аминовка». Автором инициативы и организатором строительства стала бизнесвумен и блогер Амина Шабанова, которая создает в России мусульманские наряды для женщин под брендом Irada. По информации некоторых телеграм-каналов, одним из инвесторов проекта якобы выступает первый заместитель главы совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Проект находится лишь на начальной стадии реализации. Судя по материалам с его официального сайта и «Инстаграма», пока в Аминовке можно увидеть лишь голое поле, пикники энтузиастов, ну и большие планы, оформленные в 3D-картинках. Планы эти и в самом деле грандиозны: строительство на территории поселка школы, детского сада, тренажерного зала, фермерского магазина, дома для джума, административного здания, небольшого отеля. Но пока, как уверяют нас, лишь проведено электричество по границе поселения, начато межевание между участками и прокладка дорог.

Официально проект не позиционируется как мусульманский. Устав партнерства оговаривает, что его членом могут быть все, кто достиг совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства «Официально проект не позиционируется как мусульманский. Устав партнерства оговаривает, что его членом могут быть все, кто достиг совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Что они сделают с геями, которые забредут на их территорию?                  

Официально проект не позиционируется как мусульманский. Устав партнерства оговаривает, что его членом могут быть все, кто достиг совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства, не оговаривая при этом их конфессиональной принадлежности.

Вместе с тем отдельные пункты устава указывают, что жителям поселка все-таки придется жить по шариату или близко к тому. Так, жители Аминовки и «иные лица, находящиеся на территории экопоселения, обязаны соблюдать следующий дресс-код. Мужской пол от 12 лет: закрытый торс, при ношении шорт — длина ниже колена. Женский пол от 12 лет: непрозрачная и не обтягивающая одежда длиной ниже колена, закрытое декольте» (п. 11.2). Также: «На всей территории экопоселения полностью запрещено курение, употребление наркотиков, алкогольной продукции и других одурманивающих веществ (в том числе распространение и изготовление); ненормативная лексика и ругань; свиноводство; громкая музыка» (п. 11.7). Еще один момент: «Общим собранием членов партнерства могут быть утверждены дополнительные правила, также обязательные для исполнения» (п. 11.8). Какие? Аллах знает лучше.

Любопытен и такой момент. Устав отдельно оговаривает: «На территорию экопоселения НП Аминовка и в члены партнерства не допускаются представители нетрадиционной сексуальной ориентации» (п.11.1). Правда, вопрос, каким образом будут выявляться представители ЛГБТ-сообщества и кто именно станет заниматься их распознаванием, устав оставляет без ответа. Кстати, данный пункт, насколько я понимаю, грубо нарушает российское законодательство, которое не допускает ограничения прав граждан (в данном случае на перемещение по территории страны) на основании их сексуальной ориентации. Интересно, а как аминовцы вообще планируют исполнять этот пункт своего устава? Что они сделают с геями, которые забредут на их территорию? Неужто для таких целей создадут шариатский патруль и особые силовые подразделения?

Впрочем, кара в отношении нарушителей все же предусмотрена. Член партнерства, который систематически и/или грубо нарушает «требования учредительных документов партнерства, внутренних правил партнерства, решений общего собрания членов партнерства или наблюдательного совета партнерства», подлежит исключению (п. 7.5). Более того, человека могут вышвырнуть из партнерства уже только за то, что нарушения допустили «члены его семьи, друзья, знакомые, сотрудники, дизайнеры, строители, архитекторы и другие лица, связанные с ним или его участком» (п. 7.8.). Бесстыдник, который водит знакомство не с тем, с кем надо, должен, согласно уставу, в течение четырех месяцев продать свой коттедж и валить к чертовой бабушке. В общем, юристам и уполномоченным по правам человека тут есть на что обратить внимание.

Зацикленность на личном спасении — это не что иное, как духовный эгоизм и религиозный нарциссизм

Несмотря на юридические шероховатости формулировок устава, само стремление людей жить среди своих нельзя считать криминальным. Оно характерно не только для мусульман, но и для представителей других религий и в целом для адептов различных этических учений.

В интернете много информации, например, о православных экопоселениях. «Среди православных людей давно витает идея создания неких сообществ, объединяющих верующих людей. Это жажда вырваться из асфальтированных пустынь — пыльных городов, на землю в собственный дом, где есть возможность заняться натуральным хозяйством, а самое главное — собственной душой. Православное поселение — это мечта о тихом благословенном месте в деревне, где неподалеку высится златоглавый храм. Спасово — воплощение этой мечты в реальность», — зазывают единомышленников организаторы православного поселения Спасово в Калужской области. Существует даже отдельная карта России, где помечены такого рода проекты. 

Люди, безусловно, имеют право организовывать сообщества единомышленников и жить там, где им заблагорассудиться. Поэтому все разговоры о том, что в Аминовке априори собираются исламские боевики, — всего лишь проявление исламофобии. По крайней мере, никто из хейтеров никаких доказательств противоправной деятельности членов упомянутого партнерства так и не предоставил.

Вопрос в другом. А насколько вообще подобная самоизоляция мусульман от общества соответствует принципам ислама и интересам уммы? Мне представляется, что не совсем.

Ни Пророк, ни его сподвижники, ни первые поколения мусульман никогда не отгораживались от реального мира и не искали тепличных условий для своей веры. Напротив, они шли в гущу событий, в народ, неся Слово Божие на устах и в поступках. Неслучайно наши имамы на пятничной молитве восходят на минбар с посохом в руках. Посох — древний символ странников. Именно путники, преодолев десятки тысяч верст, принесли ислам нашим предкам. Запрись первые мусульмане от жизни в экооазисах под пальмами, некому было бы нести свет истины человечеству. Вообще, зацикленность на личном спасении — это не что иное, как духовный эгоизм и религиозный нарциссизм в одном флаконе.

Более того, разрыв отношений с людьми иных взглядов чрезвычайно опасен для нашего многоукладного общества. Неслучайно существует проблема адаптации лиц, получивших религиозное образование в исламских странах. Человек, чья личность была сформирована в монообществе, затем плохо вписывается в российские реалии и нередко радикализируется. Именно из-за таких выпускников во многих мусульманских общинах начиналась фитна и именно из их числа нередко пополнялись ряды религиозных бандформирований по всему миру. В Аминовке получается схожая ситуация. Дети, которые вырастут там, будучи максимально огражденными от всякой инаковости, могут стать легкой добычей для вербовщиков от экстремизма.

Изоляция детей от «греховного» мира таит в себе еще одну опасность. Они становятся внутренне беззащитными перед ним. Это хорошо видно на примере многих студентов из арабо-мусульманских стран, которые, оказавшись в России или иной стране со свободной моралью, пускаются во все тяжкие. У них, что называется, крышу сносит. У себя, на родине, их держали в ежовых рукавицах родители и родственники. Но, как только оковы внешнего контроля пали, эти люди с головой ушли в распутную жизнь. Мне доводилось видеть многих арабов-мусульман, которые здесь пьянствовали, бесчинствовали, вели беспорядочную половую жизнь, в том числе с попытками изнасилований собственных землячек. Вся эта стремительная деградация стала возможной из-за отсутствия собственного нравственного стрежня. А откуда ему вообще взяться, раз вся мораль держалась исключительно внешними подпорками? Подобная духовная опасность таится и для будущих детей Аминовки. Им будет сложно сформировать внутренний иммунитет от порока, ибо такой иммунитет не может появиться в стерилизованных условиях.

Жить в окружении только своих — вполне естественное стремление человека. Все мы слабы. Вместо спортивной пробежки нас тянет на диван, вместо чтения книг и саморазвития — в соцсети. Точно так же мы подсознательно бежим и от соприкосновения с теми, кто отличается от нас, ведь такое соприкосновение требует усилий по расширению своей картины мира, по переосмыслению себя. А зачем прилагать усилия, когда можно, как страус, отгородиться от всего непривычного и непонятного? Стоит заплатить от 420 тыс. рублей до 1,2 млн рублей (именно столько стоят стандартные участки в Аминовке) — и в твоем распоряжении поле, куда можно засунуть свою страусиную голову.

К портрету Аминовки стоит добавить еще один штрих. В открытых базах данных по юрлицам не числится такой организации, как ассоциация «Некоммерческое партнерство по обеспечению функционирования экопоселения Аминовка», которая, как уже было сказано, обозначена в качестве оператора проекта. Это странно. При этом на сайте проекта выложен устав организации, однако нет никаких признаков, что он прошел регистрацию в соответствующих государственных органах (не указано ни ИНН, ни ОГРН, ни даты регистрации устава). Совершенно непонятно, на кого сейчас оформляются договоры (и оформляются ли?) при покупке паев (земли) и кто является получателем денег, в том числе оговоренных членских взносов. По телефону, указанному на сайте, ситуацию прояснить не получилось: там никто так и не ответил. Так что, вполне вероятно, перед нами не проект мусульманского экопоселения, а очередное Finiko.