Традиционная ежегодная августовская конференция работников образования Казани в этом году прошла 26 августа в стенах новой школы «Унбер» в ЖК «Арт Сити» Традиционная ежегодная августовская конференция работников образования Казани в этом году прошла 26 августа в стенах новой школы «Унбер» в ЖК «Арт Сити» Фото: kzn.ru

«Каждый год строим большие школы, но пока не можем уйти от второй смены»

Традиционная ежегодная августовская конференция работников образования Казани в этом году прошла 26 августа в стенах новой школы «Унбер» в ЖК «Арт Сити». После краткого приветствия слово взял начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов, напомнив, что педагоги собрались вместе, чтобы оценить результаты совместной работы, обсудить, какие вызовы стоят сегодня перед казанским образованием и в каком направлении педагогам предстоит двигаться.

Начал Ризванов с цифр. На экране замелькали слайды, на которых говорилось, что в казанском образовании задействованы 31,5 тыс. работников. Для школьников и дошколят функционирует 351 детский сад, 193 школы, 48 учреждений дополнительного образования.

На детских садах глава исполкома остановился более подробно. На сегодня в Казани 116,4 тыс. дошколят, количество малышей, посещающих садики, за последние 10 лет выросло в 1,5 раза. Вместе с тем местами в детсадах обеспечены 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет, за 10 лет в столице построили 110 новеньких детских садов, капитально отремонтировали более 60. Работают и над повышением дошкольного образования: все больше садиков работает по СТЭМ-образованию, где дети изучают естественные науки в совокупности с инженерией. Есть сады, где малышам прививают финансовую грамотность и где с дошколятами занимаются экологическим воспитанием, работают над экологическими проектами, самый яркий из которых — «Дошколята за чистый город», и многое другое.

«К сожалению, проблемной зоной остается доступность дошкольного образования для детей до трех лет. Мы работаем над этим и год от года предлагаем детям до трех лет все больше мест в садах. Кстати, современные проекты детских садов уже включают места для яслей. Так, три года назад местами в яслях были охвачены более 2,5 тысячи детей до трех лет, сегодня — вдвое больше. Число малышей, ожидающих путевки, снижается, сегодня направления ожидает 5 721 ребенок. Несмотря на снижение, проблема остается острой», — прокомментировал Ризванов.

В школы Казани ходят 148,8 тыс. детей, за 10 лет в столице построено 13 новых школ, но увеличение количества учащихся остается для местных властей вызовом В школы Казани ходят 148,8 тыс. детей, за 10 лет в столице построено 13 новых школ, но увеличение количества учащихся остается для местных властей вызовом Фото: kzn.ru

От дошколят — к школьникам. В школы Казани ходят 148,8 тыс. детей, за 10 лет в столице построено 13 новых школ, но увеличение количества учащихся остается для местных властей вызовом.

«Несмотря на то что каждый год мы строим большие школы, такие как №188 в „Салават Купере“ или „Унбер“, в которой находимся сейчас, мы не можем уйти от второй смены. В этом году во вторую смену предстоит учиться более чем 19 тысячам детей. Даже в условиях таких вызовов нам необходимо обеспечить каждого качественным образованием», — продолжил Ризванов.

Не обошел руководитель исполкома вниманием и кадровый вопрос. Предвосхищая события, скажем, что о необходимости всячески способствовать увеличению числа педагогов говорили все спикеры «августовки». Ризванов же напомнил, что сегодня в Казани образованием и воспитанием детей занимаются более 8 тыс. учителей школ и почти 5 тыс. воспитателей. Только за прошлый год городская команда учителей пополнилась 400 педагогами, но количество детей растет так быстро, что, несмотря на приток молодых кадров, в некоторых школах остаются открытые вакансии. Прежде всего требуются учителя начальных классов, математики, русского языка и физики.

«Для решения данного вопроса налажено сотрудничество руководителей образовательных организаций с Казанским и Арским педагогическими колледжами и КФУ, ежегодно формируются списки выпускников школ, претендующих на поступление в рамках целевого приема на педагогические специальности. Коллеги, просим усилить работу по информированию выпускников о возможности целевого обучения, для того чтобы присоединиться к педагогической команде города», — отметил Ризванов.

Ильсур Хадиуллин напомнил, что главный вопрос на сегодня — повышение качества образования: у России амбициозная задача попасть в десятку мировых стран по этому показателю Ильсур Хадиуллин напомнил, что главный вопрос на сегодня — повышение качества образования: у России амбициозная задача попасть в десятку мировых стран по этому показателю Фото: kzn.ru

«Натаскивание на ЕГЭ — недопустимая вещь, мы говорили об этом всегда!»

После Ризванова слово взял нынешний министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Несмотря на то что Хадиуллин оставил должность начальника управления образования исполкома Казани почти четыре года назад, зал встретил бывшего шефа овациями.

«Я же не иду на выборы в Госдуму, у меня же не предвыборная кампания, — отшутился министр и продолжил уже серьезнее. — Я пришел к вам как к своим, родным, пришел приветствовать вас, говорить о рисках и ставить задачи».

Хадиуллин напомнил, что главный вопрос на сегодня — повышение качества образования: у России амбициозная задача попасть в десятку мировых стран по этому показателю. Вторая цель, уже внутренняя, но не менее серьезная, — воспитание подрастающего поколения. И вроде бы все хорошо: показатели ЕГЭ растут, количество олимпиадников увеличивается, но без перекосов не обходится. Например, по словам министра, есть проблема с объективностью проведения в РТ главных госэкзаменов.

«В этом году 11 тысяч с небольшим сдали в Казани ОГЭ, из них 151 человек остался без аттестата. Их ждет переаттестация в сентябре. Вот такое количество несдавших от общего числа. С одной стороны, не совсем плохо, с другой — если бы у нас все получили аттестаты, то можно было бы сказать, что у нас необъективно провели. Мы об этом не просили вас и говорили, что объективность больше всего необходима для оценивания Рособрнадзором нашей страны. Вы знаете, что из-за потери объективности Татарстан получил за 2019 год 22-е место в России, и сейчас мы должны совершенствовать механизмы оценочных процедур, тем самым меняя отношение руководителей школы к самим процедурам. Чтобы не было никаких приписок, подсказок, когда ученики пишут ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Поэтому натаскивание детей на ЕГЭ — недопустимая вещь, мы говорили об этом всегда!» — подробно пояснил министр. По словам Хадиуллина, если образованием ребенка заниматься с первого класса, то и с ЕГЭ проблем не будет, а сваливать основную учебную нагрузку на педагогов выпускных классов недопустимо.

Прошелся министр и по медалистам. Их по итогам этого учебного года 831 человек, или почти 14% от общего числа выпускников. Причем ряд медалистов не подтверждают свои знания на выходе из школы, а потому Хадиуллин потребовал от педколлективов в этом учебном году не устраивать «медвежьих услуг никому: ни детям, ни родителям».

«В этом году 11 тысяч с небольшим сдали в Казани ОГЭ, из них 151 человек остался без аттестата. Их ждет переаттестация в сентябре. Вот такое количество несдавших от общего числа, в одной стороны, не совсем плохо, с другой — если бы у нас все получили аттестаты, то можно было бы сказать, что у нас необъективно провели» «В этом году 11 тысяч с небольшим сдали в Казани ОГЭ, из них 151 человек остался без аттестата. Их ждет переаттестация в сентябре. Вот такое количество несдавших от общего числа. С одной стороны, не совсем плохо, с другой — если бы у нас все получили аттестаты, то можно было бы сказать, что у нас необъективно провели» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы не имеем права обманывать людей, они потом, на выходе, не подтверждают свои знания, не являются медалистами. Это на всю жизнь запоминается, — прокомментировал министр. — И еще один момент, коллеги. В этом году 25 учеников по РТ получили двойки. И пересдали их на пятерки. Немыслимо, коллеги! Не обижайтесь! 25 двоечников пересдали на пятерки. За это, во-первых, нас будут критиковать на уровне Российский Федерации, во-вторых, мы знаем по электронным дневникам, что у них четвертные и полугодовые оценки были четверки-тройки. Экзамен сдали на двойку, пересдали на пятерку. Это недоработка наших школьных экспертов, это мы проверяем их работы, это мы ставим им пятерки. Такого не должно быть! Я прошу, чтобы в Казани подобного не было. Если они пересдают, пусть пересдают на соответствующую оценку. Если будет пятерка — мы не против, но она должна быть соответствующая».

После Хадиуллин напомнил, что будущий учебный год начинается в очно-контактном режиме, «дистанционки» не будет даже в том случае, «если в школе останется один педагог — он будет учить весь контингент, только такой подход». Чтобы этого не случилось, министр напомнил о важности вакцинации.

В заключение Хадиуллин отметил, что «кадры решают все», и призвал при работе с детьми и профориентации не забывать о профессии учителя, создавать профильные классы, чтобы с 7-го класса детей «готовили к этой профессии».

«Вы должны подготовить себе достойную смену. Если не подготовим, можем остаться без педагогов», — резюмировал министр.

Завершающим стало выступление мэра Казани Ильсура Метшина. Он начал с того, что напомнил: фундаментом образования является экономика города и его налоговая база Завершающим стало выступление мэра Казани Ильсура Метшина. Он начал с того, что напомнил: фундаментом образования является экономика города и его налоговая база Фото: kzn.ru

«На охрану школ третьей и четвертой категорий найдем средства в бюджете города»

Завершающим стало выступление мэра Казани Ильсура Метшина. Он начал с того, что напомнил: фундаментом образования является экономика города и его налоговая база. Прошедший 2020-й Казань прожила не так уж плохо: бюджет города исполнен на 104% от плана и составил 29,05 млрд рублей. В городе строятся дороги, множатся парки и скверы (их в столице уже 145), а на одного безработного приходится два свободных рабочих места.

Несмотря на красивые показатели, в Казани остается проблемой нехватка мест в дошкольных учреждениях и школах. По словам мэра города, она частично решается за счет федеральных программ и поддержки руководства РТ: только за последние два года в столице построен 21 детский сад и 5 школ, в 2021-м будет открыто еще 9 новых детсадов.

Коснулся мэр города и темы питания в школах, напомнив, что в Казани уже 15 лет работает департамент продовольствия и питания. Помимо департамента, за качеством школьной еды следят и родители. По словам Метшина, родительский контроль школьного питания перейдет в электронный формат — для оценки блюд из школьного меню будет разработано специальное приложение.

«Посмотрим, как это будет работать, и позже познакомим всех с приложением», — отметил глава города.

Несмотря на красивые показатели, в Казани остается проблемой нехватка мест в дошкольных учреждениях и школах Несмотря на красивые показатели, в Казани остается проблемой нехватка мест в дошкольных учреждениях и школах Фото: kzn.ru

От статистики и нововведений Метшин перешел к проблемным темам. Главная из них — вопрос безопасности, который встал особенно остро после майской трагедии в гимназии №175.

«Трагедия, которая произошла 11 мая в 175-й гимназии, потрясла всех нас. Несмотря на то что такие события невозможно предугадать, мы должны предпринять все необходимые меры, чтобы школы, детсады, социальные учреждения были безопасной средой для каждого ребенка и педагога. В этом году на обеспечение безопасности объектов социально-культурной сферы уже было дополнительно выделено 200 миллионов рублей, которые направлены на мероприятия по антитеррористической защищенности, охранную пожарную сигнализацию, установку систем экстренного оповещения, контроля и управления доступом. На сегодня есть решение о выделении средств из бюджета республики на новый учебный год по школам первой и второй категорий. Для школ третьей и четвертой категорий мы изыщем средства из городского бюджета, чтобы обеспечить охрану», — сообщил Метшин. Он также отметил важность не только физической, но и психологической безопасности, призвав не забывать про «психологический климат» в детских коллективах.

«Девиантное поведение у детей и подростков более чем в 70 процентах случаев является следствием психологических травм, конфликтов, полученных ребенком в семье и школе, а также из-за безразличия окружающих. Здоровая психологическая обстановка в образовательной организации должна стать нашим стандартом», — пояснил он.