Булат Мубараков: «Практикующие мусульмане понимают, что новый год — это повод обдумать свою жизнь за прошедшие двенадцать месяцев. Человек должен проанализировать, оценить, как он прожил предыдущий год своей жизни и как намерен прожить новый» Булат Мубараков: «За рубежом во всех духовных управлениях, министерствах по делам религии уже давно функционируют кол-центры. Поэтому муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и ратовал за то, чтобы такой центр заработал и в России»

«Слова «муфтий», «муфтият» — это как раз таки производные от «ифта»

— Булат хазрат, два года назад при ДУМ РТ был открыт кол-центр «Даруль-ифта» для обработки телефонных вызовов, обращений и консультаций населения по религиозным вопросам. Это было что-то принципиально новое для духовного управления?

— За рубежом во всех духовных управлениях, министерствах по делам религии уже давно функционируют такие подразделения. Поэтому муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и ратовал за то, чтобы подобный центр заработал и в России. Слова «муфтий», «муфтият» — это как раз таки производные от «ифта». То есть когда у человека есть способность, знания, умения, навыки для того, чтобы отвечать на религиозно-правовые вопросы, просвещать умму.

— В 2021 году август был богат на религиозные события, скажем, изменилось время намаза. Это вновь породило множество вопросов, особенно среди мусульман, которые недавно стали совершать регулярные молитвы.

— Да, вопросов о подобном нам поступает очень много. Но возникли они не сейчас, а тогда, когда в Поволжье проник ислам. Татарские богословы, такие как Марджани, писали об этом целые научные труды и оставили нам решение данной проблемы, которого ДУМ РТ и придерживается. Дело в том, что географическое положение Татарстана является особенным: республика расположена на северной широте, по сравнению с другими мусульманскими странами она наиболее близка к Северному полюсу, и у нас, соответственно, бывают белые ночи. То есть солнце садится, а ночь не наступает. Это сопровождается тем, что вечерняя заря, после того как солнце село, плавно переходит в утреннюю, а по шариату ночной намаз иша (или ясту на татарском) должен совершаться после исчезновения вечерней зари. Данный период у нас продолжается несколько месяцев — с начала мая до начала августа. Но и это еще не все. Проблема изменения времени намазов усугубляется и тем, что примерно за месяц до 5 мая утренняя и вечерняя заря начинают увеличиваться в своей продолжительности, ночь становится все короче, а за неделю до 5 мая указанное время возрастает на 20 минут в сутки.

Поскольку в этот период белое зарево заката соединяется с белизной утренней зари — то есть на протяжении всей ночи белизна на горизонте не исчезает, — невозможно с помощью астрономических расчетов определить начало ночного и утреннего намазов. Мы последовали мнению имама Шигабутдина аль-Марджани, который сказал, что вычислять отношение наступления и прекращения ночи необходимо по отношению к ночной и утренней молитвам в том регионе, где она наступает по-настоящему. Например, Астрахань, которая находится на 46-й широте и имеет ту же долготу, что и Татарстан.

В первые 10 дней августа в РТ время наступления ночи начинает возвращаться к своим майским значениям и мы переходим на обычное время совершения намаза — полтора часа после захода солнца — это время для чтения ясту-намаза, а за два часа до восхода мы завершаем утреннюю трапезу сухур.

— Также на август пришлось и празднование начала нового 1423 года по хиджре. Мусульмане спрашивали, как его отметить?

— Практикующие мусульмане понимают, что новый год — повод обдумать свою жизнь за прошедшие 12 месяцев. Человек должен проанализировать, оценить, как он прожил предыдущий год и как намерен прожить очередной. В хадисах пророка Мухаммада говорится об этом: «Рассчитывайте себя до того, как Аллах вас рассчитает в Судный день». То есть мусульманин должен быть расчетлив в хорошем смысле этого слова как в материальных вопросах, так и в своих поступках: что он сделал, кому причинил вред, а где совершил хорошие деяния, наконец, изменился ли он к лучшему? Верующий всегда обязан сравнивать себя с собой вчерашним и должен иметь прогресс в собственном духовном развитии.

«Мусульмане, как и обычные люди, подвержены влиянию, ведь есть различные группы людей, так называемые антиваксеры, которые исповедуют идею какого-то мирового заговора» «Запросов поступает очень много со всей России: из Башкортостана, Челябинской, Омской, Оренбургской областей, Москвы и других регионов»

«Спрашиваю у врачей – практикующих мусульман — они поголовно рекомендуют сделать прививку»

— В прошлый, «ковидный», год, наверное, было очень много вопросов. Люди сидели дома, повышали свой образовательный уровень.

— Да, за это время поступило более 10 тысяч вопросов.

— Наверное, темой коронавируса тоже интересовались? Спрашивали ли о вакцинации, халяльности прививки или ПЦР-анализах?

— О ПЦР, конечно, не спрашивают, по нему нет вопросов. А вот именно по поводу халяльности самой прививки, вообще, надо ли вакцинироваться, об этом вопросов очень много. Мусульмане, как и обычные люди, подвержены влиянию, ведь есть различные группы людей, так называемые антиваксеры, которые исповедуют идею какого-то мирового заговора.

— То есть вы призываете вакцинироваться?

— Шариат оценивает новое явление, опираясь в том числе на мнение специалистов в какой-либо профессиональной области. Например, чтобы понять, нарушается ли у человека пост при введении в организм какого-либо препарата или нет, нам необходимо знание анатомии. Для уточнения механизма действия лекарства мы обращаемся к врачам, биологам, анатомам… Случай с вакциной — тот же. Перед тем как консультировать население на тему вакцинации, мы советуемся с врачами – практикующими мусульманами. Они все как один рекомендуют сделать прививку!

 — Когда создавался «Даруль-ифта», вы, наверное, и не предполагали, что одной из ключевых тем станет проблема вакцинации.

— Да, сегодня мы видим, насколько своевременным и востребованным было решение Камиля хазрата создать мусульманский кол-центр при ДУМ РТ. В самом начале работы он лично показал нам, по какой методологии работать, и до сих пор мы используем ее. Главный ее принцип заключается в том, что мы даем объективные шариатские заключения, даже если большинству они неудобны для исполнения. Мы обязаны говорить людям правду, а не то, что они хотят услышать, потому что ложь может привести к тому, что человек потеряет свою веру. К тому же каждому придется отвечать за собственные действия перед Всевышним, и нам за эту нашу работу в том числе. Предавать религию в угоду кому-то или чему-то, отрицать Коран мы не имеем права, поэтому даем фетвы в строгом соответствии с шариатом. Например, если шариат однозначно запрещает брать кредиты, значит, мы не можем говорить людям, что в отдельных случаях они допустимы для мусульман.

Запросов поступает очень много со всей России: из Башкортостана, Челябинской, Омской, Оренбургской областей, Москвы и других регионов. Людей интересуют все сферы жизни, ведь ислам — это не только о поклонении человека, но и обо всех действиях мусульманина, будь то в семейных отношениях, ведении торговли, получении медицинской помощи, досуге, спорте, инвестициях… Мусульмане, кстати, много спрашивают нас о том, во что можно вкладываться, во что нельзя, биткоины те же самые…

«Если у одной части населения отсутствует финансовая грамотность, то у другой разум заполонила алчность. Они отдавали себе полный отчет в том, что это пирамида и рассчитывали вывести свои деньги до того, как она лопнет» «Если у одной части населения отсутствует финансовая грамотность, то у другой разум заполонила алчность. Они отдавали себе полный отчет в том, что это пирамида, и рассчитывали вывести свои деньги до того, как она лопнет»

«Всегда предупреждаем людей о финансовых пирамидах, сетевом маркетинге и так далее»

— О Finiko, наверное, спрашивали.

— Да! И мы всегда людей отговаривали, убеждали туда не вкладываться. И не только от Finiko, а в целом предостерегаем мусульман от разного рода финансовых пирамид и сетевого маркетинга и так далее.

Для примера. Возьмем две бутылки воды. В одной вода, добытая честным трудом, в другой — украденная. Последняя, соответственно, стоит дешевле, но люди недоумевают: почему мы не можем покупать именно ее! То же самое касается и различных финансовых схем: люди начинают приводить доводы, что хозяином данной схемы является мусульманин, совершает намазы, но ведь эта финансовая схема — нехаляльная, значит, запретная для мусульман.

— А что вы сами знали о Finiko?

— Finiko позиционировала себя как инвестиционная компания на доверительном управлении. Одним из тревожных звоночков являлось предложение фирмы заработать огромный процент дохода. Подобное уже должно было насторожить людей. Но если у одной части населения отсутствует финансовая грамотность, то у другой разум заполонила алчность. Они отдавали себе полный отчет в том, что это пирамида и рассчитывали вывести свои деньги до того, как она лопнет. То есть за счет своих доверчивых и менее грамотных знакомых планировали заработать.

«В Татарстане при участии Совета улемов ДУМ РТ в крупнейшем банке республики разработаны халяльные ипотечные банковские продукты. Это такая форма ипотеки, которая полностью соответствует требованиям ислама» «В Татарстане при участии Совета улемов ДУМ РТ в крупнейшем банке республики разработаны халяльные ипотечные банковские продукты. Это такая форма ипотеки, которая полностью соответствует требованиям ислама»

«В Татарстане заработала халяльная ипотека»

— Бывают вопросы, на которые и вы ответа не знаете?

— Да. В таких случаях мы просим перезвонить и ищем ответ в книгах, консультируемся со специалистами, в том числе с иностранными богословами. Такое случается, если возникает вопрос по какому-то новому явлению. Например, в отношении криптовалюты, биткоина нет единого мнения у исламских ученых. К нам недавно приезжали представители Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI). У них пока тоже не имеется однозначного мнения о халяльности криптовалют. А запрос в умме существует — есть мусульмане, которые пользуются этим или хотели бы работать с подобным.

— Это так же, как социальная ипотека….

— С ипотекой как раз таки ясность есть. Это однозначно запретная схема для мусульман, если только ипотечный продукт не разработан в соответствии с условиями шариата. Многие ипотеку ошибочно подводят под такое понятие в шариате, как дарура (крайняя ситуация, вынуждающая совершить что-либо запретное, дабы уберечься от погибели или от какого-либо серьезного вреда и последствия, — прим. ред.), когда появляется острая необходимость в чем-либо. Да, в шариате разрешено съесть кусочек свинины, чтобы не умереть от голода. Но неправильно проводить такую аналогию с ипотекой, мол: «А как нам жить, а как покупать жилье, это же первая необходимость». Тут надо понимать, что жилье является первой необходимостью для того, чтобы там жить, а не для того, чтобы им обладать. Таким образом, первой необходимостью является не дом, которым мы должны обладать, а дом, в котором мы живем.

А на сегодняшний день подобное легко решается — мы просто снимаем жилье, это первое. Второе — в Татарстане при участии Совета улемов ДУМ РТ в крупнейшем банке республики разработаны халяльные ипотечные банковские продукты. Это такая форма ипотеки, которая полностью соответствует требованиям ислама. Она уже работает, мы несем ответственность за ее соответствие шариату, в нашем отделе есть аудитор, который осуществляет канонический контроль над реализацией этого проекта.

— Как можно получить шариатскую консультацию в кол-центре ДУМ РТ?

— Наш бесплатный телефон: 8 800 222-76-67. Часто мы даем ответы в соцсетях и мессенджерах.