Будатаров поставил вопрос: что проще делать региональному оператору? Вывозить отходы на полигон, получая деньги по тарифу, или же вкладываться в мусоросортировочные комплексы? Будатаров поставил вопрос: что проще делать региональному оператору? Вывозить отходы на полигон, получая деньги по тарифу, или же вкладываться в мусоросортировочные комплексы? Фото: «БИЗНЕС Online»

Недостаток культуры компаний-регоператоров

Продолжая тему создания региональной модели цикличной экономики, поднятую в ходе выступления руководителя лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Соднома Будатарова, особое внимание участников семинара привлек вопрос роли региональных операторов в сфере ТКО в развитии переработки отходов. В нем проявились разные мнения, которые отчасти отражают ситуацию, сложившуюся в российских регионах.

Будатаров поставил вопрос: что проще делать региональному оператору? Вывозить отходы на полигон, получая деньги по тарифу, или же вкладываться в мусоросортировочные комплексы? Ответ на вопрос очевиден, если учитывать имеющийся опыт более чем двух с половиной лет «мусорной» реформы в России. Как правило, частные компании, выступающие в роли региональных операторов, не спешат обзаводиться новыми сортировочными комплексами (Татарстан — яркий пример, где с начала реформы, т. е. с января 2019 года, в рамках «мусорной» реформы не появилось ни одного нового объекта).

Но не все участники семинара согласились с таким выводом. Прозвучал довольно сомнительный тезис, что это зависит от уровня развития региональных операторов. Мол, если культура руководителей компаний-регоператоров высокая, то будут и мусоросортировочные комплексы, появится и переработка (если следовать такой смешной до наивности логике, в Татарстане у некоторых персон явно ощущается недостаток культуры).

Переработчики отходов, принимая сырье на переработку, замеряют его количество не в объемах, а в массе. И именно масса является определяющим показателем эффективности Переработчики отходов, принимая сырье на переработку, замеряют его количество не в объемах, а в массе. И именно последняя является определяющим показателем эффективности Фото: ZUMAPRESS.com/globallookpress.com

В чем ущербность реализуемой «мусорной» реформы в России?

В ходе дискуссии возник вопрос об эффективности сортировочных комплексов. Будатаров обратил внимание на низкую эффективность существующих сортировочных комплексов. По его словам, из всего объема обрабатываемых на сортировке ТКО отбирается на переработку лишь 3% сырья. Однако представительница одной из компаний-регоператоров из числа участниц семинара возразила, что это не так уж и мало. Мол, 3% — от общей массы, но если мерить в объемах, то это большая величина, учитывая сравнительно низкую плотность того же пластика. К сожалению, Будатаров не нашел возможности полноценно возразить этой даме, потому что ее аргумент смешной и лишь демонстрирует невысокий уровень понимания проблемы. Дело в том, что переработчики отходов, принимая сырье на переработку, замеряют его количество не в объемах, а в массе. И именно последняя является определяющим показателем эффективности. И если из всей массы отходов перерабатывается только 3%, то это очень низкий показатель, свидетельствующий о том, что существующая система работы региональных операторов неэффективна.

Данный вывод, очевидный для переработчиков отходов, не встречает понимания у региональных операторов, у которых эффективность их бизнес-модели заточена под другие показатели. Именно в этом и заключается ущербность реализуемой «мусорной» реформы в России. При всей риторике официальных лиц по поводу важности переработки отходов все региональные операторы работают в рамках полигонной модели. Будатаров, опираясь на анализ ситуации на местах, отметил, что в регионах сейчас повально строят именно полигоны. На что получил характерный ответ, мол, для начала надо построить нормальные полигоны.

Вышеприведенная дискуссия выявила явное противоречие между декларируемой целью реформы и интересами региональных операторов. Компании-монстры, монопольно завладевшие рынком ТКО, оказались неспособными отказаться от полигонной модели. И поэтому в ход идут аргументы, что на первом этапе надо создавать «нормальные полигоны». При этом, как выяснилось в ходе дальнейшей дискуссии, далеко не во всех субъектах РФ есть земли, пригодные даже для «нормальных полигонов».

Будатаров совершенно справедливо обозначил необходимость переноса акцента в ходе реформы с интересов региональных операторов на интересы переработчиков, как это имеет место в Германии, Финляндии и других развитых странах Европы. Это предполагает создание совершенно иной финансовой модели функционирования отрасли. При этом он справедливо отметил, что региональный оператор не способен потянуть переработку отходов, потому что это разные виды бизнеса, у которых разные интересы и, соответственно, разные критерии эффективности. Региональный оператор подмял под себя бизнес транспортировки и полигонное захоронение, и переработка отходов ему неинтересна. В том числе потому, что завод по переработке отходов — это, выражаясь словами Будатарова, «другая ментальность, другая психология, другие компетенции, люди и технологии».

Любой гражданин должен иметь выбор — кинуть использованную бутылку в мусорный контейнер, отдав ее региональному оператору, либо вернуть ее во вторичный оборот через ту же залоговую систему или через заготовительный пункт Любой гражданин должен иметь выбор — кинуть использованную бутылку в мусорный контейнер, отдав ее региональному оператору, либо вернуть ее во вторичный оборот через ту же залоговую систему или заготовительный пункт Фото: «БИЗНЕС Online»

Расширенная ответственность производителя изменит отношение к отходам

15 января президент России обозначил курс на переход к экономике замкнутого цикла. Но такой переход предполагает пересмотр всей финансовой модели функционирования отрасли. И речь здесь идет о широком внедрении расширенной ответственности производителя (РОП), в рамках которой производители товаров будут отчислять средства на переработку их продукции и упаковки (отметим, что в России в некоторых узких сегментах РОП уже функционирует). И эти средства должны идти не региональным операторам, а перерабатывающим компаниям. При этом в идеале институт региональных операторов должен сохраниться, но их роль в системе обращения отходов должна быть иной и менее значимой. Речь идет прежде всего о перераспределении финансовых потоков и направлении основной их части (в рамках РОП) компаниям-переработчикам. Именно РОП является основным инструментом, который должен запустить механизм перехода к экономике замкнутого цикла. Компании-переработчики, получающие средства в рамках РОП, будут финансировать создание инфраструктуры заготовки вторичного сырья, в том числе затрагивающей систему залогового сбора тары, потому что они напрямую заинтересованы в этом. Заготовительный сектор — источник сырья для их производства. И именно по такой модели работает цивилизованный мир. Уже сейчас готовится законопроект, который позволит запустить механизм РОП для переработки упаковки. Как отмечает Будатаров, в рамках этой программы планируется собрать, по разным подсчетам, от 36 млрд до 136 млрд рублей.

Система РОП должна изменить отношение человека к отходам. Любой гражданин должен иметь выбор — кинуть использованную бутылку в мусорный контейнер, отдав ее региональному оператору, либо вернуть ее во вторичный оборот через ту же залоговую систему или заготовительный пункт. Во втором случае есть твердая гарантия, что использованная бутылка уйдет на переработку, т. к. эта гарантия опирается на финансовый механизм РОП. Если же отдать бутылку региональному оператору, то ее в лучшем случае сожгут, в худшем — закопают в землю. Не только потому, что у региональных операторов нет перерабатывающих мощностей и профессиональных компетенций, но и потому, что денег на переработку в тариф за их услуги не заложено. Если говорить образно, то региональных операторов в сфере ТКО можно сравнить с могильщиками, которые способны оказывать лишь транспортные и «похоронные» услуги.

Продолжение следует

ООО СПП «ПромИндустрия»