«По-моему, Имамутдинов плохо понимает, что такое татарский театр», — так в начале года в интервью «БИЗНЕС Online» Фарид Бикчантаев характеризовал Туфана Имамутдинова. И вот уже через неделю последний возглавит второй по статусности татарский театр республики — Тинчуринский. Впрочем, как говорит сам наш герой, заслуживший себе репутацию бесстрашного экспериментатора, он понимает, что государственный театр «зиждется на колоннах», подразумевая определенные ограничения. О главной кадровой новости последнего времени из мира культуры — в материале «БИЗНЕС Online».
Второй по статусу татарский театр республики в качестве главного режиссера возглавит 36-летний Туфан Имамутдинов
Два года «безотцовщины» позади
Как сообщил в минувшую субботу «БИЗНЕС Online», второй по статусу татарский театр республики в качестве главного режиссера возглавит 36-летний Туфан Имамутдинов. Официально он заступит на новую должность уже на следующей неделе, об этом нам сказал директор ТГТДиК им. Тинчурина Фанис Мусагитов: «Да, с 1 сентября. Мы уже сотрудничаем, неофициально пока, конечно, но обговариваем с ним все вопросы, советуемся друг с другом. Туфана я знаю давно…»
Сенсационным назначение Имамутдинова назвать нельзя. Его «сватали» в театр драмы и комедии им. Тинчурина едва ли не с самого момента расставания с предыдущим главным режиссером Рашидом Загидуллиным. Тогда не обошлось без скандала. Министерство культуры РТ осенью 2019 года решило не продлевать контракт с Загидуллиным, который командовал «тинчуринцами» 26 лет. Последний с этим не согласился, его поддержала часть труппы, далее уже экс-главреж пытался опротестовать решение через суд, но Фемида поддержала минкульт, а ситуация потихоньку устаканилась. Глава же культурного ведомства Ирада Аюпова приняла решение о том, что Тинчуринский театр ближайшие пару сезонов обойдется без творческого руководителя. Так труппе, привыкшей работать практически исключительно с Загидуллиным (он еще любил ставить и собственные пьесы, написанные под псевдонимом), было предложено посотрудничать с разными режиссерами.
Имамутдинов за два сезона ставил в Тинчуринском театре дважды — комедию «Полиционер», а также поэтический спектакль «И этот мир»
В репертуаре появились, в частности, «Три аршина земли» в постановке Ильгиза Зайниева или любопытные работы Резеды Гариповой в соавторстве с драматургом Луизой Янсуар (теперь она директор Татарского ТЮЗа им. Кариева) — фэнтези «Карурман» и мрачная бродилка, посвященная драматичной судьбе Салиха Сайдашева. Имамутдинов за два сезона ставил в Тинчуринском театре дважды — комедию «Полиционер», а также поэтический спектакль «И этот мир». Откровенно говоря, суперсобытиями эти премьеры не стали, но и не раскололи публику и профессионалов на враждебные лагеря, как некоторые предыдущие проекты режиссера в национальном театре.
Напомним, что Имамутдинов родился в 1984 году в Набережных Челнах, вырос в Елабуге, где окончил училище культуры и искусств, после чего уехал в Москву учиться в РАТИ-ГИТИС. Первые свои серьезные работы делал в столичном Театре Наций, включая спектакль «Стеклянный зверинец» с Мариной Нееловой. С конца 2014-го по начало 2020-го был главным режиссером Казанского ТЮЗа, параллельно осуществляя смелые неоднозначные проекты в рамках творческого объединения «Алиф». Во многом благодаря последним «БИЗНЕС Online» признавал его пару лет назад персоной года в культурной жизни Татарстана. В минувшем театральном сезоне он был куратором театральной площадки MOÑ в новом здании Нацбиблиотеки РТ.
Туфан Имамутдинов: «Для меня тоже должен был быть внутренний интерес: почему туда иду, что хочу там делать? Когда я внутренне решил, в каком направлении мне было бы интересно двигаться и двигать театр, тогда решение возглавить театр имени Тинчурина и пришло»
«Я бы хотел огласить эти задачи перед труппой, а не через СМИ»
«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов самому Имамутдинову, который пока находится в Казахстане.
— Туфан, трудно ли было принять решение возглавить Тинчуринский театр?
— Внутренне я долго принимал решение, потому что, для того чтобы возглавить театр с такой большой историей, надо действительно предложить что-то стоящее. Просто так, для того чтобы работать, туда не придешь. И для меня тоже должен был быть внутренний интерес: почему туда иду, что хочу там делать? Когда я внутренне решил, в каком направлении мне было бы интересно двигаться и двигать театр, тогда решение возглавить театр имени Тинчурина и пришло.
— Каким вы видите театр под своим руководством?
— На самом деле я бы хотел огласить задачи перед труппой, а не через СМИ. Но это прежде всего продолжение линии Тинчурина с Сайдашевым — актуальные современные авторы, современная драматургия. И не только. Это может быть и проза, и стихотворные тексты, но чтобы было больше современным.
— Будут ли в репертуаре новые экспериментальные спектакли?
— Конечно. Как это, Имамутдинов — и без экспериментов? Даже одна из последних постановок в Тинчуринском театре («И этот мир» — прим. ред.) — одно из направлений работы с телом, текстом, со словом. При этом она и танцевальна, и музыкальна. Это как раз то направление, которое имеет музыкальный театр. Это просто его новый формат. Надеюсь, следующий спектакль будет другого формата. Театр очень разный, особенно в наше время. Он имеет много форм, и почему бы их не пробовать? Потому что и у зрителя тоже разные предпочтения, мы не должны ограничивать себя одной формой, структурой. Нам нужно пробовать разное.
— Говорит ли это о том, что Тинчуринский вернется к идее музыкального театра, будет двигаться в таком направлении?
— Я думаю, это тоже будет. Для чего тогда держать в театре целый оркестр и композитора, который является и дирижером? Это непродуктивно — иметь такой хороший оркестр, хорошего композитора и дирижера, как Ильяс Камал, и не воспользоваться подобным. Нам нужно с этим работать, почему нет? Если бы оркестра не было, то другой вопрос.
— Есть ли конкретные планы по названиям будущих постановок, по приглашению режиссеров?
— Есть, но озвучивать я их пока не хотел бы. Имеются планы по приглашению режиссеров, в частности, в ближайшее время приедет режиссер из другой страны и будет отбирать артистов для своей постановки.
«Спектакли проекта «Алиф» будут показывать в MOÑ и на каких-то других площадках»
— Что будет со спектаклями предыдущего главного режиссера Тинчуринского театра Рашида Загидуллина? Они останутся в репертуаре?
— Когда я пришел в Казанский ТЮЗ, то не снимал спектакли просто так, потому что я пришел и они мне не нравятся. Эта позиция неправильная. Более сильная позиция — когда ты делаешь спектакли, и если они действительно хорошие, то ты имеешь право снять какую-то постановку предыдущего режиссера или режиссеров, которые, по твоему мнению, уже не соответствуют критериям того направления, которое ты выбрал. Прийти и снять 10 спектаклей: а чем это наполнять? Мы же не можем играть одну и ту же постановку по 10 раз в месяц.
— Будут ли идти на сцене Тинчуринского театра спектакли объединения «Алиф»?
— Мне кажется, нет. Это совершенно разные направления. Представить, что на сцене Тинчуринского театра будут играть «Дэрдменда», сложно. Не потому, что это невозможно, а потому, что само пространство не подразумевает такого. Любой стационарный театр — государственный. Он зиждется на колоннах. В формате колонн играть такие спектакли нецелесообразно. Они туда просто не подходят. Спектакли проекта «Алиф» будут показывать в MOÑ и на каких-то других площадках.
— Вас часто критиковали за проекты именно в национальном театре условные ревнители классики, не думаете, что в новом качестве прессинг будет еще сильнее?
— Смысл в том, что нужно развивать театральные направления, чтобы молодежи, национальной молодежи было интересно ходить и разговаривать на актуальные темы. Театр — это же разговор, диалог, для меня в первую очередь. Поэтому нужно выстраивать диалог с молодым поколением и людьми среднего возраста, а они уже требуют других форм.
Фарид Бикчантаев: «По-моему, Имамутдинов плохо понимает, что такое татарский театр»
Понимает ли Имамутдинов татарский театр?
Вокруг назначения Имамутдинова есть сразу несколько интриг. Первая из них звучит в словах, сказанных в начале года в интервью «БИЗНЕС Online» Фаридом Бикчантаевым: «По-моему, Имамутдинов плохо понимает, что такое татарский театр». Очень жестко для обычно дипломатичного главы союза театральных деятелей РТ. Так он отреагировал на слова молодого коллеги о том, что татарскому театру нужно «отцепиться от „Голубой шали“». «Не представляю, чтобы в „Гоголь-центре“ или в „Театр.doc“ сообщили, что русскому театру надо отвязаться от Островского», — указывал главный режиссер театра им. Камала, подразумевая, что даже самые смелые новаторы никогда не позволят себе такого отношения к истокам, культурным константам.
Вообще, Имамутдинов все эти годы выглядел таким «партизаном» в татарском театре. Он редкий пример молодого, но уже вполне именитого режиссера, который не вырос «на спектаклях Салимжанова и Бикчантаева», при этом приехавшего в Казань вполне себе уверенным в собственных силах. А его «Алиф», «Аллюки», «Дэрдменд» здорово встряхнули современный татарский театр, как минимум с точки зрения привлечения внимания столичных профессионалов и СМИ.
Во-вторых, предыдущий опыт Имамутдинова в качестве главного режиссера (в русском ТЮЗе) выглядит очень противоречиво. Как творческая единица он, безусловно, себя проявил, но, как известно, эта должность подразумевает не только постановку спектаклей.
Нияз Игламов: «К сожалению, у Имамутдинова не получилось выработать связь с аудиторией, у него не появился свой зритель, который был бы важной, необходимой прослойкой при взаимоотношениях с другими категориями публики»
«К сожалению, у Имамутдинова не получилось выработать связь с аудиторией, у него не появился свой зритель, который был бы важной, необходимой прослойкой при взаимоотношениях с другими категориями публики, — так оценивал итоги работы нашего героя в Театре юного зрителя известный критик Нияз Игламов. — Были очень разные оценки его творчества, включая восторженные, но Туфан Рифович не сумел наладить контакт с казанской публикой и в корне поменять ситуацию». А еще Имамутдинову вменяли в вину, что он работает только с любимчиками из актерской труппы, а также ставит одну «чернуху». Кстати, в одном из интервью «БИЗНЕС Online» режиссер опровергал оба эти тезиса, но их в любом случае нужно иметь в виду на новом месте работы, особенно вспоминая, какой стресс пережили актеры Тинчуринского театра два года назад.
Наконец, в-третьих, Имамутдинов, как и директор Мусагитов, должен понимать, что фактически на кону репутация министра культуры РТ Аюповой. Она не скрывает, что верит в этого режиссера, считая, что именно в татарском театре тот сможет раскрыться наилучшим образом. Пока же Мусагитов сказал, что новый главный режиссер «намного лучше», видимо, подразумевая его предшественника Загидуллина, с которым директор, кстати, открыто конфликтовал.
Инна Яркова: «Туфану я желаю удачи, очень рада за него и надеюсь, что мы и дальше с ним будем взаимодействовать и работать»
«Не надо конкурировать ни с кем, не только с театром имени Камала»
Собеседники «БИЗНЕС Online» в театральном мире Казани, имеющие опыт работы с Имамутдиновым, положительно оценивают его назначение.
Директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова напомнила о годе работы театральной площадки MOÑ, одним из кураторов которой был без пяти минут главный режиссер ТГТДиК им. Тинчурина. «Я могу сказать, что важно всем участникам команды быть готовыми к общей работе и четко понимать миссию, цели и задачи. Когда все договариваются на берегу о том, к чему они идут, тогда и не будет каких-то неожиданностей, и лодка поплывет в нужном направлении, — сказала Яркова в разговоре с нашим корреспондентом. — Туфану я желаю удачи, очень рада за него и надеюсь, что мы и дальше с ним будем взаимодействовать и работать».
Актер, танцовщик и хореограф Нурбек Батулла, выигрывавший «Золотую маску» за роль в спектакле Имамутдинова «Алиф», уверен, что нынешнее решение «хорошо для Туфана, хорошо для театра». «Туфан — опытный режиссер, который доказал свое режиссерское имя не один раз, и у него хорошее образование, он учился в ГИТИСе у очень хорошего мастера — Кудряшова. У мастера, который воспитывает в человеке его индивидуальность, а не делает из него копию себя. Поэтому я думаю, это хорошо для театра, — сообщил Батулла „БИЗНЕС Online“. — Это хорошо для Туфана, потому что театр — некая база для творчества. Мы знаем, что Туфана очень интересует национальная идентичность, и театр в таком смысле является хорошей площадкой для реализации всех его идей».
Нурбек Батулла, выигрывавший «Золотую маску» за роль в спектакле Имамутдинова «Алиф», уверен, что нынешнее решение «хорошо для Туфана, хорошо для театра»
Одновременно Батулла заметил, что не видит никакого смысла в конкуренции между татарскими театрами. «Вообще ни один театр не должен конкурировать с Камаловским и друг с другом. Каждому театру выгоднее искать свой собственный путь. Не надо конкурировать ни с кем, не только с театром имени Камала», — считает лауреат «Золотой маски».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.