Красавица-школа «Адымнар — Актаныш» общей площадью более 7 тыс. кв. метров и стоимостью 724 млн рублей смотрится чем-то инопланетным в городке с населением менее 10 тыс. человек. Здесь будет учиться 462 ученика — одновременно на русском, татарском и английском языках. А ученики 5-11 классов смогут изучать арабский и турецкий языки Красавица-школа «Адымнар — Актаныш» общей площадью более 7 тыс. кв. м и стоимостью 724 млн рублей смотрится чем-то инопланетным в городке с населением менее 10 тыс. человек. Здесь будут учиться 462 школьника — одновременно на русском, татарском и английском языках. А ученики 5–11-х классов смогут изучать арабский и турецкий Фото: president.tatarstan.ru

Чудо-школа в Актаныше

37-градусная жара не стала причиной отмены в Актаныше заседания республиканского августовского совещания работников образования и науки «Современное образование в РТ — возможности для каждого». О статусе мероприятия говорило уже то, что на подъезде к селу в чистом поле можно было наблюдать площадку, на которой приземлилось сразу 5–6 вертолетов. Пятичасовая езда из Казани не для VIP-гостей.

Небольшой скандал в соцсетях накануне вызвал субботник, на который к приезду высоких гостей в Актаныше выгнали местных бюджетников — швабрами и тряпками они вручную отмывали до блеска брусчатку. Так что нынешнее место приложения сил и опыта экс-министра образования РТ, а ныне главы Актанышского района Энгеля Фаттахова встречало участников совещания не только обжигающим солнцем, но и безукоризненной чистотой дорожных покрытий, белоснежными бордюрами, идеально подстриженными газонами.

Сначала состоялось открытие нового здания полилингвального комплекса «Адымнар — Актаныш» с участием президента Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, председателя Госсовета Фарида Мухаметшина и руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзора Музаева. Красавица-школа общей площадью более 7 тыс. кв. м и стоимостью 724 млн рублей тоже смотрится чем-то инопланетным в городке с населением менее 10 тыс. человек. Здесь будут учиться 462 школьника — одновременно на русском, татарском и английском языках. А ученики 5–11-х классов смогут изучать арабский и турецкий.

Актанышский район  отличается тем, что не потерял национальные традиции, оставаясь одним из «чистых татарских районов». Из района вышло много талантов. Один из них, конечно, первый президент РТ Минтимер Шаймиев (справа), а также певица Альфия Авзалова Актанышский район отличается тем, что не потерял национальные традиции, оставаясь одним из «чистых татарских районов». Из него вышло много талантов. Один из них, конечно, первый президент РТ Минтимер Шаймиев (справа), а также певица Альфия Авзалова Фото: president.tatarstan.ru

Как сообщает пресс-служба президента РТ, в новой школе есть цифровые лаборатории, мастерские, спортивный и хореографический, актовый залы, современный информационный центр. Учащиеся смогут получить навыки в области типографии, фото и медиа, мультипликации, робототехники, IT-подготовки, 3D-моделирования, а также освоить навыки национальной вышивки и кулинарии. «Адымнар — Актаныш» — это уже четвертый полилингвальный комплекс в республике. Такие учреждения открыты в Казани и Елабуге. В ближайшие годы планируется открыть еще две полилингвальные школы.

Приглашенные гости переместились в районный дом культуры им. Авзаловой, чтобы обсудить тенденции современного образования. Зал ДК небольшой, гостей рассадили вплотную друг к другу, забыв про всякие требования о социальной дистанции, а учитывая жару за окном, сидящим было крайне душно, так что некоторые безответственно поснимали защитные маски.

Ильсур Хадиуллин:  «Мы обязаны обеспечить преемственность дошкольного и общего образования в сохранении языковой среды» Ильсур Хадиуллин: «Мы обязаны обеспечить преемственность дошкольного и общего образования в сохранении языковой среды» Фото: president.tatarstan.ru

Изучение родного языка вновь станет обязательным с 2022 года?

Первым к микрофону вышел министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин с докладом «Современное образование в РТ — возможности для каждого». Начал он с того, как в Татарстане исполняют нацпроект «Демография»: уже построено 58 детских садов на 12 тыс. мест, в том числе более 5,5 тыс. мест для детей ясельного возраста.

«В республике растет показатель доступности дошкольного образования. Местами в детских садах обеспечены более 94 процентов детей, нуждающихся в них», — радовался министр. Для малышей от 1,5 до 3 лет доступность составила 72%, а в 36 муниципальных районах дефицит мест в детсадах окончательно побежден.

Много внимания в докладе Хадиуллин уделил теме овладения детьми своим родным языком. «Мы обязаны создавать условия для этого, обеспечить преемственность дошкольного и общего образования в сохранении языковой среды», — потребовал министр и поручил «усилить контроль за формированием групп с родным языком обучения». Надо отметить, что в своем продолжительном выступлении министр то и дело переходил с языка Пушкина на язык Тукая.

В болезненной теме преподавания родного языка, по его словам, имеются значительные подвижки.

  • Во-первых, с 1 сентября 2022 года начинается внедрение новых стандартов общего образования, где в обязательную для изучения предметную область «Родной язык и родная литература» включен государственный язык республик Российской Федерации. Станет ли теперь татарский опять обязательным для изучения в школах Татарстана, впрочем, осталось неясным. Скорее речь идет о дополнительной опции для тех, кто хочет учить татарский, но не как родной, а как государственный.
  • Во-вторых, в федеральный реестр внесены программы по родному татарскому языку и татарской литературе.
  • В-третьих, министерством разработаны учебники нового поколения по татарскому языку и татарской литературе.
  • Организована работа по включению в федеральный перечень учебников, переведенных на татарский язык.
  • По инициативе комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка есть грантовая поддержка образовательных организаций.
  • На базе КФУ за счет средств республиканского бюджета реализуется программа подготовки национальных педагогических кадров для работы в полилингвальной среде. Студенты, обучающиеся там, получают стипендию в 15 тыс. рублей в месяц.
  • И даже платформа «СберКласс» разрабатывает контент по татарскому языку.

Всего выпускники в этом году получили 257 стобалльных результатов, что на 18 больше, чем в прошлом году. По этому показателю республика входит в топ-5 лучших регионов Всего выпускники в этом году получили 257 100-балльных результатов, что на 18 больше, чем в прошлом. По этому показателю республика входит в топ-5 лучших регионов. 11 выпускников получили 100 баллов сразу по двум предметам Фото: «БИЗНЕС Online»

Стобалльники, высокобалльники и просто отличники

Очень порадовался Хадиуллин за итоги ЕГЭ-2021. «Впервые ЕГЭ по информатике и ИКТ проводился в компьютерной форме. Выпускники Татарстана успешно справились с нововведением: средний балл ЕГЭ по информатике по сравнению с 2020 годом повысился, значительно увеличилась доля высокобалльных и 100-балльных результатов», — сообщил он. Позже и Минниханов похвалит: при среднероссийском росте показателя на 10% татарстанские школьники улучшили свои результаты сразу на 14%!

Увеличилась доля участников ЕГЭ, получивших 80 и более баллов. Особо глава минобрнауки РТ отметил лицей №131 Вахитовского района Казани, где таких отличников 314 человек! Всего выпускники в этом году получили 257 100-балльных результатов, что на 18 больше, чем в прошлом. По этому показателю республика входит в топ-5 лучших регионов. 11 выпускников получили 100 баллов сразу по двум предметам.

Самое большое количество стобалльников, разумеется, подготовили школы Казани, Набережных Челнов, Альметьевского и Нижнекамского районов. IT-лицей КФУ подготовил 12 стобалльников, лицей №131 — 9. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 211 обучающихся республики стали ее победителями и призерами. По их количеству Татарстан 8-й год подряд сохраняет за собой третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. По эффективности работы, т. е. по количеству дипломов на 100 тыс. человек, республика занимает второе место после Москвы. Успешно выступают представители Татарстана и на международных соревнованиях.

«Не допускать искусственного увеличения количества таких медалистов»

От итогов со знаком плюс Хадиуллин перешел к итогам со знаком минус. 40 выпускников текущего года в Татарстане не получили аттестат. Самое большое количество таких «митрофанушек» в Алькеевском районе — более 6%.

Общее число медалистов в этом году стало больше (более 15% от числа выпускников), но и здесь не все так просто — часть медалистов сдали ЕГЭ на низкий результат, таким образом не подтвердив свое право на награду.

«В Муслюмовском районе 21 процент претендентов на медаль не подтвердили данный статус: в Буинском — 15 процентов, в Кайбицком — 12,5 процента, в Сармановском — 11,8 процента, — печалился выступающий и добавил. — Необходимо обратить серьезное внимание на объективность оценивания учебных достижений учащихся и не допускать искусственного увеличения количества таких медалистов».

В марте 2021 года федеральная служба по надзору в сфере образования отвела Татарстану унизительное 22-е место в рейтинге регионов по качеству образования. «Столь невысокая позиция обусловлена низким уровнем объективности оценочных процедур», — считает Ильсур Гараевич. Он сказал, что в этой связи министерством был проведен ряд встреч, в том числе с разработчиками сводного рейтинга. «Вскрыты проблемы, поставлены задачи, разработана „дорожная карта“ по оказанию помощи школам, у которых неблагополучно обстоят дела с объективностью проведения оценочных процедур», — заявил министр.

Хуже Удмуртии: как Татарстан докатился до 22-го места по качеству школьного образования

Важная деталь: в рейтинге подводились итоги 2019-го. Позже к этой теме вернулся в своем выступлении Музаев, который отметил, что за два года те позиции, которые тянули рейтинг республики вниз, значительно улучшились. «У нас осталось около 3 процентов школ, которые попали в перечень учебных с необъективными оценками, если не ошибаюсь, это 42 школы», — сообщил Музаев. Но тут же поспешил успокоить: «Это не значит, что школа завышает или занижает оценки по предметам и что директоров школ надо увольнять».

В 2023 году Татарстан в рамках нацпроекта будет участвовать во всероссийской оценке качества образования, и, как считает Музаев, результаты уже станут принципиально иными, «ни у кого сомнения в этом нет».

«Для улучшения результатов самая важная задача — поднимать уровень образования не в элитных школах, там и так все хорошо. Около 90 школ Татарстана показывают результаты лучшие в мире, это лучшие в мире школьники, элита мирового уровня. Наша задача, чтобы все остальные школы поднялись на несколько ступенек выше, и тогда общий результат вырастет», — рассуждал Музаев.

48 татарстанских школ включено в проект «500+», т. е. это школы с низкими результатами. «Низкий результат не всегда вина директора школы, это материально-техническое состояние, социальная среда и прочее. Такие школы надо поддерживать. Увольнением проблема не решается, приходит новый директор, и он ничего не может сделать, если муниципалитет в решение этих проблем не включается», — уверен Музаев.

Минниханов позже также прокомментировал данную тему. Он считает, что во многом причина того, что Татарстан отбросило на 22-ю позицию в российском рейтинге образования, — это «необъективность оценивания, которая напрямую связана с профессионализмом учителя». «Министр сегодня сказал: 15 процентов претендентов на медали в Буинском районе, 21 процент в Муслюмовском не подтвердили свои результаты. Мы понимаем, что один-два результата может быть, но не такое количество», — уверен президент РТ.

Цифровая трансформация образования

Ну и куда же без новых тенденций? В 2021 году совместными усилиями минцифры и минпросвещения России был разработан и принят новый стандарт оснащения школ «Цифровая школа». Татарстан вошел в перечень субъектов, которым будет выделена субсидия на формирование IТ-инфраструктуры школ, обрадовал Хадиуллин. На эти средства будет закуплено оборудование, проведена модернизация кабельных систем и сетей беспроводного доступа Wi-Fi. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в течение двух лет дополнительно 78 школ республики получат самую современную IT-инфраструктуру.

Современный апгрейд получил и портал «Электронное образование Республики Татарстан». Он был разработан в 2009 году, так что «часть его функционала работает некорректно в связи с устаревшей версией системы, которая используется уже 12 лет». К тому же сама жизнь требует создания на портале новых сервисов.

«Цифра» дает образованию много плюсов, но и порождает новые социальные риски. «К существующим проблемам в последнее время добавились распространяющиеся в сети кибербуллинг, экстремизм, деструктивные сообщества, криминальные субкультуры, новые формы зависимости», — перешел к проблемной теме Хадиуллин.

Он вспомнил трагедию в 175-й гимназии Казани, которая «показала необходимость усиления работы психолого-педагогических центров и служб». Сегодня такие психологи работают в 25 муниципальных образованиях республики. Министр попросил глав рассмотреть вопрос улучшения материально-технического обеспечения данных центров и придать им статус юридического лица.

Завершил свой доклад министр сообщением об участии республиканских вузов в нацпроекте «Наука и университеты». Субсидии на 1,7 млрд рублей на перевооружение приборной базы получат КФУ, казанский научный центр РАН и Казанский национальный исследовательский технический университет.

Ленар Габдурахманов: «Прошу поддержать нашу совместную инициативу — как мининимум об увеличении часов изучения ПДД в рамках имеющихся предметов, и как максимум — включение в образовательную программу отдельного предмета по правилам безопасного поведения на дорогах» Ленар Габдурахманов: «Прошу поддержать нашу совместную инициативу — как минимум об увеличении часов изучения ПДД в рамках имеющихся предметов и как максимум о включении в образовательную программу отдельного предмета по правилам безопасного поведения на дорогах» Фото: Андрей Титов

ДТП с детьми: «Допущен рост всех основных показателей аварийности»

Увы, но выступление прокурора РТ Илдуса Нафикова, запланированное по программе, в итоге по каким-то причинам не состоялось. Зато вышел начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. Он обратил внимание на то, что, несмотря на снижение всех основных показателей аварийности в республике, в Татарстане сложилась негативная ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

«С участием детей зарегистрировано 271 ДТП, в которых 11 детей погибли и 286 получили ранения. Допущен рост всех основных показателей аварийности!» — подчеркнул глава ГИБДД.

Рост количества ДТП с участием детей отмечен в 15 муниципальных образованиях, в 9 идет рост происшествий по неосторожности самих детей. Вместе с тем меры по профилактике детского травматизма принимаются далеко не во всех районах, покритиковал Габдурахманов.

40% всех происшествий на дорогах с участием детей — это ДТП с детьми-пассажирами, все 11 погибших несовершеннолетних являлись именно пассажирами. «В этих происшествиях более половины виновных в ДТП были водители, перевозившие детей, практически все они были родителями ребенка», — подчеркнул докладчик. Все чаще в этом году водители стали допускать нарушения при перевозке детей.

Он подчеркнул, что изучение ПДД в школах крайне недостаточное. За все 11 классов обучения ему уделяется только 6 часов в рамках предметов «Окружающий мир» и ОБЖ. «В этой связи, уважаемый Рустам Нургалиевич, прошу поддержать нашу совместную инициативу перед министерством просвещения России — как минимум об увеличении часов изучения ПДД в рамках имеющихся предметов и как максимум о включении в образовательную программу отдельного предмета по правилам безопасного поведения на дорогах», — обратился Габдурахманов.

«Единицы субъектов, главы понимают важность школьного образования»

«Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу республику и второй раз в этом районе», — начал свое выступление Музаев. Он вспомнил, что несколько лет назад уже участвовал в открытии одного из объектов образования, который «казался суперсовременным». Но нет предела совершенству — Актаныш вновь удивил федерального чиновника.

«Сейчас вы построили корпус мирового уровня, достойна уважения та политика, которая ведется в Татарстане. Единицы субъектов, главы понимают важность школьного образования и столько вкладываются в инфраструктуру, учителей», — дал высокую оценку Музаев.

Как говорил Музаев, в России на хорошем уровне начальная школа и естественно-научное направление, но главная проблема — в том, что «наши школьники плохо владеют решением практикоориентированных задач». Он привел в пример задачку на ОГЭ по математике в этом году, на которой завалились большое число школьников. А задача-то была очень легкая, и «вы сами удивились бы тому, что школьники столкнулись с такой проблемой».

«Это то, о чем говорят работодатели: наши школьники хорошо знают предмет, но, когда сталкиваются с решением задач для жизни, у них происходит ступор и они не могут решить», — считает Музаев.

«Родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учебе. Мы приняли решение о выделении финансирования на физическую охрану. Это достаточно большая цифра — 457 миллионов рублей» Фото: Андрей Титов

«Родители несут такую же ответственность за своих детей»

Минниханов в заключительном слове акцентировал внимание на самых важных моментах августовского совещания. Он обратился к руководителям районов: «Прошу обеспечить приоритетное использование государственных языков в соответствии с законом „О языках народов Республики Татарстан“, держать на личном контроле вопрос организации обучения и воспитания на родных языках, уделив особое внимание дошкольному образованию».

Он обратил внимание на проблемы в профобразовании. «Были установлены случаи непосещения обучающимися занятий или систематические их пропуски по неуважительным причинам. Вообще бардак, такое непозволительно, это обман, приписки», — возмущался президент РТ.

7 руководителей за такие вольности обучающихся уже привлечены к дисциплинарной ответственности, трое уволены — в Апастовском, Черемшанском и Дрожжановском районах. «Вы что, слепые, что ли, не видите? Это же все идет потом к нам, эти дети находятся в воздушном пространстве, не учатся, ничего не делают, мы же из бюджета деньги платим. Будем жестко наказывать, эти вещи непозволительны», — пригвоздил глава республики.

Не обошел стороной Минниханов тему трагедии в казанской гимназии №175: «В любом случае вопрос безопасности, родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учебе. Мы несем полную ответственность. Мы приняли решение: для организаций первой и второй категории — о выделении финансирования на физическую охрану. Это достаточно большая цифра, в план бюджета мы ее вкладываем — 457 миллионов рублей». 

Позже будет рассмотрена и третья категория. На эти цели необходимо привлекать допдоходы местных бюджетов, отметил Минниханов.

Президент подчеркнул важность взаимодействия с родительским сообществом. «Одна из главнейших задач школы — выпустить достойного человека, зрелую, успешную личность, патриота и гражданина. Нам очень важно в тесном контакте работать с родителями, родительским сообществом. Сегодня много разных форм есть. Ограничиваться только родительскими собраниями совершенно неправильно. Надо использовать все самые современные возможности, приглашать экспертов. Ну и родители должны нести ответственность за своего ребенка. По большому счету трагедия, которая случилась, родители же просто знали об этом, они съехали, и все, думали, эта тема не закрыта. Родители же виноваты в том, что сигнала не дали. Можно было бы, если бы родители предупредили, обратиться в медицинские учреждения… Он же недавно получил оружие, официально, законно. Никто же его не тормозил. Поэтому я считаю, что родители несут такую же ответственность вместе с нами за своих детей», — сказал Минниханов.

В Татарстане возобновлена программа по обновлению ноутбуков для учителей. 12 тыс. гаджетов в ближайшем будущем будет передано учителям. Реализовывать задачу будет правительственный «Связьинвестнефтехим». «На полгода 12 тысяч ноутбуков. Считаю, что это неплохой подарок, можно поаплодировать», — обратился он к залу, и приглашенные на совещание искупали его в овациях.

В завершение заседания Минниханов и Музаев вручили ряд государственных наград.