«Казань, конечно, очень гордится, что получила через Роспатент звание гастрономической столицы, но на самом деле это все формальность. Если брать во внимание количество хороших и знаменитых ресторанов, их разнообразие, де-факто она уступает Санкт-Петербургу и Москве», — считают столичные рестораторы, поддерживая возмущение коллег из Питера. В Казани в ответ обещают раскручивать бренд и популяризировать новый статус, создавая гастрономические карты и маршруты. Подробности кулинарной битвы столиц — в материале «БИЗНЕС Online».
Зарегистрированный Роспатентом товарный знак «Казань — гастрономическая столица России» сомнителен и должен быть оспорен
Питерские рестораны против гастрономической столицы
Зарегистрированный Роспатентом товарный знак «Казань — гастрономическая столица России» сомнителен и должен быть оспорен. С таким призывом выступили петербургские рестораторы спустя 7 месяцев после получения столицей РТ этого бренда. Инициатива исходит от союза улицы Рубинштейна, объединяющего 6 заведений легендарной злачной территории Питера, членов местных ТСЖ и депутатов муниципального округа, который изначально был создан, чтобы бороться с нарушениями общественного порядка и охранять покой местных жителей.
«Регистрация такого товарного знака — нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы объявить тот или иной город гастрономической столицей, нужен конкурс. Голосовать должны эксперты и потребитель. Иначе это самоназвание», — объяснил свою позицию глава союза улицы Рубинштейна Максим Жуков, передает «Фонтанка». Он уточнил, что транслирует не только собственное видение, но и мнение других участников рынка.
Конечно, де-факто товарный знак — это и есть самоназвание. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в Роспатенте, он был зарегистрирован в соответствии с требованиями законодательства РФ — и проведение конкурсов в данном случае законом не предусмотрено. «По каждой заявке проводится экспертиза, по ее результатам принимается решение», — отмечает Ирина Басс, главный специалист центра общественных связей ведомства, напоминая, что процедура состоит из приема заявки и ее регистрации в официальном бюллетене Роспатента, уплаты пошлин и экспертизы заявленного обозначения, рассмотрения ходатайств и непосредственно регистрации товарного знака.
Неудивительно, что в Смольном судиться с Роспатентом не хотят. Так, замглавы комитета по развитию туризма Нана Гвичия, присутствовавшая на совете, не согласилась с Жуковым. По ее мнению, оспаривать регистрацию бренда означает признавать свою ошибку, «что сами не инициировали вовремя». И предложила вместо этого зарегистрировать другой товарный знак, например «кулинарная столица», «ресторанная» или даже «барная», если участники рынка выработают единое и устраивающее всех позиционирование.
«Мы и так все доказали, наш путь — международное признание», — поставил точку глава комитета Сергей Корнеев в разговоре с «Фонтанкой». Взамен, по информации издания, культурная столица подала заявку на включение в «Сеть креативных городов ЮНЕСКО» по направлению «Гастрономия», опоздав и здесь: Казань уже входит в этот список по направлению «Музыка».
Улица Рубинштейна в Санкт-Петербурге
«Мы не просто получили свой статус и сидим спокойно»
«Товарный знак „Казань — гастрономическая столица России“ был нам выдан на полностью законных основаниях: мы прошли всю необходимую процедуру регистрации и получили свидетельство Роспатента с уникальным номером, которое будет действовать до 2030 года», — парирует питерским рестораторам директор комитета по развитию туризма и кандидат в депутаты Казгордумы Дарья Санникова. Она считает, что петербургскому сообществу рестораторов надо не опротестовывать казанский, а регистрировать свой товарный знак. «Я за то, чтобы в России было больше городов, обладающих определенными статусами, которые работают на увеличение въездного и внутреннего турпотока», — объясняет Санникова, отстаивая бренд гастрономической столицы, на получение которого, напомним, ушел целый год.
«Турист приезжает в город для того, чтобы увидеть архитектуру, посетить какое-то событие: ему нужен и хлеб, и зрелища. Очень важно, чтобы в городе была вкусная кухня. А в Казани множество разных национальностей, и каждая вносит свою гастрономическую лепту: здесь можно попробовать старинные блюда в современной интерпретации, очень развито фермерское направление. Казылык, вяленый гусь, местные сыры, другие деликатесы — город славится огромным количеством вкуснейших продуктов, которые можно попробовать только здесь. Все это позволяет нам с уверенностью говорить, что Казань — гастрономическая столица», — заверяет директор комитета.
«В Казани множество разных национальностей, и каждая вносит свою гастрономическую лепту»
В рамках полученного бренда, по словам Санниковой, планируется и создание гастрономических маршрутов, связанных в том числе с именами известных исторических личностей. «Мы сейчас этим занимаемся, в данном направлении ведется большая скрупулезная работа. Мы не просто получили свой статус и сидим спокойно, а работаем и с рестораторами, и с фермерами, и с высшими учебными заведениями, которые повышают статус повара», — говорит главная по туризму.
Санникова уточнила, что позиционирование в качестве гастрономической столицы будет использоваться в новой туристической карте, а также на въездных воротах в город: на авто- и железнодорожных вокзалах размещены QR-коды с информацией о казанских кафе и ресторанах, а на официальном портале мэрии города организованы вкладки, с информацией, где можно попробовать авторскую и национальную кухню, приобрести различные гастрономические сувениры.
«Кроме того, мы планируем разработать гастрономическую карту РТ, на которой будем отмечать, где какой национальный продукт можно попробовать, исходя из районной привязки. Также предполагаем возобновить участие в международных выставках, где на отдельном стенде станем презентовать Казань как гастрономическую столицу России», — заключила Санникова.
«Гастрономическая составляющая очень высока в мотивационном направлении туризма. Люди ездят в разные места не только посмотреть на водопады и храмы, сходить в музеи, но и для того, чтобы поесть чего-то местного и интересного»
«Конечно, если говорить всерьез, Казань никакая не столица»
Но заслужила ли столица РТ этот бренд в действительности? Определенный скепсис по данному поводу высказывают не только обитатели улицы Рубинштейна, но и многие другие петербургские и московские рестораторы.
«Когда Казань получила это звание, не только питерские рестораторы, но и московские были возмущены, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ столичный ресторанный критик, автор 10 книг по ресторанному бизнесу Олег Назаров. — Казань, конечно, очень гордится, что получила через Роспатент такое название, но на самом деле это все формальность. Конечно, если говорить всерьез, она никакая не столица. Если брать во внимание и число заведений, и количество хороших и знаменитых ресторанов, их разнообразие, де-факто Казань уступает Санкт-Петербургу и Москве. Завтра условная Йошкар-Ола обратится в Роспатент и провозгласит себя гастрономической столицей Европы. Есть такой бренд? Нет. Возможно такое? Да, никто раньше на подобное не претендовал. Поэтому это тоже будет закономерно, хотя и смешно».
По словам Назарова, получился некий хайп, который достаточно выгоден Казани, — город теперь может этот бренд использовать для привлечения туристов. «Гастрономическая составляющая очень высока в мотивационном направлении туризма. Люди ездят в разные места не только посмотреть на водопады и храмы, сходить в музеи, но и для того, чтобы поесть чего-то местного и интересного. Поэтому то, что казанцы сделали — молодцы, прикольные ребята. Но в Питере и Москве гастрономическая культура значительно круче», — отмечает критик.
Назаров подчеркивает, что Казань очень правильно двигает свою локальную кухню и доказывает, что есть не только эчпочмаки и беляши. А русской кухни, по его словам, «и в Москве нормальной нет». «Вообще лучше говорить не о русской кухне, а о локальной, найти те блюда, которые есть только в определенной местности, и их двигать — из категории русских блюд. Ведь и французской кухни нет как таковой, но есть кухня Прованса, Бургундии, Нормандии и так далее. То же самое и здесь: кухню Краснодарского края, например, не сравнить с кухней Поволжья — другие продукты и технологии приготовления», — рекомендует Назаров.
«Кто успел, тот и сделал», — комментирует выступление питерских рестораторов исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова. То, что казанские власти смогли закрепить за городом статус «гастрономической столицы», «не преступление», а право, которым они сумели воспользоваться, отмечает она.
«Являемся мы на самом деле гастрономической столицей или нет — другой вопрос. Я понимаю, что гастрономическая столица — это активное продвижение региональной кухни и продукта. Мое субъективное мнение, что в плане гастрономического туризма мы пока еще слабы, но данное звание обязывает казанские заведения ему соответствовать. Вижу, насколько сейчас увеличилась представленность национальных блюд, как в целом повышается уровень ресторанов и кафе», — отметила Шарафутдинова в беседе с «БИЗНЕС Online». Полученный в январе новый статус она называет «звездой», к которой «нужно тянуться» и которую казанским заведениям по силам достать.
Собеседница издания заметила, что вопросы относительно статуса Казани как гастрономической столицы у московского и питерского бизнеса возникли уже давно, просто сейчас их задали публично.
«С января, когда стало известно, что мы получили товарный знак, я слышу вопросы: „Что за гастрономическая столица?“, „Как так?“, „Почему вы?“ от недоумевающих коллег. И объясняю, что товарный знак зарегистрирован, это уже факт, и мы готовы им воспользоваться», — говорит Шарафутдинова. Питерские рестораторы своими высказываниями в публичном пространстве делают дополнительную рекламу столице РТ, подчеркивает она и добавляет, что Казань сделает все возможное, чтобы подтвердить звание и чтобы «вопросов ни у кого не возникало».
Шарафутдинова признает, что пока новый статус недостаточно популяризирован, да и рестораны еще «не кричат» о нем. «Но мы потихонечку будем раскручивать бренд, сейчас самое начало», — отметила исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 443
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.