1. В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка «Дорога…» знаменитой казанской фотохудожницы Ляли Кузнецовой. Участнице фотогруппы «Тасма» недавно исполнилось 75 лет.

  2. Перед открытием выставки корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщалась с живым классиком фотографии, которая рассказала о создании своих работ.

  3. В экспозиции представлены фотоработы из одноименной книги автора 2010 года — последней изданной книги Кузнецовой и первой выпущенной в России. До этого «Дорога…» издавалась в Штатах, Англии, Франции, Германии. Кстати, тогда же, в год выхода книги, 11 лет назад, состоялась последняя по времени персональная выставка Ляли Мендыбаевны.

  4. Отметим, что многие снимки, которые вошли в книгу, публикуются впервые. Их все можно увидеть сейчас в ГСИ. Например, впервые представлена серия «Цирк. Казань. 1982»…

  5. … и «Евреи. Бухара. 2008».

  6. Кадры для больших фотографий, которые дополняли вернисаж, наша собеседница выбирала сама. По ее словам, главный принцип, по которому она отбирала фото, это возможность обрезать снимок так, чтобы он получился вертикальным и, конечно же, чтобы композиционно читался со всей экспозицией.

    «Как видите, все мои кадры горизонтальные. Я очень люблю линию горизонта. А цыгане — как раз те люди, которые стремятся к этой линии. И идут, и идут, и идут…» — подчеркивает фотохудожница.

  7. Фото из серии «Цыгане. Одесса. 1992». Как известно, именно исследование быта цыган, их жизни в таборе и сделали казанского автора широко известной.

  8. «Я же родилась в степи — в Казахстане. И все детство прошло в степи. Безусловно, отсюда и интерес к кочевой жизни цыган. Собственно, я и начинала фотографировать таборных цыган. Как говорил Экзюпери, «мы все родом из детства», поделилась воспоминаниями наша собеседница. На фото молодая Кузнецова делает селфи.

  9. Голубь, взмывающий в небо, и мальчик, сидящий на корточках с распростертыми руками и провожающий птицу взглядом, — одна из самых знаменитых фотографий автора. Она сделана в 1979 году и вошла в цикл «Цыгане. Уральск. 1979–1987». Произведение было представлено в Париже на одном из симпозиумов, правда, как оно попало туда, для Кузнецовой до сих пор остается загадкой. «Мне как-то позвонил редактор из Time: „Ляля, вы не видели? В центре Парижа висит на всю улицу ваша работа!“ У меня была галеристка, наверное, она дала эту фотографию», — предположила Кузнецова.

  10. На вопрос, помнит ли она, как была сделана данная фотография, собеседница ответила: «А разве можно помнить такие вещи? Они не помнятся, это доля секунды. Это буквально ты увидел, сердце у тебя щелкнуло — успел схватить или нет. Вот так». 

  11. «Это было мое первое знакомство с табором и мой самый первый табор, — вспоминает свои ощущения Кузнецова, рассказывая о серии „Цыгане. Уральск. 1979–1987“. — Такая эмоциональная нагрузка идет, когда общаешься с цыганами. У них энергетика очень мощная».

  12. Цикл «Цыгане. Казань.1996» был сделан уже, когда Кузнецова стала известным фотографом. По ее воспоминаниям, он тогда увидела в Казани цыган, узнала, где они живут и напросилась в гости на Новый год. «Мы туда ездили с Мариной Разбежкиной (известным кинорежиссером — прим. ред.), — рассказала фотохудожница. — Я ей предложила: „Марина, хочешь поехать со мной к цыганам?“ Она согласилась и взяла с собой Алика Привина. Правда, я тогда поняла, что с киношниками фотографу лучше не ездить. Потому что каждый из нас становится хозяином территории. Кстати, семья, у которой мы остановились, была бедной, о чем говорит эта елка на фото. Обычно рядом с ней складывается множество всего, даже угощения, а конфеты вешаются на елку. Здесь ничего этого нет. Вот у одесских цыган как раз такое можно увидеть», — вспоминала Кузнецова, рассказывая о данной фотографии. 

  13. А вот героини (слева) этой работы уже нет в живых. Когда девочка чуть подросла, она стала жертвой автомобильной катастрофы.

  14. Кстати, впервые на выставке демонстрируется документальный фильм-интервью «Дорога…», в котором легендарная фотохудожница рассказывает о своей работе и семье. Режиссеры — Екатерина Богачевская и Олег Климов.

  15. «В Узбекистан я впервые попала благодаря National Geographic, которые отправили меня туда снимать сбор хлопка. Тогда американцы делали книгу „Один день Советского Союза“, — рассказала фотохудожница, вспоминая момент создания серии „Узбекистан. 1990–1998“. — И когда я попала туда… По тем временам для меня это был волшебный край. У нас в Казани тогда не было на улице ни кафе, ни шашлычных. А там… Я иду, сентябрь, запах шашлыков, бабай на ослике едет в тюбетеечке красивой. Я влюбилась!»

  16. «Каждый день я проходила этот уголок. И никого там не было. Я так жалела: «Думала, боже мой, какая красота. Эта труба, этот уголок глиняный, и никого нет. И вот однажды иду, сидит мальчик, как галчонок, причем не обращая на меня внимания. Я его щелкнула несколько раз. Он мне сделал такой подарок», — с ностальгией вспомнила историю создания снимка наша героиня.

  17. Посетители с любопытством обсуждали работы легендарной фотохудожницы.

  18. А это свадебное фото одесских цыган.

  19. «Я давно мечтала попасть на цыганскую свадьбу, и в начале 90-х удалось. Мне всегда казалось, это что-то веселое-веселое, но… Не всегда так», — говорит Кузнецова.

  20. Еще один снимок из серии «Цыгане. Одесса. 1990–1992». «С ним я разговаривала на привозе. Мы встретились, и я напросилась к нему в гости. Он согласился, а как раз была Пасха, — рассказала Кузнецова. — Помню, как он хвалился ими [павлинами], когда выпил». Павлинов (их у него было два) мужчина привез из Болгарии. Правда, история птиц закончилась. 

    «Представьте, на следующий год приезжаю и смотрю, перья павлинов из рамы торчат. Спрашиваю: где они? И оказалось, что собака соседская загрызла», — сожалеет наша собеседница. 

  21. «Знаете, фотографы многие вещи чувствуют интуитивно. Нажимая тысячи раз на кнопку, мы предчувствуем момент. Почему мы, когда идем фотографировать, поворачиваем иногда налево, иногда — направо? Почему? А что-то нас ведет», — отмечает именитая фотохудожница.

  22. Выставка Ляли Кузнецовой «Дорога…» продлится в ГСИ до 12 сентября. И это одна из тех экспозиций, для которой точно нужно выкроить ваше свободное время.