Какие памятники нужны городу и республике? Этот вопрос часто становится предметом для обсуждения профессионалов-градостроителей и неравнодушных общественников. «БИЗНЕС Online» выяснил судьбу ряда старых и новых монументальных проектов, связанных с Татарстаном и его столицей. О том, как героям войн XVI века в РТ предпочли героя из XX-го, не приняли «ханский» подарок из Болгарии и думают о будущем памятного знака «Тергезү», — в нашем материале.
1. Фишман-Бекмамбетова «выбила» Девятаеву Кремлевскую набережную
С мертвой точки сдвинулся вопрос о появлении в Казани памятника Михаилу Девятаеву (на фото: памятник Девятаеву на его родине в поселке Торбеево в Мордовии, торжественное открытие которого состоялось в апреле этого года)
Как выяснил «БИЗНЕС Online», с мертвой точки сдвинулся вопрос о появлении в Казани памятника Михаилу Девятаеву. Напомним, что республика уже планировала создание такого монумента к 100-летию со дня рождения героя-летчика в 2017 году, но этого так и не произошло. Ну а сейчас интерес к этой исторической фигуре, судя по всему, был подкреплен еще и фильмом «Девятаев» Тимура Бекмамбетов, выходившим в широкий российский прокат.
Причем, по информации газеты, было несколько вариантов для возможного расположения будущего памятника. В частности, рассматривалась территория речного порта, а также речного техникума, возле которого стоит «Метеор». Напомним, что герой побега из немецкого концлагеря на острове Узедом после войны работал капитаном на речных судах. Более того, в правительстве республики уже готовились объявить конкурс на создание памятника. Но в этот момент сюда вмешалась главный «девятаевовед» Татарстана, супруга режиссера блокбастера о подвиге летчика, помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, которая посчитала, что предлагаемые варианты расположения монумента недостойны масштабов личности Девятаева.
«Памятник появится на Кремлевской набережной, да, такое решение было, президент поддержал, — рассказал „БИЗНЕС Online“ сын героя Советского Союза, профессор КГМУ Александр Девятаев. — Деталей я не знаю, но само решение было принято еще в апреле. Наталия Львовна борется за этот памятник, можно так сказать! Но деталей, дат пока, к сожалению, нет». Причем, по нашей информации, речь идет о том самом километре набережной от Кировской до Ленинской дамбы, ход благоустройства которого в июле проверял мэр Казани, а в качестве подрядчика не выступает ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.
Пикантности данной информации добавляют разговоры о том, что в правительстве республики якобы подумывали и о том, чтобы в этом топовом месте под Кремлем поставить памятник защитникам Казани в 1552 году. Источник газеты, знакомый с ситуацией, рассказывает, что в кабмин регулярно приходят письма от общественных организаций и рядовых граждан о необходимости создания такого монумента. Добавим также, что постановление правительства РТ о памятнике защитникам Казани было принято еще в 1999-м и с тех националы пытались даже через суд обеспечить его выполнение.
«Согласно информации, представленной исполнительным комитетом города Казани, рассматривается вариант размещения памятника М.П. Девятаеву на набережной на улице Кремлевской, планируется проведение творческого конкурса на разработку эскиза монумента», — официально сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве культуры РТ. Также, по информации газеты, творческий конкурс на разработку эскиза памятника будет проходить при организационной поддержке Фишман-Бекмамбетовой, а архитектурное бюро Orchestra Design должно подготовить исходное предложение для разработки эскиза монумента.
2. Памятник Сююмбике хотели «подарить» Челнам
Сам художник настаивал на огромном 18-метровом (с учетом постамента) памятнике в районе Кремля, власти же предлагали другие площадки, к тому же при условии уменьшения масштабов сооружения в разы
Есть новости и о судьбе многострадального памятника Сююмбике авторства заслуженного деятеля искусств Казахстана и народного художника РТ Камиля Муллашева. Напомним, что в конце 2019 года Рустам Минниханов, награждая памятной медалью скульптора, заявил, что творение Муллашева может появиться в Казани. Однако сам художник настаивал на огромном 18-метровом (с учетом постамента) памятнике в районе Кремля, власти же предлагали другие площадки, к тому же при условии уменьшения масштабов сооружения в разы.
Так вот, по информации «БИЗНЕС Online», после некоторого затишья судьбой Сююмбике вновь озаботились. Во-первых, судя по всему, в Казани памятнику Муллашева точно не быть, эта идея не вызывает жгучего интереса ни у городских, ни у республиканских властей. Во-вторых, источники газеты сообщают, что в июне на заседании межведомственной комиссии по вопросам увековечения памяти выдающихся деятелей Республики Татарстан под руководством вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой в качестве варианта решения вопроса предложили поставить этот памятник в Набережных Челнах. Однако высокопоставленный чиновник автограда неофициально сообщил, что официального запроса на этот счет местная администрация не получала, но в любом случае он не понимает, зачем городу монумент, героиня которого не имеет никакого к нему отношения.
«Решение вопроса определения места установки памятников и мемориальных досок относится к компетенции органов местного самоуправления. По располагаемой нами информации, установка памятника в Набережных Челнах не планируется», — в свою очередь, сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве культуры РТ.
3. Хан Котраг не доедет ни до Болгара, ни до Тетюшей
Ничем закончилась для Татарстана история с памятником хану Котрагу, который республике хотел подарить болгарский предприниматель Ивелин Михайлов
Ничем закончилась для Татарстана история с памятником хану Котрагу, который республике хотели подарить в Болгарии. Напомним, болгарский предприниматель Ивелин Михайлов несколько лет назад предложил республике установить памятник в расчете на туристов из Болгарии. Аналогичный проект он уже сделал в Италии, там, куда ушел со своей ордой младший сын хана, правителя Великой Болгарии Кубрата Альцек. Трехметровая статуя Альцека красуется в итальянской коммуне Челле ди Булгариа.
Котраг — это предводитель одной из болгарских племенных групп Великой Болгарии, кочевого народа кутригуров, под его руководством в VII веке они переселились из разгромленной хазарами Великой Болгарии в Среднее Поволжье, где впоследствии было создано государство Волжская Булгария. Бизнесмен же хотел сделать туристический маршрут по местам, связанным с болгарской историей: это, разумеется, сама Болгария (основанная старшим сыном хана Кубрата Аспарухом), Италия (туда ушел младший сын Кубрата Альцек, присягнув на верность лангобардам) и Татарстан (в Поволжье ушел второй сын Кубрата Котраг) с заездом в Москву.
Татарстанские чиновники сначала восприняли идею на ура, в марте 2018 года болгарская делегация прибыла в республику и стороны договорились о месте для памятника в Тетюшах, поскольку в самом Болгаре, как объекте ЮНЕСКО, поставить что-либо новое проблематично.
Болгары изготовили постамент и отлили в Софии памятник из латуни с гранитным постаментом — хана в военном обмундировании и на коне, — который планировалось установить в июле 2019-го. По словам председателя общественной организации «Волжские булгары», объединяющей татар и башкир Болгарии, Альфии Димитровой, 205 человек из Болгарии, Италии, Испании и США взяли отпуска, оформили визы и забронировали отель в Казани, чтобы принять участие в открытии памятника.
Но татарстанские чиновники неожиданно резко изменили свое отношение к памятнику. Исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова попросила воздержаться от возведения памятника хану Котрагу. В приложении к ее письму под названием «О так называемом булгарском хане Котраге» доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук РТ Фаяз Хузин поясняет болгарской стороне, что науке неизвестно, кто именно привел болгар на Среднюю Волгу. Может, Котраг, а может, и нет. Но точно известно, что Котраг не был основателем государства Волжской Булгарии — его основал хан Алмуш только через два века.
Затем выяснилось, что планируемое место установки монумента само является памятником археологии «Тетюшское 2-е городище». Минкульт РТ обратился в администрацию Тетюшей с просьбой определить альтернативные места для скульптуры. Согласно полученному из района ответу, «места с видом на Волгу находятся в оползневой зоне или в значительном удалении от города Тетюши», а иных участков, подходящих для размещения памятника, в Тетюшах не имеется. Далее директор института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов написал болгарской стороне, что Котраг «не известен как личность, пришедшая на Волгу с болгарскими племенами», поэтому памятник следует назвать «Правителю болгар», не указывая имени. Глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов и вовсе заявил, что болгары «ввели его в заблуждение» и выбрали место для монумента без чьего-либо разрешения. Хотя в своем ответе на запрос болгарской стороны (имеется в распоряжении редакции) сам пишет буквально следующее: «В марте 2019 года по поручению заместителя министра культуры Республики Татарстан Д.Д. Натфуллина в городе Тетюши состоялась встреча-обсуждение совместного проекта по установке памятника, посвященного приходу болгар на Среднюю Волгу, с участием представителей инициативной группы из Болгарии. На предполагаемом месте был установлен постамент для памятника за счет болгарской стороны».
Последний ответ болгары получили от спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, в котором он полагает, что «монумент хану Котрагу, любезно изготовленный нашими болгарскими друзьями, найдет свое достойное место на территории Татарстана». Достойное место поручили искать Институту истории им. Марджани, и историки нашли даже два: село Кузнечихи Спасского района или село Богдашкино Тетюшского района. Так, в результате двухлетнего чиновничьего футбола памятник хану Котрагу на берегу Волги с видом на Болгар превратился в памятник анонимному «правителю болгар» близ одной из вымирающих деревень, вдали от какой-либо инфраструктуры и туристических потоков.
Естественно, бизнесмена Михайлова это привлечь не могло, и он принял решение поставить памятник в другом регионе: благо Волжская Булгария была шире современного Татарстана. «Несколько регионов пожелало сотрудничать в этом проекте, есть и письменные предложения. Поскольку Кузнечиха и Богдашкино не имеют отношения к туристическому маршруту, инициаторы проекта, к сожалению, вынуждены отказаться от дальнейших, скорее всего, бесконечных ожиданий решения руководства РТ о принятии дарения памятника. Как оказалось, решение очень трудное и сложное. Так болгары облегчат чиновникам эти хитросплетения и изворотливые объяснения», — говорит Димитрова.
4. Эпопея с памятником Саре Садыковой близка к завершению
Памятник Саре Садыковой на татарском кладбище Казани
Напомним, что постановление кабинета министров Татарстана об установлении памятника знаменитой татарской певице и композитору Саре Садыковой датирован аж 13 марта 1997 года. С тех пор этот проект испытал немало мытарств со сменой возможного места установки и прочее. «БИЗНЕС Online» подробно об этом писал еще в 2014-м. Не дожила до этого дня и автор памятника Рада Нигматуллина — первая татарская профессиональная женщина-скульптор. И все же монумент должен появиться рядом с улицей, которая носит имя Садыковой.
«Министерством культуры РТ совместно с исполнительным комитетом города Казани подготовлено предложение по установке памятника Саре Садыковой возле домов 9в и 9а к. 1 на улице Татарстан. Исполнительным комитетом Казани ведутся работы по освобождению территории от объектов, препятствующих целостному обзору территории установки памятника», — сообщили «БИЗНЕС Online» в минкульте РТ. В текущем году запланирована разработка эскизного предложения по установке памятника на этой территории на основе проекта Нигматуллиной. «Решения согласовываются с родственниками и фондом Сары Садыковой», — информирует министерство.
5. Каким памятником Татарстан отметит 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией?
В 2012-м в Болгаре был установлен памятный знак, посвященный официальному принятию волжскими булгарами в 922 году ислама. Судя по всему, главным монументальным творением по случаю 1100-летия, которое случится в 2022 году, станет Соборная мечеть в Казани
«Установка памятника в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в Казани не планируется, — следует из официального ответа минкульта РТ. — В то же время в 2012-м в Болгаре был установлен памятный знак, посвященный официальному принятию волжскими булгарами в 922 году ислама».
Судя по всему, главным монументальным творением по случаю большого юбилея, который случится в 2022 году, станет Соборная мечеть в Казани. Напомним, что на первом заседании оргкомитета по празднованию круглой даты Минниханов заявил, что она будет названа в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Правда, к самой дате должны лишь заложить первый камень. Появления других памятников, согласно плану мероприятий, который находится на утверждении у главы оргкомитета, вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, не ожидается.
6. Вспомнят ли о памятном знаке в честь Екатерины II
В скором времени могут вспомнить и об еще одном монументальном знаке — «Тергезү» в честь императрицы Екатерины II
Собеседники «БИЗНЕС Online» считают, что в скором времени могут вспомнить и об еще одном монументальном знаке, хотя официального подтверждения этому нет. Речь о памятном знаке «Тергезү» в честь императрицы Екатерины II, соответствующий конкурс был объявлен городскими властями в 2016-м, а победил в нем известный московский скульптор Салават Щербаков. Таким образом хотели увековечить 250-летие исторического события 1767 года — выхода указа императрицы, разрешавшей татарским купцам строить каменные мечети, что оказало серьезное влияние на возрождение и развитие ислама в России. Однако идея памятного знака вызвала тогда негативную реакцию у большой части татарской общественности, и о нем потихоньку попросту забыли.
«В 2016 году исполнительным комитетом города Казани проведен творческий конкурс на разработку концепции памятного знака „Торгызу (возрождение)“, содержащего образ Екатерины II. Победителем конкурса был объявлен скульптор Салават Щербаков (Москва), — информирует министерство культуры РТ. — Исполнительный комитет Казани предложил рассмотреть вопрос установки данного памятного знака в рамках строительства городского парка „Старое русло“ в Адмиралтейской слободе. Он заложен в концепции развития набережных реки Казанки и должен быть разработан согласно их этапности. В целом окончательное решение по данному памятнику на данный момент не принято».
Между тем источники газеты обращают внимание на недавнюю презентацию в Казани нового туристического императорского маршрута по Татарстану, посвященного дому Романовых, в которой участвовали министр культуры Ирада Аюпова и председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. В подобный маршрут «Тергезү» вписалось бы идеально. Кроме того, по нашим данным, федеральный центр активно поощряет строительство в больших городах-миллионниках памятников, посвященных русским царям и императорам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1228
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.