Глава  ИТ-компании Xsolla Александр Агапитов уволил около 150 сотрудников после анализа их эффективности в рабочих сервисах и мессенджерах Глава IT-компании Xsolla Александр Агапитов уволил около 150 сотрудников после анализа их эффективности в рабочих сервисах и мессенджерах Фото: соцсети

Биг дата рекомендовала уволить 150 человек одним махом

Кадровое решение IT-компании Xsolla (штаб-квартира в Лос-Анджелесе, но большинство сотрудников работают в Перми) получило федеральный резонанс. СЕО Александр Агапитов накануне объявил об увольнении 147 человек на основе больших данных: анализ активности в почте, чатах, документов и дашбордов показал, что это «невовлеченные» и «малопродуктивные» сотрудники. Причем о своем решении сообщил «пассивно-агрессивно»: путем общей рассылки, к которой прикрепил пофамильный список уволенных.

«Вы получили это письмо, потому что моя команда биг дата проанализировала ваши активности в жире, конфлюенс, гугл почте, чате, документах, дашбордах и пометила вас как невовлечные и малопродуктивные сотрудник. иными словами вы не всегда присутсвовали на рабочем месте тогда, когда работали удаленно. для многих из вас это может быть шоком, но я искренне верю, иксолла не для вас», — порадовал сотрудников Агапитов (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.), пообещав им подыскать «хорошее место», где уволенные «будут получать еще больше, а работать еще меньше».

Скриншот этого письма разлетелся по соцсетям, вызвав шквал возмущений и критики. Его опубликовала в том числе главный хантер рунета Алена Владимирская, назвав произошедшее кейсом «крайне неправильного использования биг даты в эйчаре». Сам Агапитов в соцсетях поблагодарил всех «за фидбек», после чего опубликовал твит с нецензурным заключением, суть которого сводится к альтернативе «вкалывайте или убирайтесь» (только в более жесткой форме).

«Мы должны были за июль 2021 года заработать на 40 процентов больше, чем за июль 2020-го. Оказалось 27 процентов. И я принял решение в пятницу, [30 июля]», — объяснил свою логику Агапитов Ura.ru. Он уточнил, что никого из получателей письма еще не уволили: если сотрудник согласится уйти, ему предложат щедрое выходное пособие. Если нет… «Позволю раздать 60 обратных билетов — по усмотрению менеджеров», — пообещал миллиардер.

В списке на увольнение оказались программисты, представители техподдержки, пиарщики, маркетологи, а также бариста. Большинство работают в пермском офисе компании, 6–7 человек — в США, 2–3 — из Южной Кореи. Под сокращение попали даже те, кто очень давно — более 10 лет — работал в Xsolla.

Агапитов добавил, что алгоритмом анализа биг дата для кадровых решений компания может воспользоваться и в будущем.

В 2020 году выручка Xsolla составила $67 млн, а EBITDA — $33 млн. Инвестбанк Goldman Sachs включил компанию в числе 12 крупнейших глобальных цифровых компаний с российскими основателями В 2020 году выручка Xsolla составила $67 млн, а EBITDA — $33 миллиона. Инвестбанк Goldman Sachs включил фирму в число 12 крупнейших глобальных цифровых компаний с российскими основателями Фото: By xsolla.com, Fair use, en.wikipedia.org

Что такое Xsolla? 

Пермяк Агапитов основал Xsolla в 2005 году. Компания занимается разработкой решений для монетизации видеоигр, играет роль глобального реселлера виртуальной валюты и товаров для игр, сотрудничает с мировыми разработчиками: Gameforge, Bigpoint, InnoGames, Travian Games, Wargaming, Mail.ru, Одноклассники и другими. В 2020-м выручка фирмы составила $67 млн, а EBITDA — $33 миллиона. Инвестбанк Goldman Sachs включил Xsolla в число 12 крупнейших глобальных цифровых компаний с российскими основателями. У организации есть представительства в Перми и Сеуле (Корея). На сайте Xsolla указано, что в пермском офисе компании работают более 350 сотрудников. 

По данным справочного сервиса «Контур-фокус», в ООО «Иксолла» трудоустроен 81 человек. Директор общества — Валентина Чемоданова, 100-процентный учредитель ООО «Иксолла Русский Холдинг» (директор Агапитов, 100-процентный учредитель зарегистрированной в США корпорации «Иксолла Холдинг Компани»). В 2020 году на балансе фирмы находилось 249,7 млн рублей, выручка составила 5,1 млрд, чистая прибыль — 10,9 млн рублей.

Любопытно, что никто из сотрудников Xsolla, уволенных или продолживших работу, не обозначил свою позицию в соцсетях или СМИ. «Нам говорят, что официально пока никого не уволили, — сообщил нашему изданию один из сотрудников на условиях анонимности. — Я очень давно работаю в компании, на моей памяти руководство такое поведение не демонстрировало». Но есть и те, кто поддерживает Агапитова. «Обсуждать тут нечего, людей постоянно в компаниях увольняют командами, отделами, — отозвалась другая сотрудница. — В нашем случае доверие CEO и неформальное общение в фирме сыграло злую шутку. Надеюсь, человека, который все это слил, больше не возьмут ни в одну IT-компанию». 

Алена Владимирская опубликовала пост, смысл которого в том, что мерять продуктивность сотрудников временем в сети и вовлеченностью, а не оцифрованными результатами работы неэффективно и глупо, а анализировать личные профили, выходящие за спектр рабочих систем — незаконно Алена Владимирская опубликовала пост, смысл которого в том, что мерить продуктивность сотрудников временем в сети и вовлеченностью, а не оцифрованными результатами работы неэффективно и глупо, а анализировать личные профили, выходящие за спектр рабочих систем, — незаконно Фото: pixabay.com

«Весь IT-сектор Перми обсуждает этот кейс в кулуарах, — рассказал нашему изданию источник, хорошо знакомый с ситуацией. — Что касается Агапитова, он всегда отличался подобным поведением. Вы читали его письмо? Он в жизни такой и есть». 

Собеседник издания сомневается в том, что руководство компании анализировало поведение сотрудников через биг дата. «Это из пальца высосанная история, предлог для увольнения работников с целью повышения эффективности компании, — полагает он. — Никакой биг дата, которая так анализирует поведение подчиненных, быть не может. Данная система должна обладать большим накопленным опытом, уметь отличать одних сотрудников от других, маркировать их поведение в рабочих чатах как „эффективное“ и „неэффективное“, но пока таких решений нет. Наконец, нельзя судить о поведении работника только по его активности, при желании можно столько мусорной активности наворошить, что мало не покажется». 

Наш источник рассказал, как несколько лет назад работал в крупной федеральной компании, которая внедрила подобное решение. «Этим занимался наш отдел экономистов, они посчитали, сколько работников нужно сократить из-за неэффективности, и выдали программу сокращения по всем отделам, — рассказал он. — Самое смешное, что был выявлен один отдел, которому требуется не сокращение, а расширение штата — отдел разработчиков данной программы. У нас весь завод смеялся, в итоге программу не внедрили».

Игорь Сапко объявил, что направил запросы в Роструд и ФНС, чтобы эти ведомства более детально разобрались в сложившейся ситуации Игорь Сапко объявил, что направил запросы в Роструд и ФНС, чтобы эти ведомства более детально разобрались в сложившейся ситуации Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

За «малововлеченных и непродуктивных» началась борьба

Реакция на происходящее была мгновенной и яркой. К обсуждению инцидента в Xsolla подключился бывший мэр Перми Игорь Сапко, ныне депутат Госдумы РФ. В «Фейсбуке» он опубликовал пост под названием «IT-увольнение», в котором описал свое видение ситуации: «Порядка 150 сотрудников пермского филиала IT-компании с иностранным участием, по предварительной информации, были автоматически уволены директором посредством одной из соцсетей». Сапко объявил, что направил запросы в Роструд и ФНС, чтобы эти ведомства более детально разобрались в сложившейся ситуации.

Не замедлили себя ждать и оценки HR-специалистов. Та же Владимирская опубликовала пространный пост, смысл которого в том, что мерить продуктивность сотрудников временем в сети и вовлеченностью, а не оцифрованными результатами работы неэффективно и глупо, а анализировать личные профили, выходящие за спектр рабочих систем, — незаконно. «Как я понимаю, у части людей „трекались“ личные компы, потому что люди работали на „удаленке“ на своей технике», — пояснила Владимирская и рекомендовала попавшим под увольнение обращаться в суд и трудовую инспекцию. В результате, по ее мнению, сотрудники получат «прилично денег», а спустя 2–3 месяца, когда схлынет негативный пиар, спокойно трудоустроятся. По мнению Владимирской, оптимизация штата — «нормальный процесс, но она должна вестись честно, а не под прикрытием «вы ***, а я д’Артаньян». 

Ситуацией уже воспользовались и другие компании, которые стали активно „хантить“ «непродуктивных» сотрудников. Так, пермская же компания Promobot пригласила уволенных на собеседование, записав видеообращение от имени робота. Работу им предложили представители Альфа-Банка и Райффайзенбанка. Первый пообещал «„удаленку“, доверие и минимум бюрократии», а второй — возможность принимать самостоятельные решения по достижению поставленных целей в компании. 

Всего в Татарстане, по данным опроса сайта для поиска работы и сотрудников hh.ru, 17% работодателей отмечают, что на «удаленке» продуктивность их сотрудников снизилась. 22% наоборот заметили повышение эффективности труда Всего в Татарстане, по данным сайта hh.ru, 17% работодателей отмечают, что на «удаленке» продуктивность их сотрудников снизилась. 22%, наоборот, заметили повышение эффективности труда Фото: pixabay.com

В Татарстане работодатели лезть в личные чаты пока не спешат

Татарстанские компании пока не горят желанием повально отслеживать рабочее время

„дистанционщиков“. Так, руководитель компании «Эттон Групп» Ефим Климов полагает, что эффективность сотрудников невозможно оценить по интенсивности переписки и использования рабочих инструментов. «У нас, как и в любой IT-компании, есть методология оценки эффективности сотрудников, которой пользуются руководители проектов. Если работа выполнена в срок и хорошо, зачем мне как руководителю контролировать чаты или еще что-то? Это идиотизм!»

В компании сейчас удаленно работают примерно половина сотрудников. Вначале был момент привыкания, признает Климов, но сегодня на продуктивность такой формат работы не влияет, хотя учет рабочего времени удаленных сотрудников не ведется, никакой специальной программы на их компьютеры не устанавливали. «Есть задача. А когда, за какое время сотрудник ее сделал — с утра, вечером или ночью, совершенно неважно. Компании, которые мыслят рудиментарными показателями контроля, как раньше было модно в американских корпорациях, должны помнить, что сегодня время меняется и такой подход уже не работает».

Ефим Климов: «Есть задача. А когда, за какое время сотрудник ее сделал, с утра, вечером или ночью, совершенно неважно. Компании, которые мыслят рудиментарными показателями контроля, как раньше было модно в американских корпорациях, должны помнить, что сегодня время меняется, и такой подход уже не работает» Ефим Климов: «Есть задача. А когда, за какое время сотрудник ее сделал — с утра, вечером или ночью, совершенно неважно. Компании, которые мыслят рудиментарными показателями контроля, как раньше было модно в американских корпорациях, должны помнить, что сегодня время меняется, и такой подход уже не работает» Фото: «БИЗНЕС Online»

В компании ICL Services тоже нет практики принятия решений по сотрудникам на основании алгоритмов, отслеживания переписки и рабочей активности в системах и чатах. Однако там автоматизированы многие процессы, в частности квартальная и аттестационная оценки. Часть оценки по компетенциям оцифровывается в выводы, но саму оценку делает руководитель, и финальные решения — также за ним. «Но есть управленческие дашборды, аналитика, результаты опросов вовлеченности в разных разрезах. Это те платформы, которые являются базой для принятия управленческих решений. С исследовательской точки зрения решения на базе алгоритмов очень заманчивы. Это уход от рутины, бесконечного сбора статистики, возможность упорядочить информационный хаос, экономия времени. Риски — этичность и разумность выводов, попытка переложить на алгоритмы важные решения, снятие ответственности. Эффективность отслеживания продуктивности в офисе тоже большой вопрос. Думаю, что компании будут двигаться в направлении отслеживания продуктивности, на «удаленке» и без, с разной скоростью и способами внедрения. Большим организациям невозможно держать контроль на ручном управлении. Но это не обязательно big brother is watching you», — комментирует Евгения Солонина, директор по персоналу компании ICL Services.

Всего в Татарстане, по данным опроса сайта для поиска работы и сотрудников hh.ru, 17% работодателей отмечают, что на «удаленке» продуктивность их сотрудников снизилась. 22%, наоборот, заметили повышение эффективности труда. «В чем выражается снижение эффективности, по мнению руководителей? Наиболее популярным проявлением стала несогласованность в работе, рассинхрон действий. Также руководители заметили, что сотрудники начали работать спустя рукава, не прикладывать должных усилий, плохо прорабатывать задачи, кроме того, снизилась скорость выполнения поставленных задач», — комментирует Александра Севостьянова, руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье. 

По ее данным, 12% работников региона сами отмечают, что на «удаленке» их эффективность снизилась. Треть респондентов Татарстана по пятибалльной шкале оценили свою концентрацию на служебных вопросах на четверку, 8% сами себе поставили двойку, заявив, что постоянно на что-то отвлекаются в рабочее время. Наиболее часто мешают сосредоточиться чувство голода (необходимость готовить еду), дети и другие члены семьи. 19% назвали в числе отвлекающих факторов соцсети (так ответили 23% мужчин и 15% женщин).